Вэб-даршан 8.06.2015 г. «Проект Гита-нагари»


Транскрипт вебинара вы можете прочитать ниже:

Дорогие вайшнавы, я очень рад, что у меня есть возможность пообщаться с вами и сказать несколько слов по поводу того, что мы собираемся делать в своём служении Шриле Прабхупаде и его миссии. Буквально, прежде чем я приступлю к вопросам, мне хотелось сказать несколько слов введения.

Любая религиозная организация, духовная организация имеет критические точки в истории своего развития. Обычно она начинается с великого лидера, который приходит, закладывает основы, который переворачивает все. Он революционер. И в нашем случае это, безусловно, Шрила Прабхупада. Он принёс учение о чистом преданном служении на запад, людям всего мира, открывший доступ к тому, что было закрыто до него.

Потом наступает черед второму поколению, и второе поколение несёт в себе память о словах и наставлениях духовного учителя, они знает его представителя, точно  знают, что он хотел и для них его воля – это приказ. Они не обсуждают его волю и им понятно, что он хочет.

Потом приходит третье поколение, и мы сейчас находимся на стыке между вторым и третьим поколением и видим, что непосредственно ученики, соприкасавшиеся со Шрилой Прабхупадой, знавшие Его волю, понимавшие Его желания, они постепенно уходят. И для людей, которые приходят сейчас и, которые будут приходить в будущем, воля Шрилы Прабхупады не будет такой же данностью и очевидностью. И задача второго поколения, безусловно, сохранить, насколько это возможно, в неприкосновенности настроение, которое принёс с собой основатель движения.

Задача третьего поколения  ещё более сложная – перевести все то, что сохранили и получили от основателя Его непосредственные ученики на язык систем, на логический язык, на язык, собственно, каких-то организационных порядков, принципов, ценностей. И это очень непростая задача и, в общем-то, мы с вами пытаемся решать её. Нужно понимать масштаб этой задачи. Нам нужно взять и перевести харизму Шрилы Прабхупады, его боговдохновенность, милость, которую Он получил, на язык, казалось бы, материальных вещей, чтобы эта милость продолжала действовать, на язык систем, на язык образования, на язык структур, логики. И это, в общем, то очень непростая вещь.

Мы можем увидеть, что «Чайтанья — Чаритамрита» писалась именно на этом этапе, когда она писалась людьми. Кришнадас Кавирадж Госвами не видел никогда Шри Чайтанью Махапрабху непосредственно, он общался только с учениками самого Шри Чайтаньи Махапрабху, то есть он принадлежал как раз к третьему поколению. И ученики Шри Чайтаньи Махапрабху и последователи его, которые приходили, которые уже никогда не видели Шри Чайтанью Махапрабху, они понимали необходимость этого. Что теперь харизму нужно обосновать, обосновать священными писаниями, подвести под это серьёзную основу, чтобы этот фундамент был вечным, чтобы эта харизма не испарилась с уходом Шрилы Прабхупады и тех, кто непосредственно знал и видел его и понимал,  и получил эту милость из его рук.

И, собственно, это то, что движет мной в течении всего этого времени. Мне очень хочется, чтобы у людей, которые заведомо не являются непосредственно учениками Шрилы Прабхупады, не видели его никогда, была возможность получить то же самое, что получали непосредственно от него из его рук его ученики. Возможно это в принципе? Возможно. Потому, что Милость Господа не знает границ. Безусловно, это возможно, но еще раз, задача эта непростая и собственно проект Гита-нагари в значительной степени предназначен для реализации этой цели. Для того, чтобы привести учение Шрилы Прабхупады в систему, которую легко будет воспроизводить, чтобы люди могли принимать её, понимать её независимо от того столкнутся они с человеком, несущим на себе сильную харизму. А харизма в переводе означает «милость Бога, боговдохновение». Или они получат её, может быть, из источника на первый взгляд не такого возвышенного. Но тем не менее, даже получив её из такого источника, они могли быть уверены в том, что они получают то, что необходимо. Вот, в двух словах, идея этого проекта, идея образования, над которым мы работаем, идея наставнической системы, которую мы пытаемся сейчас продумывать и вводить, и идея университета Гита-нагари или этого проекта.

И ещё буквально два слова. Само название Гита-нагари происходит из эссе, которое написал Шрила Прабхупада в 50-е годы, когда он уже принял ванапрастху, ушёл из дома. И там он рисует жизнь общества, построенного на основании наставлений Кришны в Бхагавад-гите. Это очень интересное эссе. Мы сейчас переведём его вместе с ещё какими-то другими документами, опубликуем в виде отдельной брошюры, из которой будет яснее широта, масштаб миссии Шрилы Прабхупады, его воля, его понимание того, что должны делать последователи.

Теперь я приступаю к вопросам, а вопросов сейчас у меня сейчас 12. Их достаточно много и каждый из них объёмный. И я бы попросил вас, прежде чем писать свои вопросы, ну, в основном, как бы дослушать, что ли до конца, потому, что очень многие вопросы, касающиеся этого проекта, уже заданы. Но в любом случае можете писать сейчас. Я пойду по тем вопросам, которые у меня есть.

1 Вопрос: Уважаемый Махарадж, скажите, пожалуйста, кто является собственником земли, купленной под проект Гита-нагари ИСККОН, МОСК или же ещё кто-то?

Эта земля куплена на фонд. Этот фонд целиком контролируется ИСККОН и в составе людей, которые контролируют этот фонд, находятся такие преданные как Дайаван Прабху, Бхакти Ананта Кришна Махарадж, ваш покорный слуга, Шйам Прабху. И ещё два-три человека, я сейчас не помню, т.е. эта земля куплена, в общем-то, на ИСККОН, но чтобы избавить от каких-то ненужных сложностей, особенно на первых начальных этапах, которых можно ожидать, сейчас ею владеет фонд целиком контролируемый преданными ИСККОНа.

2 Вопрос: Есть ли у нас надежда как у организации получить землю под храм от правительства, ведь, если не ошибаюсь, они давали такие обещания после того, как забрали у нас землю в Молжаниново?

Совершенно верно, такие обещания были даны. Нам обещали участок земли в Новой Москве взамен предыдущему, но беда всех этих обещаний заключается в том, что, во-первых, ничто не может помешать им через какое-то время опять поменять своё решение и сказать, что нет, этот участок вам не подходит, мы дадим вам ещё. Мы уже были в такой ситуации. Эта ситуация в высшей степени деморализующая, особенно после того как мы вкладываем огромное количество денег и труда в развитие этого участка. Это первое обстоятельство, по которому мы решили не идти по этому пути и не пробивать его. А второе обстоятельство ещё более серьёзное. Даже если предположить, что этот участок будет выделен всерьёз и надолго, у нас реально нет сил для того, чтобы заново начинать это в тех условиях, в которые мы будем поставлены. Эти условия в высшей степени сложные, потому, что нам нужно будет проходить общественные слушания, нам нужно будет весь тот практически адский путь, который мы уже прошли с предыдущим храмом – получать сотни, буквально сотни разрешений от разных инстанций, пробиваться, пытаться уложиться в какие-то очень жёсткие сроки и преодолевать огромное количество препон, если мы хотим построить храм. И в общем-то, нам нужно будет, по сути дела, начинать заново делать проект, нам нужно снова будет вкладываться в проектирование  этого здания, утверждать этот проект, т.е. это очень долгий, очень трудный путь и реально у нас нет сил для того, чтобы идти этим путем. Поэтому мы решили пойти другим путем – построить небольшие здания, которые не требуют такой сложной процедуры для оформления, для легализации. Сделать это более простыми путями, что возможно, если мы строим это на частной земле, на своей собственности и что очень трудно, если мы идем вот таким вот путем.

Сам я безусловно предпочитаю открытый путь, явный, но, к сожалению, это далеко не всегда возможно и в общем- то наш печальный опыт, к сожалению, доказывает это.

3 Вопрос. Скажите, пожалуйста, что планируется построить на купленной в Химках земле? Каков бюджет и сроки реализации проекта?

Спасибо большое за этот вопрос. Пришел еще один вопрос, я позже на него отвечу. Мы собираемся сделать, для начала, небольшой ретрит-центр и постепенно развивать. Там уже находится ашрам брамачари. Мы собираемся перевести обучающий ашрам Юрлово и сделать такой объединённый единой идеей и пониманием, но немножко разделённый внутри, большой ашрам. Мы будем учить проповедников там. В ретрит-центре будет налажено образование, потому что образование требует некоего погружения. И образование будет иметь, прежде всего, три или четыре, скажем так, целевых аудитории. Вайшнавов из Москвы, которые смогут приезжать. Потребность в ретрит-центре с какими-то удобствами, чтобы останавливаться там на ночь, проводить  время, погружаться целиком она есть и очень большая у вайшнавов, которые живут дома и ведут жизнь грихастх. Вторая целевая аудитория – это преданные со всей России. Мы собираемся наладить там образовательные курсы и делать сессии. Сейчас проходят такие курсы, как саманья-бхакти-шастры в Анапе и многие другие курсы, которые опять же требуют именно ретритную форму, форму полного погружения, когда мы отключаемся от всего и эффект от таких курсов гораздо более глубокий, самскары гораздо более глубокие.  Третья аудитория целевая – это, безусловно, новые люди, которые приходят через разные проповеднические программы и, которые тоже горят желанием познакомится с культурой вайшнавов, окунуться в атмосферу, которую создают отношения между вайшнавами. Есть 4-я аудитория – это собственно частный случай 2-й аудитории вайшнавов со всей России. Это лидеры, и они, конечно же, тоже могут там собираться, очень много зависит, насколько они образованы. Т.е., иначе говоря, идея этого центра это глубокое образование с погружением. И это глубокое образование будет даваться как практикующим вайшнавам, которые хотят повысить свой уровень, из Москвы и со всей России, чтобы действительно люди очень глубоко понимали шастры, знали логическую систему шастр и все остальное, так и новых людей. И, в общем- то, такие ретрит-центры действуют, и они очень сильно востребованы. Они есть, например, у буддистов, и такие ретрит-центры заняты на год вперёд. Там невозможно, практически, найти какое-то окошечко.

То, что мы будем постепенно развивать, это первое, что мы хотим сделать – это первый Ретрит-центр с гостиницей. Уже там функционирует ашрам санкиртаны и второе, что мы попытаемся сделать сразу же это совместный ашрам, чтобы ашрам Юрлово смог переехать туда, и чтобы они тоже могли расширить свою программу, потому что в Юрлово сейчас уже очевидно не хватает  места, а потенциал расширения есть. Есть также потенциал для развития других проповеднических программ, которые там тоже будут базироваться. Это различные веб-проекты – проекты проповеди в интернете, в частности, запускается новый сайт Krishna.ru и так далее Есть. много каких-то вещей, которые требуют  определённой концентрации, централизации. Для этого нужно место и это то, что мы попытаемся там сделать.

Какой бюджет? Так как это гибкая вещь, ну вот по мере того как будут поступать деньги, мы будем строить. Мы думаем, что для начала нам нужен где-то примерно 1 миллион  долларов для того, чтобы это первое здание построить. Чтобы построить второе здание нужно, наверное, меньше, чтобы брахмачари — ашрамы  могли функционировать. Потом  мы расширим этот Ретрит-центр в зависимости от успеха и посмотрим. Что еще?

Тут задан вопрос про школьное образование. Наверняка оно тоже будет там развиваться. Это еще одна целевая аудитория в будущем.

В общем, вот примерно так. Бюджет гибкий. Сроки реализации проекта. Я надеюсь, что мы начнём строительство в этом году. И от начала строительства до завершения сейчас потребуется где-то 7-8 -9 месяцев. Меньше года. Так, что я думаю, что где-то на будущий год, в годовщину 50-летия ИСККОН, мы сможем уже запустить этот центр, если все будет хорошо.

4 Вопрос. Каков сейчас статус земли и скоро ли начнётся строительство?

Я уже сказал, что мы собираемся в этом году начать, когда решатся какие-то вопросы. А статус земли – это как раз ключевой вопрос, который нужно сейчас решать, и юристы прорабатывают этот вопрос, каким образом лучше всего сделать этот статус. В принципе, нет проблем для переведения его под,  скажем, индивидуальное жилищное строительство, но это не совсем соответствует тому, что мы хотим сделать, и это подразумевает очень большие налоги, потому что кадастровая стоимость земли достаточно высокая. В общем, мы сейчас прорабатываем этот вопрос и смотрим, что лучше всего сделать, в какой статус её переводить. Сейчас эта земля находится в статусе крестьянско-фермерское хозяйство, КФХ. Оно позволяет, в принципе, строить какие-то дома, но говорят, что их очень неохотно регистрируют. Поэтому нам нужно будет менять этот статус. Мы занимаемся там сейчас сельским хозяйством. У нас есть там сейчас замечательная корова и еще что-то, но конечно же,  нам нужно будет менять этот статус и от этого очень много зависит. Это ключевой этап.

5 Вопрос. Применимы ли в отношении к  Гита — нагари пять ценностей, которые были заложены в храме Радхи — Мадхавы? Или у данного проекта иные идеи?

Спасибо огромное за этот вопрос. Эти пять лепестков, которые мы объясняли в связи с пятью ангами или пятью направлениями ИСККОН, они, конечно  же, в большей степени относились к какому-то большому храму, который вместит в себя всё. Этот проект уже, мы решили разделить его, потому что, похоже, что не очень практично пытаться сделать некий универсальный проект, в котором будет все и сразу. Это громоздкая вещь. На этом пространстве будут сталкиваться разные люди, поэтому мы решили разделить : Гита – нагари будет непосредственно заниматься проповедью и образованием. И это наш главный центральный лепесток, о котором мы говорили. Это то, на чем будет сосредоточена миссия Гита – нагари образование и проповедь, углубление духовной практики и все, что может помочь вайшнавам для этого.

Другие аспекты, т.е.  отчасти, проповедь — это второй лепесток, о котором мы говорили, он там, безусловно, будет -это распространение книг. Там уже находится ашрам санкиртаны и другие формы проповеди, такие как лекции и все остальное, это, безусловно, там будет. т. е., из пяти лепестков там будет  в основном сосредоточено все на двух или, скажем так, на трех центральных, потому что так как мы будем также помогать развивать наставническую систему, систему бхакти-врикш через ретриты в этом центре, то этот третий лепесток из трех центральных, он тоже до какой-то степени будет работать. То есть, главное это первый и до какой-то степени два сопутствующих ему. Все то, что касается построения общины вайшнавов и проповеди, т. е. служение вайшнавам и джива-дойа. Иначе говоря, три основные ценности, которые, как говорит Бхактивинода Тхакур, положены в фундамент, в основание религии этого века, они там будут: нама-ручи, джива-дойа и вайшнава-сева. Что касается двух побочных лепестков, то, безусловно, гораздо правильным будет отделить представительские функции и в значительной степени какие-то проповеднические функции для городского центра. И мы сейчас вплотную работаем над этим проектом храма в Москве, который будет также помогать общине и иметь вот эту очень важную функцию представительскую. И одновременно с этим мы будем думать, что делать с пятым лепестком, который касается построения какой-то общины. В Гита-нагари слишком мало земли для того, чтобы реализовать идею Шрилы Прабхупады простой жизни, возвышенного мышления. Наверное, какая-то община там возникнет, но, в основном, это будет все-таки реализовываться в каких-то других форматах и формулах. И тоже идеи на этот счёт есть. т. е., мы сосредоточимся на трёх центральных лепестках. Это уже очень много.

6 Вопрос. Что происходит с Божествами, которых заказывали для Храма Шри Шри Радха-Мадхавы? Готовы ли Они или работы приостановлены? Какие Божества будут установлены в Храме Гита-нагари?

Поклонение Божествам, безусловно, будет в Храме Гита-нагари. Шрила Прабхупада хотел, чтобы в Гита-нагари был Партха Саратхи Кришна, который проповедует Арджуне, это его идея. Шри Шри Радха — Мадхава, безусловно, будут установлены, но еще нет ясного понимания будем ли  мы устанавливать их там, в Гита-нагари, или установим их в центральном Храме, который мы тоже собираемся купить, в представительском Храме. Конечно, логичнее было бы, чтобы они стояли именно в центральном представительском Храме в самой Москве.

Что касается судьбы самих Божеств, то мы на время приостановили работы над Ними и ждём каких-то указаний от Кришны, чтобы эта работа могла быть возобновлена.

7 Вопрос. Могли бы Вы рассказать о предварительном плане проведения обучения в центре Гита-нагари, т.е. для кого какие ретриты планируются в первую очередь, как будет расширяться спектр охвата преданных и непреданных, кто и как их будет обучать и чему, какие предполагаются программы и методы?

Еще раз, спасибо и за этот вопрос. Очень важный, очень хороший вопрос.

Мы сейчас ведём работу одновременно по нескольким направлениям, развивая образовательные программы. Одно из основных направлений Гита-нагари – это наставничество. И ну только сегодня мы целый день посвятили тому, что работали с небольшой группой преданных над тем, как сформировать наставнический курс. Очевидно, совершенно, что наставнические отношения являются сутью самого процесса, который должен происходить в ИСККОН и, к сожалению, наставники сейчас появляются достаточно хаотично. В Украине этому процессу была придана очень хорошая форма и можно видеть сейчас плоды этого. Мы немножко запаздываем в связи с какими-то нашими проблемами, но я думаю, что эта некая центральная образующая форма, и мы готовим сейчас как курсы, так и людей, которые эти курсы будут проводить.

Одновременно с этим мы формируем группу проповедников, которые будут разрабатывать свои курсы для внешних людей. Курсы востребованные, нужные, которые смогут приводить туда каких-то внешних людей. Уже сейчас ведуться курсы и потребность в таком центре есть  у вайшнавов московской общины, у бхакти-врикш. Общины бхакти-врикш разрастаются практически на глазах. Уже сейчас более ста бхакти-врикш в Москве. Около тысячи человек охвачено ей, и нет места, куда бы преданные могли бы приехать, т.е. это вот основные, первые курсы. Мы работаем над какими-то курсами для начинающих вайшнавов таких как бхакти-ашрая, бхакти- правеша, уже запускаемых, они там будут преподаваться. Конечно же бхакти — шастры, саманья- бхакти- шастры в отработанном формате. Они уже есть, и мы готовим преподавателей, которые будут проводить эти курсы очень тщательно, очень основательно. Мы сейчас будем разрабатывать курс бхакти -ашрая, т.е. как бы курс социализации человека, входа в общество сознания Кришны. И центральный курс – это наставнический курс, о котором мы говорим. Ну и плюс проповеднические курсы, т.е.  вот это то, что сейчас делается.

Что касается программ, я уже сказал. Что касается методов, то сейчас модно обучение он-лайн, но мы понимаем, что в обучении он-лайн есть свои ограничения. Через обучение он-лайн по интернету, по компьютеру можно получит информацию, но нельзя получить чего-то более тонкого — настроения, атмосферы, погружения, воодушевления, которое мы получаем от личного общения. В значительной степени оно будет нивелировано из-за имперсональной среды, через которую передаются эти знания. Поэтому мы будем ставить акценты именно на ретрите, на погружении, на личном общении, на необходимости общения с наставником, на решении своих индивидуальных вопросов. И в связи с этим мы разрабатываем собственно теорию того, на каких принципах должно быть построено обучение, какие принципы должны быть соблюдены. Индивидуальный характер, личностный подход, постепенность человека, понимание адхикара или квалификации человека. И, в зависимости от квалификации, мы даем ему знание, а не всем одинаковое знание. Это то, над чем мы сейчас работаем.

8 Вопрос. На каком этапе развития центра стали актуальны вопросы о поселении общины преданных при центре. Будет ли община на этой территории кусочки части уже имеющей 3,5 гектара или надо будет докупать близлежащие земли? И если существует уже некоторое видение по какому алгоритму будет создаваться эта община преданных, то можно ли об этом немножко рассказать?

Непростой вопрос как сделать это правильным. Но очевидно совершенно, что 3,5 гектара купленной на деньги, собранные со всей России и из других стран мира,  все-таки не должны использоваться непосредственно под поселение. Они должны использоваться под образование, под цели проповеди, развитие этого, потому, что в общем-то люди жертвовали на это. Будет немного странно, если какие-то люди там поселятся, а другие люди, кто вносил туда свою достаточно значительную лепту, не смогут поселиться, потому что земля ограниченная, спрос, безусловно, будет. Поэтому концепция, которую мы сейчас пытаемся реализовать, это докупить дополнительные земли, и докупить их уже не на так сказать общественные деньги, а либо найти какого-то человека, который захочет в это вложить, чтобы потом со временем построить дома и таким образом постепенно развивало общину, либо еще как-то. Слава Богу земли такие есть, там можно  купить еще как минимум 6-6,5 гектар, всего там около 9 гектар, да, может, меньше — около 6 гектар можно докупить. Это очень большая земля, безусловно,  для того чтобы общину развивать, но для этого нужны вложения. Вот примерно такое видение, а как  оно будет реализовываться, посмотрим. Пока человека, который готов был бы инвестировать в это нет, хотя, безусловно, это очень выгодный проект, я уверен, даже с коммерческой точки зрения.

9 Вопрос. Поделитесь, пожалуйста, вашим видением, какое благо получат регионы России, может быть даже мировое сообщество вайшнавов, от того, что появиться такой центр?

Как я уже сказал, мы живём в очень критический момент, когда нам нужно наладить систематическое образование, чтобы общество передавалось и чтобы идея, настроение, сампрадая сохранилась. Не нужно рассчитывать на то, что появиться какие-то само проявленные великие ачарьи, которые будут продолжать эту идею. Безусловно, они будут появляться, но не в том формате, который заложил в ИСККОН Шрила Прабхупада. Мы не слишком зависимы от этого. Мы должны сохранить все это другими способами, не завися от великих, сошедших с небес, преданных. И для этого нужна система, нужна логика, нужны, безусловно, люди, которые будут воспитанны в правильном настроении, которые будут впитывать ценности. Т. е., иначе говоря, нужно образование. Хорошее образование для всех категорий людей: для женщин отдельно, для мужчин отдельно, для людей, которые хотят построить сельскохозяйственную общину. Т.е., нужно накопить вот этот вот материал и передавать его через образование и растить людей, которые будут делать это –  передавать эту систему  дальше. Это всегда в человеческом обществе делается через университеты и идея Гита-нагари в том, чтобы, в конце концов, вырастить в какой-то университет, где будут высококлассные специалисты по областям вайшнавской науки и образу жизни вайшнавов. Так, что все регионы получат и, как я уже сказал, мировое сообщество вайшнавов тоже получит, потому, что так или иначе, все думают над этим. И это ключевая задача. Если мы ее не решим, то тот заряд, что вложил Шрила Прабхупада в ИСККОН, может рассеяться. Но я абсолютно уверен, что мы сможем ее решить, потому, что этот заряд слишком силен. Очень силен. И он не может пропасть даром.

10 Вопрос. Может быть, Вы могли бы дать ответ на такой вопрос: Почему деньги, собранные на проект храма в Москве были вложены в землю и образовательный проект, а не в покупку здания в Москве? И кем принимаются такого рода решения?

Спасибо большое. Это очень важный вопрос, ответ на который должны знать все и ответ на этот вопрос очень простой. Мы, в течении какого-то времени стояли перед этой дилеммой. У нас была ограниченная сумма средств и можно было, действительно, вложить эту сумму средств в здание в Москве и, в общем то, это решило многие проблемы, но у этой возможности есть свои не очень позитивные аспекты при всех ее плюсах. Это очевидная вещь, мы думали над этим. Но беда заключается в том, что, во-первых от такого проекта в Москве выиграли бы все вайшнавы со всей России, в том смысле, что, наконец, бы появилось какое-то здание в Москве. Это уже хорошо. Но на те деньги, которые мы собрали, нельзя было купить чего-то действительно внушительного и представительного с одной стороны, а с другой стороны, в основном, бенефициальными, т. е. благо получателями, были бы преданные из Москвы. И плюс к этому это здание, в каком-то смысле, было бы…ну, скажем так, там не было бы возможности для дальнейшего развития. Мы бы оказались в этом здании и непонятно, когда у нас появились бы возможности для дальнейшего развития, особенно в силу того, что, скорее всего, здание не удовлетворяло бы даже всем тем потребностям, которые есть у одной московской общины вайшнавов. Поэтому, мы решили пойти по другому пути. Плюс к этому еще одно очень важное соображение. Ашрам санкиртаны, который является центральным ашрамом санкиртаны, помогает развитию во всей России, он висел в воздухе и он очевидно, совершенно, не вместился бы в это здание. Т.е. очень многие функции бы в это здание реально не вместились бы. Мы пошли по пути другому по пути пусть более медленному, но перспективному в отдалённой перспективе. По пути, который позволяет развитие. Земля позволяет развитие постепенное, очень органичное, естественное. Не нужно укладываться в какие-то жёсткие сроки. Ашрам санкиртаны получает своё место. Можно развивать какие-то другие проекты. Но, так как, действительно, московская община вайшнавов имеет очень большую потребность в храме, то одновременно с этим мы начали этот проект. Какие-то деньги, часть денег, которые вернулись, отсуженные по судам от правительства Москвы мы вложили как начало как некий кристаллик, вокруг которого возникнет храм в Москве. И этот храм тоже нужен, потому, что у него есть, как я уже говорил, всероссийская функция, функция представительская, она очень нужна нам. Вот, собственно в двух словах логика, стоящая за этим. Мы сделаем обязательно и то и другое, но после долгих и очень тщательных рассуждений на разных уровнях с членами Джи Би Си в Москве Гопал Кришна Махараджем, Ниранджана Махараджем  и региональном совете, прежде всего, мы решили, что все-таки будет более стратегически, более правильным иметь землю, постепенно развивать проект, который будет работать на всех и на будущее в очень сильной степени. Одновременно с этим вложить свои силы и какие-то возможности в то, чтобы в Москве появился хороший проповеднический центр, представительский центр, дом наших Божеств Шри Шри Даял Нитай Шачисуты. И мы работаем над этим. Вопрос этот принимается, обсуждается на региональном совете, на национальном совете мы тоже обсуждали этот вопрос, потому что все регионы были вовлечены в строительство храма в Москве и, безусловно, на уровне Джи Би Си.

У меня осталось всего два вопроса, я уверен, что есть еще вопросы, которые задаются. Давайте мы  быстро ответим на них и  пойдем по тем вопросам, которые пришли прямо сейчас. У нас сейчас на линии  уже 168 человек. И я надеюсь, что все получат от этого пользу от нашего общения.

11 вопрос. Какие предприняты меры по возвращению правительством средств, потраченных на освоение земли? Есть ли надежда на их возвращение?

Надежда есть. Как я уже сказал какие-то деньги вернулись, которые можно было вернуть сразу и очевидно, причем достаточно значительная сумма  но большая часть конечно же осталась пока,  скажем так, не возвращенной нами. Мы проиграли суды на российском уровне и наша надежда теперь на суд по правам человека в Гааге. Потому что, к сожалению, российское законодательство не защищает инвесторов от произвола властей. Мы делали все что мы делали в соответствии с постановлениями правительства Москвы. И когда мы предстали перед судом и сказали, что мы не сами тратили эти деньги, оказалось  что никаких гарантий российское законодательство инвесторам не дает, и правительство может в общем-то в любой момент, несмотря на то, что косвенно оно гарантии давало, выпуская свои постановления, все поменять. Мы узнали в процессе хождения по судам, что не мы одни в таком положении находимся, а буквально десятки, если не сотни различных компаний, которые вкладывали какие-то деньги на основании постановлений правительства Москвы, и потом были лишены земли, постановление было перечеркнуто. Это было сделано, к сожалению, в этот переходный период, когда правительство в  Москве поменялось, после того, как поменялся мэр Москвы. Вот, но на уровне суда по правам человека основания у нас все есть, и сейчас пишется ну как бы обоснование этого, во-первых, на основании Конституции, потому что, ну конечно же, с точки зрения Конституции у инвестора должны быть какие-то гарантии, он не может быть отдан на произвол. Какие-то надежды есть, но дело это не быстрое, и будем надеяться, что что-то вернется в большей степени, чем то, что мы смогли сейчас пока получить.

И последний вопрос из числа заданнных предварительно.

Скажите, пожалуйста, какое подразумевается Ваше личное участие в развитии образовательного проекта Гита-нагари?

Я уже сильно включен в это, но мое включение не непосредственно в менеджмент. Сейчас есть группа людей, совет, который занимается развитием этого. Я надеюсь, что он будет еще в большей степени брать на себя  непосредственно управление этими процессами. Сейчас в эту группу входят представители двух ашрамов — это Дайаван  и Тхакур Харидас  из ашрама санкиртаны, Ананта Шри из ашрама в Юрлово, туда входит Ачинтья Кришна, как тот, кто может очень много сделать для того, чтобы идеи реализовались, идеи ретрит-центра, Дина Чайтанья, ваш покорный слуга, Шьям. Это тот совет, который сейчас решает. Состав этого совета утвержден региональным советом в Москве. Но может быть он будет расширяться по мере необходимости, по мере того, как проект будет развиваться. Но я вижу свое личное участие не только и не столько и в основном не в этом совете, а  именно в развитии наполнения этого проекта, то есть в развитии образовательных программ, проповеднических программ, в том, чтобы вдохновлять других людей на то, чтобы делать. Я вижу сколько очень грамотных талантливых людей выросло, и моя роль только в том, чтобы собрать их в одно место, воодушевить, вдохновить, побудить их заниматься этим увлекательным делом — давать образование людям, давать знание, давать людям любовь свою, создать что-то хорошее. То есть моя роль в основном вдохновителя, и в большей степени мое включение будет  в разработки непосредственно наполнения. Но даже там это будут делать много других талантливых людей, которые уже занимаются всем этим и постепенно такие групы собираются. Собираются совет по образованию при Национальом совете, он уже есть, работает. Есть группа людей, которые как я уже сказал, разрабатывает проповеднические, презентационные курсы и так далее.

И теперь еще один очень важный вопрос, который собственно дополняет те вопросы, на которые мы уже ответили.

Какие планы на образование детей в проекте? В какой форме оно будет происходить, будет ли оно как-то связано с общим школьным средним образованием? Какие планы на общину грихастх, будут ли семейные преданные  жить на территории или рядом с территорией? Должны ли преданные уже сейчас  начать планировать это?

Безусловно, мы планируем детское образование, потому что это некий стержень, к сожалению , этого стержня  сейчас у нас нет. Шубхананда прабху по Москве активно работает над этим. Варшана также пытается аккумулировать  информацию, которая сейчас собирается. Там будет детское образование. В каких формах, будет ли это аккредитованная школа? Едва ли, потому что для того, чтобы сделать аккредитованную школу, нужны очень большие средства. По крайней мере, на первых этапах ее там точно не будет. Она требует очень больших помещений для того, чтобы соответствоать ГОСТам и стандартам. Так что скорее всего это будет тоже самое уже отработанное нами, какой-то формат домашнего образования со сдачей экстерном. Но тем не менее, конечно же, это будет такое полноценное образование. По крайней мере, хотелось бы его видеть. Но это, скажем так, вторая очередь проекта. Хочется поскорее запустить что-то реальное, чтобы он начал функционировать и  вслед за этим думать о детях. Потребность в этом есть. Просто все всегда упирается, особенно в Москве, в то, что где бы ни  была школа, детей всегда будет очень мало, детей, чьим родителям будет удобно туда их возить. Поэтому со временем, конечно же,  община грихастх там будет. Я немного об этом уже сказал. Думать об этом нужно сейчас. Если у вас есть какие-то конкретные планы и предложения, пожалуйста, обращайтесь прежде всего к Ачинтье Кришне прабху, к Шьяму прабху или можно к Дина Чайтанье, он направит. Там что-то будет, но пока  мы делаем это итерациями, что-то уже ясно, что-то еще не совсем ясно.

Каким образом будет построена система образования в Гита — нагари? Я уже немного говорил. Перечень преподаваемых предметов, какая должна  быть квалификация у преподавателей? Я уже немного говорил об этом. Там безусловно будет преподавание для проповедников, для людей, которые хотят ну как бы выходить в люди, и преподавать что-то, что востребовано и одновременно с этим  проповедовать. Там безусловно будет образование для наставников. И как бы наставники, учителя, преподаватели должны быть основными выпускниками. Там будет детское образование со временем, я уже сказал об этом, там будет образование колледжа варнашрамы, то есть как построить общину. Это будут какие-то предметы, которые видятся уже сейчас, то есть собственно проповеднические, обучение тому как давать эти проповеднические предметы для людей, которые хотят на этом поприще выступать, наставники, вайшнавские предметы, такие как изучение шастр, основные наши предметы, детское образование и варнашрама.

Какая помощь необходима для реализации этого проекта?

Любая. Приходите, пожалуйста,  есть Дина Чайтанья, есть компания. Очень много чего можно сделать. Можно поучаствовать в развитии этих образовательных программ, можно поучаствовать в развитии проповеднических программ. Очень много помощи. На мой взгляд преимущество этого проекта именно в этом, потому что там может  быть задействовано практически бесконечное количество людей в разных — разных качествах. Нужно, в конце концов, детское образование делать. Это тоже отдельная вещь. Очень много всего нужно, поэтому приходите со своими предложениями, будем пытаться все их в какое-то русло уложить.

Следующий вопрос, практический вопрос.

Вы говорите, что уже начинаете в этом году строительство, также озвучили необходимую сумму для этого. Реально ли для московской общины справиться с финансированием двух таких объемных проектов как  Гита-нагари?

Да, спасибо большое за этот вопрос. Во-первых,  что касается покупки здания для Шри Шри Даял — Нитай Шачисуты, то у нас есть какой-то достаточно серьезный фундамент финансовый, есть значительная сумма средств, которые лягут в основу проекта. Это одно. И второе, для Гита-нагари тоже есть  сумма, которая  позволит нам, по крайней мере, первое здание построить, нужна только отмашка. Мы не будем  напрягать московскую общину вайшнавов  ни коим образом. Мы сосредоточим все усилия московской общины вайшнавов на покупке здания  для храма Шри Шри  Даял — Нитай Шачисуты. А что касается всех остальных, то в зависимости от того, какой проект им больше нравится, куда  хотят они вложить, если речь идет о людях из регионов или каких-то крупных спонсоров. То есть, два эти проекта — в принципе начало и для того, и для другого есть. И у того и у другого проекта есть   огромная перспектива для развития. Я оптимистически гляжу на всю эту  ситуацию, не вижу каких-то   больших проблем с тем, что мы могли постепенно мало по малу реализовать все это.

Как-то Вы сказали, что в Гита — нагари должен быть санскритский департамент. Какая будет цель санскритского департамента?

Мандала-пати прабху. Конечно будет, обязательно будет. Потому что мы хотим серьезно обучать преданных. Тех, кто интересуется санскритом, хотят углублять эту тему, они получат эту возможность. А цель этого — именно дать очень глубокое  понимание шастр и,  главное, создать людей, которые будут защищать нашу сиддханту от всевозможных нападок, будут очень хорошо  сиддханту знать. Харидев прабху уже работает в этом направлении. И сейчас мы, безусловно, объединим свои усилия с ним и то, что мы сейчас делаем в Индии, тоже послужит этой цели.

Вопрос касательный пожертвований.

Как лучше балансировать направление, на которое делаешь пожертвование? Есть, например, служение в ятре, требующее каких-то средств, есть этот проект, есть также желание участвовать в финансировании храма Ведического планетария. Как  Вашим последователям можно ли  куда-то помимо Московского храма передавать свободные средства, все перечисленное в служении Шриле Прабхупаде Но как лучше в этих рамках удовлетворить Вас или ответ очевиден? Пожалуйста, если ответ не корректен…

Нет, ответ очень корректный. Безусловно, на первом месте у нас должны стоять наши проекты,  которые есть у нас в ятрах. Потому что именно благодаря усилиям местных преданных мы  пришли. И никогда не нужно забывать об  этом. Будет очень несправедливо, если мы забудем их, и наши местные проекты ради журавлей в небе или в Москве, поэтому все то что нужно делать там, нужно делать. И очень важно, я очень хочу, чтобы мои ученики помогали преданным на местах, чтобы в них  лидеры на местах  видели своих верных помощников, поэтому это, конечно же, первый приоритет. Что касается выбора между двумя другими возможностями  — это храм Ведического планетария и храм в Москве.  Храм Ведического планетария — это замечательная идея, но лично мне ближе вот этот вот образовательный проект и, конечно же, я очень сильно переживаю за центр в Москве и за храм в Москве. Хотя я, лично моя энергия в большей степени  задействована именно в Гита — нагари. Подумайте, спросите у Божеств, что вам подсказывают Божества, что бы Они подсказали вам как поделить эти средства. Все эти проекты хорошие. Я буду доволен, если вы будете участвовать во всех них, но главный приоритет — это местные проекты. И если можете помогать в проекте Гита-нагари, очень хрошо, в проекте Московского храма тоже замечательно.

Сколько денег и каковы сроки реализации проекта и того, что намечено?

Я уже сказал, что и сроки и бюджет для проекта Гита-нагари достаточно гибкие. В зависимости от того что у нас будет, по мере поступления, мы будем его органично и естественным образом расширять. Для начала, первую очередь, мы  надеемся запустить  в течение года. На протяжении 2016 года, если все будет хорошо, мы сможем первую очередь проекта запустить. Очень хотелось бы, чтобы вторая очередь, непосредственно ашрамы, так же как можно скорее реализовались. Все остальное посмотрим. Если  вайшнавы оценят это, я уверен, что и Кришна оценит то, что мы делаем, будут какие-то средства.

Как этому проекту могут послужить ученики из других городов?

Безусловно пожертвованиями. Помимо пожертвований можно связаться с Диной Чайтаньей и спросить у него что еще можно сделать, как можно помогать проекту. Например, можно поучаствовать в каких-то наших сетевых проектах интернетовских проповеднических, можно поучаствовать в разработке образовательных курсов — Тиртха Павани занимается этим. Тхакур Харидас возглавляет программу проповедников и людей, которые будут сетевыми проектами заниматься. Есть санкиртана, сколько угодно  возможностей есть. Обращайтесь непосредственно к преданным, которые занимаются этим, прежде всего к Дина Чайтанье.

Каким образом образовательная система Гита — нагари будет помогать понимать свадхарму преданнным, личное  предназначение преданных в сознании Кришны так, чтобы преданные могли оставаться адекватными социальными людьми, решать проблемы общества, проповедовать?

Спасибо большое. Это задача номер один, которая стоит перед группой проповедников Мы говорим о том, что это очень существенная вещь  образовательной системы — помочь людям понять свою природу. И работа над этим в каком-то очень приблизительном предварительном виде начата, но мы вплотную займемся этим чуть позже, мы об этом думаем.   Есть множество инструментов в самой Ведической культуре, такие как астрология. Но помимо астрологии есть другие инструменты, и хочется создать курс именно для того, чтобы человек нашел себя. Курс, который  поможет человеку, даст ему практические инструменты для определения свадхармы, чтобы человек действительно стал социальным и в тоже самое время мог практиковать сознание Кришны и развиваться в этом. Это в общем-то одна из частей большего проекта, касающегося варнашрамы и того, что  хотел Шрила Прабхупада.

Вот собствено все вопросы, которые были.  Я думаю, что я  ответил на все. Я надеюсь, что теперь этот проект стал более выпуклым, объемным, и вам понятна его роль, его важность. Я еще раз хотел бы поблагодарить всех и каждого из вас какую-то помощь, за ту помощь,  которую вы оказывали предыдущему проекту в Москве, и которая помогла нам сейчас приобрести эту землю. За вашу помощь сейчас, за ваши молитвы, за вашу помощь в будущем. Давайте сделаем что-нибудь  замечательное для Шрилы Прабхупады. У нас огромные возможности для этого. Мы можем проявить свой творческий потенциал, задействовать всего себя в этом. И я уверен, что нас ждет удивительное будущее. Спасибо большое. Харе Кришна. Шрила Прабхупада, ки-джай.

Похожие записи