О правильном отношении к служению других преданных


 

Как мы построим наше общение? Мне сразу говорить или вопросы какие-то, как мы будем это делать? Давайте я скажу несколько слов для того, чтобы задать какое-то настроение, тему.
Спасибо большое, что вы все приехали сюда, на ретрит. Спасибо, что вы, так или иначе, участвуете в движении Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада перед уходом духовного учителя получил наставление: распространяй это движение в англоговорящих странах, это принесет благо тебе и тем, кто будет тебе помогать. И он, повторяя это наставление, адресовал его своим ученикам. Он сказал: «Распространяйте это движение, это принесет благо вам и всем, кто присоединится к вам, будет вам помогать». И я вслед за Шрилой Прабхупадой повторяю тоже самое. Когда мы пытаемся помогать Шриле Прабхупаде в его служении своему духовному учителю, то это, прежде всего, приносит благо нам, и это приносит благо всем тем, кто начинает помогать нам в том, что мы делаем. Этот принцип, он универсальный, он всегда будет действовать. Любые наши попытки проповедовать, распространять сознание Кришны очень благотворны прежде всего для нас и для всех тех, кто, привлеченный этим, также включается в эту деятельность, помогая нам.

И есть одна очень важная вещь или один очень важный принцип, о котором мне хотелось бы сегодня поговорить – принцип нашего сотрудничества. Это самое сложное. Наверняка вы все знаете, что это не просто. На самом деле это не так уж сложно, если понимать, что это значит и четко настраиваться на эту волну. Шрила Прабхупада подчеркивал этот момент, что если вы будете вместе – вы будете сильными; если вы позволите каким-то ссорам, непониманиям, недоразумениям расколоть нас, то тогда мы все очень сильно ослабнем.

У меня недавно был такой случай. Я вспомнил об одном ученике, который очень сильно помогает мне. Попросил Дина Чайтанью набрать его телефон, чтобы поговорить с ним и сказал, что всем он хороший, только вот он поссорился с другим преданным, и они терпеть друг друга не могут – это беда, это проблема. Дина Чайтанья набирает его телефон, тот берет трубку и радостным голосом первый мне говорит: «Мы помирились с этим преданным. Он пришел, и мы выяснили все недоразумения». Я ему сказал, что я как раз об этом думал.

И, собственно, этот принцип, он сложный, потому что сейчас век такой, когда недоразумения, как Шрила Прабхупада говорит, возникают по пустякам. Есть в общем-то причины почему: мы все несовершенны, мы все совершаем, допускаем какие-то ошибки, делаем что-то не совсем правильно. Но нужно очень хорошо помнить, что это не повод, чтобы ссориться друг с другом, это не оправдание. Даже если мы видим какие-то несовершенства друг друга, надо попытаться увидеть другие вещи в человеке и попытаться наладить сотрудничество на тех условиях, на которых это можно в принципе. Это всегда можно, если у меня будет настрой видеть то хорошее, что человек делает, или то служение, которое человек делает. Я могу таким образом настроить свое видение или свои глаза, что я буду видеть другие вещи. Глаза, на самом деле – это фильтр. И мы видим то, что этот фильтр пропускает. В зависимости от того, как мы настроим этот фильтр, на какую волну, мы увидим либо то, либо другое. И Шрила Прабхупада, он сформулировал этот поразительный принцип сотрудничества. Он назвал это соревнованием Вайкунтхи, состязанием Вайкунтхи или взаимодействием, которое связывает людей на Вайкунтхе. Принцип очень простой, он относится ко всем. Это универсальный принцип. Пожалуйста, когда я говорю, не думайте о том, что вот хорошо, что другие это слышат. Это относится не к другим, это относится к каждому персонально.

Принцип простой. Я должен таким образом настроить свой взгляд или свое видение, чтобы видеть служение другого человека и концентрироваться на этом служении другого человека. Да, будут какие-то другие вещи. Не обязательно я должен участвовать во всем этом, но, по крайней мере, я должен быть доброжелателен. Шрила Прабхупада очень интересно эту вещь формулирует: «every one shoot be friendly to the service of every one else». Friendly to the service. Иначе говоря, каждый человек должен дружелюбно относиться к служению другого человека, то есть стараться ценить служение другого человека. Не обращать внимания на недостатки, недостатков везде много. И недостатки, они в первую очередь лезут в глаза, как огонь, который дымом покрыт. Мы можем огня не видеть, но дым в глаза лезет. От дыма щиплет, иногда мы плачем от этого дыма. Но надо постараться, несмотря на то, что дым будет лезть в глаза, увидеть огонь, который за этим дымом стоит. Мы все знаем, что нет дыма без огня. Когда человек старается служить – будет дым. Его несовершенная сторона будет примешиваться к этому служению, и будет дым. Этот дым будет более заметен, чем огонь. Но нам надо постараться увидеть огонь, даже если видно один дым. И даже если мы не видим огонь, надо понимать, что там где-то огонь есть, потому что иначе бы дыма не было. То есть, есть всегда какая-то искренность у человека, есть всегда какое-то желание сделать что-то. И, да, есть много всего другого. Человек несовершенным образом делает вещи, обижает кого-то, эксплуатирует кого-то, неправильно взаимодействует с другими людьми – это будет. Но нам надо постараться, скажем так, вот это дружелюбие, дружеское расположение к служению других в себе культивировать.

Шрила Прабхупада был очень большим экспертом в этом отношении. Мне нравится одна история. Один преданный ее рассказывает. Он говорит, что однажды в храм в Сан-Франциско (это в самом начале было движения) переселились или переехали двое братьев. Он говорит: «Эти братья-хиппи, они меня раздражали вообще. Есть категория людей, которые раздражают страшно всех. Мало того, что они были хиппи, они еще изъяснялись очень странным образом, очень высокопарно. Они говорили как шекспировские герои». Я знаю человека, который является героем этой истории, не тот, кто рассказывает, а тот, про которого рассказывают. Я могу себе представить, что он может раздражать (смех). Он такой очень эксцентричный, очень странный человек в каком-то смысле. И он говорит: «Ну, это бы ладно, особенно меня раздражал там один человек. Больше всего меня раздражало, когда он начинал петь, потому что он пел оперным голосом. Когда он начинал петь, у меня все внутри переворачивалось, мне хотелось заткнуть уши, убежать куда-то». Он дальше рассказывает, что однажды этот новый преданный устроил программу для Шрилы Прабхупады. И его, того, кто рассказывает, попросили Шрилу Прабхупаду отвезти на программу.

Он говорит, что вначале все шло замечательно: Шрила Прабхупада пришел, дал как всегда очень убедительную лекцию, логическую, все встало на свои места, люди были воодушевлены. Но потом, когда настало время киртана, запел этот. И я думал, что он делает, почему он поет, сейчас же все люди разбегутся! Чтобы не присутствовать при этом фиаско. Он говорит, я выбежал оттуда прямо как пуля, чтобы только не слышать этого. Потом как-то все кончилось уже, Шрила Прабхупада сел в машину. Он говорит, я повез его обратно и поймал на себе взгляд Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада посмотрел и сказал: (того преданного зовут Анируддха) «Анируддха, как тебе нравится как поет наш ???13:20? Так здорово поет, мне так нравится, он так старается». Анируддха сказал: «Я понял, что Шрила Прабхупада знает все, что происходит у меня в сердце. Единственное, что я смог из себя выдавить – это слова „джая Шрила Прабхупада“. Единственное, что я мог на это сказать». Он говорит: «Прошло какое-то время, я стал понимать эту вещь, я стал понимать эти слова Шрилы Прабхупады „Он так старается“». То есть Шрила Прабхупада видел чуть-чуть глубже, чем нам удается, как правило, видеть. Мы видим только какую-то поверхность, но Шрила Прабхупада старался видеть мотив, какую-то внутреннюю пружину человека и отделять ее от каких-то внешних проявлений, которые могут быть несовершенными. Это очень важный принцип нашего взаимодействия. Если мы этот принцип возьмем за основу и будем стараться видеть, что движет людьми, и ценить то, что они делают, то тогда нам будет гораздо легче и радостнее взаимодействовать с ними. И главное, что это будет очень сильно внутри помогать нам, давать нам возможность развиваться духовно.

Обычно это ошибка, которую мы всегда делаем – мы других людей… Почему нам самим себе легче простить какие-то вещи? Потому что мы знаем – мотивы у нас были хорошие. Себя мы всегда судим по мотивам. И поэтому, даже если мы ошиблись, мы понимаем, что мотив, который мной двигал, он был нормальный. Других мы обычно судим не по мотиву, а по факту, по каким-то поступкам, еще по чему-то, забываем о мотиве. Но это очень важный принцип – смотреть на служение других людей и думать: «Чем я могу помочь им в их служении?»

У нас есть эго, и эго… и опять это ну очень такой важный принцип. Эго – значит, я делаю что-то. Когда я делаю что-то – это важно по определению, потому что это я делаю. Раз я это делаю – значит, это важно. Я стараюсь делать и даже если это служение, еще что-то. Это хорошо, в принципе, если это направлено на служение, это нормально, но еще даже более важно, чем такое отношение… Потому что  в конце концов будет вот это вот «я»: я делаю, я служу, я достиг. Эго будет укреплять.  И поэтому мы часто не замечаем то, что делают другие. Нас обычно обижает очень сильно, когда другие не замечают то, что делаем мы. Мы что-то делаем, стараемся, а другие как-то не замечают это, не обращают внимания. Но сами мы не замечаем или не отдаем себе отчета в том, что мы то же самое часто делаем по отношению к другим. Не видим то, что делают другие, не стараемся увидеть это, не стараемся помочь. И это собственно принцип взаимоотношения. Это самый фундаментальный принцип, как нужно взаимоотношения строить – стараться видеть то, что другой человек делает, проявлять интерес и стараться как-то помогать.

Если мы не можем помочь – по крайней мере, не мешать. По крайней мере, не делать чего-то, что мешает другому человеку. Такая тоже ситуация возможна, в принципе, теоретически, но на этой нейтральной почве трудно удержаться. Потому что мы так запрограммированы, что нам очень сложно нейтралитет соблюдать. Либо мы действительно помогаем как-то и отождествили человека, включили его в сферу своего интереса, либо мы начинаем враждебно относиться к тому, что он делает. А второе не годится, поэтому надо попытаться первый принцип тогда… Или совсем, действительно, реально искренне нейтрально относиться с каким-то таким дистанционным доброжелательством, либо лучше попытаться выяснить отношения, снять какие-то напряжения, понять в какой сфере у нас может быть помощь какая-то. И попытаться это делать в доброжелательном ключе. На самом деле это не сложно.
Вот это принцип, который превратит наше маленькое сообщество в филиал духовного мира. Именно таким образом на Вайкунтхе происходит взаимодействие разных живых существ. Они научились ценить и близко к сердцу принимать служение других. Вот такое небольшое вступление к нашему разговору.

(26.05.2013)


Похожие записи