Шрила Прабхупада пришел чтобы избавить нас от зависти


И Шрила Прабхупада пришел… Сегодня на самом деле мы празднуем его. И не случайно так получилось, что сегодня как раз тот самый день, когда он взошел на борт корабля «Джаладута», ровно пятьдесят один год назад, 13 августа 1965 года. Мы прославляем его, потому что он пришел, чтобы освободить нас от зависти и показать нам, что значит настоящая любовь, опыт которой возможен только тогда, когда зависть уходит.
И желание Шрилы Прабхупады, а сегодня нужно говорить именно об этом, если мы благодарны ему, и сегодня мы будем писать эти письма благодарности и отправлять ему на корабле, который мы спустим на воду на этой реплике «Джаладуты». Если мы хотим сделать что-то для него, как-то отблагодарить его, то чтобы отблагодарить его по-настоящему, надо попытаться так или иначе научиться или сделать хотя бы небольшой вклад в то, чтобы возникло общество без зависти. Это то, что Шрила Прабхупада хотел. Когда он создавал ИСККОН и назвал ИСККОН Международным обществом или Международным движением для сознания Кришны, а именно так оно звучит на английском языке, то это общество, в котором у человека есть возможность помнить о Кришне. А это значит, автоматически значит, что это общество, в котором нет зависти. Потому что зависть мешает нам помнить о Кришне. Это общество, в котором зависть заменена на заботу, злоба заменена на любовь. В котором мы пытаемся, пытаемся осознать Кришну, действуя правильным образом. И если мы действительно хотим отблагодарить Шрилу Прабхупаду, то нам нужно подумать, каким образом проявляется моя собственная зависть. Его пример перед нашими глазами. Его удивительный пример, пример его жизни, когда он полностью отринул все и отдал себя людям и стал проповедовать это сложное учение. Но главное, что нужно видеть в нем, и эта книга рассказывает в том числе об этом, каким образом Шрила Прабхупада абсолютно свободен от зависти и что он хочет от нас. ИСККОН только тогда станет ИСККОНом в полном смысле этого слова, в полном смысле обществом, где люди смогут помнить о Кришне, когда из наших взаимодействий, из нашего общения полностью уйдет зависть.
И все говорят, что когда они приезжают сюда на ретрит, гораздо легче. Легче повторять святое имя. Легче? Легче заниматься духовной практикой. Легче? Легче быть самим собой. Почему? Потому что сама атмосфера помогает. Атмосфера помогает, потому что мы постарались максимально убрать эту зависть из атмосферы этого общества.
К сожалению, я должен признаться в этом, и наверняка в этом есть тоже доля моей вины, когда мы возвращаемся на свои привычные сцены, там, где протекает наша жизнь, мы опять снова и снова сталкиваемся с разными проявлениями зависти и автоматически сами начинаем проявлять их периодически. Сами проявляем зависть.

Мне пришло здесь, на ретрите, письмо, которое я читал с очень большой болью в сердце. Матаджи спрашивает: я, говорит, общаюсь с разными преданными. Еще ни одна матаджи мне не сказала, что у нас в ятре все матаджи счастливы. Может быть, говорит, вам кто-нибудь такое сказал? Но мне еще никто не сказал. Она пишет о своей боли, о том как сложно ей практиковать в каком-то обществе, где она периодически сталкивается с тем или иным проявлением зависти.

И Шрила Прабхупада, когда он объяснял суть ведической культуры, ведического общества, когда он говорил о варнашраме, когда он говорил обо всех этих вещах, он говорил о том, что это общество, в котором люди чувствуют себя защищенными, то есть, не сталкиваются с завистью в разных формах и в разных проявлениях. Когда Шрила Прабхупада говорил о том, что дети, старики и женщины, и коровы, брахманы, ну и мужчины заодно должны находиться под защитой, то он имел в виду простую вещь. Общество счастливых людей, в котором ни у кого нет никакой причины завидовать друг другу, причинять друг другу боль, пытаться опустить другого человека, не давать другому человеку развиваться, не давать другому человеку проявлять свои таланты в служении Кришне. Вот. И собственно, это то, что мы пытаемся создать. Без большого успеха, к сожалению. Почему? Потому что мы не стоим настороже и невольно позволяем этому первородному греху, этой проблеме, которая живет в нашем сердце, этой зависти к Кришне, проявиться по отношению к другим людям.
Здесь мы собираемся только для этой простой вещи, для того, чтобы почувствовать, что, в общем-то, можно, и даже очень хорошо, жить без этой самой зависти. Просто любить друг друга, просто улыбаться друг другу, просто воодушевлять друг друга, стараться защищать друг друга, стараться помогать друг другу, раздавать друг другу прасад.

Я говорил в самом начале нашего ретрита, что духовная жизнь такая простая вещь, что она наверняка пройдет мимо нас. Это не я говорил, это Шрила Прабхупада говорит. Что сознание Кришны настолько простое, что вы наверняка его упустите. Потому что, в сущности, очень легко помнить о Кришне, легко повторять Его святое имя, чувствовать большое счастье от этого, если мы отложили в сторону свою ревность или зависть. Кришна показал это во Вриндаване. Во Вриндаване Кришна один. Его все любят. И никто не ревнует друг к другу. Никто. Никто. Кришна специально это показал.

Мне рассказывали историю про то, как в Майяпур изучать хиромантию приехала одна пара из России. Там есть такой человек, который дает курсы по интернету про хиромантию. Они приехали, и когда эту пару привели в храм, то женщина с необычайным подозрение посмотрела на Радха-Мадхаву, потому что там был один Мадхава и много женщин вокруг Него. Учитель-хиромант сказал: «Надо кланяться». Она сказала: «Нет, этому ни за что не буду!» Почему? Потому что она переносит свое состояние на духовный мир. Но в духовном мире Кришна один, Его все любят. И Он отвечает взаимностью всем, Он раздает Себя щедро всем. Он с каждым и с каждой. И никто при этом не завидует друг другу, никто не ставит подножек. Потому что они знают, что это не нужно, это не поможет моей любви. Это помешает моей любви. Для любви есть только одно единственное препятствие—это зависть в моем собственном сердце, зависть к другим.

И Шрила Прабхупада просил нас именно об этом. Он просил нас пытаться создать общество без зависти. Общество, где для зависти нет места. Для любых проявлений зависти. Общество, где женщины чувствуют себя защищенными. Никто не пытается сказать им: «Ты женщина, поэтому ты существо низшего порядка. У тебя вожделение в девять раз большее, чем у меня. Я посчитал. И в «Шримад-Бхагаватам» тоже написано. Авторитетно все». Нет.
Общество, где дети чувствуют себя защищенными. Вчера мы видели этот замечательный фильм про школу «Сарасвати», про то, какие там счастливые дети. Рядом со мной сидел маленький мальчик, с кем мы считалку перед уроком произнесли, обнялись и после этого фильма он сказал: «Хотел бы я учиться в этой школе «Сарасвати». Я у него спросил: «А ты где учишься?» « В обычной школе». И такое выражение у него было на лице, что я сразу понял, что там он сталкивается с завистью. А тут людей учат жить вместе и не завидовать. Жить вместе и помогать друг другу, жить вместе и заботиться друг о друге. И таким образом делать друг друга счастливым. На самом деле, самое важное, что мы можем сделать. Каждый из нас должен думать, а что я делаю для того, чтобы это стало возможным? Не нужно думать, когда это общество спуститься на нас с небес? Не нужно думать, что произойдет какое-то чудо и Москва-река превратится в Ямуну вдруг, или еще что-нибудь такое произойдет. Мы должны приблизить этот момент. Мы должны сами пытаться делать что-то, что мы можем.
И я благодарен всем и каждому из вас, кто пытается так или иначе приблизить этот момент. Кто пытается в меру своих сил и возможностей действительно по-настоящему помочь духовной атмосфере сойти в этот мир. Это то, что хочет Шрила Прабхупада от нас. Это его миссия. Распространение книг, харинамы и много других вещей, которые мы делаем, это способы достижения этой миссии. Это то, каким образом эта миссия может быть исполнена, если люди будут читать книги, слушать святое имя, начнут повторять. Но цель одна, –помочь Шриле Прабхупаде этот духовный мир проявить здесь.

И я, еще раз, очень благодарен всем и каждому из вас за то, что вы делаете у себя на местах. И, как я уже сказал, если мы отступаем от этого идеала по слабости своей, из-за отсутствия связи с Кришной, из-за неуверенности, из-за каких-то других причин, одним нам известных, то это причиняет мне боль. Всякий раз, когда я вижу как преданные жестоко относятся друг к другу, когда я слышу, как кто-то где-то в храме с вьясасаны начинает проклинать других, начинает осуждать других, начинает опускать других, это причиняет мне очень большую боль. Боль за Шрилу Прабхупаду. За то, что мы разрушаем таким образом его миссию. За то, что мы мешаем ему проявить то, что он хотел проявить. И надо быть очень осторожным. Это самая большая боль, когда я вижу, как преданные жестоко относятся друг к другу. Без необходимости. Без всякой необходимости проявляют жестокость.
Любовь означает мягкое сердце. Гордыня, зависть, все это делает наше сердце очень жестким. Эта жесткость сердца может проявляться мириадами различных способов. Если кто-то претендует на то, что он любит Кришну, он должен реально оценить, а сердце-то у него мягкое или не мягкое? Радуется он, когда другой чувствует боль и когда он, вольно или невольно, причиняет ему боль. Или равнодушен ли он, когда проходит мимо чужой боли. В этом суть. В этом смысл, в этом миссия Шрилы Прабхупады, которую мы должны здесь нести. Попытаться проявить здесь это удивительное общество, общество без зависти.
И я очень рад, что здесь, в Магдалиновке, вы получили какой-то опыт. Но настоящий тест, настоящее испытание того, поняли вы что-то или нет, будет когда вы вернетесь домой. Здесь это может быть легко. Вы оторвались от своих привычных орбит, находитесь в несколько искусственном состоянии. Но по-настоящему, еще раз, все проявится именно у себя дома, когда вы будете общаться с другими правильно, так, чтобы они чувствовали, что в вашем сердце тоже живет любовь к Кришне.

Я, еще раз, очень благодарен всем, кто вносит свой вклад в это каким-то своим служением. Да, в нашем обществе много еще недостатков. Пятьдесят лет не такой большой срок, хотя достаточно большой для того, чтобы можно было уже подводить какие-то итоги. Но суть-то не в том, что в какой-то момент мы сможем сделать все идеально, нет. Это наш ежедневный труд. Стоит нам перестать трудиться в этом направлении и все опять пойдет как оно идет здесь в материальном мире, по привычным своим колеям. Нужно понимать, что это мой ежедневный труд, труд любви. Бремя любви, как говорил Шрила Прабхупада. Это мое бремя любви. Я несу его ради него, ради Кришны, для того, чтобы, так или иначе, проявить атмосферу духовного мира.

Вьяса-пуджа. Ответное слово, X ретрит учеников, Магдалиновка,13.08.2016 г.

Похожие записи