Что помогает нам слушать правильно?


Есть четыре обстоятельства, которые помогают слушать правильно:

Первое – у человека должна быть вера или уверенность в том, что слова духовного учителя, слова, исходящие из чистого источника правильны. Первое предварительное условие – вера или доверие. В конечном счете доверие к личности, доверие к цельности человека, к тому, что он не пытается обмануть меня, не пытается получить от меня что-то взять от меня что-то.

Второе условие – одновременно с этим человек должен внутри ощущать себя очень смиренным. Потому что гордыня – главный заслон. Гордыня – это то, что мешает человеку научиться чему-то. Гордыня – это представление внутри себя того, что я знаю лучше. Я сам знаю. Я сам понимаю все, мне не нужно ничего другого. Но человек может научиться только, если он чувствует внутри смирение. В Ведической культуре этот принцип очень последовательно проводится. Там говориться, что знание подобно воде – всегда течет только вниз. Для того, чтобы человек смог обрести знания, он должен поставить себя внизу и поставить источник знания наверну, потому что только сверху вниз знание может прийти к нему. Поэтому следующее условие – человек не должен изнутри гордыней заслонять себя от чего-то, что очень важно для него, что может по-настоящему поменять его жизнь. 

Третье условие – человек должен также победить пороки своего собственного ума. И главный порок нашего ума – неспособность сосредоточиваться. Главный порок нашего ума — это то, что наш ум постоянно скользит. Это то, что ум склонен брать только поверхность и что ум постоянно хочет чего-то другого. То, что уму быстро все прискучивает и он не способен сосредоточиться ни на чем. На самом деле это отсутствие сосредоточенности — самая главня беда человека. В Ведической культуре люди изначально придавали огромное значение именно этой простой способности человека сосредоточивать свой ум на чем-то одном. Потому что когда ум рассеянный, он теряет силу. Рассеяный ум не имеет интереса ни к чему. Главный смысл существования человека с рассеянным умом – постоянно менять свои занятия – постоянно менять свои занятия, ему сразу же все надоедает. Что бы он ни делал, ему сразу хочется делать что-то еще. Такой человек, скользя по поверхности, не может найти интреса ни в чем. Интерес приходит, когда человек с помощью сосредоточенного ума человек может погрузиться куда-то. И поэтому там говорится, что человек должен победить этот порок своего ума. Он долен стараться так или иначе развивать способность к сосредоточению, потому что без такой способности он не сможет проникнуть никуда глубже.

И, наконец, четвертое условие для того, чтобы слушание приводило человека к успеху, это то, что слушая, я должен очень внимательно следить за тем, что мне говорят. Имея веру, имея смирение, победив главный порок своего ума или рассеянность, я должен направить все внимание своего ума на то, что мне говорится. Потому что духовная наука – это наука. У нее есть своя логика и я должен направить свой интерес, который у меня есть, на духовные темы и я должен внимательно слушать, не отклоняясь от того, что говорится. 
Тогда только, если я буду слушать истории из «Шримад-Бхагаватам» именно таким образом, я смогу по-настоящему поменять свою жизнь. И вместо фанатичной или слабой веры или вместо сомнений у меня внутри появится настоящая, подлинная вера, которая сможет привести меня из того места, где я нахожу сейчас, в духовную реальность. Я смогу перепрыгнуть через эту пропасть, которая сейчас отделяет меня от духовного мира.

Похожие записи