Квалификация человека для понимания «Шримад-Бхагаватам»


ЗАВИСТЬ..
дхарма кайтава проджхита
парамо нирматсаранам сатам
ведьям ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам
(Шримад-Бхагаватам, 1.1.2)
В стихе, который описывает квалификацию человека для понимания «Шримад-Бхагаватам». Очень важном стихе, где описывается, с одной стороны, и прославляется предмет «Шримад-Бхагаватам» и сам «Шримад-Бхагаватам», а с другой стороны описывается квалификация для понимания «Шримад-Бхагаватам», говорится: парамо нирматсаранам сатам. Если все остальные священные писания имеют дело с другими пороками. В «Бхагавад-гите» Кришна описывает проблему, благодаря вопросу Арджуны, проблему камы, или вожделения. Если мы посмотрим другие священные писания или другие течения, мы также увидим, что очень большое значение придается именно этому– желанию, вожделению, то «Шримад-Бхагаватам» смотрит в корень. И сразу же, с самой первой страницы указывает на самую главную проблему. На первородный грех живого существа, который проявляется в зависти. Эта зависть, в конце концов, адресована к Богу. И зависть превращается во все остальное. Желание—это всего лишь навсего сын зависти. В конце концов, когда-то мы позавидовали Богу или, как объясняется в Библии, змей-искуситель некогда говорил нам: «Попробуйте плодов от этого Древа познания Добра и Зла и станете как боги». Он пробуждал в нас эту зависть.
И одновременно с этим вместе с завистью приходит еще одно чувство, о котором я говорил вчера. Это мое чувство того, что я судья. Я могу судить, что хорошо, что плохо. Это тот самый плод Древа познания добра и Зла. Отныне я присваиваю себе это право судить—это хорошо, это плохо; это правильно, это не правильно. И это проявление изначального чувства зависти.
Если мы хотим понять, заглядывая в свое собственное сердце, насколько мы близко стоим к Богу, нужно оценить количество зависти у нас в сердце, которая многолика и будет проявляться по-разному. Но если у нас есть зависть. А иногда зависть настолько привычна нам, становится фоном нашего существования, что мы думаем, что ее у нас нет. Я уверен, что многие из вас думают, что у вас зависти нет. Это значит, что вы с ней настолько срослись, настолько сроднились, настолько принимаете ее как нечто само собой разумеющееся здесь, что нам кажется, что ее нету.
И это великое достижение человека, идущего духовным путем, увидеть в себе зависть, различить в себе зависть. Понять, что она по-прежнему живет в моем сердце, отравляет атмосферу моего сердца.
И мы собираемся здесь с вами для одной цели, для достижения одной простой цели. Для того, чтобы почувствовать, что можно жить без зависти. Для того, чтобы понять, что в общем-то, зависть нам не нужна.
Я объяснял на протяжение этого ретрита, что людям так сложно избавиться от каких-то проблем, потому что эти проблемы кажутся нам чем-то очень ценным. То, что на самом деле является анартхой, тем, что мешает мне для обретения настоящей ценности, я считаю это артхой, или ценностью. И поэтому держусь за нее, и поэтому Кришне так сложно избавить нас от нее. И эта зависть или злоба, которая периодически появляется по отношению к другому, зависть к положению другого человека, зависть к продвижению другого человека, к тому, что у другого человека есть что-то, чего нет у меня, видится нам очень важным приобретением в этом мире. Нам кажется, что без этого мы не проживем. Как мы можем прожить, не завидуя никому? Как мы можем прожить, не проявляя злобы? Нам кажется, что мы таким образом защищаем себя, но при этом мы отравляем свою душу вечным ядом зависти.
Вьяса-пуджа. Ответное слово, X ретрит учеников, Магдалиновка,13.08.2016 г.

Похожие записи