О «расах» материального мира


 О «расах» материального мира

Бхактивинода Тхакур объясняет[1], что материальный мир является отражением мира духовного: то, что в духовном мире является самым высшим, в его отражении занимает низшее положение.

Так, мадхурья-раса, и особенно паракия-раса, проявленная во Вриндаване, в духовном мире занимает самое высокое положение, в то время как ее искаженное отражение в материальном мире является низшей и самой оскверненной формой «любви».

В материальном мире из всех его рас высшей и наиболее редкой является материальная шанта-раса — философская созерцательность, отрешенность, умиротворение — это идеал, доступный только редким подвижникам и философам. Далее следует бескорыстное служение, служения как раса, то есть форма взаимоотношений. Хотя оно и доступно людям, но и его редко встретишь в материальном мире. Сакхья — бескорыстная и самоотверженная дружба встречается чуть более часто, однако материальная ватсалья уже распространена — все, так или иначе, любят своих детей.  И, наконец, супружеская любовь, в той или иной степени доступна каждому. Таким образом, извращенная мадхурья (или ади-раса) — самый дешевый товар в этом мире. Ватсалья требует минимальной квалификации, на сакхья-расу способны уже далеко не все, а материальная дасья-раса доступна лишь очень возвышенным философам типа А.Швейцера, посвящающим себя служению миру. И, наконец, самая редкая и наиболее высоко ценимая в материальном мире — шанта-раса. Представителей шанта-расы здесь меньше всего: это йоги, погруженные в себя, достигшие просветления.

Иерархия духовных рас диаметрально противоположна: духовная мадхурья-раса — высшее проявление чистой, бескорыстной любви души к Богу, тогда как шанта-раса полностью отсутствует в высших сферах духовного мира.

Являя Свои игры во Вриндаване, Господь Кришна раскрывает четыре из пяти существующих рас (во Врадже полностью отсутствуют нейтральные отношения). Однако принесенные Им четыре высшие расы духовного мира остались непонятыми людьми, поскольку развлечения Господа во Врадже слишком напоминали их земные отношения. До сих пор люди недоумевают: «Что это за Бог, который бьет горшки, крадет масло, танцует по ночам с чужими женами?!»

Шанта-раса царит на Брахмалоке, куда попадают йоги, погруженные в медитацию; Настроение дасья-расы преобладает на Вайкунтхе, где все пронизано благоговением и почтением перед Богом. Постижение величественного, могущественного и великолепного аспекта Бога называется айшварья-гьяной, и благочестивым людям этого мира нетрудно впитать в себя этот дух преклонения перед величием Бога.

Отношения, «отравленные» духом айшварьи, не привлекает Кришну, и чтобы научить людей подлинной любви к Богу, Сам Кришна приходит в образе Шри Чайтаньи.

———————————————————————————

[1] Bhaktivinoda Thakur, Sri Caitanya Siksamrta, Shree Gaudiya math, Chennai, ch. 7.7, p. 273 — 274.

Похожие записи