Даршан с учениками в Москве 15.12.2013


Причина разделения людей.

 

Харе Кришна. Я очень рад видеть всех и каждого из вас здесь, в этом гостеприимном доме, который готов вместить в себя всю семью. Автобус только не пустили. Я говорил об этом на последних лекци-ях по «Бхагавад-гите» много, и хотел чуть болееподробно остановиться на этой теме, на том,что часто разделяет преданных в нашем обществе, да и не только в нашем обществе. Мы можем видеть, как поначалу тонкая, впоследствии  принимающая  грубые  формы,вражда, проникает в наше общество. И люди с неприязнью, с недоверием начинают относиться друг к другу, подозревают друг друга. Если пытаться разбираться во всём этом, мы увидим, что часто под этим либо совсем нет никаких оснований, либо основания далеко не про-порциональные той вражде, которая возникла между людьми. Буквально вчера я разговаривал с одним человеком с просьбой помирить преданных. И он говорит: «А я вообще не понимаю, из-за чего они поссорились». Причин-то никаких нет особенно.

Но при этом каждый из них накручивает себя и в его глазах эти причины разрастаются до вселенских масштабов, каждый считает друг друга воплощением вселенского зла, демоном, который пришёл разрушить ИСККОН до основания. И всё, просто невозможно уже, теперь решить это мож-но только с помощью следующей войны между полубогами и демонами. Тогда один победит, другой будет поражён. И если попытаться вышелушить оттуда какое-то рациональное зерно, то окажется что это рациональное зерно, оно может и есть, но оно, ещё раз, оно не пропорционально маленькое по сравнению с тем, как все разрослось в нашем собственном сознании. И мы, конечно же, знаем ответ на вопрос, почему это возникает. В конечном счёте, в основе всех таких ссор лежит зависть, матсарья. Это некое незаметное семечко, которое дремлет в сердце каждого из нас и ждёт подходящего момента, чтобы прорасти. Мы ждём только повода для того, чтобы какая-то естественная зависть, тот самый первородный грех, который есть в сердце обусловленных живых существ, дал свои всходы, и, в конце концов, свои печальные плоды. Зависть разрушает этот мир, разрушает всё в этом мире. Зависть – то, что уничтожает нас изнутри. Мы должны очень хорошо понимать, что любовь к Богу останется для нас теорией до тех пор, пока зависть не уйдёт полностью из сердца.

Парамо нирматсаранам сатам. Нирматсарья,или отсутствие зависти это состояние чистого сердца, в котором может реально проявиться любовьк Богу. И мне хотелось обратить ваше внимание на то, в какие одежды эта зависть рядится оченьчасто в обществе преданных и также в обществе обычных людей. Потому что очень часто эта зависть в нашем сознании оправдывается наличием неких идеологических разногласий. Если мы совсем честно и откровенно заглянем в своё сердце, то мы поймём, что идеология тут ни при чём.Мы поймём, что вот ну просто я завидую и всё. Но редко кому удаётся глубоко заглянуть в своё сердце. И очень часто, сплошь и рядом, практически мы видим как вражда в обществе преданных ив обществе каких-то других религиозных людей, или между сообществами разных религиозных людей, принимает идеологический ход. Недавно было очень такой зримое доказательство этого, когда кто-то поместил в конферен-цию совета статью некого бхакты про то, что нужно петь «Рама», а не «Рамо».

Долгая-долгая, длинная статья про то, что все те, кто поют «Рамо», они пойдут в ад. С каким-то обоснованиемвсего этого, с каким-то вот таким подогреванием всего этого. И невольно мне вспомнилось эти самые тупоконечные и остроконечные люди из романа Джонатана Свифта про Гулливера, которые очень сильно ссорились друг с другом, просто потому, что один считал, что яйцо нужно разбиватьс острого конца, а другой уверен, что яйцо нужно разбивать с другого конца. Мы с вами знаем, что яйцо не нужно разбивать ни с того, ни с другого конца – вполне можем составить третью партию. Если спросить у обычных людей, католиков и православных, чем католичество отличается от православия, то я уверен, что большая часть людей не назовет ни одного существенного от-личия, но, тем не менее, православные полностью убеждены в том, что католики будут гореть ваду, а католики ни сколько не сомневаются в том же по отношению к православным. 

И очень скоро наше общество тоже разделится на тех, кто поёт «Рамо» и тех, кто поёт«Рама» и будет множество других причин для раскола, развода, разобщенности. И за этим за всем стоит безусловно зависть. Но каким образом зависть превращается в идеологические различия, это любопытный механизм, который мы должны хорошо ощущать в самом себе. Идеология у нас есть, у нас есть священные положения нашей веры, наше кредо. Наши ачарьи формулировали их. Бхактивинода Тхакур написал «Даша-мула-таттву», Шринатх Чакраварти написал “арадхйо бхагаван враджеша-танаяс тад-дхама вриндаванам…» («Чайтанья-манджуша»,комментарий на Шримад Бхагаватам), чтобы вкратце изложить положения нашей идеологии и нашей философии. Но очень важно, чтобы мы понимали и чтобы мы не путали между собой философию и идеологию в какой-то её формулировке с более существенными вещами. Философия оченьважна и мы должны быть очень чётко убеждены в своей философии, мы должны её защищать, нопри этом нельзя позволять, чтобы эта философия становилась между человеком и человеком. И великие ачарьи, такие как Шрила Прабхупада, когда приходят сюда, они приносят, безусловно, философию, существенные фундаментальные положения, которые составляют основу на-шего мировоззрения. Но вместе с этим они приносят сюда нечто гораздо более важное — они приносят настроение.

И Шрила Прабхупада учит нас не только тем, что он формулирует какие-то философские положения, но он учит нас также тем, как он общается с другими людьми, тем как он взаимодействует с другими людьми и тем, как он с одной стороны очень строго следуя какой-то философии, тем не менее не позволяет этой философией становиться между ним и другим человеком. Есть любопытный эпизод, который в своё время меня очень поразил. Потому что мы, будучи начинающими преданными, будем склонны предавать чрезмерное значение каким-то, скажем так, идеологическим мелочам. Подчас мелочам. Чем не правильна эта статья про «Рамо» или «Рама»? Безусловно, нужно петь «Рама», но если кто-то спел «Рамо», то ничего страшного нет,Кришна поймёт, кого мы имеем в виду. Вообще ничего страшного нет. Когда некая мелочь стано-вится принципом, это очень плохо. И более того, когда даже существенные вещи начинают или мешают нам видеть в другом человеке человека или душу, принадлежащую Кришне, это ещё хуже. В своё время в самом начале, когда я только переводил «Прабхупада-лиламриту», меня поразил один эпизод. Шрила Прабхупада, вместе с Киртананандой, с одним из первых своих учеников вернулся в Индию после проповеди в Америке первый раз, и он поселился в Дели в храме Радхи-Кришны на Чипивади, где он жил до своего отъезда.

И однажды туда пришёл некий джентльмен, и они провели какое-то достаточно долгое время со Шрилой Прабхупадой в беседе о чём-то. Когда он ушёл, Киртанананда, тогда ещё не Свами, спросил у Шрилы Прабхупады: «Это кто был?», имея в виду: «Что это за преданный такой, с кем Вы так много общались?». Шрила Прабхупада сказал: «Это был мой друг». Киртанананда был поставлен полностью в тупик, он не мог понять: как это так, что это значит, как это нужно понимать, что это за друг? И он переспросил: «Кто же это был? Расскажите мне, кто он был, кто он, он преданный, не преданный?». Шрила Прабхупада на него строго посмотрел и сказал: «Это был мой друг». Всё. И отрезал на этом. И он учил нас на этом примере, на многих других примерах о том, что да, у нас есть наша философия, наша идеология, которой мы следуем. При этом от того, что другой человек не следует какой-то философии и идеологии это ещё не значит, что мы обязательно должны смотреть на него не то, что с подозрением, а просто ставить между ним и собой непробиваемую стену, забывать отом, что он тоже душа, частица Бога. Шрила Прабхупада вместе с нашими ачарьями принёс не только философию. Они принесли нам удивительную философию, которая поможет нам выстроить правильно свою жизнь, поможетнам, в конце концов, достичь цели нашей жизни, поможет нам сформировать свою практику, даст нам силы – это очень важная вещь. Одновременно с этим они принесли настроение. Настроение, которое принёс Шрила Прабхупада, было, безусловно, настроение сострадания ко всем живым существам.

ВИДЕО ЛЕКЦИЮ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ 

http://saranagati.ru/darshans/72-darshnas/1332—-15—2013—.html

Похожие записи