О других традициях


Вопрос: Я вчера в «Чайтанья-чаритамрите» в Мадхья-лиле прочитала в 22-ой главе то, что преданный не должен поклоняться полубогам, не высмеивать их. И точно так же преданный должен не изучать и не критиковать священные писания других традиций. И у меня в связи с этим вопрос, Вы часто ссылаетесь на писания других традиций. Вот я, например, читаю и наоборот, моя вера укрепляется, Господь открывается более широко и мне интересно, почему так написано, потому что в пословном переводе нет «не изучать», там есть только «не критиковать». Почему то Шрила Прабхупада пишет не так.

ОТВЕТ: Как он конкретно пишет?

Вопрос: Точно так же преданный не должен не изучать, не критиковать священные писания других традиций.

Ответ: Это из «Санатана-шикши» или из «Рупа-шикши»? «Санатана-шикши», 22 глава. Это часть «Бхакти-расамрита-синдху», где говорится об этом и суть именно в этом, в том, что я сказал в конце, отвечая на предыдущий вопрос, то, что мы не должны гордиться и не должны смотреть свысока. Люди, следуют каким-то свои традициям. Но одновременно с этим Шрила Прабхупада говорит, что нам нет смысла изучать, почему? По очень простой причине, потому что… В этом году мне задали вопрос один, в письменном виде я на него отвечал. Может ли человек, который считает себя христианином практиковать ведическую культуру. И я знаю стандартный ответ, который заготовлен у любого преданного уже. «Да конечно. Никаких проблем нет, у нас все позволено, приходите к нам и практикуйте». Это так и не так. На самом деле этот ответ не совсем корректный до конца. И для того чтобы по-настоящему ответить на этот вопрос, что человек понимает под своим христианством? И что он понимает под ведической культурой? И на каком уровне он собирается и то и другое практиковать? На каком-то уровне различий нет. На уровне этики, на уровне каких-то элементарных этических принципов, еще что-то, различий нет. И если человек ограничивается, ну скажем так, если для него интерес к ведической культуре ограничивается тем, чтобы приобрести некие знания о том, как жить, как есть, как пить, как вставать и так далее. То в принципе это вполне совместимые системы. Он почерпнет из ведической культуры, какие-то полезные для себя знания и сведения, и это только поможет ему в его практике христианства, или еще что-то такое. Но на каком-то уровне возникают естественные противоречия. На элементарных вопросах, есть следующая жизнь или нет? Есть перевоплощения или нет? Уже на этом этапе произойдет столкновение.

И человеку придется выбирать и, в общем-то, это не очень благоприятная вещь для того, чтобы практиковать что-то. Потому что вера его начинает расшатываться. В каждой религии есть какая-то своя система обоснований: почему, как, зачем. Поэтому Шрила Прабхупада говорит: «Если вы выбрали какой-то путь, старайтесь дойти по нему до конца при этом не ругайте других, уважайте других, уважайте писания других». Черпайте оттуда, то, что является источником вдохновения для вас, но при этом как бы старайтесь быть максимально лояльными по отношению. Потому что иначе мы не того не другого. Если мы просто попытаемся синтезировать этот синкретизм злосчастный, которым славятся майявади, они говорят: «Да все одно там, все едино». Я недавно буквально читал одного майявади, я не только уже, я много чего читаю, это надо для того, чтобы знать или проповедовать. И очень интересно говорит это Йогананда Парамахамса, он интересно говорит, и у него спрашивают, нет у него не спрашивают, он описывает, чем разные пророки отличаются друг от друга. Если, в конце концов, все едино, зачем тогда, почему… А он говорит: «Да ничем они не отличаются. Просто кто-то больше понял, что он Бог, кто-то меньше понял, что он Бог. Вот те, кто больше понял, они больше проявляют, те, кто меньше, они меньше проявляют. Ну, в принципе все одно, все едино, разницы никакой нет». Это же не наша философия. Есть разные пути, они приводят к разному. И я об этом сегодня тоже говорил. Есть некая бхава-вихина шаранагати а есть бхава-вишештера шаранагати, шаранагати с определенным настроением, с определенным эмоциональным настроением. Да давайте.

Даршан для учеников, Омск, 08.09.2016 г.

Похожие записи