Ловушки наставничества


И еще одну мне вещь хотелось бы сказать очень важную.  Когда мы общаемся с другими людьми, пытаемся помочь другим людям, пытаемся дать им духовное знание, так или иначе, то есть становимся наставниками. Мы все должны стать наставниками в том или ином виде. Очень важно не забывать, что мы всего лишь навсего инструменты в руках Кришны, духовного учителя. И очень важно понимать свою ограниченность в этом. Каждый должен проповедовать. Каждый на своем месте должен стать: амара агьяя гуру хана тара’ эи деша. Стань гуру на своей земле, исполняя мой приказ. Там главное – не стань гуру, там главное – исполняй мой приказ стать гуру! Главное всегда помнить, что я всегда говорю от имени того, кто действительно знает. И ни в коем случае не возомнить себя спасителем других людей. У той миссии, что передал нам Шрила Прабхупада, у той мисси, что я пытаюсь передать вам сейчас, напомнив об этой символической церемонии снатаки, омовении стоп, есть очень серьезный подводный камень. Очень легко в этом желании наставлять других, давать другим духовное знание – возомнить себя спасителем. Пытаться говорить, чего я сам еще не понимаю, не реализовал, пытаться требовать от людей полного предания, полной безоговорочной самоотдачи.

Пытаться лишить людей свободы, превратить их в своих последователей. Гуру Махарадж неизменно всякий раз, когда он со мной говорит об учениках, он никогда не называет их «Мой ученик». Я ни разу этого не слышал. Всякий раз, когда ему нужно сказать о ком-то, о своих отношениях с каким-то человеком, который является его учеником, он всегда говорит: «Твой духовный брат. Или твоя духовная сестра». Это всякий раз трогает меня до глубины души. Потому что, мы можем учить других только тогда, когда мы реально не считаем себя учителем, в смысле этого слова. Мы помогаем по настоящему человеку почувствовать свои отношения с Кришной, свою свободу. Мы воодушевляем его. И в каком-то смысле мы не учителя. Стоит нам возомнить себя учителем, посмотреть на другого человека сверху вниз. Посмотреть на него как на объект своих наставлений. Как на того, кто должен безоговорочно принимать все наставления. Сразу же разрушается то, что должно произойти в этот момент. В момент передачи духовного знания мы должны зажечь другого человека, воспламенить его. Но если мы пытаемся сверху вниз задавать его, то мы гасим его. Мы гасим его волю, свободу, его желание предаться Кришне, которое живет в нем. Нам нужно единственное что? Нам нужно попытаться эту природу, которая в нем есть, этот огонь, что в нем есть просто вызвать из него своим огнем. Тогда как если мы мним себя его духовным учителем: пытаемся настаивать, навязывать всеми правдами или неправдами: «Я знаю как нужно! Ты должен за мной следовать!» и так далее, то мы гасим духовную природу человека об этом нужно всегда помнить, когда мы действительно проповедуем другим, когда мы помогаем другим.

Мы всегда должны уважать свободу другого человека. Да естественно, если человек захочет, у него появится желание действительно следовать. Джай! Отлично! Хорошо! Мы можем ему сказать. Ни в коем случае, не сначала он должен отдать нам свою свободу. Кришна в «Бхагавад-гите» показывает поразительный пример. Он Сам Бог! Он проповедует Арджуне: «Я все сказал, а теперь подумай, как следует». Он говорит: «Подумай, как следует». Он говорит: «Подумай, чтобы у тебя не осталось никаких сомнений». Ашешатах значит без остатка, все как следует, продумай, а потом делай, как знаешь. А потом когда Арджуна ему говорит нашто мохах смритир лабдха, что моя иллюзия рассеялась, и смрити, память вернулась ко мне обратно. Кришна самый счастливый на свете. Но Он не говорит; «Сначала ты должен отдать мне все, сначала ты должен полностью отказаться от своего разума. И тогда я только буду тебя учить». Нет. Он знает. С самого начала Арджуна ему говорит: «ты меня учи, но, в общем-то, знай, что я твоим наставлениям следовать не собираюсь». Ты меня наставляй, но сражаться я не буду. Это не обсуждается. И Кришна дает ему наставления. Для меня ужасная боль, когда я слышу, когда какой-то наставник, человек, я не знаю, сколько лет он практикует сознание Кришны, даже если он много лет практикует – требует абсолютного предания от других людей. Как цену за свои отношения, за свою заботу. Когда он говорит, что если это будет, то тогда он будет его наставником, если нет, то он не может принять за него ответственность. Ответственность наша как наставляющих, чтобы пробудить в другом человеке разум. В том, чтобы пробудить в человеке добровольное желание предаться Кришне и следовать этим наставлениям. И тут есть очень тонкая грань между одним и другим. Это очень непростая вещь. Все должны стать наставниками, в этом нет никаких сомнений. Все должны нести дальше в меру своих сил и возможностей это учение, помогать другим, поймать хотя бы лучик из духовного царства. И при этом очень важно понимать сам механизм этого всего. Это мое наставление вам сегодня. Мое пожелание, моя просьба. Старайтесь делать эти три вещи в своей жизни. Действительно понимать, что такое сознание Кришны, в полном смысле этого слова. Старайтесь очень глубоко изучать шастры, священные писания, книги Шрилы Прабхупады. Старайтесь двигаться по этому пути, никогда не останавливаться. Углублять и разжигать внутри желания, действительно стать ближе к Кришне. И общаясь с другими людьми, доверяйте им, пожалуйста. Мне очень понравилось подношение Киевских преданных, которое читал Враджа Дживана прабху. Оно реально очень тронуло мое сердце, потому что там была эта мысль важная для меня и дорогая для меня, то, что мы должны научиться доверять другим людям. Видеть то, что другие люди действительно души, стремящиеся к Кришне, желающие прийти к Кришне. И видя это доверять им. Стараться помочь им стать искренними, стараться увидеть какие-то отклонения, которые есть у всех. Но при этом доверять, доверять и доверять! Это должно быть нашим жизненным кредо. М ы сможем по-настоящему нести это другим людям, если мы будем им доверять. Попытка подчинить себе другого человека, лишить его разума, заставить его просто слепо следовать за собой – это попытка исходящая из парадигмы недоверия. Я не доверяю другому человеку. Я не верю, что он сможет сам прийти, я знаю, как я тебя приведу. Нет. Чтобы в другом человеке пробудился разум, и этот разум вел его по духовному пути, он должен почувствовать доверие с нашей стороны. Разумеется, что у доверия ест свои границы и так далее, но, тем не менее, это то, что человек должен почувствовать. Я доверяю вам! Я реально жду, что вы будете идти по духовному пути, что вы не будете просто псевдо духовными роботами. Сейчас век кали-йуги. Кали-йуга по-другому называется – янтра-юга. Все люди зависят от машин и сами механизируют все процессы. Духовную жизнь невозможно механизировать. Нельзя стать знатным механизатором духовной жизни. Нельзя поставить этот процесс на поток. Путь каждого из нас  уникальный. Отношения с Кришной каждого из нас уникальны. Любовь каждого из нас уникальна. Поэтому идите этим замечательным путем. Я верю в то, что вы будете это делать, не превращаясь в роботов. Я верю, что вы будете действительно стремиться к живым отношениям с Кришной. Что подразумевает живые отношения с преданными? Невозможно ожидать что мы вступим в отношения с Кришной, не имея реальных живых отношений с преданными. И отношения с преданными, я вчера объяснял – это что значит? Служение. Способ вступить в отношение – это служить преданным. Идите этим путем, давайте прибежище другим. Если вы нашли прибежище в философии, в отношениях с Кришной, в святом имени, в отношении с преданными – давайте это прибежище другим обязательно. Всегда помните, как это нужно делать правильно. Никогда не совершайте смертельной ошибки, пытаясь сделать другого человека своим последователем. Он не ваш последователь. В самом лучшем случае – он ваш духовный брат! Может быть младший, но, тем не менее, духовный брат. Спасибо большое!

Ответное слово на Гуру-пурниме 2015 Магдалиновка

Похожие записи