О системе координаторства


Я хотел, чтобы вы несколько слов ещё сказали об этой системе координаторства, которая сейчас есть. Насколько она важна для вас? Что вы вкладываете в эту систему?

БВГМ: Я уже говорил на первом вступительном собрании, насколько она важна. Тут я, пожалуй, скажу одну важную вещь. Я уверен, что Варшана про неё говорит. На местах у людей иногда бывают наставники. Эта система ни в коем случае не должна вмешиваться, или как-то мешать этим отношениям. Она должна быть неким дополнением к тому, что уже существует. Это важно мне. Мне важно знать, что у всех моих учеников есть рядом какие-то люди, которые не равнодушны к ним, которые заботятся о них. Даже если это не выстроенные отношения наставника и подопечного, а просто какие-то отношения на какой-то дистанции. По крайней мере, есть это отождествление, и есть беспокойство. Чтобы я мог прийти на помощь, поддержать человека в случае необходимости и так далее. Мне очень важна эта система.
В своё время у меня был очень интересный разговор. Я не скажу с кем. Это было, наверное, где-то в районе 1997 года, или, может быть, 1998 года, где-то на исходе определённого, очень существенного этапа в развитии ИСККОН в России. Я разговаривал с одним очень умным человеком, который наблюдал за этой динамикой отношений гуру и ученик на примере того, что есть. Он достаточно критически относился к этому. Он разбирал разные правила, которые гуру устанавливали для своих учеников. Его вывод был такой, что, в частности, по одному гуру, который выставлял какие-то очень высокие требования для своих учеников… Его вывод, с которым я не согласен, но, тем не менее, он запомнился мне так, что я до сих пор помню этот разговор, потому что он заставил меня над чем-то думать. Его вывод был такой, что, даже если он предъявляет какие-то сверхвысокие требования к своим ученикам, в конце концов, ученики не получают чего-то большего. Я стал думать, что же это значит, что ученики должны получать? Требования – это нормальная вещь. Гуру имеет право требовать чего-то от своих учеников. Прежде всего, он должен требовать, чтобы они учились. Сплошь и рядом я сталкиваюсь с такой позицией учеников: я, так и быть, стану вашим учеником, но только не вздумайте меня учить. Это некое условие, если осмелитесь меня чему-то учить, то не дай Бог. Гуру имеет право требовать, но он должен давать что-то. Эта система – это, в частности, попытка дать человеку что-то, в чём он реально нуждается.

Совсем недавно у меня был пример. Позвонил Враджа-Валлабха прабху и попросил позвонить одному ученику, который, в общем-то, отошёл достаточно давно. У него были сложности. Сначала он торопился. Люди, которые очень сильно торопятся, всегда быстро потом отходят. Я заметил это. Вот. Он нарушил какую-то мою просьбу или указание, которое касалось его семейных отношений. В результате у него были сложности, он исчез, не показывался. И вдруг Враджа-Валлабха звонит и говорит: «Позвоните ему, пожалуйста, позвоните, у него случилось несчастье какое-то». Я в очередной раз поразился, как мало человеку нужно для того, чтобы как-то снова, по крайней мере, обрести желание практиковать. Буквально за несколько минут разговора его тон сменился с какого-то такого настороженного до восторженного, до какого-то «да, я обещаю», «да, я всё понял», «да, я приду». Иногда очень мало человеку надо. Я должен знать, что рядом есть неравнодушные люди, которые принимают ответственность. И это нужно тем людям, которые приняли ответственность, потому что это поможет им, как я говорил вначале, в первый вечер.

Даршан ЕС Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа для преданных Екатеринбурга.(05.02.2015),

 

Похожие записи