Вебдаршан для координаторов 01.03.2014


БВГМ: Харе Кришна, дорогие вайшнавы. Я очень рад, что у нас есть возможность пообщаться с вами благодаря средствам современной техники. Я нахожусь сейчас в Шри Дхаме Майапур. Тут идёт большой фестиваль. Очень много замечательных вайшнавов. К сожалению, так уж получилось, что сегодня лекцию в храме даёт Гуру Махарадж, но я,  выбирая из этих двух событий, предпочёл общаться с вами. Хотя по-хорошему мне надо было бы присутствовать на лекции, но так как мы уже отменяли наше с вами общение, я решил сделать это. К сожалению, я не смог перенести это на более поздний срок.
Спасибо вам большое за ваши замечательные вопросы. Некоторые, сразу скажу, поставили меня в тупик. Мы начнём с них.

ВОПРОС: В адвайта-веданте присутствует практика осознанности. Скажите, пожалуйста, возможно ли такое погружение сознания в настоящий момент без практики ослабления низших гун материальной природы. Вы упоминали, что практика сознания Кришны не терпит механичности, поэтому интересует этот вопрос.

БВГМ: Разумеется, осознанность или присутствие здесь и сейчас полное возможно только тогда, когда раджас и тамас уходят. И самым эффективным способом является повторение святого имени. Поэтому в данный момент повторение святого имени — это наша практика. Со временем повторение святого имени станет целью, результатом практики и целью того, что мы делаем, прайоджаной. Тут больше нечего говорить, человек может присутствовать здесь и сейчас, а не в будущем или в прошлом, когда все эти влияния гун природы уйдут из ума. Поэтому нам так сложно повторять святое имя, так сложно сосредоточиться на нём. Но постепенно-постепенно эта способность будет развиваться, в этом нет никаких сомнений.

Второй вопрос, как я уже сказал, очень эзотеричный. Вопрос про Панча-таттва-бхава-рупу Шринивасы Ачарйи, Нароттамы Даса Тхакура, Шйамананды Пандита, Рамачандры Кавираджа и Расикананды.

Я в первый раз слышу о таком понятии. Шрила Прабхупада никогда об этом не говорил. Я не знаю откуда идёт эта концепция Панча-таттва-бхава-рупы, поэтому никак прокомментировать не могу. Единственное, что Господь Чайтанья принёс нам бхаву, Он принёс нам высшие эмоции, самое высшее проявление духовных эмоций. И собственно, Шриниваса Ачарйа, Нароттам Дас Тхакур являются живым олицетворением этих эмоций господа Чайтаньи. Они передавали эти эмоции или эту бхаву по своей парампаре. Шриниваса Ачарйа, его учеником был Рамачандра Кавирадж. Рамачандра Кавирадж был ближайшим спутником Нароттамы даса Тхакура. Шйамананда Пандит был их другом. Кришнадас Кавирадж Госвами в своих произведениях описал эту бхаву, описал медитацию на игры Господа Кришны. Понятно, что объединяет эти пять личностей, но я никогда не видел такую концепцию.

Следующий вопрос тоже чуть-чуть эзотеричный, хотя на самом деле не такой уж.ВОПРОС: Вы упоминаете описания любви и её стадии: анукулйатмика, анугата и вишеша-гйан. Скажите, пожалуйста, сколько примерно времени должны занимать эти периоды в отношениях с духовным учителем? Особенно интересует переход с первой стадии на вторую. Происходит ли это автоматически, или нужно осознанно это культивировать?

БВГМ: Анукулйатмика — это состояние, когда у нас появляется желание делать только то, что нравится тому, кого мы любим. С этого начинается любовь. Мы ставим перед собой задачу — отныне я хочу делать только то, что нравится объекту моей любви, человеку, которого я люблю. Анугата — значит, что мы уже следуем за ним полностью. Иначе говоря, разница между первым и вторым… У нас есть желание делать то, что ему нравится, но ещё может не быть понимания того, что ему нравится. Нам может показаться, что ему что-то нравится, но при этом реакция будет другой. Анугата — значит, что мы уже реально следуем за ним, что у нас появилось такое же настроение, такое же внутреннее состояние. Внутреннее состояние ведёт нас за ним. Сколько времени занимает этот период? Тут сложно сказать. Я думаю, что это зависит от человека, от его усилий в этом направлении. Произойдёт это само собой, или нужно прилагать для этого осознанные усилия? Само собой в этом мире ничего не происходит. Человек — осознанное живое существо. И человек всегда должен прилагать какие-то осознанные усилия. Полагаться на то, что всё будет происходить само собой… Естественно, мы полагаемся на могущество практики, и мы прикладываем усилия к тому, чтобы совершать свою практику правильно, прежде всего, повторение святого имени. Тем не менее, если речь идёт о духовном учителе, то эти процессы подразумевают то, что мы осознанно совершаем практику и делаем то, что ему нравится, избегая того, что ему не нравится. Одновременно с этим слушаем, как он сам объясняет в своих лекциях или в своих ответах на вопросы, что ему нравится и что не нравится. Это постепенно меняет наше сознание или нашу бхаву. В сущности, человек — есть определённая бхава, определённое внутреннее эмоциональное состояние. Эта бхава, настроение, дух постепенно формируется у нас в результате какой-то осознанной практики, прежде всего, шраванам и киртанам.

Следующий вопрос очень интересный. От одной матаджи, которая говорит, что я объясняю в своих лекциях, что путь сознания Кришны — это путь паракийа-бхавы или путь незаконных отношений с Кришной.

  Когда человек готов отказаться от всего ради отношений с Кришной. И, собственно, об этом Кришна говорит в самом конце «Бхагавад-гиты»: «сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — откажись от всех остальных обязанностей и предайся только  Мне». У неё вопрос, как это совмесить с отношениями с мужем, который не разделяет её взглядов, но вместе с этим не мешает ей практиковать духовную практику. Однако он не доволен, когда она убегает в храм, в соответствии с этим приказом Шри Кришны: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа, задерживается долго, участвует в харинмах и так далее.

Шри Чайтанья Махапрабху объяснял, что паракийа — это бхава. Паракийа не обязательно должна проявляться в каких-то внешних действиях. Более того, Он говорил, что паракийа-бхава подразумевает очень тщательное исполнение своих обязанностей, чтобы никто, не дай Бог, не заметил нашей внутренней верности своему вечному супругу, Богу, Кришне. Это на самом деле и есть для преданного самая большая зона дискомфорта, потому что внешне мы стараемся исполнять свои обязанности как можно более тщательно и ждём того момента, когда у нас появится возможность также внешне находится в отношениях с Кришной. Ещё раз, отношения с Кришной — это, прежде всего, наше внутреннее состояние. Разумеется, все те формы деятельности, о которых вы говорите: приходить в храм на программу, задерживаться долго, слушать лекцию, участвовать в харинаме, распространять книги способствуют формированию нашего внутреннего состояния, но если, так или иначе, наши родные и близкие недовольны этим, то нужно пытаться найти какой-то разумный компромисс между одним и другим. Жить рядом с человеком, который постоянно недоволен вами, который будет постоянно высказывать — это тоже не выход, в конечном счёте, это помешает больше.

У нас есть наши обязанности, нужно стараться исполнять их. Исполняя свои обязанности, мы сделаем больше для развития сознания Кришны внутри, по крайней мере, если мы будем правильно это делать. Если мы понимаем, что цель исполнения обязанностей  доставить удовольствие Кришне, в том числе, и проповедуем, таким образом, через свой пример. Я выполняю свои обязанности как следует, сознание Кришны не заставляет меня отказываться от них. Очень часто люди под предлогом того, что нужно отказаться от всего, для того чтобы развивать в себе сознание Кришны, на самом деле просто хотят отказаться от утомительных обязанностей, в которых мало чего, действительно, по-настоящему приятного. Преданный должен показывать пример: я исполняю свой долг, я нахожусь на своём месте, я делаю то, что нужно. И тогда люди, которые окружают нас, ценя нас и наши усилия исполнять свои обязанности, позволят нам так же в большей степени заниматься практикой сознания Кришны. Так что, пожалуйста, сохраняйте это настроение паракийи внутри, и не обязательно проявлять его вовне.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, правильно ли приходить в храм и просить о служении или нужно ждать, когда нам дадут служение?

БВГМ: Это очень правильно — именно просить о служении. Потому что Шрила Прабхупада именно таким образом переводил даже смысл Харе Кришна маха-мантры. Мы просим Кришну, чтобы Он дал нам возможность служить Ему. И нет ничего плохого в том, чтобы, придя в храм, повторить эту просьбу на языке, на котором нас понимают, а не просто прийти в храм и сказать: «Харе Кришна».

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, что вы думаете об участии преданных в финансовых пирамидах, типа «Телекофри».

БВГМ: Я уже писал, что я думаю об участии преданных в финансовых пирамидах — это в высшей степени неблагоприятная вещь. Все эти финансовые пирамиды в конце концов обрушиваются, и это, может быть, не самое плохое, что может случиться. Самое плохое, что может случиться с человеком, если он получит какие-то дешёвые деньги, которые эта пирамида принесёт… Потому что эти дешёвые деньги очень сильно внутренне развращают человека, они провоцируют в человеке склонность к обману. Все эти дешёвые вещи, которые сваливаются на нас, в конце концов, как бы интуитивно говорят нам, что закон кармы не работает, можно его обойти, можно так или иначе получить то, что мы не заслужили тяжёлым трудом или ещё чем-то. В общем-то, это формирует очень неблагоприятные для сознания Кришны психологические качества в человеке, определённый образ жизни, помимо всех остальных последствий, к которым приводят финансовые пирамиды. Финансовые пирамиды — это обман, это способ обмана. И любой человек, который сознательно в этом участвует, разжигает в себе склонность к обману и разжигает во всех остальных склонность к обману, так что это неблагоприятная вещь.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, как нам относиться к участию в программах, проводимых в ИСККОН, преданными из других вайшнавских сампрадай (перечисляются какие-то)? Просто люди в ИСККОНовском храме ведут себя как у себя дома.

БВГМ: Люди пришли к нам в гости, и нужно относиться к ним, как к гостям. Если они, так или иначе, нарушают какие-то правила, которые мы ожидаем от гостей, то нужно указать им на это и потребовать того, чтобы они выполняли. Потому что, если люди ведут себя не как гости, а ведут себя так как будто бы они хозяева, то это, конечно же, неблагоприятно.

Следующий вопрос интересный. Он задан на основе стиха из наставлений Ришабхадева своим сыновьям: гурур насасйат свадхане насасйат, что человек не должен становиться гуру, человек не должен становиться родственником, матерью, отцом или полубогом, если он не может освободить своих подопечных из круговорота рождений и смертей.ВОПРОС: Каков критерий того, что я могу занимать то или иное положение? Что или какие ошибки являются дисквалификацией?

БВГМ: Смысл этого стиха не в том, чтобы сказать человеку, что он не должен занимать какое-то положение или не должен принимать на себя ответственность, потому что, в принципе, любое положение в этом мире подразумевает некую ответственность. Именно поэтому в стихе перечислен длинный список: человек не должен быть мужем, человек не должен быть женой, человек не должен быть гуру или полубогом, или даже просто родственником. Смысл этого в том, чтобы подчеркнуть, что, по сути дела, любое положение в этом мире подразумевает определённую ответственность. Всегда есть люди, которые смотрят на нас, как на пример, люди, которых мы наставляем, поэтому к этому списку можно добавить длинный список каких-то других положений в этом мире. Любое положение в этом мире подразумевает определённую ответственность. Любая ответственность в конечном счёте означает ответственность за людей. Любая ответственность за людей означает нашу помощь в том, чтобы помочь им правильно жить в этом мире и в конечном счёте осознать себя душой.

Спасибо за этот вопрос. Каков критерий того, что я могу занимать это положение? Критерий очень простой — мы должны ясно отдавать себе отчёт в том, кто именно зависит от меня, и каковы должны быть мои действия по отношению к этому человеку. Первое, что я должен хорошо понимать, что я не должен притворяться никем, я не должен играть какую-то искусственную роль, делать вид, что я являюсь кем-то, кем я на самом деле не являюсь. Я должен исполнять свои обязанности как следует и отдавать себе отчёт в том, что люди будут смотреть на меня, люди будут брать пример с меня, что я, так или иначе, своим поведением, своими словами, даже своими мыслями влияю на них. То есть я должен очень хорошо отдавать себе в этом отчёт, что люди учатся у меня, берут с меня какой-то пример, даже если я не делаю это сознательно, не учу их. Святой Франциск говорил, что каждый должен проповедовать, и иногда можно даже что-то сказать. Иначе говоря, проповедь не означает, что мы говорим. Проповедь, прежде всего, означает, что мы ведём себя определённым образом. Поэтому надо отдавать себе в этом отчёт, и этот стих об этом. О том, что я нахожусь здесь в этом мире. Это значит, что люди будут смотреть на меня, брать с меня какой-то пример, и надо быть очень совестливым в этом отношении, надо постоянно обращаться к Кришне с просьбой, чтобы Он дал мне сил жить правильно, вести себя правильно, и таким образом мы будем помогать другим людям. Разумеется, наверное, возможна какая-то ситуация, когда человек полностью находится в изоляции, но также мы знаем, что это не самое благоприятное состояние для практики преданного служения.

Вчера у нас на Джи-Би-Си была интересная презентация, где Прагхош прабху рассказывал о таком качестве как цельность, честность. И он дал хорошее определение честности, цельности (это, в сущности, самое главное качество, о котором говорит здесь Ришабхадев в том числе). Он сказал, что честность или цельность — это когда мы то же самое делаем, что мы делаем на людях, когда нас никто не видит. По сути дела, мы можем понять, насколько мы честны перед Кришной, когда мы остаёмся наедине с самим собой. Он привёл смешной пример про какого-то премьер-министра, который лишился своего кресла, потому что кто-то в момент, когда он остался наедине с самим собой, зафиксировал, как он ковыряется в носу и потом размазывает (он не сказал где) то, что он выковырял у себя из носа. Это смешной пример, но он хорошо иллюстрирует качество, о котором я говорил.
Ещё пара вопросов от того же вайшнава.
ВОПРОС: Что за Божества Гоур-Гададхара и что у них за настроение, как поклоняться таким Божествам? Я слышал, что Бхактивинода Тхакур поклонялся Им.

БВГМ: Да, это факт. У Бхактивиноды Тхакура есть даже замечательный бхаджан на санскрите «Бхаджа Гоура-Гададхара» — «Поклоняйтесь Гоура-Гададхаре. Это Божества, которым нужно поклоняться в настроении бхавы, настроении супружеской любви. Гададхара и Гаурангу связывает именно это настроение, поэтому мы знаем, что Гададхар — это проявление Шримати Радхарани здесь. Духовный брат Шрилы Прабхупады Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж описывал настроение Гададхары удивительным образом. Он говорил, что Чайтанья Махапрабху пришёл сюда, для того чтобы полностью проявить Радха-бхаву, Он есть Радха-бхава дьюти су лалитам, тот, кто принял дьюти или сияние Радха-бхавы, то есть настроение Шримати Радхарани полностью. Шридхар Махарадж говорит, что Гададхар — это Шримати Радхарани, у которой Кришна украл её бхаву. Поэтому Гададхар Пандит родился в новолуние, тогда как Господь Чайтанья родился в полнолуние. Гададхар Пандит — это Шримати Радхарани без Её бхавы. Мы знаем, что у Шримати Радхарани есть лама-бхава или настроение левой стороны. Она постоянно противоречит Кришне, Она доставляет удовольствие Кришне, противореча Ему, делая что-то, что на первый взгляд может не понравиться Ему. Она ссорится с Ним, в отличие от той же самой Чандравали, но именно это доставляет Кришне самое большое удовольствие. Гададхар Пандит в отношениях с Шри Чайтаньей Махапрабху вёл себя не так.

Он никогда не перечил Ему, никогда не противоречил Ему. Он полностью всегда исполнял любые желания Шри Чайтаньи Махапрабху, но при этом Его любовь к Шри Чайтанье Махапрабху была именно такой, супружеской любовью. Желание исполнить всё, что хочет Шри Чайтанья Махапрабху, сделать всё, что угодно, чтобы Шри Чайтанья Махапрабху был счастлив. Поэтому в Джаганнатха-пури в храме Тота-Гопинатхи Гададхар Пандит каждый день принимал Чайтанья Махапрабху и каждый день ради Его удовольствия читал «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» — это писание, которое культивирует в человеке бхаву, эмоциональное настроение, любовь. Именно ради этого  Шри Чайтанья Махапрабху пришёл сюда, Кришна пришёл сюда в образе Шри Чайтаньи Махапрабху.
Бхактивинода Тхакур поклонялся именно Гоур-Гададхаре, потому что это Божества, которые культивируют эту бхаву. Это, в сущности, Божества рага-марга. Шрила Прабхупада не устанавливал в ИСККОН этих Божеств, потому что понимал, что сначала человек должен дойти до настоящего рага-марга, участвуя в проповеди. Поэтому Шрила Прабхупада установил Божества Гоур-Нитай, которым поклоняться гораздо легче. Если мы поклоняемся Гоур-Гададхару, и у нас нет по-настоящему этой бхавы, полной, беззаветной любви, безбашенной любви, когда мы готовы от всего отказаться ради исполнения воли Шри Чайтаньи Махапрабху, то такое поклонение может составлять некие оскорбления. Тогда как поклоняться Божествам Гоур-Нитай очень просто: нужно просто, так или иначе, проповедовать, делать что-то, что нравится Им. Это не сложно. Мы знаем, что Нитьянанде нравится, когда мы обращаемся к самым падшим людям, и Господу Чайтанье тоже это нравится.
ВОПРОС: Каждый день я пою дже томара шарана лой. Что значит принять прибежище у Туласи Махарани? Что это значит для меня, как для вайдхи-садхаки? Или об этом не нужно пока думать?

БВГМ: Бхаджан, который поём во время Туласи-пуджи, очень и очень высокая вещь. Он безусловно целиком относится к рага-маргу. Шрила Прабхупада тем не менее, несмотря на то, что он снова и снова подчёркивал постепенность нашего духовного развития, необходимость следования правилам и предписаниям, включил его в нашу литургию, включил его в нашу ежедневную медитацию. Это, в сущности, означает, что элементы раги должны присутствовать в нашей практике с самого начала. Да, мы следуем правилам и предписаниям вайдхи-марга – это несомненный факт, но мы должны также понимать, что смысл следования правилам и предписаниям не в том, чтобы следовать правилам и предписаниям. Смысл следования правилам и предписаниям в том, чтобы пробудить в нашем сердце рагу. С самого начала эта цель должна быть очень чётко проявлена в нас. Рага, в соответствии с той привязанностью, которую питают к Кришне вечные обитатели Вриндавана, одна из них Вринда деви. Дже томара шарана лой означает, что я принимаю прибежище у тебя, то есть я принимаю прибежище в твоих чувствах, в том, что ты испытываешь по отношению к Кришне. Такой должна быть наша медитация. Мы просим Вринду деви, чтобы она позволила нам в конце концов оказаться в вечном Вриндаване вместе, где царит любовь. Так что думать об этом надо, иначе бы Шрила Прабхупада не включил этот бхаджан в нашу программу.
Ещё серия вопросов, уже немножечко другого настроения.
ВОПРОС: На вебинаре с координаторами в конце ноября вы говорили, про документ, в котором Шрила Прабхупада описал своё видение ИСККОН, и обещали рассказать о нём позже, если это уместно, в рамках белорусского семинара и, если вы уже не сделали этого раньше, не могли бы вы поделиться.
БВГМ: Большая тема и вряд ли я смогу сделать это за  оставшиеся двадцать – двадцать пять минут нашего общения. Я как раз сегодня думал, в том числе и об этом документе. Это, в сущности, миссия Шрилы Прабхупады, где он более подробно раскрывает своё понимание миссии, как он видит её, миссии ИСККОН. Мы знаем «семь целей ИСККОН», но этот документ более подробно описывает, в сущности, те же самые семь целей. Семь целей вышли из него, родились из него, в результате некоего сокращения.

Шрила Прабхупада замысливал мировое движение, и он очень тщательно продумал его. По сути дела, этот документ является повторением другого документа, который он написал до того, когда начинал «Лигу преданных» в Джханси. Наверняка, у этого документа есть также более глубокие корни – это плод его размышлений над тем, каким образом формулировал свою миссию его духовный учитель Бхакти Сиддханта Сарасвати, в новых условиях, в условиях проповеди на Западе. Я написал комментарий к этому документу, приводя цитаты из других книг и писем Шрилы Прабхупады. И, в общем-то, становится ясно, что Шрила Прабхупада был в высшей степени последовательным в своём понимании миссии ИСККОН и своей собственной миссии. По поручению национального совета я продолжаю работу над этим документом. Я думаю, когда-нибудь всё это выйдет в виде небольшой брошюры. Сейчас, наверное, нет смысла ударяться в подробности. В двух словах – это в общем-то расширенное и углублённое понимание того смысла, который Шрила Прабхупада вкладывал в «семь целей ИСККОН».

ВОПРОС: Не могли бы вы поделиться своим видением перспектив развития нашей международной проповеднической организации. Какие тенденции, какие опасности и скоро ли золотой век?

БВГМ: Относительно того, скоро ли настанет золотой век, я думаю, это зависит от каждого из нас. Золотой век должен, прежде всего, наступить в нашем сердце. Этот золотой век наступит, когда из нашего сердца уйдут пороки Кали-юги: кама, кродха, лобха, мада, моха, матсарья, начиная с вожделения и кончая завистью. Такой человек будет жить в золотом веке, и помогать другим оказаться в золотом веке.
Что касается перспектив развития нашей организации, то я очень оптимистично настроен в этом смысле. И моё участие в Джи-Би-Си убеждает меня в том, что наша организация, несмотря на многочисленные трудности, всё-таки имеет особую миссию в этом мире. В своё время, когда были критические моменты, нас очень сильно упрекали, в том числе наши братья, последователи Гаудия-матха или ещё кого-то. Были достаточно сильные движения в Гаудийа-матхе, которые утверждали, что ИСККОН делает то, что не нужно делать, но при этом время всё расставляет на свои места, ИСККОН становится сильнее, сильнее и сильнее с каждым годом. Людей становится всё больше и больше. У ИСККОНа появляется очень большая глубина, огромное количество вайшнавов погружаются в сознание Кришны, и одновременно с этим расширяется проповедническая миссия. В этом году здесь в Майапуре была лидерская санга, и в ней участвовало больше тысячи человек. Была удивительная атмосфера. Эти лидеры, приехавшие со всего мира, слушали семинары. Было около восьмидесяти восьми разных семинаров по разным темам. Я тоже давал какие-то свои семинары, подготовленные мной. Я невольно вспомнил, когда я в девяносто третьем по моему году в первый раз очутился на такой лидерской санге. Шрила Прабхупада утвердил некую традицию, что после собрания Джи-Би-Си президенты храмов и какие-то лидеры должны собираться со всего мира здесь в Майапуре, и Джи-Би-Си будет рассказывать им о том, что решалось. Так вот все эти лидеры вместе со всеми членами Джи-Би-Си помещались в одной небольшой комнате. Там было битком, но все они помещались в небольшой комнате, старой комнате для собраний Джи-Би-Си. Сейчас таких лидеров со всего мира приехало больше тысячи человек. При этом большая часть лидеров ещё и не приехала. Очень многие люди не смогли приехать сюда по тем или иным причинам. Поэтому ИСККОН растёт, он набирает силу, и главное, что он набирает глубину.

Что касается каких-то опасностей, которые подстерегают нас. Опасности как раз очень тесно связаны с успехом. Любой успех порождает гордыню. Успех приносит деньги, успех приносит влияние в этом мире, и это всё вещи, которые материальны и которые могут послужить приманкой для людей. Будут появляться люди в нашем обществе, которые пришли сюда не за Кришной, не за любовью к Кришне, а за тем, чтобы просто хорошо устроиться здесь в этом мире, получить какую-то власть, приобщиться к каким-то благам, которые наша организация будет предоставлять. Я думаю, что нас ещё отделяет какое-то время от этого, но мы очень легко можем представить себе, что такое случится. Это также будет иметь много-много других последствий в нашей организации, в чистоте нашей организации, поэтому самое главное, о чём мы должны думать – это о том, чтобы очищать своё сердце, и быть по-настоящему искренним. Успех придёт, как результат этого. Но наша обязанность, как людей здесь, думать не об успехе, а думать о том, чтобы Кришна и Шрила Прабхупада были довольны нами. Можно ещё много об этом говорить, но я не думаю, что сейчас стоит об этом говорить.

То, что успех к нам придёт, у меня нет никаких сомнений. Я чувствую это по многим-многим-многим признакам. В нашем обществе совершенно поразительные люди, вайшнавы, такие как Шиварама Махарадж, Ниранджана Махарадж и многие-многие-многие другие, я не буду всех перечислять… Гопал Кришна Махарадж с его удивительными достижениями в Индии. Наше движение действительно набирает очень большой вес здесь, при этом сохраняет чистоту, не смотря ни на что. Огромное количество книг распространяется каждый день.
Да, кстати говоря, я хотел поблагодарить всех за ваши отчёты, которые вы мне написали. Я был очень рад тому, что вы принимали активное участие в марафоне распространения книг и в марафоне чтения книг. Я очень-очень благодарен Сандхйа-аватару прабху за эту его инициативу, за то, что он объявил этот марафон нам нужно постоянно сохранять свою связь со Шрилой Прабхупадой. Именно через связь со Шрилой Прабхупадой, благодаря чтению его книг мы сможем по-настоящему сохранять чистоту и энергию. Шрила Прабхупада вложил в ИСККОН огромную энергию. Нам нужно поддерживать этот канал связи, через который к нам, в нашу жизнь и в нашу организацию приходит духовная энергия, которой Кришна наделил Шрилу Прабхупаду.

ВОПРОС: В Минске, вслед за Москвой стало интенсивно развиваться движение Бхакти-врикши. Многие ваши ученики принимают в нём активное участие. Скажите, пожалуйста, на что им следует обратить внимание.

БВГМ: Движение Бхакти-врикш – это очень хорошее движение. Я только сегодня думал над глубинным внутренним смыслом движения Бхакти-врикш. Оно, безусловно, пошло от нама-хатты, от рынка святого имени Бхактивиноды Тхакура. Для Бхактивиноды Тхакура – это было проявлением четвёртой миссии, которую Шри Чайтанья Махапрабху дал Санатане Госвами. Мы знаем, что Санатана Госвами получил от Шри Чайтаньи Махапрабху четыре задачи, и не только Санатана Госвами, Рума Госвами, все остальные Госвами Вриндавана. Первая – это обнаружить утраченные места игр Кришны. Вторая – открыть храмы, установить Божества в этих храмах. Третья – написать книги по сознанию Кришны. Четвёртая – написать книгу, которая объясняет, как должны вести себя вайшнавы, как они должны жить в повседневной жизни. Спустя четыреста лет Бхактивинода Тхакур продолжил ту же самую миссию, принял на себя тоже самое. Он открыл утраченные места лил Господа Чайтаньи в Навадвипе, он построил храм в Йога-питхе и установил там Божества, в том числе те Божества, которым поклонялся Джаганнатха Мишра. Он написал книги с изложением философии Госвами Вриндавана в приложении к современному миру и в приложении к новой аудитории, которую он предвидел, в частности аудиторию людей Запада. В качестве реализации четвёртой миссии, он начал программу нама-хатты. Это программа, которая объясняет людям, как они должны жить как вайшнавы каждый день. Подобно тому, как Санатана Госвами написал «Хари-бхакти-виласу», которая объясняет ежедневные обязанности вайшнавов, Шрила Бхактивинода Тхакур начал, как аналог этого, свою программу нама-хатт. Программа Бхакти-Врикш – это продолжение того же самого, это продолжение той же самой части миссии, как мы, как вайшнавы должны жить каждый день своей жизни. Не всегда мы сможем прийти в храм, но благодаря какому-то обществу, которое формируется вокруг нас, мы можем, во-первых, продолжать практиковать сознание Кришны, во-вторых, проповедовать, давая людям вокруг нас возможность повторять святое имя, и это будет очень сильно дисциплинировать нас. В сущности, этот вопрос очень перекликается с другим вопросом, относительно того, что, собственно, я должен делать, понимая, что на мне лежит какая-то ответственность. Программа Бхакти-врикша – это замечательная программа, потому что она позволяет человеку сознательно принять ответственность за других, и это очень сильно дисциплинирует самого человека, даёт ему возможность самому быть примером для других. Поэтому самый простой ответ на этот вопрос – это, пожалуйста, будьте хорошим примером для своих подопечных, старайтесь делать всё как можно более тщательно. Повторять святое имя с утра, быть очень честным и искренним, постепенно-постепенно это очистит нас и очистит всех остальных.

Мне нравится в программе Бхакти-врикш именно этот акцент, на том, чтобы дать возможность человеку принять на себя ответственность. Одновременно с этим, есть один акцент, который может быть не так ясно проявлен в программе Бхакти-врикш – это углубление своей собственной духовной жизни, бхаджана, углубление своего понимания сознания Кришны. Поэтому в желании принять на себя часть миссии сознания Кришны не забывайте также, что миссия сознания Кришны – это углубить своё понимание, свою внутреннюю духовную жизнь. Не разменивайтесь на какие-то чисто внешние достижения. Все эти внешние вещи очень важны, но их главная цель в том, чтобы помочь нам стать глубже.

ВОПРОС об электронных книгах: Можно ли читать «Шримад-Бхагаватам» в виде электронной книги?

БВГМ: Конечно можно. Даже не думайте. Это практичная вещь. Необязательно делать пуджу своему ай-паду или электронной читалке, но главное, чтобы мы могли читать книги Шрилы Прабхупады в метро и где угодно.
В принципе, нам скоро нужно будет заканчивать, но здесь есть несколько важных и интересных вопросов. Поэтому я думаю, что мы с вами немного задержимся. Тем временем, там ещё вопросы, которые прислали. Уж не знаю, дойдём ли мы сегодня до них, потому что у меня ещё осталось ещё довольно много вопросов, которые были присланы заранее. Им я уделю первоочередное влияние.

ВОПРОС: Где граница между гордостью за успех и гордыней? Можно ли радоваться своим успехам и делиться своей радостью с другими?

БВГМ: Очень важный вопрос. Спасибо большое за этот вопрос. Конечно же, мы должны радоваться своим успехам, делиться этой радостью с другими. В этом нет никаких сомнений. Но при этом мы должны всё время понимать, что автором этого успеха являюсь не я, а Кришна. Кришна помог мне сделать это. Если у меня будет это, то мы будем радоваться не за себя, а за Кришну. Кришна откликнулся, Кришна помог мне это сделать, благодаря Кришне, я сумел чего-то достичь. Также мы радуемся за то, что движение сознания Кришны развивается. Шрила Прабхупада это сделал, мой духовный учитель это сделал. То есть мы радуемся этому, но радуемся именно потому, что через нас случилось что-то хорошее. Благодаря тому, что мы смогли как-то избавиться от гордыни своей.
ВОПРОС: Всё чаще стало высказываться мнение о том, что ИСККОН уже не тот и движется куда-то не туда.

БВГМ: Эти мнения всегда будут. ИСККОН не тот, но было бы странно, если бы он был тот. Я был в том ИСККОН, я был в этом ИСККОН. ИСККОН как любая живая организация не может оставаться «тем», он не может оставаться одинаковым, он не может стагнировать. Если он будет всё время оставаться «тем», то это будет означать стагнацию. Да, ИСККОН не тот, естественно, ИСККОН не тот. Другие люди. Причём, на мой взгляд, сейчас приходят совершенно поразительные люди в ИСККОН. Я уверен, что многие из этих людей не пришли бы, если бы ИСККОН был тем, кем он был раньше. Да, ИСККОН меняется, куда он идёт… До тех пор пока в ИСККОН будут искренние преданные, он будет идти туда, куда хочет Кришна. В этом нет никаких сомнений. Можно много ещё говорить по этому поводу.

ВОПРОС: Организатор, координатор встреч учеников – слуга учеников. Значит ли, что нужно подстраиваться под каждого, учитывая особенности характера, или остальные должны подстраиваться под него, задаваемые им тон и формат?

БВГМ: Очень важно, когда мы встречаемся с другими преданными, дать им возможность сказать что-то – это формат наших встреч. У каждого человека, который хочет поделиться своим пониманием, должна быть такая возможность. Это обогатит понимание всех, кто присутствует при этом. Естественно, речь не идёт о подстраивании под других. У формата встреч есть цель. Эти встречи направлены на то, чтобы мы могли глубже понять сознание Кришны в том, как рассказывает о нём духовный учитель. Так что речь не идёт о подстраивании, но одновременно с этим мы должны очень чутко относиться к участию других и вовлекать других в это участие, а не доминировать. Потому что, если мы будем доминировать, мы, в сущности, разрушим основную цель этих встреч.

ВОПРОС: Расскажите о наборе в группу по обучению санскриту. Как это всё будет происходить, и можно ли записаться другим преданным, не вашим ученикам?

БВГМ: Во-первых, скорее всего, это событие немножечко отложится. Я собирался начать это второго мая, но наверное у нас не будет полной готовности к этому. Так что, может быть, это перенесётся. Тем временем можно готовиться к этому, изучая «Дева-нагари». Записаться в эту группу можно кому угодно. Только недавно мы говорили об этом с Бхакти-расамритой Махараджем. Бхакти-расамрита Махарадж – это ученик Гуру Махараджа. Наверняка многие знают его. До того, как он принял саннйасу, его звали Девамрита прабху. Это человек в высшей степени глубокой культуры. Он как раз говорил о том, насколько необходимо внедрять культуру правильного произношения шлок на санскрите в нашем обществе. Я не знаю, что ещё рассказать. Я уверен, что любой человек, который присоединиться к этому, сможет получить какое-то благо. Но можно готовиться к этому уже сейчас, изучая и стараясь читать шрифт «Дева-нагари». Это нужно будет всем, и лучше начать сейчас.

Вот. Ещё у нас осталось аж четыре вопроса. Я постараюсь очень быстро ответить на них. ВОПРОС: Один вопрос касается приоритетов в служении. Каким образом расставлять приоритеты в служении.

БВГМ: Я думаю, что правильнее задать этот вопрос людям, которые руководят движением на месте. Что именно они считают самым важным.
Вопрос о том, что время ограниченно. Преданные всё время просят о помощи: «Помоги тут, помоги там». Что делать по остаточному принципу, а что делать в первую очередь?
Я думаю, что тут лучше всего спросить у президента храма, других людей, что на их взгляд сейчас самое важное, чему нужно помогать в первую очередь.
Ещё три последних вопроса, в принципе хорошие. Один продолжение вопроса о людях из других конфессий, которые ведут себя как дома. Там говорится о людях, которые приходят, снимают что-то, потом выкладывают в интернете с какими-то оскорбительными комментариями. Естественно, мы должны попросить руководство храма положить этому конец, если люди злоупотребляют нашим гостеприимством.

ВОПРОС: Говорится, что надо просить Шри Нама прабху о милости в повторении маха-мантры, так как святое имя милостивее даже Самого Кришны. Как Он проявляется в этом мире лично, персонально? Кришна в форме Божеств, а Шри Нама прабху только в форме звука? Почему это проявление не является персональным?

БВГМ: Когда мы участвуем в киртане, мы должны понимать, что это непосредственное взаимодействие с Самим Кришной. Если мы поймём, что это наше соприкосновение с Кришной как с личностью, то мы сможем почувствовать, как Кришна как личность непосредственно проявился в нашей жизни. Если мы будем думать, что это всего лишь на всего какое-то имперсональное проявление, то это значит, что мы не понимаем принципа неотличия абхеды, звука Кришны от Самого Кришны. Шри Нама прабху проявляется во множестве различных форм и способов. В сущности, Божества – это тоже проявление Шри Намы прабху, но главное Его проявление, конечно же, звук. Потому что он не отличается от Кришны.

ВОПРОС: Не могли бы вы подробнее раскрыть смысл Мангалачараны? Как необходимо настраивать свой ум на практику? Цель, которую необходимо достичь в результате исполнения этой деятельности, будь то служение Божествам или простой поход в магазин за продуктами для приготовления прасада?

БВГМ: Я не думаю, что перед тем как пойти в магазин нужно повторять Мангалачарану. Я думаю, что это будет уже некоторым злоупотреблением этой практики. Что касается самой Мангалачараны, то Мангалачарана нужна, для того чтобы мы понимали, что в конце концов успех в любой деятельности зависит от Кришны и от того, насколько мы будем памятовать о Кришне. Если мы будем думать, что всё делаю я, мы забудем в процессе деятельности о Кришне. Мы будем упиваться своей энергией, своей возможностью, что-то сделать. Мангалачарана напоминает нам об этом – в конце концов всё зависит от Кришны. Кришна даёт нам результат, Кришна даёт нам возможность действовать в этом мире. Мы как бы соединяем себя с Ним, и говорим, что только по Твоей милости и ради Тебя я это делаю, не ради самого себя, и в конце концов я смогу достичь чего-то тоже только благодаря Тебе. В этом смысл Мангалачараны.
Я не знаю, что делать со всеми остальными вопросами. Я думаю, что нам нужно перенести это на другой раз, потому что огромное количество этих вопросов. Единственное, мне сейчас попался на глаза вопрос: Какова официальная позиция руководства ИСККОН в нашем регионе по созданию сельскохозяйственных общин?
Да, спасибо, Мадхурананда прабху, за то, что вы зафиксировали вопросы. Как-нибудь найдём время, для того чтобы ответить на них. Ну ладно, это важный вопрос, поэтому я думаю, что нужно уже завершать наше с вами общение. Спасибо вам большое за то, что вы принимали в нём участие. Я очень рад пообщаться. Спасибо огромное за замечательные вопросы, которые вы прислали. Я был очень счастлив. Моя единственная последняя просьба: пожалуйста, поддержите матаджи Лиламриту сейчас, в этой ситуации. Я уверен, что вы уже это делаете, но старайтесь помогать ей как минимум своими молитвами. Она очень много для всех вас сделала, и она очень дорога мне.

Спасибо большое за всё. Харе Кришна. 

Похожие записи