Джанмаштами в Лондоне


С 5 по 7 сентября Госвами Махарадж посетил Лондон. Главной причиной этой поездки было приглашение выступить с речью, посвященной празднованию Джанмаштами, в Палате общин английского парламента. 

Я только что вернулся из Лондона, где провел три дня: пятое, шестое и седьмое сентября. Это был мой первый за многие годы Джанмаштами не в Москве. Джанмаштами в Бхактиведанта Менор — удивительное событие.

Для того чтобы подготовить этот праздник около трехсот добровольцев трудились в течение двух месяцев. Каждый вечер они приезжали после работы в семь часов, и трудились до одиннадцати, иногда двенадцати часов ночи. Бхактиведанта Менор, поместье, подаренное Джорджем Хариссоном, относительно невелико. Но угодья, на которых расположено поместье, очень большие и ничем не заняты, поэтому весь праздник проходил вне храма. До этого в течение нескольких недель подряд шли проливные дожди, но Кришна так устроил, что, несмотря на все трудности, за день до празднования Джанмаштами погода прояснилась. Пятого, шестого и седьмого сентября стояли удивительно ясные дни, без единой капли дождя.

Пятого числа на празднование Джанмаштами туда пришло около пятидесяти тысяч человек. Повсюду стояли машины. Я никогда не видел такого количества машин и такого количества индийцев, собравшихся в одном месте. Люди были очень счастливые. Преданные устроили целый городок с различными палатками, где проходили всевозможные проповеднические программы. Все было продумано до мельчайших деталей. Когда гости заходили на территорию, где проходило празднование Джанмаштами, каждому из них ставили на лоб тилаку. У входа стояло несколько преданных с уже разведенной глиной и специальными штампами. Вначале я этого не знал, и когда ходил по территории, думал: «Надо же, сколько тут преданных, и у всех тилака». Но секрет очень скоро был раскрыт.

Еще одна удивительная особенность этого праздника заключалась в том, что на нем присутствовало очень много молодых людей. Пожалуй шестьдесят или семьдесят процентов составляла молодежь. Это молодые индийцы, которые выросли в Англии. Они выросли вне Индии, вне своей родной культурной среды, в значительной степени отказались от своих корней. Но благодаря ИСККОН и Бхактиведанта Менор, сейчас они возвращаются к своим корням.

Зрелище было грандиозное. Сначала люди заходили в различные палатки или тенты, где проходили презентации всевозможных проповеднических программ или программ связанных с культурой. Бхактиведанта Менор действует как колледж Бхактиведанты, и в рамках этого колледжа преподаются различные курсы: йоги, ведической философии, аюрведы, астрологии, индийского танца, музыки. В одной палатке людей учили готовить прасад и объясняли смысл предложения пищи. В другой им рассказывали о вегетарианстве, потому что, к сожалению, индусы, выезжая за пределы Индии, и даже уже в Индии, что греха таить, очень легко и быстро забывают об одном из основных принципов индийской философии, принципе ахимсы, ненасилия. Поэтому, как это не странно, проповедь вегетарианства достаточно актуальна, даже для такой категории людей. В третьей палатке людей учили индийским танцам и рассказывали смысл различных жестов бхаратнатьям.

Отдельная площадка была отведена детям, которые с упоением играли в свои игры и читали мантру.

Чтобы обойти все палатки, мне потребовалось около четырех часа. В одной из них рассказывалось о Пандава сене. Пандава сена в переводе с санскрита означает «войско Пандавов». Это молодежная организация в пределах ИСККОН, вернее Бхактиведанта Менор, в которую входят в основном молодые индусы, юноши и девушки. Она была организована в то время, когда шла борьба за Бхактиведанта Менор. Несколько лет назад жители местной деревни решили закрыть Бхактиведанта Менор для посещения обычной публики. Тогда тысячи индийцев встали на защиту своего храма и своего права приходить в этот храм. Борьба, которая длилась почти десять лет, увенчалась победой. Сейчас Бхактиведанта Менор открыт, и туда каждое воскресенье приходят тысячи-тысячи людей. На этом большом празднике, как я уже сказал, было около пятидесяти тысяч человек, а в общей сложности за два или три дня праздника около восьмидесяти тысяч человек.

Несмотря на то, что борьба за Бхактиведанта Менор была окончена, Пандава сены сохранились, и сейчас эта организация очень бурно развивается. По результатам презентаций, которые они проводили, к ним записалось четыреста новых молодых людей, которые хотели бы участвовать в их программах. Каждое лето они выезжают в Европу, в один из храмов ИСККОН, остаются там на две недели, вместе отдыхают, вместе слушают лекции по философии, вместе поют киртаны. Это удивительная инициатива, и наблюдать за молодежью с их кипучей энергией очень приятно. Часто люди начинают интересоваться религией, когда приближаются к смерти. Но сознание Кришны дает возможность даже молодым людям, которые не очень подготовлены к тому, чтобы заниматься строгой духовной практикой, почувствовать огромный вкус к духовной жизни.
На Джанмаштами также присутствовало очень много VIP, важных людей. В частности одним из таких гостей был местный кардинал из римско-католической церкви, который пришел в сопровождении нескольких своих приближенных. Он с очень большим пониманием и симпатией относился ко всему тому, что видел и слышал. С его лица не сходила улыбка. Мы поговорили с ним несколько минут, и он поделился со мной своими ощущениями. Он сказал: «Всегда, когда я оказываюсь в обществе индийцев, а мне доводилось быть в Индии, я посещал там орден матери Терезы, я удивляюсь их добродушию и спокойствию». Вместе с ним пришел мэр соседнего города. У нас состоялась очень интересная беседа, мы говорили с ними о единстве традиций. Этот мэр, индус по происхождению, родился на Шри-Ланке, в буддистской стране, по-своему вероисповеданию католик. Он сказал, что если на каком-то мероприятии соберутся вместе пятьдесят тысяч человек, то есть очень большая вероятность, что будут какие-то ссоры, конфликты, кто-то будет употреблять спиртное, или наркотики. В этом смысле он гордится своим народом и религией, взращенной на земле Бхарата-варши. Несмотря на то, что тут собралось так много людей, все они очень веселы, мирны и нет никаких конфликтов.

Бхактичару Махарадж был одним из важных гостей этого фестиваля. Он начал распространение комплектов dvd дисков с многосерийным фильмом «Абхай Чаран». Весь доход от продажи этих дисков будет поступать на счет строительства храма в Москве. Бхактичару Махарадж, насколько я понял, тоже был впервые в Бхактиведанта Меноре на Джанмаштами, и был поражен масштабом всего происходящего.

Храмовая комната в Бхактиведанта Меноре относительно невелика, поэтому люди, чтобы получить даршан Божеств иногда стояли в очереди по два-три часа, несмотря на то, что им выдавались билеты с указанием времени даршана. Даршан был как в Тирупати, постоянно движущийся, были установлены перегородки и лабиринты, по которым должна была проходить очередь. Перед тем как войти в храмовую комнату, человек оказывался в трех других комнатах. По замыслу устроителей этого даршана, прежде чем оказаться перед Кришной, человек должен очистить свое сердце, поэтому в первой комнате перед ним представали сцены из книги о Кришне, о Его Вриндаванских лилах, когда Он сражался с различными демонами: Путаной, Тринавартой, Кеши и многими другими. Там были представлены разные диорамы и, проходя через эти диорамы, люди слышали голос, который объяснял им, что делает Кришна, как Кришна расправляется с разными демонами, для того, чтобы уничтожить зло в этом мире. Затем люди, стоявшие в очереди, переходили в залу, где перед ними представала вишварупа. Получив даршан вселенской формы Господа, (что было возможно с помощью новейших достижений современных технологий: сверкали лампы, били молнии), человек оказывался во Вриндаване, в третьей комнате, где на него свешивались обезьяны, которые качались на ветвях, и везде был Кришна. Кришна стоял у фонтана, качался на качелях, водил хороводы, играл на флейте, и Кришна в том Вриндаване даже ездил на поезде. Судя по всему, это был современный Вриндаван, где уже проложена железная дорога. Пройдя через Вриндаван, в конце концов, человек оказывался в храмовой комнате, где Шри Шри Радха Гокулананда и Шри Шри Сита Рама Лакшман Хануман давали ему свой даршан. Но всего лишь на несколько минут, потому что толпа желающих увидеть Шри Шри Радху и Кришну была слишком велика, чтобы можно было задерживаться в храмовой комнате.

Помимо других достопримечательностей Джанмаштами в этот раз матаджи Балатарини, жена Бхуриджана прабху, привезла огромное количество миниатюр, маленьких диорам с лилами Кришны. Эти филигранно выполненные диорамы она сделала за пол года. Когда смотришь на тот труд, который она вложила, не верится, что человек мог это сделать. Общее ощущение, которое оставалось от Джанмаштами, это ощущение необычайной преданности, потому что только такая не придуманная, а реальная преданность могла заставить людей сделать все это абсолютно бесплатно, без какого-либо вознаграждения. Единственным вознаграждением для всех преданных, которые работали над тем, чтобы этот праздник состоялся, была улыбка Кришны и то, что столько людей собралось на этот праздник и смогло, так или иначе, соприкоснуться с Кришной и с удивительной культурой сознания Кришны.

Среди многих важных гостей, о которых я до этого начал говорить, были два Министра лейбористского правительства Англии: Министр труда Тони Макнолти и Министр территории Северной Ирландии. Они также уделили мне достаточно много времени. Мы около часа разговаривали с ними о нашем московском проекте и о различных проблемах. Тони Макнолти, Министр труда, был организатором первого празднования Джанмаштами в Палате общин английского парламента, о котором я расскажу чуть позже и ради которого я, собственно, поехал в Англию.

На следующий день после Джанмаштами была также очень важная встреча. На нее пришла делегация представителей различных религиозных организаций. В частности, на нее пришел мистер Джахангир Сароуш, человек очень широких взглядов. Сам он принадлежит к зороастристской вере. Он возглавляет всемирную организацию «Религии за мир», а также Совет религиозных лидеров Европы. Это влиятельная религиозная организация, объединяющая различные конфессии, находящиеся на территории Европы. Помимо него пришли представители джайнской общины, председатель совета имамов Англии, профессор одного из английских университетов и председатель индуистского форума, организация которого объединяет около двухсот различных индуистских организаций Англии. Эти люди пришли специально для того, чтобы принять участие в Джанмаштами и встретиться со мной. Я также рассказывал им о нашем проекте, о сложностях, с которыми мы сталкиваемся здесь при строительстве этого храма, получил от них множество советов и хороших наставлений. Мне удалось завязать с ними очень тесный, дружеский контакт.

В день Джанмаштами, а также в день, предшествующий Джанмаштами, люди не расходились до двух-трех часов ночи. Все те, кто работали над устроением праздника, к тому времени не спали уже несколько ночей.

В этот же день Шри-Кришна Джанмаштами я встретился с несколькими моими старыми знакомыми. Я говорю так потому, что посещаю Лондон уже в четвертый раз, и каждый раз, когда приезжаю, я встречаюсь с несколькими лидерами индуистской общины, очень богатыми, крупными бизнесменами. Каждый раз мы естественно говорим о проекте московского храма, и они становятся ближе и ближе к самому этому проекту. Сейчас идет работа по формированию Совета попечителей московского храма и несколько человек, с которыми я постоянно общаюсь, уже согласились войти в этот попечительский совет. Тем не менее, мне не хотелось бы называть их имена до тех пор, пока это реально не произойдет.

Я также встречался с членами Совета попечителей Бхактиведанта Менора, которые пообещали собрать для проекта московского храма около ста тысяч фунтов стерлингов в этом году и еще как минимум такую же сумму на будущий год. Это приблизительно сто восемьдесят тысяч американских долларов. В совет попечителей входят, разумеется, достаточно богатые люди. Около десяти человек пообещали дать по пять-десять тысяч фунтов стерлингов. Но что меня поразило больше всего при встречах с ними, это их необычайная простота и преданность ИСККОН и Шриле Прабхупаде. Многие из них, наравне со всеми остальными, работали все два месяца, для того, чтобы этот праздник состоялся. Они, будучи богатыми, состоятельными людьми, каждый вечер приезжали в Бхактиведанта Менор и оставались там до одиннадцати-двенадцати часов ночи, трудились, засучив рукава, устанавливали палатки, проводили электричество. Кстати, эти люди, которые хотят оказать нам помощь, собираются приехать в Москву с восьмого по десятое октября, для того, чтобы увидеть своими глазами землю, выделенную нам и посмотреть на вайшнавов России. Руководитель этой группы Каушик будет связующим звеном между Бхактиведанта Менором и московским проектом. Во время этого праздника он отвечал за распространение прасада. Он организовал группу, состоящую из сотни добровольцев, которые до праздника заготовили всевозможные полуфабрикаты, а за эти два дня распространили примерно сорок-пятьдесят тысяч различных блюд.
Седьмого числа, на третий день, в День празднования Вьяса-пуджи Шрилы Прабхупады, собралось очень много людей, учеников Шрилы Прабхупады, приехавших со всех концов Англии. В этот день, седьмого сентября, состоялось первое празднование Джанмаштами в стенах британского парламента. Британский парламент самый старый парламент в Европе. Англия — страна с очень древними демократическими традициями. И, конечно же, сам факт того, что представителей индийской общины пригласили в Палату общин для празднования Джанмаштами, религиозного праздника, был воспринят как очень большая честь. От религиозных лидеров в этом форуме выступали Атманиведана Свами и ваш покорный слуга. Помимо нас двоих о Джанмаштами, как это не странно, в основном говорили английские политики. Организовал этот вечер, как я уже сказал, Министр труда Тони Макнолти, он же был ведущим этого вечера. Но открывал мероприятие Джон Прескотт, заместитель Премьер министра Англии. Сам он был в Индии семь раз, и он превозносил до небес Индию, индийскую культуру и объяснял, какие тесные узы связывают две страны. Но что, пожалуй, удивило меня больше всего, это то, что несколько политиков подряд повторили одну и ту же мысль: что хотя община индусов и последователей индуизма, считает празднование Джанмаштами в стенах Палаты общин как проявление особой чести для себя, на самом деле то, что этот праздник пришел в стены Палаты общин, это особая честь для английского парламента. В один голос люди говорили также о том, что индийская религия отличается своими традициями миролюбия, принципом ахимсы, ненасилия, и что практически за всю долгую историю существования индийской общины в Англии не было никаких конфликтов, спровоцированных или вызванных какими-то членами индийской общины.
Один из выступавших, член Палаты лордов, лорд Далакиа, сказал даже такую фразу: «Меня называют лордом, и многих других людей называют лордами, но на самом деле есть только один настоящий лорд, (лорд значит господин) — это Лорд Кришна». Там же в палате общин было установлено большое красивое мурти Кришны Макханчора, младенца, которого все выступавшие министры, члены парламента качали на качелях, потому что Кришна родился в этот день. Все говорили, что это историческое событие, что никогда раньше Шри-Кришна Джанмаштами в парламенте не праздновался, хотя уже стало ежегодной традицией отмечать в парламенте другой крупный индуистский праздник — Дивали.

Помимо речей на сцене звучали бхаджаны. Был исполнен танец бхаратнатьям, где изображалась Говардхана лила Кришны, как Кришна защищает Своих преданных, и более современный танец «Шьям», описывающий тоску души, потерявшей Бога, и блуждающей в потемках этого материального мира, и счастье, которое охватывает ее, когда она снова возвращается к Нему, в Его объятия. Этот танец, исполненный двумя вайшнави, был встречен громкими аплодисментами.

Моя речь также была очень тепло принята. Я говорил о том, что меня поражают удивительные традиции терпимости, которые были выращены в Англии. Например, мэр Лондона, выступавший на этом мероприятии, сказал, что в Лондоне бок о бок живут люди трехсот национальностей, говорящие на трехстах различных языках, и каждая община чувствует себя в этом городе как дома. Он, безусловно, прославлял индийскую общину за то, что она вносит очень большой вклад в экономику и в культурную жизнь Лондона. Он сказал, что мы не просто терпим все эти различия между людьми, мы радуемся этим различиям. Мы хотим, чтобы люди разных национальностей жили в мире друг с другом и ценили эти различия, делая жизнь друг друга богаче и красивее. Разумеется эти слова не могли меня не тронуть.

Меня также очень тронули постоянные упоминания во время этого празднования Джанмаштами последних трагических событий, которые произошли в России. Именно там, в английском парламенте, я понял, каким шоком для всего мира явились события, произошедшие в Беслане. Люди с очень большим состраданием говорили об этом ужасном террористическом акте. Один из выступавших, Министр территории Северной Ирландии, проводя параллель между Шри-Кришна Джанмаштами и этими ужасными трагическими событиями, сказал, что сегодня мы отмечаем День явления Бога, который приходит в образе младенца, ребенка. И в каком-то смысле мы отмечаем божественную природу любого ребенка. Ребенок рождается на свет невинным и чистым. Невинность и чистота детей это качество божественной природы. Все люди доброй воли должны сплотиться для того, чтобы невинность детей не была омрачена всем этим ужасом, кровью и злом. Исполнители бхаджанов посвятили свой небольшой концерт жертвам этой трагедии.
Другая мысль, которая постоянно звучала в выступлениях разных людей, в том числе и в моем, это то, что люди должны, ценя различия друг в друге, не забывать, что объединяет их гораздо больше, чем разъединяет, что общего у них гораздо больше, чем различного. Один из выступавших привел очень красивый пример. Он сказал, что если вы испытываете жажду, то в зависимости от своего вкуса, вы можете утолить эту жажду с помощью напитка с апельсиновым, лимонным или клубничным ароматом, но при этом не нужно забывать, что утоляет жажду не лимонный аромат, и не апельсиновый, а вода, составляющая основу и сущность любого из этих напитков. Точно также человек, испытывающий духовную жажду, обращается к религии, и в зависимости от его вкуса, склонности и предпочтений, его может привлечь тот или иной аромат, исходящий от разных религий. Но сущность религии и веры едина. И именно она, а не отличия, не различные ароматы, утоляют духовную жажду человека. Любая религия, способная утолить духовную жажду человека, основана на истинных принципах любви, милосердия, сострадания, доброты, и на том, что в конце концов человек должен обрести любовь к Богу и чистое сердце. Все выступавшие также отмечали, что это празднование Джанмаштами войдет в историю, и станет еще одной традицией, потому что англичане, будучи людьми консервативными, любят традиции. Мне хочется верить в то, что это станет еще одной английской традицией, и в то, что терпимость, которую сумели выработать в себе англичане, также станет традицией, которой у них будет учиться весь мир.

После этого события в Парламенте, в котором участвовали высокопоставленные лица, я вернулся в Бхактиведанта Менор, где меня уже ждали примерно двадцать русскоязычных преданных, которые есть практически в каждом храме ИСККОН. Прочитав им лекцию, я после двух бессонных ночей и трех бурных дней, проведенных в Англии, сел в машину и поехал в аэропорт.

Так уж получилось, что я сейчас мало времени провожу в России, пытаясь людям в других странах объяснить и рассказать о важности московского проекта. Но при этом мне очень хочется напомнить всем преданным в России, что проект этого храма в Москве мы строим все таки прежде всего для нас самих, для тех последователей сознания Кришны и индуизма, которые живут в России. Он нужен нам. Именно мы должны очень глубоко осознать, что осуществление московского проекта поможет людям этой страны лучше оценить те идеалы, на которых построена древняя ведическая религия. Особенно эти слова могут актуально прозвучать сейчас, после трагических событий в Осетии, когда безумие, творящееся ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно вокруг нас, вдруг приняло самые уродливые, ужасные формы и стало очевидным для всех. Я говорю эти слова не для того, чтобы как-то сравнять произошедшее в Беслане с тем, что происходит каждый день, не для того, чтобы уменьшить эту трагедию, но для того, чтобы подчеркнуть ее. На самом деле жизнь, которая происходит вокруг нас, отношения, которые пытаются строить между собой люди, принципы, на которых они пытаются строить свои отношения, ужасны. Вражда, злоба, даже под прикрытием религии, начинают играть все большую и большую роль в нашей жизни. Зависть, жадность, похоть, гордыня — все эти качества, которые в Ведах называются смертными врагами человека, врываются в нашу жизнь. Но мы при этом должны понять, что они врываются не извне, что основной корень всего этого находится внутри, в нашем сердце. Нам нужен этот храм, и много-много других храмов, не только нашей религии, но и всех остальных религий, для того, чтобы люди смогли яснее увидеть это в себе, и смогли вырвать, или, по крайней мере, попытаться вырвать из своих сердец эти семена зла, некогда посеянные там. В этом смысле, безусловно, сознание Кришны может сыграть очень большую роль, потому что традиции терпимости, доброты, сострадания очень глубоко укоренены в нашей религии, в нашей философии. Прежде всего это относится, безусловно, к традиции терпимости, терпимости к верованиям, убеждениям других. Индия за всю историю своего существования практически не знала религиозных войн. Несмотря на то, что философские дебаты велись постоянно, культура этих дебатов была возведена на необычайную высоту.

Я посещаю Лондон уже в четвертый раз, потому что именно там, благодаря помощи трех замечательных преданных, возглавляющих храм Бхактиведанта Менор: Гаури прабху, президента этого храма, Шрутидхармы прабху и Пранабандху прабху, двух его помощников, отвечающих за работу с общиной, я нахожу самый большой, самый теплый отклик, и самую большую и реальную помощь нашему проекту. Там же, помимо каких-то встреч с регулярными посетителями храма, я встречаюсь еще с группой очень влиятельных людей. Мне очень хочется верить в то, что скоро эти люди будут принимать непосредственное участие в строительстве нашего храма. Каждый раз, когда я приезжаю и встречаюсь с ними, я вижу, как их интерес к нашему проекту растет, и это в свою очередь дает мне очень большую надежду на то, что так необходимая нам финансовая помощь будет приходить, приходить из самых разных источников, в том числе от людей, которые располагают большими ресурсами.

08.09.04

Материал подготовила Маргарита Рихтер.

Похожие записи