Таттва-сандарбха, введение


Таттва-сандарбха, введение хастамалакават-таттвамшримад-бхагаватасйа йахшаршайамша дживебхйаш тамшри джива-прабхум бхадже«Я поклоняюсь Шриле Дживе Госвами Прабху, который открыл людям смысл(таттву) Шримад-Бхагаватам. Благодаря ему смысл Шримад-Бхагаватам стал стольже ясен, как плод амалаки на ладони».

 (1)Шрила Джива ГосвамиКРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКО жизни Шрилы Дживы Госвами известно немногое. Основными источникамисведений о его жизни являются «Према-виласа», написанная Нитьянандой Дасом всередине 16 века в Бенгалии, и «Бхакти-ратнакара» Нарахари Чакраварти,написанная столетие спустя во Вриндаване. Генеалогические сведения приводитсам Джива Госвами в «Лагху-вайшнава-тошани». Детали описаний обоих авторовразнятся между собой, что дает основание ученым подвергать сомнениюдостоверность этих сведений. Однако помимо исторической достоверности естьдругая достоверность, недоступная пониманию западного ученого -достоверность чувств. Умертвляя чувства, но скрупулезно следуя фактам, ониискажают истину жизни куда сильнее, чем человек, готовый поступитьсянесущественными мелочами, только ради того, чтобы сохранить подлинностьчувств.Джива Госвами родился приблизительно в 1513-1514 году в Рамакели (ЗападнаяБенгалия) и был сыном Анупама Малика, младшего брата Рупы и СанатаныГосвами. Трое братьев были сыновьями Шри Кумарадевы, который принадлежал кроду Сарасвата-брахманов из Бхарадваджа Готры. Предки Кумарадевыпереселились в Бенгалию, на берега Ганги, из Карнатаки. Сам Кумарадева, дедШрилы Дживы Госвами, славился своим благочестием и чистотой. Если даже теньнечистого человека падала на него, он тотчас совершал очистительный обряд ипостился целый день. Какие-то семейные разногласия заставили егопереселиться в Бангладеш, в деревню Бакла Чандрадвипа. По иронии судьбы,могущественный правитель Бенгалии, Шах Хуссейн призвал всех троих сыновейКумарадевы к своему двору и доверил им важные правительственные посты.Санатана стал Премьер-министром в его правительстве, Рупа — личнымсекретарем шаха, а отец Дживы Госвами, Анупам, по данным некоторыхисследователей (2), управлял монетным двором Хуссейна. Зная нрав шаха,братья не осмелились отказаться от предложенных им постов. Однако,воспитанные в строгих религиозных традициях, они не переставали проклинатьсвое положение, считая себя хуже яванов. Чрезмерно строгое индусскоеобщество отвернулось от них, а их отец непрестанно совершал искупительныеобряды, чтобы как-то загладить вину своих сыновей. Можно только представитьсебе трагедию этого бедного человека, который еще при жизни потерял всехтроих сыновей и из-за их поступка сам стал в глазах людей посмешищем. Люди,которых они уважали и любили, отвергли троих братьев, но смирение ипостоянное раскаяние, в котором протекала их жизнь, сделали их лучшимикандидатами на милость Шри Чайтаньи Махапрабху.Стены, разделяющие людей на касты и секты, не доходят до Бога. Он ценит несомнительную кастовую чистоту тела, но подлинную чистоту покаянного сердца.Чистые люди стремятся к Богу, но к смиренным Господь приходит Сам. Никто непонимал, почему Шри Чайтанья Махапрабху по пути во Вриндаван сделал крюк иоказался в Рамакели. Никто, кроме Него Самого. Когда Шри Чайтанья Махапрабхуоказался Рамакели, тайком, под покровом ночи трое братьев пришли, чтобыувидеть Его. Могущественные правители Бенгалии, богатейшие люди своеговремени, они со слезами на глазах и с соломой в зубах припали к Его стопам.Нарахари пишет, что Гаурахари на примере Своих любимых учеников, Санатаны иРупы, хотел показать людям, что такое подлинное смирение.Махапрабху дал новые имена всем троим братьям, что, по сути, было для нихначалом новой жизни. Новое имя обычно дается человеку, когда он начинаетжизнь в отречении. Отец Дживы Госвами получил от Него имя Шри Валлабха. Посвидетельству Нарахари Чакраварти (3), Шри Джива, который был тогда совсеммаленьким мальчиком, видел Чайтанью Махапрабху в Рамакели. Вскоре послеэтого визита все трое братьев оставили свои посты в мусульманскомправительстве и отреклись от мира. Часто люди отрекаются от мира, как лисаиз эзоповской басни отреклась от недоступного винограда. Но они отреклись отмира не потому, что не смогли в нем ничего добиться, и даже не потому, чтомир с его радостями наскучил им. Они отреклись от мира, потому что,оказавшись в обществе Гауранги, ощутили всю красоту и сладость иного,духовного мира. По приказу Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Валлабха вместе сРупой Госвами отправился во Вриндаван. На пути во Вриндаван в Праяге онивстретились с Махапрабху, после чего продолжили свой путь во Врадж. ВоВрадже Рупа Госвами получил известие о том, что Шри Чайтанья снова хочетвидеть его в Нилачале. Вместе со Шри Валлабхой он тотчас направился кМахапрабху в Джаганнатха Пури, но, достигнув берегов Ганги в Гаудадеше, ШриВаллабха скончался. Это произошло в 1516 году.Рано овдовевшая жена Шри Валлабхи воспитывала Дживу Госвами (которого тогдазвали Гопал) в доме его деда Кумарадевы в Чандрадвипе. В очень короткий срокШрила Джива Госвами в совершенстве овладел санскритской грамматикой, изучилаланкара-шастры и другие предметы. С самого детства он поклонялся БожествамКришны и Баларамы. Отходя ко сну, он плотно прижимал Кришну и Балараму ксебе, так что даже мать не могла отобрать Их у него. Ранняя смерть отца,сделала мальчика, и без того проявлявшего склонность к самоотречению, ещеболее равнодушным к мирским делам. Иногда соседи видели его плачущим водиночестве, но едва ли кто-то понимал истинную причину его слез.Захлебываясь слезами, мальчик постоянно твердил: «Шри Кришна Чайтанья, ШриКришна Чайтанья». Живя в Бенгалии, он все время мечтал оказаться рядом сРупой и Санатаной во Врадже. «Шримад-Бхагаватам» был его любимой книгой сраннего детства. Нарахари утверждает, что в присутствии Дживы никто неосмеливался говорить ни о чем, кроме Кришны. Всем было ясно, что рано илипоздно Шри Джива покинет семью и деревню и последует примеру отца и егобратьев.Однажды вечером Шри Джива сидел в одиночестве, повторяя святое имя. Онплакал в разлуке с теми, кого любил больше жизни. Боль разлуки стала такойнестерпимой, что он упал на землю и стал кричать: «О мой Господь, Шри КришнаЧайтанья! О милосердный Нитьянанда! О Шри Адвайта-чандра, океан милости!Когда же вы сжалитесь надо мной?» Всю ночь он проплакал, а под утро сонсмежил его глаза. За несколько лет до этого в Рамакели он видел чудный сон,который не мог забыть: Шри Чайтанья в сопровождении тысяч людей пел киртан,заполняя всю Вселенную любовью к Богу. В эту ночь тот же самый сон сноваприснился ему. Он увидел Чайтанью и Нитьянанду, но вдруг Они исчезли ивместо Них появились Кришна и Баларама. Шри Джива пил Их красоту, какволшебный напиток, но через мгновение вместо Кришны и Баларамы опятьпоявились Чайтанья и Нитай. Гаурасундара обнял Дживу и подвел его к лотоснымстопам Нитьянанды, а Нитьянанда снова и снова повторял, обращаясь к нему:»Пусть же для тебя не будет никого, дороже Гауранги Махапрабху!» Когдавидение исчезло и Шри Джива проснулся, мокрый от слез, он знал, что большени дня не сможет провести в родной деревне. Рано утром он попросил у материразрешения уйти из дома, чтобы изучить ньяю, и в тот же день в сопровождениислуги отправился в путь. Сначала он пришел в Навадвипу. Вайшнавы, узнавшие отом, что в Навадвипу пришел племянник Рупы и Санатаны, отвели его в домШриваса Тхакура, где он встретился с Нитьянандой. Нитьянанда, предвидившийприход Дживы, очень обрадовался ему: «Я пришел в Навадвипу из Кардахиспециально, чтобы увидеться с тобой, мальчик мой». В течение нескольких днейДжива находился в обществе Нитьянанды в Навадвипе, обойдя с Ним все месталил Господа Гауранги. А затем Он призвал к Себе Дживу и велел емуотправляться во Вриндаван: «Махапрабху хочет, чтобы вся ваша семья собраласьво Врадже».На пути во Вриндаван Шри Джива остановился в Каши (Бенаресе). Там егоучителем стал Мадхусудана Вачаспати, знаток всех шастр, логики и Веданты. Вочень короткий срок под его руководством он освоил ньяю, вайшешику, санкхью,йогу, пурва-мимамсу и веданту. Лучшие пандиты Бенареса были пораженыталантом юноши и приходили, чтобы посмотреть на него или проверить егознания. Но сам Джива ждал только того дня, когда он завершит своеобразование и сможет отправиться во Вриндаван к Рупе и Санатане. Нигде всвоих книгах он не упоминает имени Мадхусуданы Вачаспати — своим подлиннымгуру он всегда считал Рупу Госвами.Джива Госвами пришел во Вриндаван приблизительно в 1541 г. и не покидалВрадж вплоть до своего ухода из этого мира в 1608 г. Здесь под руководствомРупы и Санатаны он изучил науку преданного служения и написал книги,обессмертившие его имя. Во Вриндаване он получил посвящение от Рупы Госвами,став его первым и единственным учеником. Его первым служением во Враджебыла помощь в редактировании самой знаменитой книги Рупы Госвами»Бхакти-расамрита-синдху», а первой его книгой была «Мадхава-махотсава»,законченная в 1555 г. Шрила Рупа Госвами сумел описать божественную любовь,воплотившуюся в Господе Чайтанье, а Шрила Джива Госвами объяснил ее миру.Если бы не они, эта любовь так и осталась загадкой, недоступной людям. «Хотявсе Веды и Пураны воспевают славу Бхакти, только подлинный вайшнав понимает,что такое Бхакти». (4) После ухода Рупы и Санатаны гений Шрилы Дживы Госвамистал блистать в полную силу, как яркое солнце, рассеивающее мрак века Кали.Вайшнавы того времени, как в Бенгалии, так и во Врадже, почитали еговеличайшим авторитетом в философии и религии Господа Чайтаньи, и слово егопринималось всеми как закон. Великие ачарьи следующего поколения, ШринивасаАчарья, Нароттама Дас Тхакур и Шьямананда Прабху, считали себя егоучениками. В начале 80-ых годов шестнадцатого столетия они были посланыДживой с книгами Госвами в Бенгалию. И именно они положили конецдоктринальному разброду, который воцарился в Бенгалии после ухода ЧайтаньиМахапрабху и Его ближайших соратников, и утвердили в умах людей учениеГоспода Чайтаньи в том виде, в каком оно было разработано ГосвамиВриндавана. Описывая этот эпизод и исторический вклад Шрилы Дживы Госвами вформирование сампрадаи Господа Чайтаньи, Бхактивинода Тхакур пишет:«После ухода Шримана Махапрабху вся община вайшнавов переживала трудныевремена. Поскольку после Махапрабху не осталось достойного преемника ипоскольку различные идеологии примешались к учению вайшнавов, Гаудадешалишилась управления и осталась без ачарьи. Будучи независимым по природе,Шри Вирачандра Прабху не смог охватить Своим влиянием всюГауда-мандала-бхуми. В то же время возникли большие разногласия средисыновей Шри Адвайты Прабху. Постепенно спутники и последователи Махапрабхустали уходить из этого мира. Воспользовавшись этим, разнообразныепроповедники неавторитетных сект, такие как баулы, сахаджии, даравеши ишани, стали распространять свои учения в разных областях Гауды. Пользуясьверой людей в имена Шри Чайтаньи и Нитьянанды, эти проповедники ложныхкультов стали проповедовать свои лжеучения несчастным людям.Шри Джива Госвами был единственным ачарьей вайшнавов того времени, чейавторитет был непререкаем. Сам он безвыездно жил во Врадже, но когда до негодошли известия о плачевном положении дел в Гауда-мандале, он тотчас послалШри Шринивасу Ачарью, Шри Нароттама Даса Тхакура и Шри Шьямананду Прабху вБенгалию в качестве ачарьев, которые должны были учить людей законамрелигии. Он же позаботился о том, чтобы они привезли в Бенгалию авторитетныекниги ближайших последователей Господа Чайтаньи. По воле Махапрабху, все этикниги были украдены по дороге. Лишившись книг, они стали проповедоватьчистые принципы религии вайшнавов, опираясь на силу своего бхаджана». (5)Никто во Врадже не пользовался большим влиянием, чем Джива Госвами. Автор»Садхана-дипики» прославляет его такими словами: «Слава Шри Дживе Госвами,который всегда хранит лотосные стопы Шри Рупы Госвами в своем уме! Он жил воВрадже, и даже люди, ничего не смыслящие в философии, были покорены егофилософскими взглядами». (6) В 1558 году он приобрел землю для храмаРадхи-Дамодары. Кришна пришел к Рупе Госвами во сне и велел изваять БожестваШри Шри Радхи-Дамодары. (7) Свои последние дни Шрила Рупа Госвами провел вхраме Радхи-Дамодары, где Джива Госвами служил ему. Его самадхи находится водворе этого храма. В 1568 г., после ухода Шри Рупы и Санатаны Его заботамбыли поручены храмы Мадана-мохана и Говиндаджи. Сам император Акбар походатайству Раджи Тодара Малла подтвердил его право на владение этимихрамами. А в 1584 Рагхунатх Дас передал Дживе Госвами все, чем он владел наРадха-кунде: «·диктуя этот документ Кавираджу на своем смертном одре, я,слепой и падший Рагхунатх Дас, ревностно служивший Шри Радха-кунде, передаювсе свои владения лотосным стопам Божества, которому поклоняется Джива» (тоесть храму Радхи-Дамодары). Сам Джива Госвами прожил последние годы своейдолгой жизни в храме Радхи-Дамодары. Он ушел из этого мира в третий деньприбывающей луны месяца Пауша (29 декабря), 1608 г., передав все своивладения Виласу Дасу, «святому человеку, искренне преданному высшей истине».Последней его книгой была «Санкальпа-кальпа-друма», которую он, по егословам, писал, уже лежа на смертном одре. В ней Джива Госвами наставляетсвой ум, повелевая ему перед уходом из этого мира помнить о нитья-лилеКришны. Так нитья-парикар Господа Кришны, служанка Шримати Радхарани,Виласа-манджари, вернулся к своему служению Радхе и Кришне в духовном мире.ТРУДЫ ДЖИВЫ ГОСВАМИШрила Джива Госвами написал множество книг и комментариев. Вместе они, пословам Кришнадаса Кавираджа (8), составляют 400.000 стихов, то есть поразмеру в четыре раза превышают грандиозный эпос древней Индии, Махабхарату.И это при том, что стиль философских трудов Дживы Госвами отличаетсялаконичностью и максимальной насыщенностью.Мы опишем только самые главные изработ Дживы Госвами.«Бхакти-ратнакара» перечисляет двадцать пять книг, написанных Шрилой ДживойГосвами. Все эти труды сделали его одним из величайших религиозных философовза всю историю человечества. Однако самым главным трудом его жизни,безусловно, является «Бхагавата-сандарбха» («суть Шримад-Бхагаватам»), или»Шат-сандарбха», шеститомное произведение, в котором он систематическиизлагает учение Гаудия-вайшнавов на материале «Шримад-Бхагаватам». По словамсамого Дживы Госвами, идея этого труда принадлежала Рупе и Санатане, которыедоверили его своему племяннику, а черновые наброски к Сандарбхам сделал ихдруг, Гопала Бхатта Госвами. Кришнадас Кавираджа пишет, что «Шат-сандарбха»содержит в себе квинтэссенцию всех священных писаний мира (9) и что в ней»Шри Джива Госвами открыл людям истину о духовной любви Кришны» (10).«Шат-сандарбха» анализирует «Шримад-Бхагаватам» в соответствии с категориямиВеданты: самбандхой, абхидхеей и прайоджаной. Самбандха-таттва устанавливаетотношения между основными категориями, абхидхея-таттва объясняет путь,ведущий к достижению цели, а прайоджана-таттва описывает высшую цель. Первыечетыре книги, Таттва-сандарбха, Бхагавата-сандарбха, Параматма-сандарбха иШри-Кришна-сандарбха разбирают самбандха-таттву, Бхакти-сандарбхаанализирует абхидхея-таттву, а Прити-сандарбха объясняет прайоджана-таттву.Таттва-сандарбха доказывает авторитет «Бхагавата-пураны» как высшегооткровения, тем самым формируя основу для дальнейшего обсуждения. Там жеопровергается философия адвайта-вады. Это, пожалуй, самое подробноеизложение гносеологии гаудия-вайшнавов. Бхагават-сандарбха обосновывает, чтовысшей истиной является Бхагаван, Нарайана в Его многочисленных формах, аПараматма-сандарбха описывает природу материального мира, природу иллюзорнойэнергии, природу индивидуальной души и их отношения с Творцом.Кришна-сандарбха, самая длинная из четырех, и, может быть, самая важная,доказывает, что Кришна (а не Нараяна) является изначальным ВерховнымГосподом, Бхагаваном, и что Его дхама и Его слуги вечны. В началеГопала-чампу, своего главного поэтического труда, Джива Госвами утверждает,что все это произведение суть поэтическое изложение философских истин,доказанных в Кришна-сандарбхе. Семенем этого труда является стих изБхакти-расамрита-синдху (1.2.59): «Хотя повелитель Лакшми (Нараяна, ВладыкаВайкунтхи) и Шри Кришна, с философской точки зрения неотличны друг от друга,Кришна превосходит Нараяну с точки зрения расы. Его образ — воплощениевысшей расы и ее вместилище». В этом труде Джива Госвами на материалеШримад-Бхагаватам, других пуран и тантр, доказывает что Кришна являетсяисточником Нараяны, а Лакшми, супруга Нараяны, является всего лишьэкспансией Радхи. Так, в этих четырех трактатах, по словам Дживы Госвами,было доказано, что высшим и самым совершенным проявлением того, с кемсвязана индивидуальная душа, является Господь Мадхава в сопровождении Радхи.Дополнением к первым четырем сандарбхам является трактат Сарва-самвадини, вкотором Джива-госвами опровергает адвайта-ваду и другие распространенные вего время системы философии и приводит дополнительные аргументы в пользуГаудия-вайшнава-сиддханты. В частности, именно в нем подробно обосновываетсяБожественный статус Шри Чайтаньи. Этот труд знаменит тем, что именно в немвпервые появляется термин «ачинтья-бхеда-абхеда», под которым ныне известнафилософия Гаудия-вайшнавов.Бхакти-сандарбха описывает различные аспекты садханы, обряды и обязанности,которые нужно исполнять, чтобы обрести любовь к Кришне. Прити-сандарбха -самая длинная из всех, основана на трудах Рупы Госвами по Бхакти-расе,Бхакти-расамрита-синдху и Удджвала-ниламани, а также на Вайшнава-тошани,комментарии Санатаны Госвами к Десятой песни Шримад-Бхагаватам и трудах поэстетике.Радха-кришна-чарана-дипика доказывает необходимость поклонения Кришне вместес Его шакти, Шримати Радхарани. Поклонение Шримати Радхарани вместе сКришной было введено Джахнавой деви, и в своем труде Джива Госвамиобосновывает эту практику.Мадхава-махотсава — первое поэтическое произведение Дживы Госвами описываетэпизод из Падма-пураны, в котором рассказывается о коронации ШриматиРадхарани.Среди комментариев, написанных Дживой, первым следует упомянутьКрама-сандарбху, седьмую сандарбху, его комментарий к Шримад-Бхагаватам,включающий в себя основные комментарии к стихам Шримад-Бхагаватам, сделанныев Шат-сандарбхе.Лагху-вайшнава-тошани — сокращенный и отредактированный вариант комментарияСанатаны Госвами к Десятой песни Шримад-Бхагаватам, написанный Дживой попоручению самого Санатаны Госвами.Диг-даршини — комментарий Дживы Госвами к Брахма-самхите в значительнойстепени основан на его же Кришна-сандарбхе и содержит подробное описаниеГолоки.Дургама-сангамини — подробный комментарий Дживы Госвами наБхакти-расамрита-синдху, а Лочана-рочани — его комментарий наУдджвала-ниламани.Сукха-бодхини — его комментарий на Гопала-тапани-упанишад.Хари-намамрита-вьякарана — грандиозный труд по грамматике санскрита, где всясанскритская грамматика изложена в сутрах, а в виде всех грамматическихтерминов используются имена Кришны.Бхати-расамрита-шеша — аналогичный труд по поэтике (аланкара-шастра). В немэстетика излагается в категориях, приемлемых для вайшнавов на примере жизниКришны.Наконец, Гопала-чампу — одно из самых значительных и обширных произведенийДживы Госвами, написанное им в очень преклонном возрасте. В нем жизнь Кришныописывается на основании Вайшнава-тошани, комментария Санатаны Госвами кДесятой песни Шримад-Бхагаватам и трудах Рупы Госвами. В этой книге подробноописывается рождение Кришны во Врадже, Его возвращение во Врадж из Двараки ивосхождение на Голоку.Последний труд Дживы Госвами, Санкальпа-кальпа-друма, описывает нитья-лилуКришны на Голоке Вриндаване. Обращаясь к уму, Джива призывает его постояннопомнить об этой нитья-лиле, чтобы в момент смерти ум мог перенести в неедушу.ПРИМЕЧАНИЯ1. Хастамалака («плод амалаки, миробалана, на ладони») — идиоматическоевыражение на санскрите, означающее нечто предельно ясное и очень простое дляпонимания.2. Jadunath Sarkar3. Нарахари Чакраварти, Бхакти-ратна-кара4. Бхакти-ратна-кара, 1.8555. Бхактивинода Тхакур, Садджана-тошани, 6.26. Садхана-дипика, цит. По Бхакти-ратна-кара, 4.2897. Бхакти-ратна-кара, 4.2868. Чайтанья-чаритамрита, Антья, 4.2319. Чайтанья-чаритамрита, Антья, 4.22910. там же, 4.231   

Похожие записи