Гуру 3


йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйа прасадан на гатих куто ‘пи

дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам ванде гурох шри-чаранаравиндам

«По милости духовного учителя ученик получает благословения Кришны.

Без милости духовного учителя невозможно ничего достичь. Поэтому я должен всегда помнить о своем духовном учителе и прославлять его, вознося ему молитвы. По крайней мере три раза в день, повторяя гаятри-мантру, полученную от него, я должен склоняться к его лотосным стопам».

В этом стихе — ответ гаудия-вайшнавов на старый, как мир, спор, которого не избежала ни одна религия: нужен ли человеку посредник между ним и Богом, если каждая душа уже имеет свои отношения с Богом? Может ли человек, пусть даже очень возвышенный, спасти нас? Ведь спасает и дает освобождение только Бог. Протестанты и реформаторы всех мастей, демократы от религии, постоянно пытаются отвергнуть необходимость посредника и поводыря на нашем пути к Богу. Но на самом деле желание обойти гуру и предаться непосредственно Кришне выдает в человеке элементарное невежество и непонимание того, как проявляется милость Кришны в этом мире: подлинный бхакта Кришны неотличен от Кришны и только он может быть проводником Его милости в этом мире.

В «Бхакти-сандарбхе» (180) Шрила Джива Госвами объясняет, почему милость Бхагавана приходит к человеку только через бхакту:

«Хотя милость Господа — главная причина обращения человека к Богу, она тем не менее является вторичной причиной, потому что милость Бога не может прийти к обусловленной душе, отвернувшейся от Бога и горящей в огне материального существования, самостоятельно. Милость — это определенное состояние сознания (чето викарах), которое возникает в сердце, тронутом чужими страданиями. Однако священные писания (шрути) гласят, что различия между Богом, которого всегда переполняет трансцендентное блаженство, и погруженной в грехи и невежество обусловленной душой слишком велико. И потому надуманные и вызванные невежеством (тамомайа) страдания обусловленной души (дживы) не могут тронуть сердца Шри Хари, подобно тому как тьма никогда не может коснуться солнца. По этой причине материальные страдания живых существ, отвернувшихся от Бога, никогда не утихают, несмотря на милосердцие Господа и Его абсолютное всемогущество. Стало быть, единственное, что может спасти обусловленные души, — это милость великого святого (сат-крпа). Хотя придуманные страдания материального мира тоже не трогают сердца таких великих душ, они иногда могут вспоминать о них и проявлять сострадание к напрасно мучающимся обусловленным душам, подобно тому как бодрствующий человек при виде спящих людей может вспомнить о страданиях, которые сам некогда пережил в кошмарном сне, и попытаться разбудить спящих. Поэтому милость Господа, обитающая в седцах великих душ, проливается на сердца обусловленных душ в результате общения с чистыми преданными в виде милости преданных (сат крпа), а не непосредственно (на сватантрети стхитам)».

В связи с этим Гопала Бхатта Госвами цитирует в «Хари-бхакти-виласе» (4.353) слова Брахмы из «Вамана-кальпы»:

                        гурур йасйа бхавет туштас
                    тасйа тушто харих свайам

«Если духовный учитель доволен своим учеником, это значит, что и Господь Хари доволен им». И наоборот:

                       харау руште гурус трата
                    гурау руште на кашчана
                      тасмат сарва прайатнена
                    гурум эва прасадайет

«Если Господь Хари недоволен кем-то, то духовный учитель может защитить его (от гнева Хари), но если духовный учитель разгневан на своего ученика, то у ученика нет больше никакого прибежища. Поэтому все свои силы ученико должен приложить к тому, чтобы доставить удовольствие духовному учителю». (Хари-бхакти-виласа, 4.360)

Если список качеств духовного учителя долог — далеко не каждый может претендовать на эту роль, то список необходимых качеств ученика предельно краток. Он состоит всего из одного существенного качества — послушания, или искреннего желания служить гуру: все остальные недостающие качества вырастают из него, ибо оно — корень всех духовных добродетелей. Шрила Джива Госвами объясняет в «Бхакти-сандарбхе» (237): «Следовательно, человек, стремящийся к совершенству, насколько это в его силах, должен всегда служить (вишешатах севам курйат) лотосным стопам своих гуру, как тех, кто учит его следовать шастрам, так и тому, кто дал ему мантру (шикша и дикша-гуру) Милость гуру — коренная причина избавления от всех бесчисленных пороков (анартх), от которых обычно очень трудно избавиться, и обретения высшего совершенства милости Бога». Говоря о служении гуру Джива Госвами употребляет эпитет вишешатах, что значит либо «конкретное, заметное служение», либо «выдающееся служение».

Трудная добродетель послушания многогранна, как драгоценный камень. Послушание Ишвары Пури позволило ему, позабыв о себе, ухаживать за больным и немощным Мадхавендрой Пури в последние дни его жизни и принесло ему непостижимую милость Шри Чайтаньи Махапрабху, который принял его своим духовным учителем. Послушание Рагхунатхи даса Госвами сделало его образцом самоотречения и в конце концов привело его на берег Радхa-кунды. Послушание Нароттама даса Тхакура преисполнило его непоколебимой решимости: несмотря на отказ Локанатхи Госвами, Нароттам продолжал тайком от него служить ему. Послушание мальчика Бонду подарило ему святую веру и простоту. Наконец, послушание Шрилы Прабхупады позволило ему совершить невозможное — в одиночку за несколько лет распространить сознание Кришны по всему миру: «Я всего лишь исполняю волю моего Гуру Махараджи». Послушание никогда не остается без награды, но на самом деле оно само и есть высшая награда, ибо послушание суть духовный разум, который в конце концов приводит ученика к Кришне.

   * * *
   У Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи был верный слуга, Бихари, который, когда Бабаджи отказали ноги, носил его на своей голове в корзине. За несколько дней до своего ухода Джаганнатх дас Бабаджи, проживший 147 лет, подозвал к себе Бихари и сказал ему:
 — Бихари, ты так верно служил мне, а я так ничего тебе и не дал. Сегодня я подарю тебе пять повозок всякого добра.
 — О чем ты говоришь, отец? У тебя самого ничего нет, кроме треснутого глиняного горшка. Где ты возьмешь богатства, которые обещаешь?
 — Бихари, ты ничего не понимаешь. Я попрошу у Махапрабху. Что Ему стоит послать тебе все богатства этого мира? Ты только скажи мне, что ты выбираешь: меня или богатства?
 — Мне не нужны богатства. Я выбираю тебя, — быстро ответил Бихари.
Бабаджи остался очень доволен его ответом.
 — Хорошо, тогда я обещаю всегда быть с тобой. Богатств у тебя не будет, но и нужды ты тоже ни в чем не будешь знать. Ты проживешь до ста лет. Кали не сможет причинить тебе никакого вреда, и Шри Шри Гаура-Нитай подарят тебе Свой даршан.

Другим удивительным примером редкостного, бескомпромиссного послушания является ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шри Нарайана Дасадхикари (Бхакти Судхакар Прабху, профессор Нишиканта Санньял). Вот что пишет он в своих дневниках:

«Гуру есть тот, кому должно служить в каждом существе. Не служа Гуру, мы не служим по-настоящему никому. […] Я не имею права беседовать о Кришне, пока не почувствую, что таково непосредственное указание Шри Гурудева. До этого момента мои недозволенные разговоры о Кришне могут быть только вакья-вегой (недержанием речи). Это относится к каждому аспекту моей деятельности. Все остальное из того, что я делаю, само собой придет в порядок и займет нужное место, если мои слух и речь управляются свыше. Я не должен ничего слушать, покуда мне не позволено слушать, то есть покуда я не получил на это прямого позволения Шри Гурудева. Если слушание и речь строго во власти свыше, они приведут в порядок деятельность всех остальных органов чувств и ума. Если я буду чутко ожидать непосредственного вдохновения от Шри Гурудева на все, что бы я ни делал, я обязательно получу его. Поэтому всегда, когда я не ощущаю подобного вдохновения, я буду принимать любые просьбы или соблазны совершить личный поступок с полным равнодушием. Всегда, когда я не ощущаю позволения в настоящем, я буду сводить свою деятельность строго к тому, на что получил его непосредственное дозволение прежде. Я должен постоянно ожидать такого вдохновения даже на то, чтобы делать сейчас непосредственно одобренное им раньше. Такое постоянное прямое сопричастие с гуру является единственной основой, методом и целью любого служения каждой чистой души. Я не буду слушать, я не буду говорить, я не буду смотреть, обонять, вкушать, осязать и делать что бы то ни было, не установив сперва прямого сопричастия Лотосным Стопам Шри Гурудева и не обретя его безоговорочного дозволения. Это даст мне возможность помнить Лотосные Стопы Шри Гурудева каждое мгновение моей земной жизни. Покуда не пережита трансцендентная значимость указания Шри Гурудева, понимание ложно. Следует ждать и сосредоточенно помнить Лотосные Стопы Шри Гурудева, пока его милость не придет в безоговорочной форме. Таким образом, Шри Гурудева милостиво даст нам способность осознать, какое поведение доставляет удовольствие Кришне».

Перед самым своим уходом Сарасвати Тхакур сказал о своем ученике: «Я в долгу перед профессором Бабу», повторив слова Шри Кришны на Курукшетре, обращенные к гопи Враджа. «Оставляя этот мир в комнате, прилегающей к Бхаджан-кутиру Шрилы Прабхупады в Багх-базар Гаудийа Матхе, окруженный Вайшнавами, поющими Киртан, Шрипад Бхакти Судхакар Прабху, не сознавая ничего вокруг, неожиданно произнес: «Прабхупада пришел! Прабхупада пришел!» — он протянул перед собой руку и воскликнул: «Сундар! Сундар!», — и с лицом, озаренным неземным светом, вступил в вечную Лилу Шри Гуру и Шри Гаурасундары».

И еще из его дневников: «Единственная необходимость — исполнять мано ‘бхишта, желание сердца Шри Гурупад-падмы. Если не будет такого неподдельного понимания, окажешься в рабстве материальных желаний. Если в следовании по стопам Шри Гуру нет достаточной глубины и серьезности, то будет самообман и больше ничего. Если же человек притворяется: ‘Какой я хороший последователь’, — то поступки, идущие вразрез с желанием Шри Гурупад-падмы, совершатся сами собой, и это будет закономерным итогом лицемерия».

Любую драгоценность в этом мире люди научились подделывать. Если подлинное послушание ценится и приносит выгоду, то можно не сомневаться, что всегда найдутся люди, прикидывающиеся послушными. Новички будут сочинять свое послушание и, напялив его на себя, красоваться в нем перед другими на сцене своего ума. Лже-послушание внешне может выглядеть как гуру-бхакти, преданность духовному учителю, но плоды его, взошедшие на почве самомнения и самонадеянности, всегда ядовиты и горьки. Лже-послушание — это всего лишь игра в смирение льстящей самой себе души. Если подлинное послушание — честный, подспудный труд души, то лже-послушание — игривое кокетство души, упивающейся собой. Подвиг послушания скрывается от посторонних глаз, а лже-послушанию всегда нужна сцена. Подлинное послушание — это сладко-горькое, невыставляемое напоказ осознание себя глупцом перед своим гуру, а лже-послушание — кокетливая готовность на словах признать себя глупцом, при этом оставив за собой право обо всем судить самому.

Подлинное послушание — цена, которую нужно заплатить, чтобы обрести милость Кришны, за фальшивое же послушание можно приобрести только поддельную милость: глупых последователей, дешевый почет, лесть и славу. Но и за этим дешевым товаром всегда стоит очередь алчущих.

Самонадеянность, облеченная в личину послушания, всегда карикатурна и жалка. Валлабха Бхатта, умоляющий Махапрабху выслушать его комментарий на «Шримад-Бхагаватам». Джаганнтаха дас, отвергший Шрилу Харидаса Тхакура и за свои пять дополнительных глав к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» получивший от Шри Чайтаньи Махапрабху саркастический титул «атибади» (Шибко великий). Рамачандра Пури, дающий советы умирающему Мадхавендре Пури. Рупа Кавираджа, приравнявший садхака-деху к сиддха-дехе и обрядившийся в одеяния гопи. Современные ритвики, нарушающие все указания Шрилы Прабхупады и выдающие себя за его единственных истинных последователей. Увы, скорбный список этот далеко не завершен… Кшурасйа дхарам нишитам дуратйайа — «Духовный путь подобен лезвию бритвы». Но тот, кто может пройти по нему до конца, получив милость гуру, в свой срок получает все:

                     nama-srestham manum api saci-putram atra svarupam
                    rupam tasyagrajam uru-purim mathurim gosthavatim
                     radha-kundam giri-varam aho radhika-madhavasam
                    prapto yasya prathita-krpaya sri-gurum tam nato ‘smi

«Я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам своего духовного учителя, по чьей беспринчинной милости я получил высшее из Святых имен, кто дал мне мантру, кто подарил мне возможность служить сыну Шачиматы, кто наградил меня обществом Шрилы Сварупы Дамодары, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, кто даровал мне духовную обитель — Матхуру, блаженную землю Вриндавана, божественное озеро — Радху-кунду и холм Говардхан, и кто вложил в мое сердце желание с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване».

 

Похожие записи