Пранама-мантра


Смысл пранама-мантры Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа

Смысл пранама-мантры Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа

нама ом вишну-падая кришна-прештхая бху-тале

шримате бхакти-вигьяна госвамин ити намине

бхакти-вигьяна самъюктам радха-мадхава севинам

хриди бхумау ча тад-дхама прадаршакам намамй ахам

«Я склоняюсь пред тем, кто исполнен сокровенного знания (реализаций) о бхакти, тому, кто служит Шри Шри Радха-Мадхаве и проявляет в сердцах и на земле Их образ и обитель».

 

Пранама-мантра —  это  описательный  звуковой  образ  личности,  на  которую  мы  медитируем. Сама эта категория мантр не является секретной, как в случае с гаятри-мантрами, которые духовный учитель  нашептывает  своему  ученику  на  ухо  во  время  посвящения,  чтобы  никто  посторонний  не услышал. И в то же время тексты этих молитв представляют собой для ученика нечто сокровенное — олицетворение духовного учителя, образ в сердце, который ученик должен пронести с собой через всю жизнь, медитируя на возвышенную миссию и качества своего гуру. Именно ввиду открытости пранама-мантр, мы имеем полное право предоставить обсуждение смысла пранама-мантры Госвами Махараджа для общего обсуждения, несмотря на то, что кто-то из читателей может еще не обладать официальным правом обращаться этой мантрой к духовному учителю, принося ему поклоны.

Слово «пранама» переводится как «принесение поклонов», а «мантра» — это «то, что освобождает ум, занимает собой ум». Ум не может быть пассивным, бездеятельным, он постоянно что-то жует: кто меня обидел, кто что  сказал, что  я  буду делать завтра или послезавтра, что  я  делал вчера. И от этой жвачки надо спасаться, иначе жевать пережеванное можно всю жизнь, пытаясь извлечь из этого какой-то вкус. Спасение от этого — занять ум чем-то достойным. И пранама-мантра — это то, что спасает ум, занимая его медитацией на духовного учителя и напоминая нам об одном из самых главных ориентиров в жизни садхаки.

(далее…)


ПРАНАМА-МАНТРА из Из книги Маханидхи Свами «Гаятри мадхима мадхури»

ПРАНАМА — МАНТРА

Из книги Маханидхи Свами «Гаятри мадхима мадхури»:

В поклонении Божествам используются шесть основных типов мантр:
1) Дхйана-мантры ― медитационные мантры, используемые для того, чтобы вызвать в уме трансцендентную форму Господа, Его обитель и игры.
2) Биджа-мантры ― мантры-семена; они предназначены для медитации и очищения предметов, используемых в пудже.
3) Мула-мантры ― мантры-корни (мула ― корень). Они являются сутью Божества; их произносят, обращаясь к Господу и предлагая Ему какой-либо предмет поклонения.
4) Стути и Стотры ― молитвы, читаемые до, во время или после поклонения, прославляющие Имя, форму, качества и игры Господа.
5) Пранама-мантры ― молитвы, читаемые во время предложения поклонов Господу в конце и начале поклонения.
6) Гайатри-мантры ― мантры Вед или Панчаратрики, используемые при поклонении Господу, пробуждающие три принципа ― самбандха, абхидейа, прайоджана.

(далее…)