О ЕС Радханатхе Свами Махарадже


Прежде чем рассказывать дальше об общине храма Шри Шри Радха Гопинатхи, мы просто вынуждены остановиться на какое-то время с тем, чтобы рассказать о той личности, которая фактически создала, просто вырастила, подобно заботливому садовнику, эту общину — Его Святейшестве Шриле Радханатхе Свами Махарадже.

Мы понимаем, что будучи личностью чрезвычайно смиренной, Радханатха Махарадж вовсе не одобрил бы эти страницы нашего журнала. (Когда в последние дни нашего пребывания в Чоупатти, мы обратились к Махараджу с просьбой дать интервью для журнала «Гауранга», он искренне удивился: «Интервью со мной? Зачем? Вы уже взяли столько интервью у замечательных преданных — вот о них и пишите!») И все же без хотя бы краткого рассказа о Радханатхе Махарадже (а разве можно, вообще, полностью описать славу чистого преданного?) этот журнал будет явно не полон.

Когда, завершив интервью с Радха Кришной прабху и выключив свой диктофон, я сказал ему: «Похоже, что секрет — это Радханатха Махарадж?» — он, засмеявшись, ответил: «Конечно! Но это я могу вам сказать только при выключенном магнитофоне…»

В какой бы дом преданных из общины Чоупатти мы ни приходили, мы всегда видели там прекрасные, с большой любовью сделанные портреты Радханатхи Махараджа. «Какие замечательные, особенные преданные у вас в Чоупатти!» — не удержавшись, воскликнули мы как-то в доме одного из наставников. «Это Радханатха Махарадж делает людей особенными. — ответил он. — Махарадж постоянно прославляет преданных, даже за те качества, которых у них пока еще нет. И им ничего не остается делать, как пытаться развивать в себе эти качества!»

Практически в каждом доме нам с гордостью говорили: «Махарадж неоднократно бывал у нас в гостях». Матаджи Киртида, жена Вришабхану прабху, рассказывала, что когда некоторое время она серьезно болела, Махарадж регулярно навещал ее, заботясь о ее здоровье.

Обычно каждый день Махарадж ездит на обед к кому-то из грихастх (как и предписано в Ведах) — поговорить, узнать об их жизни, ответить на вопросы. После каждой воскресной программы он несколько часов остается в алтарной. К нему выстраивается длинная очередь — и он внимательно беседует с каждым.

Необычна и судьба Радханатхи Махараджа. Он родился в преуспевающей американской семье, но при этом с детства не ел мясной пищи и всегда предпочитал обедать, сидя на полу. В возрасте девятнадцати лет он отправился по миру на поиски Истины. При этом он специально не брал с собой денег и путешествовал автостопом: выходил на дорогу, останавливал первую проезжающую машину — и ехал туда, куда ехала эта машина, считая, что Бог лучше знает, куда ему следует ехать. Оказавшись в каком-либо городе, он посещал местные церкви, соборы, мечети и синагоги, беседовал с духовными наставниками и монахами, пытаясь выяснить у них суть духовного учения. Так он проехал всю Америку, затем Европу и Ближний Восток, постоянно оставаясь погруженным в глубокую медитацию и молитву. Он скрупулезно изучил христианство, иудаизм и ислам. В конце концов, он оказался в Индии. Там он прежде всего посетил Гималаи, затем жил в различных пещерах и джунглях, обучаясь мистическим практикам у разных йогов и гуру. Ему также довелось пожить в буддийском монастыре, где он изучил тибетский буддизм, дзен-буддизм и другие направления этого учения. Его учителями были очень известные ламы и римпоче.

Затем однажды он ехал на поезде в Дели в вагоне третьего класса. (Тот, кто бывал в Индии, знает, что в таких вагонах обычно бывает очень тесно.) На станции Матхура он вышел из поезда попить водички — но войти обратно в вагон уже не смог! Что делать, он спросил у местных жителей, нет ли поблизости какого-нибудь духовного центра. Ему сказали, что неподалеку находится Вриндаван — и он отправился туда. Во Вриндаване он прожил год, ночуя на берегу Ямуны и на Варшане, общаясь с местными бабаджи и садху.

Одним из его покровителей там стал Акинчана Кришна дас Бабаджи, знаменитый святой, непрестанно повторявший святые имена, ученик Бхактисиддханты Сарасвати. Они много общались, а однажды Акинчана Кришна дас сказал ему: «Сегодня во Вриндаван приехал великий человек,» — и отвел его к Шриле Прабхупаде! Встретившись со Шрилой Прабхупадой Радханатха Махарадж понял, что наконец-то перед ним человек, который может ответить на все его вопросы. И он решил полностью посвятить себя служению Шриле Прабхупаде. Что же сделал Шрила Прабхупада? Послал его обратно в Америку!

(Он отправил его в Новый Вриндаван, сказав: «Помогай во всем Киртанананде Махараджу».)

Оказавшись в Новом Вриндаване, Радханатха Махарадж начал выполнять там самое смиренное служение — ухаживать за коровами. (Сам Махарадж вспоминает, что он оказался под руководством весьма странного человека, единственным достоинством которого было то, что он немного разбирался в коровах. Однако Махарадж считал его прямым представителем Шрилы Прабхупады и смиренно выполнял все его указания.) Теперь Радханатха Махарадж обычно говорит: «Я очень маленький и незначительный преданный. Пока мои духовные братья проповедовали по всему миру и распространяли миллионы книг — я просто ухаживал за коровами. Иногда они лизали меня, а иногда — лягали».

Затем Махарадж стал пуджари. Некоторое время он жил в небольшом домике на дальней окраине Нового Вриндавана. Преданные приходили туда только раз в неделю, принося немного пищи. Все свое время, живя там, он посвящал поклонению Божествам и изучению «Чайтанья Чаритамриты».
Где-то около 1980 года Радханатха Махарадж принял санньясу. С этого момента он начал активно путешествовать и проповедовать. Некоторое время он путешествовал по Америке вдвоем с Ниранджана брахмачари. Затем Киртанананда Свами попросил его проповедовать в Бомбее. (В то время Киртанананда был одним из одиннадцати зональных ачарий, считавшихся преемниками Шрилы Прабхупады в ИСККОН. Бомбей входил в его зону, и у Киртанананды там было много учеников. Сам он однако редко посещал Бомбей, и Радханатха Махарадж давал им инициации от его имени.)
Постепенно Киртанананда Свами все больше отклонялся от учения и стандартов Шрилы Прабхупады — и, наконец, в 1987 году он был исключен из ИСККОН. Так получилось, что все его последователи в Новом Вриндаване и Бомбее тоже оказались вне ИСККОН. (Когда ученики Киртанананды в Бомбее спрашивали Радханатху Махараджа, о том, что же произошло, он отвечал им просто: «Мы не должны заниматься никакой политикой. Это наше несчастье, что сейчас мы находимся вне ИСККОН. Но наш долг — просто продолжать служить Шриле Прабхупаде».) И вот, в 1987 году, ученики Киртанананды Свами решили открыть в Бомбее новый храм. Шри Натхаджи прабху арендовал небольшую комнату в детском доме, которым он руководил, и Радханатха Махарадж вместе с несколькими брахмачари переехал туда. Они начинали с малого, но с первого же дня Радханатха Махарадж провозгласил: «Для нас самое главное — это забота о преданных. Нам не так важно, сколько книг мы распространим и насколько большой храм мы построим, — главное, чтобы все преданные в этой общине были счастливы!» И пока Киртанананда в Новом Вриндаване все дальше и дальше уходил от Шрилы Прабхупады, Радханатха Свами в Чоупатти строго следовал всем принципам, установленным Прабхупадой, одновременно делая первые шаги к исполнению известного желания Шрилы Прабхупады — созданию вайшнавской общины, базирующейся на принципах варнашрамы.
Наконец, в 1993 году Киртанананда Свами окончательно сложил с себя полномочия духовного учителя. Вскоре после этого Радханатха Махарадж уехал в Америку, решив больше не возвращаться в Бомбей. Однако преданные забросали его письмами, умоляя вернуться. Он вернулся. После этого состоялось общее собрание, на котором 196 из 200 имевшихся в общине учеников Киртанананды проголосовали за возвращение в ИСККОН. После переговоров с Джи-би-си (руководящим советом ИСККОН) община была принята в ИСККОН, а Радханатха Махарадж получил полномочия члена Джи-би-си и инициирующего гуру. Большинство преданных из Чоупатти приняли у него реинициацию. (Впрочем, по сути он и всегда был их духовным учителем.)

Постепенно община росла. Рос и храм: арендовались все новые и новые комнаты, разбирались перегородки — сейчас там огромная алтарная на тысячу человек и брахмачари ашрам, в котором живут пятьдесят брахмачари, проповедующих уже не только в Бомбее, но и по всему штату Махараштра. Община прихожан насчитывает тысячу постоянных членов (входящих в наставнические группы), не считая огромного количества приходящих на программы гостей. Брахмачари и грихастхи совместно распространяют огромное количество книг и проводят большие фестивали. Но принцип Радханатхи Махараджа, сформулированный при создании общины, продолжает действовать: «Для нас главное — чтобы все преданные были счастливы!»

 

Похожие записи