Отчет за ноябрь-декабрь, некоторые итоги года и планы на будущий год.



Есть два принципиально разных способа прожить эту жизнь. Один – просто плыть по течению, делать то, что нравится нашему уму. Другой – попытаться развить в себе разум, который дан человеку Богом, и жить, постоянно сверяя свой курс с поставленными целями. Первый путь – это путь жертвы, второй – путь человека, принявшего ответственность за свою жизнь на себя.

Ответственность – это способность дать себе и другим отчет в том, что мы делаем, и насколько наши поступки приближают нас к высшей цели. На протяжении полета самолет множество раз отклоняется от цели, но пилот на то и нужен, чтобы, постоянно сверяясь с курсом, привести его к цели.

Отчеты помогают нам понять, что же мы делаем в жизни, и снова подтвердить свою верность выбранной цели.

В этом отчете я попытался подвести итог 2014 г. и подумать над тем, что буду делать в 2015.

Садхана

Сейчас моя ежедневная садхана, которая включает повторение мантры, слушание лекций Шрилы Прабхупады и Гуру Махараджа, редактирование книг Шрилы Прабхупады, занимает в среднем 6 часов в день. Очевидно, что сложно будет увеличить время на нее, поэтому сейчас я работаю над тем, чтобы уменьшить время, необходимое для сна: стараюсь ложиться раньше и осваиваю медитацию, которая расслабляет ум и помогает сократить потребность в сне. Постепенно мне хочется довести число кругов мантры в день до 64, не урезая время на другие дела. В ежедневном сражении с умом иногда выхожу победителем я, а иногда он. Терпя в этой битве поражение, я с новой силой призываю на помощь Кришну, потому что понимаю, что только по Его милости смогу выйти победителем.

****

Остальные планы так или иначе связаны с моими размышлениями о проблемах Российского и Международного ИСККОН, поэтому, чтобы была понятнее их логика, я поделюсь сначала несколькими соображениями. Ко мне пришло отчетливое понимание, что большинство наших проблемы лежат в сфере сформировавшейся у нас культуры. Все попытки что-то поменять разбиваются об устойчивый культурный код, заложенный в нашу организацию при ее, так сказать, зачатии. ИСККОН возник как контркультурное движение, на волне общего бунта 60-70-ых. В России то же самое произошло с запозданием на 30 лет. Мы, по сути, были и остаемся контркультурным движением, привлекающим к себе людей, жаждущих освобождения. Культура этого типа характеризуется отсутствием дисциплины, равнодушием, неорганизованностью, презрительным отношением ко всем «материальным» знаниям, большой требовательностью ко всем окружающим и снисходительностью к самому себе и т.д.

Некоторые из наших лидеров, понимая, что перекос в сторону «освобожденчества» губит ИСККОН, пытаются сейчас этот крен подправить, но часто делают это, добавляя в культуру ИСККОН изрядную дозу кармы. В конце концов, ситуация из-за этого становится только хуже. Некоторые преданные, я в том числе, это осознают и с тревогой наблюдают за размыванием нашего послания. Разумеется, карма не является лекарством от гьяны – это тот же маятник наслаждения и отречения от деятельности, о котором Шрила Прабхупада пишет в предисловии к «Нектару преданности». Но, увы, ориентиры нашей проповеди уже давно сбиты, и критерием успеха является только наличие последователей – об их качестве, их реальных целях, мотивах и идеалах говорить у нас не принято.

Иначе говоря, я вижу свою главную задачу в том, чтобы как-то, насколько это вообще возможно, поменять нашу культуру, и опять же, насколько это возможно, приблизить ее к идеалу преданного служения. Понимаю, что сама по себе попытка эта несмиренная, потому что подразумевает, что я лучше других знаю, что такое бхакти. Единственным утешением являются шастры, которые задают ясный ориентир.

Проповедь

Я пытаюсь достичь в своей проповеди две цели:

1. Утвердить культуру бхакти в нашем обществе и

2. Способствовать становлению в ИСККОН правильной культуры вторичных, вспомогательных принципов (культуры тела и ума).

На мой взгляд, для утверждения культуры бхакти (то есть, прежде всего, культуры шраванам и киртанам, а также арчанам) нужно делать четыре вещи, которые я начал делать в 2014 году.

  1.  Семинары, ретриты или просто лекции, пробуждающие вкус к Кришна-лиле. В прошлом году я провел четыре таких семинара (в форме ретритов): «Говардхана-лила», «12 лесов Враджа», «Мадхурья и айшварья» и «Встреча с Господом Индрой». В 2015 г. планирую подготовить «Брахма-вимохана-лилу», «Судама-лилу» и «Акрура-милан». Если получится, то еще и «Уддхава-сандеш», но это будет непросто.
  1.  Семинары или ретриты, пробуждающие вкус к святому имени. В прошлом году я провел два мини-ретрита на эту тему – в Анапе и на Алтае. Пытался делать их на основе «Бхаджана-рахасьи» Бхактивинода Тхакура. В 2015 г. буду помогать Шачинандане Свами (в апреле) и надеюсь провести сам еще два таких ретрита, продолжая эту тему.
  1. Свадхьяя-ретриты – ретриты или семинары, посвященные глубокому изучению шастр. В 2013­–2014 гг. это были семинар «Слава Бхагавад-гиты», семинар по молитвам царицы Кунти и ретрит по изучению «Мадхурья-кадамбини». В этом году планирую начать курс по систематическому изучению «Шримад-Бхагаватам» (в веб-формате), если получится, продолжить ретрит по «Мадхурья-кадамбини» и, самое главное –­ задумал и набросал план длинного семинара по четырем сампрадаям и месту Гаудия-сампрадаи в Ведической культуре. Условное название семинара «Код сампрадаи». Планирую провести его в течение года в Москве – он будет растянутым во времени. Также по просьбе Ачьютатмы прабху сделаю обзор 9 главы 1 песни «Бхагаватам» на Национальном совете.
  1. Вспомогательные семинары, утверждающие правильную культуру отношений между преданными и культуру служения. В идеале они должны быть интерактивными (в отличие от трех предыдущих категорий). В 2014 г. я подготовил два таких семинара: «Четыре роли духовного лидера», которым я доволен, и «Культура уважения», которым недоволен. В этом году я запланировал два семинара такого плана: «Четыре смертных греха духовного лидера» и «Лекарство от зависти». Есть еще одна задумка: «Культура Вайшнавов в Рамаяне», но, наверное, не в этом году.

Что касается вспомогательных семинаров, касающихся утверждения в нашем обществе Ведических принципов культуры тела и ума, то в 2014 г. я провел два таких семинара – «Семь законов Ведической культуры» в школе Психология-3000 и семинар по астрологии у Рами Блекта (о том, как определять предназначение по гороскопу). В 2015 г. я запланировал два или три подобных семинара. «Культура брахмачарьи» – четыре или пять лекций, это большая проблема в нашем обществе, о которой не принято говорить открыто. Второй семинар по аюрведе связан с первым – он, скорее всего, будет для внешней аудитории: «Трайопастамбха – три опоры здоровья».

Книги

Я очень нуждаюсь в ваших благословениях для того, чтобы начать реально писать книги. Пока у меня это не получалось из-за напряженного графика служения, отсутствия времени, общей неорганизованности, перфекционизма и многих других причин. В то же время, какая-то часть моей природы оставалась нереализованной. Шрила Прабхупада говорил, что санньяси может и должен писать книги – еще одна причина, по которой я строю планы в этой сфере.

В последнее время есть некоторые позитивные сдвиги.

Я практически закончил книгу (первую часть) об уроках из жизни Шрилы Прабхупады – «Прабхупада-Упадешамрита». Осталось написать предисловие к ней.

Одновременно с этим мне давно уже хочется организовать выпуск серии книг по вторичным Ведическим дисциплинам, таким как йога, аюрведа и проч., но представленным в контексте высшей цели человека – достижении любви к Богу. Что греха таить, часто даже наши проповедники пользуются интересом к этим дисциплинам, при этом тщательно маскируя их конечную цель, чтобы, не дай Бог, никто не увидел, что все эти прикладные дисциплины говорят о Боге и прямо или косвенно побуждают человека предаться Ему. Все остальные и подавно подают эти дисциплины либо сугубо материалистически, либо в контексте имперсональных взглядов. На самом деле эти дисциплины изначально духовны, они составляют часть апара-видьи – низшую, не необходимую, но важную часть духовной культуры и культуры здорового социума – культуры варнашрамы. Цель этой серии двоякая:

1. Помочь преданным пользоваться этими науками правильно, чтобы они обогащали их духовную жизнь и помогали их духовной практике;

2. Показать обычным людям, интересующимся этими науками, их истинную цель и помочь им открыть для себя пара-видью, к которой их должны подводить вторичные, материальные дисциплины. Эти книги могли бы сыграть очень важную роль в изменении внутренней культуры нашего общества и поменять представление о нем среди обычных людей.

Служение в сфере образования

В 2014 г. мы начали работу по налаживанию единой системы вайшнавского образования в России.

В 2014 г. мы подготовили и провели первый курс по Саманья-бхакти-шастрам в Анапе, а также теоретический курс по Бхакти-ашрае (то, что раньше называлось «Бхакта-программ»). Также подготовлен вводный курс по Бхакти-правеше для совсем новых людей, заинтересовавшихся сознанием Кришны.

Был также проведен очень успешный ретрит для семейных людей – там же, под Новороссийском. Преподавателями на ретрите были в основном выпускники П-3000.

Мандала-пати прабху начал он-лайн обучение санскриту – в настоящий момент на этом курсе обучается шестьдесят человек. Занятия еженедельные.

Было сделано много другого, но пока это только подготовительные работы, поэтому результаты пока не очень видны.

Теперь о планах на 2015 г. Мы выделили несколько ключевых областей, в которых будет проходить работа по образованию:

А. Философия образования;

Б. Специальное образование для лидеров и проповедников;

В. Систематическое образование для преданных по уровням посвящения (Бхакти-правеша, Бхакти-ашрая, Саманья-Бхакти-шастры, Бхакти-шастры, Бхакти-вайбхава и Бхакти-веданта);

Г. Социальное образование для преданных (грихастха-ашрам, воспитание детей, поддержание здоровья и проч.);

Д. Детское образование;

Е. Образование для наставников;

Ж. Организация единой системы образования в Российском ИСККОН.

По каждой из этих сфер в Комитете образования мы начнем разрабатывать подробные планы. Вот несколько важных моментов, которые ясны уже сейчас.

Б. Образование для лидеров Российского ИСККОН

Мы планируем начать обзорный курс по изучению «Шримад-Бхагаватам» – два раза в месяц и подготовить еще несколько курсов специально для проповедников: Курс по логике и правилам ведения дебатов – Бхакти Вигьяна Госвами; Курс по принципам проповеди (уже готов) – Ачинтья Кришна прабху; Курс по отношению к другим религиям – Враджарену прабху.

В. Образование для преданных

Начиная с Джанмаштами 2015 г. прохождение курса «Ученик в ИСККОН» станет обязательным для всех, желающих получить посвящение. Мы готовим необходимые шаги, чтобы лидеры на местах могли начать преподавать этот курс. В прошлом году в Москве Сурешвара Прабху (ученик Шрилы Прабхупады) провел курс «Положение Шрилы Прабхупады». Есть планы сделать этот курс также обязательным для всех. В 2015 г. Шачинандана Махараджа вместе с вашим покорным слугой проведет свой джапа-киртан ретрит. Мы также хотим обучить лидеров на местах проводить такие ретриты для членов своей ятры.

Е. Образование для наставников

Если выделять какое-то главное направление, то, на наш взгляд, это самое важное направление, в котором мы будем работать. Хочется собрать весь опыт наставничества, накопленный в Российском ИСККОН, и подготовить основательный курс для наставников. Но эта работа в самом начале.

При комитете по образованию Российского ИСККОН также сформирован «Подкомитет по защите сиддханты». Группа вайшнавов работает сейчас одновременно над несколькими статьями по ключевым спорным вопросам нашей сиддханты. В 2014 г. этим коллективом вайшнавов было подготовлено две статьи: «Прививка против лжи» и «Ложь бывших кришнаитов». В отдаленных планах выпуск фундаментальной книги по апологетике Гаудия-вайшнавов.

Мы также планируем наладить регулярный выпуск журнала «Вайшнавизм – открытый форум» для публикации серьезных статей по разным аспектам Гаудия-вайшнавизма.

Москва

Прошлый год был очень трудный для всей Московской ятры. Мы переехали в новый храм в арендованном помещении. Огромную работу провел Садху-прия прабху. Сформировался Региональный совет. Московский ашрам санкиртаны, наконец, обрел постоянное место. Приобретена земля. Одновременно идет работа над формированием нескольких команд преданных. Планов много, но говорить о них пока не станем, попытаемся сначала что-то сделать.

Служение в качестве духовного учителя

В прошлом году мы провели для учеников ретриты в Пури и Анапе. На ретрите в Пури собралось около девяноста учеников, многие из которых несут служение наставников.

Продолжается работа над формированием системы обучения учеников и кандидатов в ученики. Это главная задача духовного учителя, но очень часто кандидаты в ученики, сами не отдавая себе в этом отчета, руководствуются принципом: «Я готов принять Вас духовным учителем, но только не вздумайте меня ничему учить!» Для учителя нет ничего более разочаровывающего, чем ученик, который не желает учиться. Поэтому мы сформировали учебную программу для кандидатов на получение пранама-мантры и кандидатов на первое посвящение.

В этом году мы также проведем ретрит в Анапе и, возможно, в Пури.

По-прежнему пытаюсь угнаться за почтой, но, увы, отвечать на все письма не удается и даже самые важные из них иногда остаются не отвеченными. Прошу у всех прощения и очень надеюсь на то, что старшие ученики заслужат доверие других учеников, чтобы помогать им и отвечать на их вопросы.

Другие занятия

Хинди продолжаю изучать. Иногда читаю другие книги, хотя времени на это немного. Почти каждый день занимаюсь йогой и пранаямой. Благодаря Нимай-сундаре прабху осваиваю программу управления временем, чтобы суметь сделать что-то полезное.

Ну, вот и все.

 

Похожие записи