Наставления ученикам


Вьяса-пуджа. Ответное слово, X ретрит учеников, Магдалиновка,13.08.2016 г.

Харе Кришна!
Слушать какие-то поздравления всегда неловко. Но, с другой стороны, это очень помогает представить себя на собственных похоронах. Потому что обычно подобные слова произносятся по соответствующему поводу. В этом мире в любых прославлениях всегда есть ложь. Потому что на самом деле по-настоящему прославления заслуживает только Кришна, и те, кто так или иначе смогли соединить свое сознание с Ним. По-настоящему прославления заслуживает только Кришна, потому что Он абсолютно совершенен, полон Сам в Себе. Все остальные живые существа так или иначе не совершенны. У всех есть склонность к обману, склонность ошибаться и другие несовершенства. Но если стоит действительно кого-то прославлять в этом мире помимо Кришны, то это людей, которые смогли преодолеть свое несовершенство благодаря связи с совершенным. Благодаря тому, что они почувствовали прикосновение совершенного в своей жизни. И самая большая проблема… И когда такой человек вступает в связь, в йогу с Богом, он приобретает качества, подобные качествам Бога. Это ни в коем случае не относится к вашему покорному слуге. Мне лучше всего это известно. Но мне хотелось поговорить о самом принципе сейчас, в этом ответном слове. Почему стоит кого-то прославлять. Стоит кого-то прославлять либо потому что он уже имеет эту связь с Богом, либо потому что он стремится ее получить и эти прославления даются ему в качестве аванса.
И признаки, по которым я могу различить в своем сердце, есть у меня связь с Богом или нет, является одно единственное качество,- это качество зависть. Если зависть по-прежнему присутствует в моем сердце, это значит, что связи нет или она условная. Когда связь устанавливается, сразу же из сердца уходит зависть. Зависть—это самый лучший индикатор того, насколько прочна наша связь с Богом; того, насколько мы приближаемся к Богу в процессе нашей практики. Поэтому в самом начале «Шримад-бхагаватам» говорится—парамо нирматсаранам сатам. (далее…)


Не всегда просто находиться в обществе преданных

И да, не всегда просто находиться в обществе преданных. И общество преданных не идеально. Но даже проблемы общества преданных на самом деле надо понимать, что они устроены Кришной для нашего очищения. Мы должны видеть это именно таким образом, что все проблемы, с которыми мы сталкиваемся здесь, даже если эти проблемы связаны с какими-то ошибками других людей, в конечном счете нужны мне для того, чтобы очистить меня, для того, чтобы я лучше понял, что мне нужно делать и каким образом мне служить.
Духовный учитель, давая посвящение, тем самым берет ответственность за человека, вводит его в общество преданных. И мы должны всегда очень хорошо понимать эту ответственность, которая ложится на нас. Потому что отныне, с этого момента, люди будут судить о духовном учителе, о философии сознания Кришны, о всей гуру-парампаре по нам. Человек должен понимать, что он становится авторитетным представителем этого учения и этого пути. В этом смысл. Это всего лишь навсего один аспект отношений. Отношения всегда означает, что человек принимает на себя дополнительную ответственность. Поэтому люди часто избегают отношений или даже в отношениях пытаются действовать формально. Внешне они как бы приняли отношения, но при этом они стараются избежать отношений. Потому что не хотят принимать эту ответственность. И когда человек действует таким образом, еще раз, он замедляет свой путь, он отклоняется. Это значит, что инициация или посвящение по-настоящему еще не работает в его сердце. (далее…)


Шрила Прабхупада пришел чтобы избавить нас от зависти

И Шрила Прабхупада пришел… Сегодня на самом деле мы празднуем его. И не случайно так получилось, что сегодня как раз тот самый день, когда он взошел на борт корабля «Джаладута», ровно пятьдесят один год назад, 13 августа 1965 года. Мы прославляем его, потому что он пришел, чтобы освободить нас от зависти и показать нам, что значит настоящая любовь, опыт которой возможен только тогда, когда зависть уходит.
И желание Шрилы Прабхупады, а сегодня нужно говорить именно об этом, если мы благодарны ему, и сегодня мы будем писать эти письма благодарности и отправлять ему на корабле, который мы спустим на воду на этой реплике «Джаладуты». Если мы хотим сделать что-то для него, как-то отблагодарить его, то чтобы отблагодарить его по-настоящему, надо попытаться так или иначе научиться или сделать хотя бы небольшой вклад в то, чтобы возникло общество без зависти. Это то, что Шрила Прабхупада хотел. Когда он создавал ИСККОН и назвал ИСККОН Международным обществом или Международным движением для сознания Кришны, а именно так оно звучит на английском языке, то это общество, в котором у человека есть возможность помнить о Кришне. А это значит, автоматически значит, что это общество, в котором нет зависти. Потому что зависть мешает нам помнить о Кришне. Это общество, в котором зависть заменена на заботу, злоба заменена на любовь. В котором мы пытаемся, пытаемся осознать Кришну, действуя правильным образом. И если мы действительно хотим отблагодарить Шрилу Прабхупаду, то нам нужно подумать, каким образом проявляется моя собственная зависть. Его пример перед нашими глазами. Его удивительный пример, пример его жизни, когда он полностью отринул все и отдал себя людям и стал проповедовать это сложное учение. Но главное, что нужно видеть в нем, и эта книга рассказывает в том числе об этом, каким образом Шрила Прабхупада абсолютно свободен от зависти и что он хочет от нас. ИСККОН только тогда станет ИСККОНом в полном смысле этого слова, в полном смысле обществом, где люди смогут помнить о Кришне, когда из наших взаимодействий, из нашего общения полностью уйдет зависть.
И все говорят, что когда они приезжают сюда на ретрит, гораздо легче. Легче повторять святое имя. Легче? Легче заниматься духовной практикой. Легче? Легче быть самим собой. Почему? Потому что сама атмосфера помогает. Атмосфера помогает, потому что мы постарались максимально убрать эту зависть из атмосферы этого общества.
К сожалению, я должен признаться в этом, и наверняка в этом есть тоже доля моей вины, когда мы возвращаемся на свои привычные сцены, там, где протекает наша жизнь, мы опять снова и снова сталкиваемся с разными проявлениями зависти и автоматически сами начинаем проявлять их периодически. Сами проявляем зависть.

(далее…)


Будьте счастливы!

Мне хотелось несколько простых слов вам сказать. Они, может, покажутся вам слишком наивными или ещё какими-то. Мне хотелось вам сказать: «Пожалуйста, не забывайте о том, что мы пришли сюда, чтобы стать счастливыми».
Если вы по той или иной причине несчастны, надо подумать, в чем дело. Мы пришли сюда не для того, чтобы стать несчастными, не для того, чтобы нагрузиться какими то обязанностями, не для того, чтобы перегрузить своё сознание.
Мы пришли сюда, чтобы быть счастливыми. Человек ищет ананды, блаженства. Все, что мы делаем, нужно для того, чтобы сделать нас счастливыми. Беда заключается в том, что когда мы сосредотачиваемся на второстепенных вещах, то в этих второстепенных вещах мы можем потерять цель. И мы начинаем следовать каким-то правилам, но забываем, что все правила — служанки главного правила — помнить о Кришне, потому что именно памятование о Кришне должно сделать нас счастливыми.
Я просто хотел вас попросить: «Пожалуйста, будьте счастливы». Я очень вас прошу. Это моя настоятельная к вам просьба.
И у нас есть все для этого возможности. Есть Святое Имя, есть замечательные священные писания.
Раскрепоститесь, расслабьтесь. Следуйте всем правилам, но не ради самих правил. Понимайте, для чего мы следуем правилам. Мы следует правилам, чтобы стать осознанней, чтобы делать все не автоматически. Все правила нужны только для того, чтобы вернуть наше сознание в то, что мы делаем, объяснить нам, как нужно делать.
Мы не должны превращаться в Харе Кришна-автомат, автомат-робот Харе Кришна, с готовыми ответами на все случаи жизни, с какими-то готовыми реакциями, с приклеенной улыбкой, с какими-то рецептами, которые иногда не работают, но все равно мы будем их талдонить и твердить. (далее…)


ПОСВЯЩЕНИЕ

Вайшнава-шастры утверждают, что человек, который принял посвящение, или дикшу, от духовного учителя, никогда больше не родится в этом мире. Разумеется, надо очень хорошо понимать, что значит посвящение. Посвящение не означает просто формальный обряд. Посвящение не является формальностью. Шрила Прабхупада очень часто подчеркивал этот момент, говоря, что момент инициации это всего лишь навсего начало. Само английское слово «инициация» означает начало. И что само по себе посвящение– это процесс, растянутый во времени. И задача человека, который начинает этот путь, а посвящение—это путь, не останавливаться, не поворачивать вспять, не пытаться так или иначе сойти куда-то в сторону с этого пути. И путь этот не простой. Путь этот очень не простой, потому что человеку нужно отдать свое сердце духовному учителю, отказаться от своей самостоятельности, от своей привычки самому выносить суждения. В конечном счете, от привычки судить. Если мы хотим определить человека, который идет по пути духовного развития, то этот человек отличается одним очень существенным качеством от всех остальных– он не судит, он не судья. Он не оценивает других. Почему? Потому что он, так или иначе, хочет обрести успех в духовной жизни, то есть прийти к Кришне, и это его главный интерес. Когда я начинаю судить других, это значит, что я смотрю не внутрь, это значит, что я смотрю вовне. И глядя вовне я оцениваю всех, сравниваю кого-то со своим эталоном, всегда не правильным. Конечно, разумеется, в некоторых случаях мое служение требует от меня, чтобы я выносил суждения. (далее…)


Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников.

Вопрос: в активе учеников возникали вопросы, что некоторые требования и пожелания… Актив как забор какой-то, который самолично ограждает от Вас учеников, кандидатов каких-то, которые хотят попасть к Вам. Как вот объяснить, что это исходит от Вашего желания?

Шрила Прабхупада часто сталкивался с такой ситуацией, когда его пытались отделить, говорили: «Мы Вас принимаем, а вот этих не принимаем», Шрила Прабхупада говорил: «Если вы их не принимаете, вы и меня не принимаете». Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников. И в принципе даже если мы видим это как некое препятствие, еще одно препятствие на духовном пути – это неплохо (смех), препятствия должны быть, они делают нас сильней. Не нужно воспринимать это как препятствие, но нужно понимать это как некую задачу, которая передо мной стоит. Шрила Прабхупада цитировал английскую поговорку: «Любишь меня – люби мою собаку», любишь меня, значит ты должен… Духовный учитель вводит людей не просто в отношения с собой, он вводит людей в отношения с другими преданными, в некую большую семью, и надо учиться это делать, надо слушать, ценить. Но с другой стороны все те, кто находятся в активе, они должны быть очень искренни, реально стараться помогать людям и очень индивидуально подходить.

Я знаю, как некоторые люди воспринимают дополнительные условия, которые я сформулировал, как тоже препятствие некоторое на духовном пути. Это не препятствие, это помощь. Поэтому нужно воспринимать этих людей как помощников наших на духовном пути. Они помогают мне, они помогают всем. Нужно понять, как они хотят нам помочь. Если мы не чувствуем это, не понимаем, то есть какая-то проблема у нас в том числе, то, что мы не видим, как они хотят помочь. (далее…)


О квалификации ученика

Вопрос: мы хотели узнать в активе учеников, когда мы даем рекомендацию на пранаму, на инициацию, и с нашей точки зрения человек… Ну, как бы, насколько мы можем реально оценить его квалификацию? И чем руководствоваться помимо Ваших наставлений? И стоит ли открыто говорить, если человек спрашивает причину или…

Причину нужно говорить, но нужно как говорить – нужно формулировать ее в позитивном ключе. Нужно говорить, во-первых, нужно, чтоб человек понимал, что видят его хорошие вещи, что реально ценят его искренность, его стремление, то, что у него есть, обязательно, чтоб он это видел. Потому что часто, ну, действительно у человека много всего хорошего, и мы воспринимаем это хорошее как нечто само собой разумеющееся. Оно не само собой разумеющееся, это тоже его достоинства, его достижения, и обязательно он должен знать, что это видят и ценят. Вторая вещь, дальше, если у него есть какие-то недостатки, можно всегда их сформулировать позитивно. «Тебе не хватает, там, скажем, общения или еще чего-то» или просто человеку нужно сказать: «Вот тут ты не дотягиваешь немного. Делай это и все будут рады. Есть некая сфера, в которой тебе нужно поработать», и конкретно ему сказать, вот что человеку нужно исправить. Потому что если мы просто будем отводить в сторону глаза: «Ну, ты хороший парень, но порекомендовать я тебя не могу» (смех), чтобы не ранить его, а человек не понимает, говорит: «Я хороший парень, а почему не могут порекомендовать хорошего парня? В чем проблема-то»? Ему нужно сказать: «Вот тут, тут немножко не дотягиваешь, вот сделай это и все будет хорошо». Вот у нас есть некое такое… Просто обсудить это честно, вот таким образом мы эти вещи воспринимаем.

С одной стороны, у него будет шанс объяснить, почему он таким образом действует, и мы может быть поймем, что заставляет его действовать, может быть там есть серьезные причины какие-то. А с другой стороны, он оценит это, просто надо научиться это говорить правильно.
Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты такой-то», оценочные суждения, они не правильные, они в основе своей не правильные. Потому что когда мы говорим: «Ты такой-то, ты плохой, ты криводушный, ты еще какой-то», человек, он внутри понимает он это или не понимает, он говорит: «Как же так? Я же сат-чит-ананда-виграха»! И это факт! Я чистая душа, он – чистая душа, поэтому надо сказать: «Ты – чистая душа, мы это понимаем»! Но что это значит — не давать оценочных суждений? Потому что когда мы оцениваем – мы его уже в клетку загнали: «Вот он такой». Мы говорим: «Вот какие-то проявления твоей личности или твоей природы нам видятся так, мы таким образом это видим. Можешь ты как-то сказать, объяснить, почему»? Если человек поймет, что о нем не судят, он сможет признать это, ему легче будет об этом сказать, и с другой стороны он поймет, над чем ему нужно работать или еще что-то. То есть, нужно научиться человеку эти вещи говорить, вот и все. (далее…)


Что мы можем делать для вас? Как помочь вам в вашей миссии?

Вопрос: Что я еще могу сделать для вас? Как я могу вам послужить, как помочь вам в вашей миссии?
Я сказал об этом в своём отчете за 2015 год, где я сформулировал, что меня больше всего на протяжении всей моей жизни, в ИСККОН привлекают три темы. Первая тема, это желание улучшить репутацию ИСККОН, предать ИСККОН больше веса в обществе, помочь людям соприкоснуться с движением, убрав какие-то нежелательные вещи. И в связи с этим я хотел сказать, что сейчас создана группа людей, которая будет конкретно заниматься этим, то есть, следить за нашей репутацией в интернете. И там огромное количество работы, нужно делать какие-то сайты, нужно писать, нужно другие материалы подавать для того, чтобы перевесить негативную информацию, существующую о нашем обществе. Это одна сфера, где практически все могут найти себе приложение, за неё отвечает группа старших преданных во главе с Чайтанья Чандрой Чараном прабху. Но конкретным исполнителем является ваш духовный брат Вамшибихари прабху, можно обращаться к нему. И вскоре, собственно, появится письмо в рассылке с этим. Вторая вещь касается систематического образования, моя попытка привести в систему учение Шрилы Прабхупады , потому что Шрила Прабхупада, пытался вложить практически в каждый комментарий все, это его подход, его метод. А у меня даже такое ощущение иногда складывается, что Шрила Прабхупада каждый комментарий, к каждому стиху, писал как последний, если бы… Собственно он сам говорил об этом,он говорил, что: «Если бы, я не написал ничего, кроме первых трёх томов “Шримад Бхагаватам”, то есть, Первую песнь “Шримад Бхагаватам”, то это было бы довольно». Он говорил, что вложил все учения в эти три тома. И на самом деле это так не только по отношению к первым трём томам «Шримад Бхагаватам», это так, по отношению к любому его комментарию. (далее…)


Какими вы видите своих учеников?

—Я писал об этом в своем отчете, что для меня на протяжении всей моей жизни в сознании Кришны, ближе всего и дороже всего три вещи. И это то, на что я тратил большую часть своего времени и продолжаю тратить.
Первая вещь очень дорогая мне. Это, собственно, организация ИСККОН, которую создал Шрила Прабхупада и ее репутация. Я на своем опыте знаю, что здесь, в этом детище Шрилы Прабхупады, содержится нечто в высшей степени ценное. И из-за того, что у нас, к сожалению, сложилась не самая лучшая репутация, эта репутация является помехой для людей воспринять от нас то ценное, что мы можем дать —учение Господа Чайтаньи, святое Имя, всю философию, связанную со святым Именем, принципы жизни чистой. Очень много всего. Но мы с вами своими неправильными поступками, неправильным отношением к обществу, неправильным отношением к людям, гордыней своей очень сильно испортили репутацию нашего общества. Я сейчас не хочу даже никого обвинять в том, что нам, таким хорошим, белым, пушистым и оранжевым, эту репутацию какие-то злобные люди испортили. Есть люди, которые ее портят, но на самом деле никто нам нашу репутацию не испортил как мы сами, если честно смотреть правде в глаза.
Вот. И поэтому первая часть и первая боль моего сердца, это попытка укрепить, восстановить репутацию, чтобы преданные вели себя правильно, чтобы мы подавали сознание Кришны правильно. Чтобы люди по-настоящему уважали нас, и не за какие-то наши красивые слова, за наши правильные поступки, за то что мы действительно могли правильно себя вести в этом обществе.
Вот. И сейчас Вамши-бихари , который приехал ко мне, взялся координировать как-то некое восстановление нашей репутации в интернете. Если вы чувствуете в себе силы в этом, можете писать что-то или другими способами участвовать в этой программе, то, пожалуйста, обращайтесь к нему, я буду счастлив. Он отвечает за эту программу очищения, что ли, нашей репутации от каких-то наносных вещей. Но, еще раз, в основном, каждый человек может какой-то свой вклад в эту миссию сделать, если он будет просто нормально себя вести, оставлять правильное впечатление о сознании Кришны. Осознавать, что люди судят о Господе Чайтанье, о Шриле Прабхупаде по нас. Хотим мы этого или не хотим, они будут судить по нам. И если мы ведем себя неправильно, их впечатление о Шриле Прабхупаде, об ИСККОН, о сознании Кришны будет превратным и это, в общем-то, очень большая наша с вами беда… Поэтому, например, я не люблю, даже когда я выступаю перед публикой, перед обычными людьми, я всегда стараюсь выступать так, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений относительно того, откуда этот Вадим Тунеев взялся и что именно он представляет. Я не хочу скрываться, я считаю, что нам не нужно скрываться. Нам нужно просто быть самими собой и это гораздо больше скажет, чем что-то еще. (далее…)