Равана


РАВАНА

У Вожделения-Раваны десять голов. Когда мы отрубаем одну, на ее месте тотчас вырастает другая. Десять голов — десять умов.

Вожделение многолико. Как оборотень, оно принимает самые удивительные, невинные и привлекательные формы. А когда ему надо похитить Ситу, высшую энергию наслаждения Господа, оно приходит в шафрановых одеждах триданди-санньяси.

    * * *
   
дхуменаврийате вахнир
йатхадаршо малена ча
йатхолбенаврто гарбхас
татха тенедам авртам

«Вожделение покрывает живое существо так же, как дым покрывает огонь, как слой пыли покрывает зеркало и как чрево матери покрывает зародыш». (Бхагавад-гита, 3.38)

Три гуны материальной природы покрывают духовный разум живого существа, мешая ему проявлять свою подлинную природу. Когда разум покрыт саттва-гуной, сохраняется его функция, но до какой-то степени утрачивается форма. Покрытие саттва-гуной сохраняет в разуме потребность поклоняться Богу, хотя иногда лишает человека присущего разуму импульса к деятельности. Проблеск духовного разума — как проблеск пламени в клубах дыма — иногда побуждает человека, несмотря на вожделение, склоняться перед Богом и искать Его покровительства. Разум, покрытый раджо-гуной, сохраняет свою форму, но утрачивает функцию, как зеркало, покрытое пылью. Человек, находящийся под влиянием раджо-гуны может признать необходимость духовной практики, но он не в силах заниматься ею, потому что раджо-гуна поглощает всю его энергию, направляя ее в другое русло. Оболочка же гуны невежества лишает разум как формы, так содержания — невежественный и ленивый человек отказывается даже теоретически допустить необходимость служения Богу, не говоря уже о том, чтобы делать что-то для Него.

Однако, хотя саттва-гуна и содержит в себе проблеск истины, побуждая человека искать Бога, не нужно забывать, что и она покрывает разум вожделением, которое иногда бывает трудно различить. Гордящиеся своей мирской добродетелью люди снова и снова рождаются в этом мире, чтобы удовлетворять свое вожделение. Вожделение коварно и многолико, как десятиглавый оборотень-Равана. Порой оно принимает такие формы, которые неискушенный человек может спутать с проявлениями духовности. А когда вожделение отваживается совершить самый тяжкий грех — похитить Ситу, высшую энергию наслаждения Господа, оно облачается в шафрановые одежды санньяси. Так на свет появляются «гуру», «пророки», «боги», «аватары» и «святые», пытающиеся вытеснить из сердца своих одураченных последователей Раму и заменить Его собой.

         * * *
О Рама, некогда ты наступил на камень в заброшенном ашраме Гаутамы недалеко от Митхилы, и из этого камня восстала луноликая Ахалья, омывшая Твои стопы своими слезами. Тысячи лет она пролежала там камнем, ожидая, когда Твои лотосные стопы милостиво коснутся ее, лишь однажды давшую волю вожделению. О Рама, сердце мое тоже давно окаменело, покрытое вожделением. Многие тысячелетия оно тщетно ждет Твоего прихода. Могу ли я надеяться на то, что когда-нибудь Ты тоже наступишь на камень моего сердца, чтобы томящаяся в нем душа воспрянула навстречу Тебе?

Похожие записи