Прощаясь


 

Дорогие Ананга-мохан Прабуху и Адхиягья Прабху,

Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

С огромной болью я принял известие о вашем уходе. Расставание с вайшнавами -всегда боль, а расставание с такими вайшнавами — двойное страдание. Тень вашего ухода легла на все мои последние мысли. Снова и снова я задавал себеи Кришне один вопрос: «Почему?» В течение последних дней я не мог думать ни о чем другом.

Я почти не знал Адхиягью, но Ананга-мохана знал хорошо и давно. Про Адхиягью мне рассказал Гопал Кришна Махараджа, превознося его достоинства, его серьезность и полную самоотверженную сосредоточенность. Ананга-мохан же, по моему глубокому убеждению, был святым человеком. Это не преувеличение и не запоздалая попытка оправдаться. Было очевидно, что этот человек абсолютно ничего не хочет для себя. Все, что он делал, было для других. И именно это желание помочь другим, толкало его выходить на улицу и распространять книги Шрилы Прабхупады. Скромные и застенчивым людям — а он был именно таким -очень трудно подходить к незнакомым, очень трудно предлагать им что-то.Воплощенная деликатность и скромность, он тем не менее всю свою жизнь распространял книги, видя в этом свое предназначение и смысл своей жизни.

Я снова и снова думал: «Почему Кришна забрал вас?» Разумеется, всем нам рано или поздно придется уходить, и еще не понятно, какой уход лучше. Старость,беспомощность, угасание материального разума — кто из нас хотел бы этого? Наверное, никто. Все мы стоим в длинной очереди, и никто не знает, когда выкликнут наше имя. Смирение и терпение помогают принять любой поворот нашей судьбы без ропота, без огорчений. В конце концов, именно в это совершенство жизни — научиться все время помнить о Кришне, что невозможно сделать без смирения и терпения.

На память пришла притча, которую рассказал нам Шрила Прабхупада. Ее же приводит в Бхакти-сандарбхе Шрила Джива Госвами. Садху встречается с принцем и желает ему долгой жизни. Он идет дальше и видит брахмачари, и с уст его срывается неожиданное благословение:»Умри прямо сейчас». Следом навстречу ему попадается мясник, и он произносит: «Тебе нельзя умирать, но и жить тоже не возможно». Четвертым он видит вайшнава и с улыбкой говорит: «А тебе всеравно — ты можешь жить, а можешь умереть». Мне стало немного легче. Вайшнавам все равно. Они живут для Кришны и умирают для него. Как говорится в первой песни Шримад-Бхагаватам, смерть пришла к Нараде Муни в той жизни,когда он родился сыном служанки, как вспышка молнии. Наверное, что-то вроде этого ощутили и вы — вспышка молнии, которая на мгновение осветила темноту и высветила для вас Кришну, прячущегося в ней.

Для обычного человека смерть — всегда трагедия, потому что она уносит с собой все, абсолютно все, но для вайшнава смерть — не трагедия, Кришну она унести не может, а ничего другого у вайшнава и так нет.

Гопал Кришна Махараджа почти сразу позвонил мне после того, как узнал о вашем уходе. Мне редко приходилось слышать его таким огорченным. Снова и снова он повторял одну вещь, как бы отвечая на мои мысли: «Они вернулись к Кришне. Они, наверняка, вернулись к Кришне».

Но мысли все равно продолжали вертеться вокруг этого события, которое потрясло не одного меня — очень многих. Еще одна вещь из писаний вспомнилась мне и послужила некоторым утешением. Баладева Видьябхушана в комментарии к Веданте отвечает на вопрос о карме преданного. Из шастр следует, что у вайшнава нет прарабдха кармы, ибо даже ее уничтожает преданное служение. Но тогда возникает вопрос: «Как же живет праданный? На какой энергии держится его тело, если материальная энергия кармы уже иссякла?» Ачарья отвечает: «Энергию, поддерживающую это тело в случае с чистым вайшнавом, дает ему сам Кришна, чтобы вайшнав мог оставаться еще какое-то время в этом мире и проповедовать другим». Кришна до поры до времени держит проповедников здесь,чтобы они могли передать свой опыт и свою бхакти другим, но затем, когда Его нетерпение увидеть своих преданных становится нестерпимым, Он как бы отключает свою энергию, и душа возвращается к Нему. Кто знает, может быть, в этом секрет вашего неожиданного ухода?

Но есть еще одна вещь, которую я понял, размышляя над вашим уходом. Вайшнав сам знает, что вся эта жизнь имеет ценность лишь постольку, поскольку может научить нас чему-то, поэтому, что бы ни делал вайшнав, он делает, учась и уча других. Уход вайшнава — это всегда урок. Даже в своем уходе вайшнав проявляет сострадательную природу чистой души. Шрила Прабхупада уходом учил всех тому, как надо умирать в полном сознании Кришны. Вы же своим внезапным уходом снова напомнили нам, забывчивым и легкомысленным, что жизнь можетоборваться в любое мгновение, что все наши планы отложить сознание Кришны на будущее, когда у нас будет для него больше времени, смехотворны и безнадежно глупы. Всей своей жизнью вы учили вайшнавов, окружавших вас, что значит полная самоотверженность и полная сосредоточенность, полная готовность вернуться к Кришне, и сейчас преподали всем еще один очень важный и своевременный урок.

Я понял одну нелегкую вещь: наш ужас перед такой смертью — проявление нашей неготовности, нашей духовной лени, нашей самоуспокоенности. Кто-то же должен был вывести нас из этого состояния, напомнив нам о том, какова природа жизни и смерти в этом мире.

Прощальным письмом я хотел поблагодарить вас за этот последний урок. Это тоже ваша проповедь, последняя проповедь всем нам. Как хотелось бы, чтобы урок этот не прошел даром.

Спасибо вам за все. Пожалуйста, простите меня за невольные оскорбления, за недостаток внимания, теплоты и любви. Я уверен, что Кришна и Шрила Прабхупада с лихвой возместят вам все, чего вы, может быть, недополучили здесь. И, если можете, пожалуйста, вспомните обо мне.

Ваш слуга,Бхакти Вигьяна Госвами

Похожие записи