Требования для кандидатов в ученики


Вопрос: Слухи ходят, что вы прекратите принимать учеников в ближайшее время. Можно от вас лично услышать, какие перспективы ожидают тех, кто еще не стал учеником.

БВГМ: Если человек уже читает пранама-мантру и собирается, я, конечно же, не буду прекращать для них это. Но мне хочется как-то немножко сократить. Я написал об этом подробно в последнем «Вестнике». Я не знаю, читали вы или нет.

Преданный: В последнем «Вестнике» было написано, что кроме основных требований ИСККОН, будут еще дополнительные и все.

БВГМ: В самом последнем, значит, будет написано подробно. Я рассказываю об этом, почему собственно, с чем это связано. Мне не хочется превращать в формальность эти отношения, а когда людей становится слишком много, они волей-неволей становятся формальными. Поэтому мне хочется убедиться в том, что ученики, которые становятся учениками, они реально хотят стать учениками, я могу им помочь. Основной принцип, из которого я исхожу, что я действительно могу помочь этому человеку, и он нуждается в моей помощи. Часто, что греха таить, отношения гуру и ученика превращаются в вопрос моды, вопрос престижа, еще чего-то. Мне не хочется выступать в такой роли. Поэтому я ввожу эти новые  правила.

Два смысла у этих правил есть. Первый: Я прекрасно понимаю, что в том, чтобы помогать ученикам, я завишу от других людей, в том числе от каких-то людей на местах, от наставников. И мне надо убедиться в том, что ученики новые смогут принимать помощь от кого-то другого, не только от меня. Это очень важно. Часто люди имеют неправильный менталитет – я признаю своего гуру, никого другого я не признаю. Я не хочу, чтобы таких учеников было много. То есть, чтобы у меня были такие ученики. Мне нужны ученики, которые могут видеть других вайшнавов, признавать других вайшнавов, получать помощь от других вайшнавов. Это один из существенных моментов вообще нашей философии сиддханты. То, что мы должны научиться учиться у других людей, не только у своего духовного учителя, различая то, чему нужно учиться, то, чему не нужно учиться. Поэтому новые требования предназначены для того, чтобы убедиться или создать некие условия, чтобы приходили те люди, которые признают других вайшнавов, видят других вайшнавов, могут уважать и могут принимать помощь от других вайшнавов, которые находятся рядом.

И второе условие, соблюдения которого мне хотелось бы добиться с помощью этих правил – это, чтобы люди были не ленивые, по-настоящему ищущие, не просто люди, которые хотят некоего социального признания. Одно распространенное явление, которое я вижу снова и снова в нашем обществе, что человек приходит, у него есть какой-то импульс, но потом он приходит в общество преданных, получает инициацию и всё, на этом его духовная жизнь кончается. Шрила Прабхупада говорил, что инициация – это начало духовной жизни, но часто она становится концом духовной жизни. Потому что всё, что нужно человек уже получил: он получил некое социальное признание, некий статус, имя красивое. Всё, ему хватит. И в принципе, наверное, для такого рода отношения к духовной жизни тоже есть свое место. Просто мне не хочется участвовать в этом. Так или иначе, такие люди наверняка найдут кого-то, кто им красивое имя даст. Желающих много будет, наверное.

Мне хочется убедиться заранее также, что помимо каких-то формальных требований, человек думает. В сущности, это второе требование – это некое осознанное отношение к самому акту принятия посвящения, к духовной практике, к отношениям с учителем. И в связи с этим я прошу, чтобы люди прослушали какие-то курсы. Не просто прослушали, а написали содержание этих курсов, написали свое понимание, то есть не просто что-то зазубрили. Мне нужно убедиться, что у человека разум работает, что человек не собирается отключить свой разум, не просто как-то механически приходит сюда, он собирается свой разум задействовать. Вот, собственно, всё.
На самом деле мне предлагали, давайте растянем срок ожидания, но я сказал, что я не верю в ожидание просто. Но я верю в обучение. И, собственно, второе требование – это проверка на способность человека учиться, меняться, что-то такое менять в своей жизни, то есть двигаться внутри. Посмотрим, если это сократит число желающих…

 

Похожие записи