Общий даршан с учениками. «Бхакти-сангама» 18.09.2013


 

Харе Кришна!
Я подумал, что так как в этом году я даю всего навсего 2 лекции, то мы с вами встретимся отдельно. Мне очень хочется сохранить личную связь с каждым из вас, но я понимаю, что это очень сложно. Я надеюсь вы тоже это понимаете. По моему глубокому убеждению настоящее знание передается только из сердца в сердце. Невозможно обрести знание просто получив информацию. Знание — это нечто более глубокое. Знание – это способность видеть мир по-другому. В процессе познания должно преобразиться наше восприятие мира, видение мира и соответственно наши реакции на этот мир.

Информация может до какой-то степени поменять наше восприятие мира, но не может поменять кардинальным образом восприятие мира. Главное, что она не может поменять наши реакции на то, что происходит с нами и в мире. Все это может произойти только тогда, когда есть личные отношения. Почему Веды настаивают на этом принципе, на принципе принятия гуру. Мы знаем, что даже Кришна принимал гуру.ГосвамиТуласидас в «Рамчаритманасе» когда он говорит, что Рамачандра принял Своим гуру ВишвамитруМуни, он удивляется, говорит: «Зачем Рамачандре гуру, когда даже вахана или птица на которой летает Господь Вишну, когда она просто крыльями машет оттуда издаются звуки Сама-веды». Представьте если бы у вас была машина и она бы при езде из выхлопной трубы вместо фырканья издавала звуки Сама-веды.

Госвами Туласидас говорит, что зачем Тому, у которого даже машина, на которой Он ездит и издает звуки Сама-веды, зачем такому человеку нужен гуру. И отвечает сам, что даже Господь, приходя сюда принимает духовного учителя, потому что человек не может обрести знание или поменять качественно свою жизнь если у него нет личностных отношений с духовным учителем. Если мы проанализируем свою собственную жизнь, мы увидим, что все перемены, которые с нами происходили особенно если речь идет о каких-то серьезных, существенных переменах, то они происходили в результате отношений, личностных отношений.

А смысл человеческой жизни в том, чтобы преодолеть инерцию кармы, то есть в том, чтобы качественным образом поменять самого себя. Карма имеет тенденцию воспроизводить саму себя. Карма – это определенная жесткая структура и человек, соприкасаясь с гунами, имея склонности, имея вкусы, он в большей или меньшей степени воспроизводит самого себя, то есть топчется на месте.
Иначе говоря, человек, который находится под влиянием кармы, он ходит по заколдованному кругу. Ничего качественно не меняется. У него есть определенные вкусы, определенные предпочтения, мы все живем движимые вкусом, и так как мы движимы вкусом, то вкус будет воспроизводить самого себя. Тем людям, которым нравится тама-гуна, они никогда не выйдут из заколдованного круга, потому что она вкусная для них. Они будут есть эту тама-гуну до конца своих дней и будут продолжать это делать в следующей жизни. И так далее.

То есть карма – это жесткая структура, а смысл человеческой жизни в том, чтобы поменять ее. Но перемены, кардинальные перемены или перемена вкуса происходит только тогда, когда есть личностные взаимоотношения. И я с тревогой наблюдаю за ростом числа последователей и с одной стороны это всегда радостно: у человека есть желание размножать самого себя, склонность к саморазмножению есть, но с другой стороны в этом есть конечно же оборотная медаль – опасность утратить какие-то личностные отношения, когда все это превращается в некую формальность. И зачем нам нужна еще одна формальность? У нас и так в жизни слишком много формальностей. Приобретать еще одну формальность в виде фотографии гуру на алтаре — ее и так можно поставить, проблем нет никаких. Можно всех гуру поставить.

Поэтому я здесь с вами, стараюсь оставаться личностью, это очень сложно в большой организации как ИСККОН. Любой социум, любая толпа пытается так или иначе обрубить лишние вещи выпирающие. И я уверен, что каждый из вас наверняка такие операции претерпевал в нашем замечательном обществе, когда все острые углы пытались обрезать. Иногда это бывает нужно. И мне хотелось здесь в качестве небольшого введения в наше с вами общения сказать, что мы все равно все остаемся личностями и это самое ценное, что у нас есть.
Наши отношения с Богом личностны и индивидуальны. Это вопрос нашего сердца, вопрос наших усилий, свободы нашей совести, нашего личного индивидуального устремления. Организация тоже нужна, особенно в Кали-югу, в Кали-югу без организации ничего невозможно сделать. Говорится, что в Кали-югу сила там, где организация, где много людей собирается. В Кали-югу все люди поодиночке слабые, но вместе они представляют силу. Как мы можем видеть здесь собралось десять тысяч людей или больше и все местные жители предадутся и станут местными преданными. Все преданные станут местными жителями, а все местные жители станут преданными. Потому что очень трудно устоять.

То есть, иначе говоря, организация нужна.ШрилаПрабхупада был очень мудрым в этом отношении, но в конце концов мы не должны забывать, что организация не сможет решить самые фундаментальные вопросы нашей жизни: рождение, смерть, старость и болезни организация сама по себе вас от них не избавит. Помочь сможет: с рождением, смертью, старостью и болезнями. Избавить не сможет. Это вопрос наших внутренних усилий, устремлений, искренности нашей практики, нашего стремления к Кришне. Поэтому мы должны помнить, что мы все равно остаемся личностями и что в отношениях с Богом, так же как в отношениях с духовных учителем ничто не может заменить необходимость личностного отношения.

Личностное отношение всегда значит служение. Если мы живем с каким-то человеком и хотим поддерживать личностные взаимоотношения, есть только один-единственный способ поддерживать эти личностные взаимоотношения – служить. Иначе мы просто не сможем находиться рядом и отношений не будет. Отношения значит служение и служение значит отношения. Разумеется служение означает также много других каких-то вещей, но прежде всего служение это суть отношений, это динамика отношений. Отношения развиваются в процессе служения, в результате служения и именно в служении человек может проявить себя как личность. Это тоже очень важный и очень существенный момент.
Каким образом мы проявляем свою личность? В служении, в том, что мы делаем что-то, что очень глубоко соответствует нашему сердцу, нашей природе, стараемся так или иначе сосредоточиться на этом служении.

И еще одну маленькую вещь мне хотелось сказать что значит служение. Служение означает полное присутствие, сосредоточенность, способность находиться здесь и сейчас. Вы все наверняка слышали эту фразу «Здесь и сейчас». Я даже недавно видел рекламный плакат. Это была реклама нового дома построенного и было написано: «Живи здесь и сейчас». Это сильно расхожая фраза, идущая из разных эзотерических сфер, которая имеет глубокую основу под собой. Наш ум к сожалению не склонен находиться здесь и сейчас. Ум либо постоянно пребывает в будущем, предвкушая что-то, строя какие-то планы, пытаясь наслаждаться будущим, либо отправляется в прошлое и сокрушается над тем, чего он лишился в прошлом, как было хорошо в прошлом и очень мало времени ум пребывает здесь и сейчас. Большую часть своей жизни люди проживают либо в будущем, либо в прошлом, то есть по сути дела не живут. И настоящее служение – это способность находиться здесь и сейчас в данном моменте.

Почему метод бхакти-йоги такой могущественный. И речь идет именно о личностном служении, потому что мы хотим что-то конкретное сделать для человека, удовлетворить его своей деятельностью, тем, что мы делаем. И есть очень жесткая корреляция между этим пониманием здесь и сейчас и самим процессом служения. Люди, которые служат по-настоящему, они развивают необычайные мистические способности. Я это знаю по Дина Чайтанье. Он развил массу мистических способностей. Я сам поражаюсь его мистическим способностям. Почему? Потому что служение подразумевает концентрацию определенную, способность находиться здесь и сейчас, не рассеивать свой ум и собственно именно в этом состоянии настоящие способности и сокровища нашего ума начинают проявляться. Когда ум постоянно раздерган, находится либо в прошлом, либо в будущем и постоянно скачет, то способности ума не проявляются, но если ум сосредоточился, и личностное служение подразумевает эту сосредоточенность, очень большую способность понять что хочет человек, что нужно ему, то тогда удивительные качества ума развиваются сразу же. Удивительным образом ум приобретает гораздо более глубокое качество.

Поэтому этот практически недостижимый идеал быть здесь и сейчас, который пропагандируют люди ньюэйджеские, йоги-какие-то, еще кто-то, очень легко и естественно достигается, когда человек настроен на служение и хочет своим служением удовлетворить кого-то, когда это служение носит личностный характер. Человек находится в состоянии здесь и сейчас, пребывает в состоянии глубочайшей медитации. Поэтому я хотел также вас призвать оставаться личностью и служить друг другу. Что касается духовного учителя, то безусловно у нас должно быть личностное отношение, построенное на служении, на желании служить, на желании служить лично, а не какой-то имперсональной идее или абстракции, но у нас есть огромное количество возможностей служить друг другу очень личностно, очень близко. И собственно в этом также очень существенную роль играет духовный учитель в нашей жизни: он побуждает нас вступить в отношения в служении друг с другом. Он дает этот импульс или этот толчок. Потому что мы все знаем что, чтобы удовлетворить духовного учителя, мы должны сотрудничать друг с другом, помогать друг другу вступать в глубокие отношения. И это самое лучшее служение для духовного учителя.

Духовный учитель очень рад, когда он видит как его ученики дружат друг с другом, помогают друг другу, сотрудничают друг с другом, как ученики развивают глубокие отношения друг с другом. Я сейчас увидел Судевиматаджи и сразу же вспомнил о БхактиТиртхе Махарадже. Его удивительная личность всплыла у меня в памяти благодарной. Это было одно из основных его посланий миру. Он очень удивительным образом на своем поразительном примере учил нас оставаться личностями, развивать личностные качества, вступать в высшей степени личностные отношения.

Я помню мне довелось присутствовать при том как он выступал на собраниях Джи-Би-Си, руководящего органа нашего общества и практически каждый раз в какой-то момент Махарадж взрывался. Все дошло уже до того, что я приезжая в Маяпур уже ждал когда это произойдет, потому что это было в высшей степени прекрасное зрелище. И всегда его взрыв или его очень страстная, очень живая речь были посвящены одной и той же теме – необходимости личностных отношений, необходимости служения друг другу и необходимости убрать какой-то имперсонализм из нашего общества, убрать те стенки, которые отделяют нас. Эти стенки, которые люди выстраивают между собой – это не что иное как наше ложное эго, ложное я. Всякий раз его речь была посвящена одной и той же теме.

Мы должны оставаться личностями и это значит мы должны служить друг другу. Мы должны ценить личности других людей, которые находятся рядом с нами какие бы они ни были, ценить их уникальность в их стремлении служить Кришне, помогать им в этом, служить им, заботиться о них и таким образом самим развиваться как личность, самим углублять свои отношения с Кришной. Наши отношения с Кришной очень сильно зависят от нашего настроя, от нашего желания служить другим, видеть в них личности. Тогда в конце концов мы увидим Верховную Личность Бога. Увидим Его и Он допустит нас, разрешит вступить в какие-то личностные отношения с Ним., служить Ему. И поэтому мы служим ШриматиРадхарани, которая есть олицетворение этой любви, заботы и духа служения.

Это в двух словах то, что я хотел вам сказать. О необходимости оставаться личностью, вступать в глубокие личностные отношения с духовным учителем, с духовными братьями и сестрами так, чтобы в конце концов мы смогли понять личностную уникальную привлекательность Кришны. Его красота, Его привлекательность, Его удивительные качества откроются нам, когда мы научимся служить друг другу и заботиться друг о друге. Спасибо большое!

Подготовила Хари Канта д.д.

Похожие записи