Относительно разногласий во мнениях в обществе преданных.


 

В частности по поводу книги „Путешествие домой“

 

Один ученик обратился с вопросом к Гуру Махараджу о разногласии во мнениях относительно книги Радханатха Свами „Путешествие домой“ Недавно опубликованная статья на одном из вайшнавских сайтов ИСККОН вызвала массу вопросов среди вайшнавов. Во время вебинара с координаторами учеников, Гуру Махарадж дал ответ на этот вопрос. Мы публикуем его для того, чтобы внести ясность в эту ситуацию и взглянуть на нее с духовной точки зрения.
Вопрос ученика:      

Дорогой Гуру Махарадж, недавно преданные мне прислали статью испросили моего мнения относительно ее. В ней идет речь о книге „Путешествие домой“. Хотелось бы услышать Ваше мнение. Я знаю, что в ИСККОН есть разные мнения по разным вопросам, иногда диаметрально противоположные, и хотелось бы научиться правильно относиться к этому“.

Ответ Махараджа:
Я прочитал статью по ссылке, которая была в письме. Но прежде чем говорить об этом конкретном случае, мне хотелось сформулировать принцип: как относиться к противоречивым мнениям по разным вопросам, которые иногда исходят даже от лидеров нашей организации.
Сначала нужно понять, что это неизбежно: в ИСККОН были и всегда будут разные мнения по многим вопросам, в том числе и ключевым. Поэтому, когда мы общаемся с другими преданными, нужно научиться делать это так, чтобы существующие в любом большом обществе противоречия или разногласия не вставали между нами.

Очень часто бывает, что у двух людей 99.9% общего в их понимании мира, в понимании ценностей и того, что нужно делать. Но есть одна десятая процента, по которой они расходятся. И, как это ни парадоксально, эта одна десятая доля процента заслоняет 99.9% общего и становится непреодолимым препятствием в их отношениях.

Из-за таких противоречий, разницы во мнениях или недопониманий иногда по важным, а иногда по не очень существенным вопросам, вайшнавы начинают ссориться друг с другом, возникают лагеря и враждующие группы. Вся обстановка политизируется, атмосфера пропитывается тонкой, а иногда откровенной враждебностью, и мы начинаем делить вайшнавов на «своих» и»чужих», на «друзей» и «врагов». Малейшее отклонение воспринимается как вероотступничество.

В такой организации, как ИСККОН, где есть разные духовные учителя, каждый из которых немного по-разному подает сиддханту, разница во мнениях неизбежна. Но если мы поддадимся на эту уловку нашего ума и будем позволять нашему умувыстраивать стенки между нами и другими преданными, то разрушим организацию, организация будет распадаться на разные враждующие секты, и оправдывать мы это будем «настроением» своего духовного учителя и т.д.
Я не знаю, как отнесся бы Шрила Прабхупада к книге «Путешествие домой», но я очень хорошо знаю, как он относился к подобному явлению и как он боролся с враждой, разрушающей ИСККОН изнутри.

Во втором стихе второй главы «Бхагавад-гиты» Кришна говорит:
кутас твам кашмалам идам

вишаме самупастхитам

анарйа-джуштам асваргйам

акирти-карам арджуна

Услышав мольбу Арджуны отпустить его с поля битвы, Кришна говорит: «Откуда, о безгрешный Арджуна, эта грязь могла войти в твое сердце?» В первых же словах ответа Кришны на вопрос Арджуны Он показывает нам каким образом нужно относиться ко всем подобным вещам.
С одной стороны, Он называет вещи своими именами. Кришна говорит: кашмалам –это грязь. Но, с другой стороны, Он задает вопрос: «Откуда эта грязь могла появиться у тебя, ты же преданный?!»

Таким образом, Кришна очень четко отделяет проблему Арджуны от самого Арджуны. Он говорит: «Да, ты преданный, ты чист и безгрешен». Слово»арджуна» означает «белоснежный, чистый». Откуда же у тебя могла появиться эта грязь в сердце?»

На мой взгляд, наше отношение к подобным проблемам должно быть именно таким: да, есть мнения, с которыми я не могу согласиться, которые я никогда не смогу принять. Принять их — значит поступиться чем-то очень ценным для моей духовной жизни, в частности, верностью и верой в духовного учителя. Но при этом, несмотря на то, что другой вайшнав исповедует мнение, чуждое мне и неприемлемое для меня, я не позволяю этому факту влиять на мои отношения с ним. Он для меня вайшнав и, прежде всего, вайшнав. У нас с ним гораздо больше общего. Наши разногласия ничтожны по сравнению с тем, что объединяет нас, и я не позволю разногласиям встать между мной и этим вайшнавом.

Так проявляется духовная незрелость: в попытках защитить свое понимание философии, свою верность настроению духовного учителя, мы начинаем негативно относиться к людям, которые отклоняются от нашего понимания.  Причем, чем менее духовно зрел человек, тем в большей степени негативное отношение на основании различий во мнениях будет проявляться у него.

В этом разница между духовным миром и материальным: там тоже есть различия во мнениях о том, как нужно служить Кришне, но там никто не позволяет этим различиям превращаться в преграду, мешающую любви и уважению к другим вайшнавам.

Шрила Прабхупада очень хорошо показал это на примере своих отношений с доктором Мишрой. С идеологической точки зрения, они были непримиримыми врагами. Но на личностном уровне Шрила Прабхупада заботился о нем, как мать, кормил его и выхаживал, а д-р Мишра по-своему помогал Прабхупаде. Позже д-р Мишра говорил, что забота Прабхупады спасла ему жизнь.

Опубликованное в интернете мнение одного из лидеров ИСККОН по поводу книги «Путешествие домой» Шрилы Радханатхи Махараджа — хороший пример, на котором можно понять, как следует относиться к подобным явлениям. Я не могу принять этого мнения. Как можно согласиться с абсурдным утверждением о том, что Радханатха Махараджа нанимал какую-то женщину, чтобы написать эту книгу? Или с утверждением о том, что эта книга никого не сделала и не сделает преданным? Любому непредвзятому человеку понятно, что каждое слово этой книги проникнуто искренним состраданием к людям и желанием автора помочь им найти духовный путь, ведущий домой, к Кришне. Сотни, если не тысячи людей становятся на путь бхакти, вдохновленные этой книгой. Как можно согласиться с тем, что община храма на Чоупати никогда не распространяла книги Шрилы Прабхупады? Обычно храм на Чоупатти занимает одно из первых мест в марафонах по распространению книг Шрилы Прабхупады. И т.д., и т.п.

Но при всем моем несогласии с этим мнением я по-прежнему глубоко уважаю возвышенного вайшнава, которому оно принадлежит. Я знаю, что он искренне служит Шриле Прабхупаде, очень много сделал для того, чтобы принципы чистой преданности утвердились в этом мире. Да, я удивлен, что он распространяет нечто, заведомо не соответствующее действительности, но я продолжаю верить в него и почитать его, вынося это его мнение за скобки наших отношений с ним.

Мне хотелось бы подчеркнуть этот момент еще раз. Чтобы сохранить уважение к человеку, чье мнение кардинально расходится с нашим, нужна сознательная практика. Когда мы слышим что-то, что расходится с нашим мнением, у нас возникает соблазн просто отвергнуть этого человека, отдалиться от него как можно дальше или начать враждовать с ним. Таким образом Кали-юга обосновывается в нашем сердце, и вражда в мире растет. Но Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы объединили весь мир. Он хотел, чтобы все люди, не только вайшнавы, нашли общий фундамент и поняли, что мы все дети одного отца,братья и сестры. Как мы сможем объединить весь мир, если само наше общество будет раздираемо противоречиями, при чем зачастую возникшими по пустякам? Наш едежневный духовный труд в том, чтобы на основе взаимного уважения научиться либо прояснять все эти вопросы и приходить к общему мнению, либо выносить их за скобки наших отношений и не позволять им изнутри разрушать наше Общество.

Из вебинара для координаторов учеников, 30 ноября 2013 г.

Похожие записи