Один в поле не воин


gm

Заключительное слово Гуру Махараджа, Умань, 11 января 2013 года

Где-то в 1972 году Шрила Прабхупада начал говорить о том, что нам больше не нужно расширяться. И поставил перед своими учениками задачу углубления того, что они получили от него, углубления духовного опыта. Задача, которую поставил Шрила Прабхупада, актуальна до сих пор.

Энергия расширения и энергия углубления  разные по своей природе. В начале, безусловно, нужно расширение. И расширение – это радостный процесс, это процесс, когда все могут ощущать жизнь. Углубление – процесс совсем другой, тоже по-своему радостный. Углубление означает, что мы стараемся яснее понять внутри, что происходит с нами, что происходит с другими преданными. Это может быть не такой внешне впечатляющий процесс, но без него невозможно. До тех пор, пока человек не будет погружаться в духовную жизнь, сердце его будет оставаться пустым. И то, что мы с вами делаем на ретрите в Магдалиновке, и то, что мы пытаемся делать во время каких-то других форм более близкого общения, служит именно этой цели — кипячения молока, погружения внутрь, обретения глубокого и более густого духовного опыта.

Я говорил на первой лекции, что смысл всего сознания Кришны – передача духовного опыта или духовного вкуса. У всех есть  материальный вкус, и люди тоже очень радостно, с большим энтузиазмом передают его друг другу, делятся им друг с другом. Но наша задача в том, чтобы самим обретать духовный вкус и передавать его дальше. Духовный вкус, когда он достигает полного совершенства и полной зрелости, называется премой, любовью к Богу. Это состояние привязанности, когда источником вкуса для меня становится Кришна. И у меня нет никаких других источников вкуса, и никаких других источников, которые поддерживали бы во мне жизнь, энтузиазм и всё остальное. Это называется премой.

Я очень благодарен всем и каждому из вас за то, что вы сами живете духовной жизнью и делитесь своим опытом с другими, и это далеко не такая простая и не такая обыденная, обычная вещь. В большинстве религиозных организаций этот вопрос особенно не ставится. Достаточно соблюдать какие-то требования, какие-то правила, еще что-то такое. Очень часто люди откладывают обретение духовного опыта на следующую жизнь — после смерти получим всё что надо. Но бхакти – это не то, что можно получить после смерти. Бхакти нужно получить сейчас, бхакти – это мой личный, индивидуальный опыт, моё собственное переживание. Я должен получить её сейчас, после смерти ничего дополнительного я не получу. Всё то, что я получил сейчас, на протяжении жизни, останется со мной.

Часто люди думают: «Я как-нибудь домучаюсь тут, а после смерти Кришна возьмёт меня к Себе». Но на самом деле это перенесение идей карма-канды на сферу бхакти. В карма-канде райские планеты приходят потом — сейчас я живу, что-то делаю, а потом получаю за это награду. Но в случае с бхакти награду я должен получить сейчас, здесь, на этом ретрите, прямо сейчас. И всё то, что я получу – я получу, а всё то, что я не получу – я не получу. В следующей жизни я, всего лишь на всего, вернусь в то самое состояние сознания и начну с того самого момента, на котором я остановился в этой жизни. И это очень важный момент – бхакти никто не может получить за меня. Мой духовный учитель не совершит какого-то магического чуда и не сделает, ничего за меня. Он может помочь мне, он может создать условия, но, в конце концов, я сам должен испытать всё то, о чем говорится в священных писаниях. Весь это опыт я должен испытать сам, здесь, благодаря тому, что я правильно занимаюсь. И мы собираемся вместе для того, чтобы глубже понять, что нам нужно делать, что мы делаем правильно, что мы делаем неправильно. И потом поделиться этим  друг с другом. Я очень вам благодарен за то, что вы серьезно настроены, за то, что вы живёте духовной жизнью, и в результате этого можете делиться духовной жизнью.

В «Шримад-Бхагаватам» есть замечательный стих:
шабда-брахмани нишнато
на нишнайат паре йади
шрамас тасйа шрама-пхало
хй адхенум ива ракшатах
(Бхаг., 11.11.18)

Если у человека,  духовного учителя или преданного есть понимание шастр, он очень хорошо знает шастры (шабда-брахмани нишнато), но при этом у него нет реального духовного опыта общения с Личностью Бога (на нишнайат паре йади, пара-брахмани нишнато), он знает шабда-брахман, но не знает пара-брахман,  шрамас тасйа шрама-пхало – весь этот труд – всё равно, что  держать корову, которая не приносит молока.

Смысл этого стиха очевиден — «Шримад-Бхагаватам» настаивает на том, что у нас должен быть духовный опыт, что мы не должны быть преданными-теоретиками. Мы знаем, что есть теоретическая физика, а есть практическая физика. Теоретической любви к Богу нет, нет теоретической бхакти. И ретриты нужны для того, чтобы мы смогли этот опыт обрести и потом поделиться. Когда мы говорим о кураторстве или ещё о чём-то, это всё наши возможности, наш способ поделиться опытом духовного счастья, духовных переживаний, духовного мира.
Начиная этот ретрит, я сказал, что я здесь для того, чтобы быть вместе с вами и передать вам какую-то энергию, которую вы должны передать дальше. Процесс передачи энергии, духовного опыта или духовного счастья называется парампарой. Духовная энергия остаётся с человеком, пока он передаёт её дальше. Стоит ему попытаться её сохранить для самого себя, она сразу  и безвозвратно уйдёт от него. 
И мы были здесь, что-то поняли, что-то осознали, что-то почувствовали, какую-то радость ощутили – надо попытаться передать это дальше, тогда оно останется. Всё то, что мы попытаемся отдать в духовном смысле, будет оставаться с нами и  еще больше углубляться. И это некое объяснение того, что мы делаем.

И мне хотелось немножко рассказать о задачах, которые стоят перед нами на следующий год, чтобы направить вашу медитацию в это русло, чтобы мы яснее увидели, что же нам нужно делать. По инициативе Виджай Говинды прабху и Виджай Кришны прабху возник Комитет учеников Бхакти Вигьяны Госвами. Потом на протяжении какого-то времени происходило осознание того, что нужно делать.  И сейчас мы подошли к новому этапу, чтобы как-то по-новому построить эту работу. В сущности, задача Комитета учеников только в одном — помогать другим преданным больше и глубже служить миссии Шрилы Прабхупады, помогать другим ученикам находить своё место в этой миссии, чувствовать себя одной семьей. В результате наших обсуждений мы пришли к новому формату. Этот новый формат или некая перезагрузка Комитета учеников заключается в следующем — отныне каждый может стать членом Комитета учеников, если он готов так или иначе активно участвовать в исполнении миссии Комитета.

Я написал некое видение положения о Комитете учеников из трёх пунктов, которые очень легко понять. И можно даже не называть это Комитетом учеников, можно назвать Активом, потому что мы убираем формальные рамки, расширяем его.

1) Первое, что нужно знать человеку, который хочет, может и чувствует в себе какие-то силы, энтузиазм, энергию войти в состав вот этого актива. – это то, что он должен ощущать себя слугой Шрилы Прабхупады, созданного им общества, ИСККОН, ДжиБиСи, а также своего духовного учителя и своих духовных братьев и сестёр. Актив учеников Бхакти Вигьяны Госвами создан для того, чтобы помогать развитию миссии Шрилы Прабхупады в этом мире в рамках ответственности, принятой на себя Бхакти Вигьяной Госвами. Поэтому все члены актива учеников должны, прежде всего, ощущать себя слугами Шрилы Прабхупады в созданном им обществе, ДжиБиСи, духовного учителя и своих духовных братьев и сестёр.
По-настоящему человек может стать лидером только тогда, когда он ощущает себя слугой тех, кого он пытается вести за собой, кому он пытается помогать. Это закон. Это не есть некое экзотическое положение, это реальный закон, на основе которого всё в этом мире работает. Если человек ощущает себя слугой, он может вести других, люди за ним пойдут. Люди идут за тем, кто о них заботится, кто проявляет к ним интерес, кто готов ради них жертвовать собой, жертвовать своим временем, жертвовать своей энергией. За такими людьми люди идут. В противном случае, для того, чтобы вести за собой людей, нужно применять какую-то силу, власть, ту или иную форму тонкого или грубого насилия. И это, естественно, то, что неприемлемо для вайшнавов, и вообще, в принципе,  то, что не работает, не имеет каких-то серьезных результатов. Реальный лидер – это человек, который подлинно, глубоко внутри в своем сердце ощущает себя слугой тех людей, ответственность за которых он принял.
Первое положение: мы должны осознавать себя, прежде всего, слугами Шрилы Прабхупады, общества, созданного им, и во вторую очередь, более конкретную роль слуг духовного учителя.

2) Второе положение: главной целью этого Актива является помощь Бхакти Вигьяне Госвами в процессе уполномочивания своих учеников на исполнение миссии Шрилы Прабхупады. Духовный учитель передает духовную энергию, передаёт полномочия, и этот процесс передачи духовной энергии есть процесс уполномочивания. И Шрила Прабхупада говорил с самого начала, в 1967 году, что к 1972 году все мои ученики должны стать духовными учителями. Этого не произошло, но неважно. Главное,  что идея эта была и сам принцип очень верный. Духовный учитель хочет передать полномочия.
Чайтанья Махапрабху о том же самом говорил: «По моему приказу стань гуру, рассказывай всем о Кришне, освободи эту землю, помоги». Миссия духовного учителя –  передавать полномочия ученикам. Миссия Актива учеников, тех, кто проявляет какое-то желание помогать другим в положении лидера, в том, чтобы помогать в этом процессе уполномочивания, помогать, чтобы эта энергия передавалась, помогать другим ученикам принимать на себя всё больше и больше полномочий, всё большую и большую ответственность. И под ответственностью или полномочиями подразумеваются две вещи:
1.    Прежде всего, ответственность за свою собственную духовную жизнь. Очень важно, чтобы мы помогали людям принимать ответственность за свою духовную жизнь, за духовную практику, за садхану, за всё остальное.
2.    Принимать ответственность за миссию, за конкретные дела, проекты, за развитие миссии, за проповедь.
Это неразрывно связанные друг с другом вещи. Цель, собственно, в том, чтобы помочь в этом процессе передачи полномочий. Помочь другим духовно расти, принимать на себя всё большую и большую ответственность, становиться более зрелыми и проявлять больше энтузиазма в служении, в том, чтобы это движении углублялось и расширялось.

3) Третий пункт очень длинный и состоит из нескольких подпунктов. Собственно, это то, что нужно делать, что можно делать. И я перечислю далеко не всё, какие-то основные вещи.
А) Прежде всего, все члены Актива сами делают всё необходимое для того, чтобы глубоко понимать наставления Шрилы Прабхупады и духовного учителя, их настроение. То есть, они сами глубоко занимаются духовной практикой, изучают наставления, погружаются в это, пытаются понять, в каком настроении находятся духовный учитель и Шрила Прабхупада.
Б) Один в поле не воин. Нужно обязательно формировать команду, подключать других людей, сотрудничать с другими. Искать и находить тех, вместе с кем мы можем это делать.
В) Заботиться о поддержании духа единства, сплочённости и сотрудничества среди учеников. Это очень важный принцип.

Это некие общие положения, далее более конкретные, которые способствуют формированию системы духовной заботы об учениках Бхакти Вигьяны Госвами в том объеме, в котором это необходимо, то есть, не создают параллельных структур в тех местах, где система заботы уже налажена. Здесь, на Украине, действует система наставничества, кураторства, и нет необходимости делать что-то параллельное. Но если есть что-то, чем можно дополнить это всё, то нужно делать.

Г) Помогают общению своих духовных братьев и сестёр с духовным учителем, так чтобы каждый из них чувствовал связь с духовных учителем. То есть, распространяют информацию, распространяют Вестник, лекции, книги, приглашают на ретриты, помогают общению, передают информацию, делают всё возможное для создания атмосферы семьи среди учеников, организуют общение учеников между собой через сайты, группы в социальных сетях, форумы. Помогают задействовать учеников Бхакти Вигьяны Госвами в служении ИСККОН на местах и в проектах духовного учителя, не создавая помех для местных проектов, помогают разрешать какие-то конфликты, которые возникают, делают всё необходимое для преодоления сектантских настроений. Есть одна вещь, которая мне глубоко неприятна, – это любые попытки создать культ личности. Когда я вижу, что эти ростки прорастают среди учеников, мне это очень неприятно. Поэтому давайте сделаем всё необходимое для того, чтобы не было проявления гордыни ни в каких формах: «Мы самые лучшие, наш духовный учитель самый лучший». Этого не должно быть, всё остальное можно расширять, сколько угодно.

Это общее видение, и сейчас по факту уже много делается. Есть замечательная команда в Днепропетровске, которая организует ретриты – это их служение всем ученикам. Есть ретрит в Умани, который также служит этой цели. В этом году есть ретрит в Германии, в Европе, который тоже организует группа активистов. Есть также фестиваль «Прити-лакшанам» зимой в Екатеринбурге. Сейчас будет еще новый ретрит в Анапе, в мае. Есть форумы, есть сайты Госвами.ру, Шаранагати, есть Студия, которая делает записи и выпускает диски, есть представители этой Студии в семидесяти городах, есть матаджи Мандали, которая занимается выпуском книг. Есть еще проект Московского храма, есть Международная академия Бхактиведанты, которой занимается Нимай Сундара прабху. Матушка Лиламрита помогает организовывать сбор пожертвований, есть Вестник, есть база данных учеников, которую нужно хорошо, еще более тщательно вести. Есть много каких-то вещей, можно сделать много других вещей. У каждого руки свободны в этом смысле, если это делается в соответствии с правильным настроением. Каждый человек может, если он примет на себя какую-то ответственность, стать полноправным членом этого Актива.

Одновременно с этим мы не хотим сейчас слишком что-то формализовать — нет смысла кого-то называть членами Актива, кого-то не называть членами Актива. Есть две позиции, которые мы формализуем:

1.    Координатор Актива, который будет помогать, воодушевлять людей, связывать людей, налаживать какие-то коммуникации, активизировать людей. Это его конкретная задача как слуги всех остальных слуг. Это Варшана прабху, прошу любить и жаловать. Я очень искренне хотел, чтобы вы дали ему свои благословения, чтобы он мог делать это служение в правильном настроении, чтобы он действительно проявлял качества настоящего слуги и пытался помогать любой инициативе, любому начинанию. Помогал, чтобы этих инициатив становилось больше, чтобы они находили друг друга. Вот такая у него непростая задача. Пожалуйста, еще раз благословите его.

Все остальные, чем бы они ни занимались, они продолжают этим заниматься, вносят свой вклад. Я буду регулярно спрашивать у Варшаны прабху отчеты о том, что происходит и  как, есть ли какое-то движение, какая-то динамика. Это одна формальная единица с определенными полномочиями на служение. Всё остальное в ваших руках. Любой человек сможет принять какую-то ответственность на себя, и роль Варшаны прабху в том, чтобы помочь ему в этом.

2.    И еще одна формальная единица – это финансовый директор, потому что любая деятельность в этом мире, она нуждается в финансах. На данный момент эту роль играет Атмарама прабху. Задача финансового директора будет заключаться в том, чтобы как следует прописать правила, принципы функционирования, быть абсолютно прозрачным и спрашивать о прозрачности, и получать какие-то взносы от всех отделений, в которых есть финансы. Это Студия, книги, может быть, ретрит, чтобы какая-то часть собиралась в центральный фонд, и этот центральный фонд, соответственно, отчитывался перед всеми учениками, и мы смотрели каким образом направлять эти средства. Это еще не совсем ясная вещь, потому что сначала мы пропишем всё это, сделаем, чтобы всем было предельно ясно, как это функционирует. Такая роль важна, чтобы служение было подкреплено чем-то. Хотя понятно, что деньги – это не самое главное в этом мире, но без них, к сожалению, не проживёшь. Это важная функция.
Вот собственно, всё. И мне хотелось, чтобы вы почувствовали открытые двери Актива, подумали конкретно о том, какой ещё вклад можно сделать в тех сферах, которые я обозначил, и в других сферах, чтобы достичь главной цели — преданные которые приняли прибежище у Бхакти Вигьяны Госвами должны чувствовать, что они получают то, что они должны и могут получать здесь. И чтобы они могли передавать это дальше, чтобы они росли и принимали на себя всё более глубокую ответственность.

В любом случае остаются координаторы на местах, которые собрались здесь. Но хотелось бы, чтобы появился новый импульс, новый толчок, чтобы люди почувствовали, что ещё можно что-то сделать в нашем служении. Служение – это такая вещь, у которой нет границ. Есть много возможностей, и я уверен, что каждый, медитируя, сможет понять, что он хотел бы делать. Потому что очень важно в любом служении настроение добровольности, понимания того, что я делаю не потому, что мне кто-то сказал, а потому что я хочу это делать, я понимаю, что это нужно делать, что это очень важно.

Вот, собственно, то, что мне хотелось сказать, чтобы раскрыть какое-то видение. Я очень благодарен всем и каждому из вас за всё то, что вы уже делаете. Хотел бы, чтобы вы делаете больше и были при этом всё счастливее и счастливее. Не перегружаясь, делая это, как игру, исходя из  духовных принципов, принципов духовной деятельности, когда мы делаем это не ради эго, не ради плодов, а в радостном настроении свободного служения.

Было бы хорошо, чтобы раз в год мы выпускали большой отчет для Шрилы Прабхупады о том, что ученики Бхакти Вигьяны Госвами сделали для служения миссии, подносили ему это и молились, что это то, что сделали все вместе. Ключевым моментов является наша способность делать всё вместе. В одиночку что мы сможем сделать? Но вместе мы можем многое. Как, например, вчера программа – это тоже плод совместной медитации, труда, усилий, какого-то желания послужить многих людей. И это всегда чувствуется, когда есть что-то, что люди делают вместе с любовью — сразу же появляется другое качество.

Мы можем видеть, как Ниранджана Махарадж вдохновил всю украинскую ятру на проведение Евпаторийского фестиваля, и какие результаты это приносит. У нас есть множество замечательных возможностей послужить друг другу, Шриле Прабхупаде, обрести вкус в этом самим и поделиться вкусом с другими. Я уверен, что со временем, если мы правильно будем действовать, многое может получиться. Когда преданные действуют вместе, то результаты удивительны. У меня перед глазами другой пример, который я очень ценю. Это проект Говардхана Гопала прабху, Малика Малы матаджи, Шудхи прабху, Вивасвана прабху «Психология третьего тысячелетия». Там есть дух сотрудничества, дух творчества, совместного сотворчества, и благодаря этому возникает атмосфера, благодаря этому возникает энергия, синергия, и начинают происходить удивительные вещи. 

И мы здесь вместе, чтобы учиться именно этому – как вместе сотрудничать, чтобы доставлять удовольствие Верховной Личности Бога, Кришне. Когда Кришна видит, что преданные сотрудничают, Он не верит Своим глазам. Он говорит: «Как же так? У них же ложное эго и всё остальное и, несмотря на это…» Кришна сразу же готов всё отдать. Если даже Кришна не верит Своим глазам, то духовный учитель тем более, и он приходит в полный экстаз, что такое чудо могло свершиться, несмотря ни на что.
Вот собственно то, что мне хотелось вам сказать.

Аудио материалы из Умани и Кива:  http://top.alkar.net/mp3_mp3/uman_2013/

Похожие записи