«Бхагават-сандарбха» глазами Шрилы Прабхупады


19.05.2017

Шрила Джива Госвами начал свое объяснение природы Бхагавана с описания методов Его постижения. Тем самым он хочет сказать, что видит свою задачу не в том, чтобы создать очередную абстрактную теологическую систему – в них нет недостатка, а в том, чтобы помочь людям на своем опыте соприкоснуться с Личностью Бога. Поэтому сразу же вслед за этим он приводит пример конкретного опыта лицезрения Бога и духовного мира – видение, открывшееся на заре творения Господу Брахме. Начав анализировать то, что увидел Брахма, он на основе Бхагаватам обосновал, что это видение – не очередная фантасмагория, не мираж, порожденный материальной гуной благости, но опыт непосредственного соприкосновения с духовной реальностью, который может дать только внутренняя духовная энергия Самого Бхагавана, вернее, ее аспект, называемый вишуддха-саттвой.

В следующей части десятого раздела Шрила Джива Госвами, закончив длинное объяснение природы вишуддха-саттвы, возвращается к изначальной теме этого раздела – он продолжает анализировать видение Брахмы. Из десяти с половиной стихов он объяснил два первых (2.9.9-10). Вернувшись к 10 стиху, он делает еще одно важное добавление.

(далее…)


12.05.2017

Шрила Джива Госвами продолжает описывать духовную природу вишуддха-саттвы, показывая ее отличие от мертвой, материальной саттва-гуны. Как часто даже мы допускаем эту ошибку, приравнивая или почти приравнивая одну к другой, как часто думаем, что материальная саттва сама введет нас в царство вишуддха-саттвы – не введет, не может ввести. Шуддха-саттва может только снизойти на нас по милости Кришны, довольного нашими неуклюжими попытками служить Ему.

Понять это по-настоящему – значит понять нашу философию и правильно настроиться на практику. Бог реален, Его мир реален, но это принципиально иная реальность, скрытая сейчас от нашего замутненного сознания. Для обычных атеистов, составляющих большинство населения этого мира, представления вайшнавов о Боге и Его вечных слугах – наивная антропоморфная проекция материального опыта, утешительная сказка для тех, кому трудно справляться с проблемами этого мира. Атеисты не зря спорят с верующими, потому что большая часть так называемых верующих людей верят именно в такую сказку. С ними полемизируют не только атеисты, но и те, кто имеет какой-то предварительный опыт духовности, те, кто на своем опыте понял, что дух категорически противоположен материи, то есть имперсоналисты всех видов и мастей: «Бог есть чистый Дух. Не пытайтесь облечь Его в привычные формы». Имперсоналисты из других духовных традиций походя объявляют описания Бога, приведенные в Ведах и Пуранах, – антропоморфной святотатственной карикатурой. Но имперсоналистам ведической традиции трудно объявить это карикатурой – приходится объяснять все эти описания как низшую реальность.

(далее…)


09.05.2017, Нрисимха-чатурдаши

Раздел 10.2

Бхагаван являет Себя и Свою обитель Господу Брахме (продолжение)

ШБ, 2.9.10

правартате йатра раджас тамас тайох
саттвам ча мишрам на ча кала-викрамах
на йатра майа ким утапаре харер
ануврата йатра сурасурарчитах

правартате  —  существует; йатра  —  где; раджах  —  гуна страсти; тамах  —  гуна невежества; тайох  —  их обоих; саттвам ча  —  и гуны благости; мишрам  —  смесь; на  —  не; ча  —  также; кала-викрамах  —  влияние времени или уничтожение; на  —  не; йатра  —  где; майа  —  внешняя энергия; ким  —  что; ута  —  говорить; апаре  —  другие; харех  —  Верховной Личности Бога; анувратах  —  верные последователи; йатра  —  где; сура  —  полубогами; асура  —  и демонами; арчитах  —  почитаемые.

В духовном мире не существует ни гуны страсти, ни гуны невежества, ни их смеси, ни оскверненной гуны благости, ни влияния времени, ни самой майи. Там живут только чистые преданные, приближенные Господа, которых чтут и полубоги, и демоны.[1]

(далее…)


08.05.2017

В десятом разделе Шрила Джива Госвами приводит слова Шукадевы Госвами, который описал видение Господа Брахмы. Тем самым он объясняет, какое видение предстает взору тех, чье сознание очистилось полностью.

Раздел 10.1

Бхагаван являет Себя и Свою обитель Господу Брахме

В следующих десяти с половиной стихах (ШБ, 2.9.9-19) описан облик Господа и Его обитель, увиденные Брахмой.

тасмаи сва-локам бхагаван сабхаджитах
сандаршайам аса парам на йат-парам
вйапета-санклеша-вимоха-садхвасам
сва-дриштавадбхир пурушаир абхиштутам

(далее…)


07.05.2017

Думал сегодня о том, что любая теологическая и религиозная система, какая бы совершенная она ни была, если она не подкреплена живым духовным опытом того, кто ее исповедует, в его устах неизбежно превращается в набор мертвых догм и правил. Проповедь этой системы из инструмента сострадания превращается в машину для индоктринации и эксплуатации и начинает плодить фанатиков. Причастность к этой системе – как это ни парадоксально – только мешает отношениям человека с Богом и разрушает отношения между людей. Так происходит омертвление религии – дхармасйа гланих. Стоит поменять местами теологию и живой опыт, чуть-чуть по-другому расставить акценты, и все самые лучшие намерения приводят туда, куда они всегда приводят – в ад. Поэтому Джива Госвами начинает описание Бхагавана с квалификации, необходимой для настоящего понимания, хотя, строго говоря, это тема «Бхакти-сандарбхи». Опыт всегда должен стоять впереди, а теория нужна только как основание для правильной практики.

В предыдущем разделе Джива Госвами описал почти недостижимый идеал квалификации – абсолютную свободу от материальных желаний и полную сосредоточенность на Боге, но в этом разделе он, не снижая идеал, говорит о практике, которая должна нас на этот уровень возвести.

(далее…)


06.05.2017

Я начинаю с 8 раздела «Бхагават-сандарбхи», второй из шести сандарбх, в которой Шрила Джива Госвами подробно раскрывает личностную природу Бога. Без ясного понимания личностной природы Бога и бесконечных проявлений Его личных энергий невозможно действовать правильно, поэтому в первых четырех сандарбхах Шрила Джива Госвами детально описывает природу Бога, его духовных и материальных энергий и живых существ, и только потом объясняет, как нужно действовать (Бхакти-сандарбха) и какой цели можно достичь, если действовать правильно (Прити-сандарбха).

(далее…)


Введение к заметкам Шрилы Гурудева по «Бхагават-сандарбхам»

«Бхагават-сандарбха» глазами Шрилы Прабхупады

Заметки, которые вы найдете здесь, ни на что не претендуют. Это всего лишь моя смиренная попытка яснее понять и глубже оценить слова Шрилы Прабхупады, обращенные к нам. Всей своей жизнью он доказал, насколько чистым было его желание помочь людям, воспитанным совсем в другой культуре, оценить величие и глубину учения Господа Чайтаньи. Именно чистота его сердца и желания продолжает творить чудеса – миллионы людей при соприкосновении с его книгами становятся на путь бхакти. К сожалению, со временем это потрясение от соприкосновения с чистой Истиной ослабевает. Ум человеческий так устроен – он всегда пытается найти что-то новое. Цель этих заметок для меня – снова, как в первый раз, прочитать книги Шрилы Прабхупады и его комментарии, воспользовавшись логической структурой, которую Шрила Джива Госвами положил в основу «Бхагават-сандарбхи».

Заметки эти поначалу могут показаться немного фрагментарными, но, я уверен, что, когда вся книга будет таким образом прочитана, они сложатся в удивительную картину, которую рисует перед нами Шрила Джива Госвами – картину поразительного величия Бхагавана – Верховной Личности Бога. Слова Шрилы Прабхупады помогут нам увидеть все детали этой картины, которые без его участия ускользнули бы от нашего внимания, и лучше оценить ее красоту и великолепие. (далее…)