Встреча с учениками на фестивале «Садху Санга» 2014


Дорогие преданные!
Представляем вашему вниманию даршан с учениками на фестивале «Садху Санга» 2014.
Скачать аудио вы можете пройдя по ссылке:
https://yadi.sk/d/43kNwNAxc9V4z

Харе Кришна!

Я скажу несколько слов, пожалуйста, готовьте свои вопросы. Я здесь, я в вашем распоряжении на ближайшие полтора часа.

Я расскажу вам о чем я думаю сейчас, над чем пытаюсь работать, что составляет предмет моих тревог, забот каких-то. И смысл этого рассказа будет в том, чтобы вы старались мне помочь каждый по-своему. На протяжении многих лет основным предметом моих размышлений является желание помочь людям реально меняться. Я наблюдаю запреданными, и я вижу удивительные случаи, когда человек действительно преображается внутренне. Но я также вижу гораздо больше других случаев, когда человек приходит в сознание Кришны, он практикует нашу практику, занимается бхакти-йогой, пытается служить, повторяет мантру, изучает книги Шрилы Прабхупады, но внутри есть некая жесткая система, которая не позволяет ему меняться.

Буквально несколько дней назад, когда я был в Магдалиновке, и преданные праздновали день рождение моего, Виджай Кришна прабху прочитал стихотворение как раз об этом. Суть этого стихотворения в двух словах, что я был такой-такой-такой-такой, лез по головам, еще что-то делал, лебизил, потом пришел в сознание Кришны, встретился с преданными, и вроде все поменялось. Прошло некоторое время, и я продолжаю делать то же самое, что делал до этого. И все как бы осталось, иначе говоря, есть некая резинка, ее растягиваешь растягиваешь, растягиваешь, а потом пух! Она возвращается обратно. Эта резинка называется ложное эго. Это очень жесткая структура со своими кодами. И до тех пор, пока мы не поменяем себя на уровне эго, на уровне понимания того, кто такой я, ничего не поменяется в нашей жизни.декорации будут меняться, общение наше будет до какой-то степени меняться, сленг будет меняться. Какие-то привычки, может быть, отчасти поменяются, но суть останется той же самой, просто она примет некую другую форму, мимикрирует подо все это. Вот, и эта перемена на уровне эго, на уровне «я», на уровне представления о том, кто такой я, и что для меня ценно по-настоящему – это не такой простой процесс, это достаточно сложный болезненный процесс. Но, в сущности, если это не произойдет, то ничего не произойдет.

Произойдет только некое внешнее приспособление к среде. Я уверен, вы понимаете о чем идет речь. Мы все видели это, видели на своем собственном примере, на примере других людей вокруг нас. Эта структура религидная очень жесткая, она собственно предмет нашей работы. Я говорил сегодня на лекции, что молитвы царицы Кунти – это приглашение тарана Кришны в нашу жизнь, чтобы Кришна пришел со Своим тяжелым орудием и поработал с нашим эго. Чтобы Он так или иначе расшатал какие-то основы нашего этого жесткого «я» этой жесткой структуры здесь, потому что самим нам очень трудно. Сами мы никогда не сможем этого делать – это только результат внутренней молитвы, и Кунти просит об этом. Поэтому она говорит: «Пусть со мной несчастья случаются…» все остальное она принимает, что нужно в конце концов. Она понимает в конце концов человек не сможет стать счастливым до тех пор пока эти коды какие-то неразрушенные. И что самое печальное, что я наблюдаю примерно то же самое происходит на уровне нашего общества в целом. Общество тоже приняло некую форму, сформировалось каким-то образом и эта форма очень жесткая. И очень сложно что-то поменять. Я смотря на все процессы, которые происходят со своей колокольни, с колокольни человека, на котором какая-то ответственность лежит за движение в России, вижу, что примерно то же самое происходит с обществом в целом. Есть некая очень жесткая структура со своим консерватизмом каким-то, своими хорошими вещами, их много у нас, или со своими не очень хорошими вещами, их, к сожалению, тоже достаточно. И они тоже, любое изменение пытаешься сделать и как бы оно чуть-чуть поддается, а потом бух! И все опять, то же самое, все опять в том же виде, как было до этого. И я думаю надэтим и я молюсь над этим. Это моя постоянная молитва – помочь людям меняться по-настоящему.

Шрила Прабхупада хотел, он не хотел этого, он хотел, чтобы изменение происходило на глубинном уровне. Он все время говорил: «Мои ученики святые». И главное, что у нас выхода-то другого нет, нам святыми надо стать. Не хочется никак вообще, ни в какую. Никаких вообще для этого нету оснований, но беда-то в том, что выхода-то другого нет. Шрила Прабхупада в принципе все для этого дал необходимое. Но надо, от нас требуется желание. Очень важно, чтобы у нас было желание, которое проявляется в молитве. Еще раз, это не вопрос какого-то насилия над собой, это вопрос понимания того, что мне нужно пройти этот процесс преображения, что гусеница или червяк, которого я собой сейчас представляю, должна превратиться в бабочку и полететь куда-то, в духовный мир, махая крыльями. И это вопрос молитвы, вопрос внутреннего труда какого-то, усилия над собой.

ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В УЧЕНИКАХ?

Меня часто спрашивают, что мне нравится больше всего, я могу вам точно совершенно сказать, когда я вижу хотя бы небольшие усилия человека, собственные усилия и одновременно с этим молитву его, обращенную к Кришне, чтобы изменения произошли, когда я вижу изменения, я очень радуюсь. Когда я вижу, что ничего не меняется год за годом, год за годом, год за годом, и человек уже приспособился, уже вобщим-то, его не отличить от окружающей среды, он уже полностью слился с тем, что его окружает, то это очень печально смотреть. Очень печальное зрелище. Это определение обусловленной души, которое Кришна дает в «Бхагавад-гите». В «Бхагавад-гите», когда Он объясняет свабхаву человека, Он объясняет именно этот принцип, что в общем-то свабхава – это способность человека приспосабливаться к среде. Кришна специально дал нам пример очень хороший этого хамелеона, который становится такого же цвета как среда, в которой он находится – это признак обусловленности. И суть сознания Кришны в том, чтобы стать свободным, чтобы стать абсолютно счастливым, чтобы стать независимым. И мне очень хочется, чтобы это произошло со всеми вами, я молюсь об этом постоянно.

Теперь несколько вещей, которые я попытался сделать в связи с этим. Не пугайтесь, пожалуйста.

Один из очень могущественных факторов преображения человека – это соприкосновение с Высшим разумом, Кришной через священные писания, через шастру. Это реальная связь. Нашеэго будет меняться, если у меня будет связь с Кришной. Потому что эго – это продукт связи. Сейчас мы сотней нитей связаны сэтим миром, и в результате всех этих множественных связей, капиллярных связей с этим миром, у нас сформировалось это ложное «я». Теперь, чтобы истинное я сформировалось– нам нужно постоянно укреплять свою связь. Йога – значит связь, бхакти-йога – значит связь с Кришной. И каждый день я должен смотреть, укрепил я эту связь или нет. Насколько моя связь укрепляется. Когда я повторяю мантру, речь идет об этом, о том чтобы я думал конкретно медитировал на то, что я связан с Кришной, я – Его, а Он – мой. Ну это уже потом, сначала я – Его. Слишком рано не нужно говорить: «Кришна мой» и т.д. Если я повторяю Гаятри-мантру – это все об этой связи. Если я делаю какое-то смиренное служение, я должен понимать, я делаю это для того, чтобы моя связь укрепилась. И наоборот, есть вещи, которые эту связь разрывают: когда я оскорбляю каких-то преданных, когда я свысока смотрю на других, когда я прославляю сам себя, когда я выслушиваю прославление в свой собственный адрес – все это ослабляет эту связь. Поэтому каждый день человек должен себя оценивать: «А что со мной произошло? Связь моя стала крепче или не стала?» И я уже сказал, что одна из этих вещей нашей связи – это священные писания, книги Шрилы Прабхупады, наша связь со ШрилойПрабхупадой. Когда я слушаю лекции Шрилы Прабхупады тоже у меня возникает какая-то связь, и эта связь очень многое мне даст. Вот.

 

О ПОДГОТОВКЕ К ПЕРВОМУ ПОСВЯЩЕНИЮ

Значит хотел вас обрадовать, я буду максимально позитивно настроен, принес вам радостную весть стать моим учеником будет еще сложнее (смех). Но на самом деле это действительно очень хорошее известие. Вы все знаете, что сначала мы ввели какие-то требования на пранама-мантру и очень многие преданные благодарны за это, потому что эти требования позволили им как-то упорядочить свое понимание, сделать его более систематическим. Яснее понять, что собственно от них требуется. Теперь мы введем требование на первую инициацию. Прежде чем получить первое посвящение, человек тоже должен будет прослушать какие-то лекции. Теперь обязательно это будет в введено со следующего года, ровно через год. В течение года если кто-то получит рекомендацию, ему не обязательно будет проходить эту систему, чтобы получить первое посвящение, но все те, кто уже получил, должны ее будут пройти постфактум. И на самом деле это хорошо.

21-02 недавно у меня был очередной вебинар или даршан, как его называют, и одна матаджи спросила : «А собственно можете порекомендовать, столько вообще лекций, я теряюсь вообще, что слушать? Скажите в какой последовательности слушать». В сущности это некая система, которая позволит нам последовательно как бы подниматься по ступенькам бхакти, слушать что-то, читать что-то, укладывать это у себя в голове. Потому что один из факторов, который очень негативно сказывается на нашем духовном развитии, это как раз хаотичность той информации, которая в нас поступает. Когда мы получаем какую-то информацию, которая реально не освоена нами, не применяется нами на практике, эта информация даже если она относится к бхакти,вместо того, чтобы помогать, начинает мешать нам. Шрила Прабхупада, одна из его основных тем, особенно в первой песне «Шримад-Бхагаватам» он постоянно говорит об этом, снова иснова возвращается. Это некая красная нить, которая проходит через все его комментарии, «Шримад-Бхагаватам» надо изучать постепенно. Не прыгайте к десятой песне, не пытайтесь сразу же войти в лилы Кришны, потому что вам там не поздоровится. Невозможно туда скакнуть. У Шрилы Прабхупады был любимый стишок, который он иногда повторял. Это стишок из какого-то такого пародийного перевода «Рамаяны» и он звучит на английском так: «Big-bigmonkey, big-big?????Lankajumpingmelancholy» что в приблизительном переводе на русский язык – значит, большая обезьяна с большим животом решила прыгнуть на Ланку, в результате оказалась в луже. Лежит в этой луже и грустит. Примерно это случается с человеком, который куда-то пытается прыгнуть, пусть даже искренне пытается, но у него еще нет должного адхикара???? . вот, и идея… Варшана прабху очень тщательно работает над этой системой, собственно примерно год назад, чуть меньше года назад мы стали говорить об этом, о том что необходимо какую-то систему выстроить. И он уже готов, чтобы ввести эту систему для первого посвящения. Там не только мои лекции, там лекции Шрилы Прабхупады, там какие-то книги Шрилы Прабхупады, там лекции других вайшнавов, которые мы считаем очень важными для духовного развития. И это несложная система, но очень важная. То есть нужно слушать какие-то лекции, нужно отмечать какие-то вещи, отвечать на какие-то вопросы. То есть она максимально userfriendly рассчитана на современных занятых высокотехнологичных людей со всевозможными средствами коммуникаций, хроническим отсутствием времени. Но, тем не менее, система эта есть, и я, еще раз, очень рад, что она есть. 24-52 смысл ее еще раз только в том, чтобы помочь. В том, чтобы сделать нас сильнее, в том, чтобы сделать каркас нашей веры сильным и очень прочным, способным выдерживать внешнее влияние. А давление внешней среды становится все более и более сильным. Очень турдно оставаться реально преданным в этих обстоятельствах. Поэтому вот, у нас появилась некое еще одно нововведение. Варшана прабху, когда он приедет, он может быть расскажет немного. То есть будет специальный диск, мы выпустим диск специальный. Будет даже тетрадь какая-то, но то есть там все разработал, во всем позаботился. И если вам что-то не нравится, все претензии к нему( смех). Но я уверен, что вам все понравится, вот.

 

О ПЕРЕПИСКЕ С УЧЕНИКАМИ

Вторая вещь может быть действительно не очень радостная, она скорее печальная для меня даже. Первую вещь я с очень большим энтузиазмом приветствую, и сам стою за всем этим. За второй вещью я тоже стою, но это некая вынужденная мера. И сейчас я объясню, о чем идет речь. Я в какой-то момент очень отчетливо понял, что я вас всех дурачу. Этот обман заключается в том, что я как бы говорю, что я отвечу на все ваши письма, а реально я не могу отвечать на ваши письма все. Я стараюсь, периодически у меня что-то такое нападает, я, охваченный необычайным энтузиазмом, отвечаю на пятьдесят писем, и потом не отвечаю еще дней пять, и за это время приходит сто пятьдесят писем. Количество неотвеченных писем растет, ощущение вины у меня растет. И я просто понял, что это не честно, что нужно честно признаться, что у меня есть определенные ограничения, и я хотя пытаюсь из себя изображать кого-то, это не всегда успешно получается. Поэтому я хотел рассказать вам, какая сейчас будет система.

В то же самое время мне в высшей степени не хочется сводить отношения учителя и ученика к какому-то механическому процессу, к какой-то формальности пустой. Именно поэтому,  в том числе, я стараюсь какими-то способами ограничить количество учеников, чтобы их не было слишком много, чтобы по-прежнему оставались живые отношения, вот. И система будет такая, слушайте внимательно. Мне хотелось вам все это рассказать, чтобы вы были готовы. Я по-прежнему буду отвечать на письма, которые требуют только моего ответа. Если это какая-то исповедь, если вам нужна конкретно моя помощь в тяжелой ситуации, я понимаю, что никто тут меня заменить не сможет, ив этих ситуациях, конечно же,вы можете полностью рассчитывать на меня. Но беда заключается сейчас в том, сто из-за огромного потока писем, я иногда не могу даже, или не успеваю или не вовремя отвечаю даже на такие письма, письма, которые реально требуют моего вмешательства, помощи. Вот, все остальные письма я попрошу нескольких старших учеников какие-то вопросы, которые возникают, я попрошу нескольких учеников, которые будут помогать специально, это люди, конкретно обличенные каким-то доверием с моей стороны. Они будут обращаться ко мне, если они не будут понимать, какответить на какой-то вопрос. И речьидет о, потому что много вопросов касающихся семейных отношений, я уж не знаю, почему их мне задают, ну видимо уже заодно. Вот, то есть, есть несколько человек, которые конкретно занимаются, в этом году был небольшой ретрит проведен по семейным отношениям очень успешный, Ядурадж прабху там был в качестве консультанта, ???, еще несколько человек. То есть если это вопросы, касающиеся семейных отношений, пожалуйста, пишите им, или даже если вы будете писать мне, все равно будут отвечать они. Просто потому что… и если это философские вопросы, я к сожалению сейчас не взял полный список, у есть уже намечено имена людей, которые согласились с тем, чтобы отвечать на конкретные вопросы. Я расклассифицировал там всю эту ситуацию. То есть, есть философские вопросы, их меньше всего, как правило, но тоже бывают изредка (смех). Но вполне есть уже ученики, которым я доверяю, которые хорошо знают шастры, книги Шрилы Прабхупады, хорошо могут отвечать. Есть вопросы, связанные с тем, что вера пошатнулась, начитались чего-то в интернете, еще что-то такое, какие-то нападки есть. На эти вопросы тоже могут отвечать другие люди. Есть вопросы связанные непосредственно с менеджментом, с каким-то управлением, еще с чем-то. С какими-то там проблемами в ятре, я тоже попрошу людей отвечать. То есть, иначе говоря, сейчас система будет такая. Ответы от меня будут приходить только тем людям, которые действительно в этом нуждаются. И я прошу вас не злоупотреблять этим обстоятельством. Все остальное будет делегировано другим людям, которые будут безусловно следовать какой-то этике, я специально буду сам их обучать тому, каким образом отвечать на эти вопросы. Но, в общем, это будут ответы от них, и это все делается, надеюсь вы понимаете для чего. Только для того, чтобы действительно люди получали свои ответы, и чтобы каким-то образом меня разгрузить. Если речь идет о каких-то отчетах, еще о чем-то, я буду все отчеты читать, я отчетливо осознаю, насколько это важно. Я очень рад, когда люди присылают мне отчеты, когда говорят о каком-то своем служении, я все это буду читать, но все это будет поступать ко мне через Варшану, Варшана будет собирать это, каким-то образом компоновать. И я буду безусловно принимать отчеты от кураторов, которые пишут о других учениках, об их состоянии, еще как-то эта система, мы постараемся максимально ее активизировать, чтобы мое участие было, но, чтобы мое участие в жизни других учеников также, ну скажем, чтобы другие мои старшие ученики помогали мне в этом деле. Вот. Ну, вот в двух словах суть всего этого, и мне хотелось вам об этом сказать.

Еще раз, вы поняли, да о чем речь? Не осуждаете меня? Потому что мне не хотелось, я знаю многих учителей, которые в принципе не отвечают ни на какие вопросы, пиши им не пиши, хоть кол на голове теши. И трудно упрекнуть, когда людей много, когда писем много, то невозможно справляться со всем этим, илиничего другого уже нельзя сделать. Но мы пытаемся создать какую-то максимально личностную не механическую систему помощи, которая, тем не менее, будет работать. Вот суть того, что мне хотелось сказать. Это два таких глобальных нововведения, которых мне хотелось вам объявить.(смех) жуткие аплодисменты (смех).

Да и еще один важный аспект, на протяжении этого года я пытался каким-то образом быть более доступным людям. У нас сейчас регулярные даршаны по интернету, я думаю, что мы сделаем их ещеболее регулярными. То есть мы как бы по областям, по географическому признаку с какой-то регулярностью проводим их. То есть возможность общения она остается, она будет. Я ни в коем случае не хочу ее прекращать. Каждый человек может задать мне вопросы в таком виде плюс к этому я также немножко поменял свое расписание. У меня была неудовлетворенность предыдущим форматом, хотяс одной стороны вроде бы хорошо, приезжаешь в храм, читаешь одну-две-три лекции и уезжаешь. Потом опять куда-то приезжаешь. Вот, но у меня накопилась какая-то неудовлетворенность, мне хочется более эффективно использовать свое время, и запоследний год я в основном стараюсь не просто приезжать и давать там одну-две лекции в каком-то месте, а собирать вместе людей, и пытаться погружать их в какую-то атмосферу, делать ретриты. В этом году мы начали с екатеринбургского ретрита, который вы наверное видели, или участвовали в Говардхана-лиле – это было начало. Потом с тех пор было еще несколько ретритов, у нас были парикрамы во Вриндаване, они тоже были примерно такого формата, когда я пытался по максимуму погуржаться. Мне это сложнее, это требует от меня гораздо больших сил, большей сосредоточенности на этом, удовлетворение у меня тоже больше. Потом у нас был ретрит в Анапе для учеников, был ретрит в Германии, потом ретрит на Алтае, ретрит в Грузии, ретрит в Магдалиновке. Наверняка я что-то забыл, а да, еще в Алма-ате, в Израиле. Ну, то есть я пытаюсь, еще раз, чтобы ну как-то по максимуму давать то, что у меня есть, то, что я могу дать. И мен как-то хочется отдать все, что есть, что можно. И я надеюсь, что на будущий год этот формат продолжится. Может быть, в немножко облегченном варианте, посмотрим.

В: Как научиться служить, дружить, любить бескорыстно? Харе Кришна.

О: Мне нравится ваш фундаментальный подход к духовной жизни, если уж задавать вопрос, то о самом главном (смех). Но научитесь хотя бы сначала служить дружить любить как-то, постепенно придет бескорыстие. Суть в том, чтобы чувствовать вкус от бескорыстия. У корысти есть свой вкус, у бескорыстия есть свой вкус. И вкус у корысти он есть, он нектар вначале – яд в конце, потому что любая корысть, она приводит к разрушению отношений, приводит к какому-то негативу. Хотя вначале может показаться, что ончто-то дает. Поэтому надо просто с одной стороны на уровне разума понимать, каким образом я должен действовать. Но этого мало, надо постепенно приводить в соответствие внутреннюю свою природу. Я говорил сегодня об этом, это некая раздвоенность. Раздвоенностьу нас появляется в результате того, что мы верим во что-то одно, а действуем по-другому. И оченьсложно привести в соответствие веру и свои реальные поступки, или свое реальное настроение. Но все можно, просто повторяйте Харе Кришна, дружите, любите, слушайте. Главное – слушайте, все происходит через слушание.

В: Как научиться не завидовать и быть благодарным Кришне?

О: Мне, еще раз, нравится ваш фундаментальный подход.

В: Видишь другие матушки инициации получают, замуж выходят, друзья есть, а ты служишь, служишь, служишь… (смех). А с собой все сложнее справиться, и милости будто нет, как увидеть милость Господа, получая страдания?

О: я буду говорить об этом в продолжении моих лекций к молитвам царицы Кунти. Как увидеть милость Господа, получая страдания, это как раз тот самый вопрос, который она разрешает. Но два слова я скажу по этому поводу. Есть одна простая вещь или одно простое правило, которое может кардинально улучшить все наши отношения, будь то отношения с Богом, будь то отношения с духовный учителем, будь то отношения с другими людьми, которые находятся рядом с нами, будь то отношения с нашим мужем, или с нашими детьми.Все отношения работают по одному и тому же принципу. Есть одна простая вещь, или одно простое правило, которому если мы будем следовать, отношения наши очень сильно улучшатся. Простое правило заключается, простое правило, которому не просто следовать. Что не нужно ничего ожидать. Наши проблемы не в том, что мы чего-то получаем в отношениях. Наша проблема в том, что кажется, что мы чего-то недополучаем. Все то, что нам нужно получить в отношениях с Кришной мы получаем, Кришна не дурак. Кришна знает, что нам нужно, Кришна знает, что нам дать. Проблема наша в том, что мы всегда ожидаем чего-то другого, ожидаем большего. И точно также с другими людьми, мы все время чего-то ожидаем, вместо того, чтобы делать что-то, даватьчто-тов этих отношениях, мы ожидаем. И когда мы ожидаем, ожидание как правило что делают? Не сбываются, правильно? Когда ожидания не сбываются мы расстраиваемся. А если мы не будем ожидать, то и расстраиваться не надо будет. Логично? Одной причиной для расстройств меньше. На самом деле это очень глубокое правило, потому что ожидание – это наша корысть. Как проявляется наша корысть? Спрашивали, в чем бескорыстие? Бескорыстие в том, что мы ничего не ожидаем, и надо сознательно себя настраивать на это. Я делаю что-то, я ничего не ожидаю. Даст мне человек что-то… ведь беда в том, что у нас всегда есть семена ожидания. Даже если нам кажется, что мы ничего не ожидаем, мы все равно чего-то ожидаем. Пример, который мне очень понравился такой, что человек идет, теряет кошелек. И мы подбегаем, будучи благородным человеком, догоняем его, бьем его по плечу, протягиваем ему кошелек. Он берет, кладет его в карман и не говоря нам ни слова идет. Что мы чувствуем при этом? Возмущение, правильно? Негодяй, грубиян вообще, что такое? Когда мы бежали и хотели ему отдать кошелек, мы же не думали, что мы от него что-то ожидаем, правильно? Но на самом деле мы ожидали. И когда он эти ожидания не исполнил, мы обиделись. А что обижаться-то, ну отдали кошелек, свое дело сделали, какие проблемы? А проблемы только в этом, проблемы в том, что у нас есть некие ожидания, как люди будут вести себя по отношению к нам, что они нам должны. И эти ожидания, эти семена ожиданий, особенно когда они начинают расти, они разрушают все. Они разрушают отношения в семье, они разрушают отношения с детьми, они разрушают отношения с Богом. И этот вопрос о том собственно как научиться, да вы не ожидайте ничего от Бога и все будет хорошо. Не требуйте от Него ничего, Он знает, что нам нужно дать. И это принцип такой: я здесь, я действую, я не ожидаю. Я получаю что-то – хорошо, не получил ничего – тоже хорошо, значит не нужно, значит мне этого не нужно. Простая вещь.

Я уже говорил как-то, что на заре своей юности я вслед за господином Кови учил, что надо ожидания прояснять. А сейчас яболее кардинально поменял свои взгляды, потому что понял, что проясняй не проясняй, а если есть ожидания, никогда ничего хорошего не будет. Конечно, лучше прояснить ожидания, чем оставаться с не проясненными ожиданиями, но еще лучше не ожидать, тогда прояснять нечего будет, тогда совсем легко будет. Ну, то есть, это идеал, понятно, что он не всегда реализуем, но по крайней мере старайтесь поменьше ожидать. Чем меньше… и просто отметьте это, чем меньше ожидаете, тем счастливей. Хорошо? Договорились?

Энтузиазм не очень слышится, но я думаю, что по мере того, как вы будете реализовывать эту глубокую истину, энтузиазм будет возрастать.

В: Что значит читать книги под руководством старшего преданного, книги на тему Кришна-таттвы, Кришшна-лилы.

О: Хороший вопрос. Шрила Прабхупада часто об этом говорит, что нам нужно читать ни самому по себе, потому что сами мы мало чего поймем. По-хорошему, я надеюсь когда-нибудь этот процесс у нас будет налажен, по-хорошему, мы же сами знаем, что мы можем читать одну и ту же книгу, и возвращаясь к этой книге через год, через два, через три или через десять лет, мы вдруг обнаруживаем в этой книге то, что мы до этого не видели, правильно? Бывало такое? Вдруг открывается! Думаешь: «Господи, все же так понятно!» Вроде те же самые слова, та же самая типографская краска, все то же самое, тот же самый порядок, ничего не поменялось. Мы поменялись. Читать под руководством – значит читать под руководством человека, который больше видит в том же самом тексте. И что он может сделать, если мы прочитали какую-то часть, он может задать нам вопросы какие-то, потому что мы прочитали. Он может поинтересоваться, увидели мы это или нет, и каким-то образом так или иначе, заострить наше внимание на чем-то, на чем мы сами не заострили внимание. И мы поймем что-то в большей степени, потому что мы как бы будем читать не своими глазами, а его глазами, через призму его опыта. Он объясняет, поэтому, когда мы слышим, вроде бы те же самые лилы, которые мы много раз слышали, но слышим от человека, у которого есть опыт, они по-другому звучат. Звучат по-другому, да? Чувствовали это, что какие-то вещи открываются, которых я сам не видел в этом. Вот это очень важная вещь – принимать руководство, понимать, что мой опыт ограниченный. Получать помощь от других людей в этом.

В: Что посоветуете для воспевания большого количества кругов?

О: Читать побольше и побыстрее (смех). Мы недавно разговаривали с Бхакти Анантой Кришной Госвами об этом, и он рассказывал про одного преданного, который повторяет каждый день больше ста кругов. И он очень быстро повторяет. Мы говорили об этом, в основном там, и при этом он говорит, он слышит все. И есть по-прежнему много преданных во Врадже, которые повторяют по два лакха, по три лакха.Есть даже преданные, которые по пять лакхов в деньповторяют. Пять лакхов – это шестьдесят четыре на пять – триста с лишним кругов. Ну скажем триста. Очевидно совершенно, что они не могут повторять триста кругов, повторяя круг за десять минут или даже за шесть минут. Есть определенный ритм внутренний, и этот ритм важен для того, чтобы войти в какой-то поток, ощутить присутствие Кришны в мантре. Этот ритм в сущности возникает, когда есть концентрация. Очень часто люди медленно читают, потому что рассеивается внимание, какие-то дырки появляются, ум рассеянный. Это определенная техника, но те только техника – это еще и определенное настроение, состояние. Поэтому старайтесь…естественно это не должно быть самоцелью, но это одна из вещей. И поймите также на сколько это важно. Еще один совет могу дать – это абсолютно рабочий совет: ведите тетрадь, ведите какую-то таблицу. Человек таким образом устроен, что если он начинает считать что-то, то то, что он считает, начинает вырастать. Если вы будете записывать, сегодня прочитал 16 кругов, завтра прочитал 17 кругов, послезавтра прочитал 18 кругов. В среднем уже 17 кругов в день, думаешь, ну надо уже не меньше 17 читать. Постарайтесь записывать это все и потом по прошествии месяца с гордостью озирать сделанное. В связи с этим есть замечательный стих, который Рупа Госвами приводит в «Падйавале». Как он?

Вичарйанивичинтйаниунахпунах

Крипанасйа данам йатха

Там данамиавантунах

Этот стих говорит, подобно тому, как скупой человек, он с деньгами три вещи делает. Какие три вещи скупой человек с деньгами делает? Пересчитывает первое, он их скапливает, он их пересчитывает, и он их… вичайани – значит накапливает, вичарйани – значит пересчитывает, и вичинтйани – значит постоянно о них думает, правильно? Три вещи человек, который любит деньги, он их будет накапливать, он их будет считать и он будет о них думать. И вайшнав молится Кришне: «Подобно тому, как скупец это делает с деньгами, помоги мне делать то же самое с Твоими именами». Твамнамамибхаванту нах, сделай так, чтобы я также постоянно накапливал Твои имена, пересчитывал Твои имена, и думал о Твоих именах.

И вот эта вот табличка – это табличка скупца. У меня больше святых имен появилось. В этом месяце я прочитал… целый мешок святых имен у меня в этом месяце есть. Поможет, гарантирую вам. Потому что мы все скупцы по природе своей. Нам легко понять, что здесь имеется ввиду.

В: дарить духовному учителю подарки – это задабривать его привязанностью?

О: да не волнуйтесь вы так сильно (смех).

В: старшие преданные просят проанализировать свой прогресс за прошедший год. Вы говорили, что если только нам будет казаться, что наше сознание Кришны восстанавливается и отношения со святым именем и Кришной налаживаются, то значит этого точно нет.( Я такое говорил?) А если я считаю себя не достаточно квалифицированным для прямого служения Кришне, то тогда есть какой-то прогресс, но в этом есть что-то лукавое. Повод для принижения себя в надежде возвыситься. Что же отвечать на такие вопросы, когда отвечаю, что проходит страх, появляется радость и удовлетворение от служения – говорят это не все.

О: я не думаю, что совет, который я дал, именно так звучит. По крайней мере я с этим утверждением не согласен, что если нам будет казаться, то только нам будет казаться, что наше сознание Кришны восстанавливается, отношения со святым именем Кришны налаживаются, то это значит, что этого точно нет. Если нам это только кажется, то этого точно нет, это факт. Но если у нас есть какие-то объективные критерии для этого. А суть-то в том, что сознание Кришны это научный процесс, это не просто какая-то эфимерная вещь, или еще что-то такое. Иногда действительно люди воображают, Кришна к ним приходит, Кришна по телефону говорит. Зря смеетесь, мне сегодня только письмо пришло. Матаджи рассказывает, как Кришна по телефону говорил там. Не буду рассказывать историю, так уж и быть (смех). Я не исключаю, что Кришна может пользоваться услугами мобильной связи, вполне возможно (смех). Но суть то в том, что есть объективные критерии, и то, о чем вы пишите – это вполне объективные критерии. Если пропадает страх, приходит радость от служения, то это объективный критерий, это очень хороший критерий. Если мы чувствуем, что моя связь укрепилась, если мы чувствуем, что действительно радостнее служить, если мы чувствуем, что святое имя легче повторяется – это объективный критерий. Елсимне только кажется, то это мне кажется, но если у меня есть какие-то реальные критерии, то нет абсолютно ничего дурного в том, чтобы себе в этом признаться. Шрила Рупа Госвами совершенно неслучайно приводит ступеньку или лестницу бхакти, где он приводит ступени, и в «МадхурьяКадамбини» ВишванатхЧакраварти Тхакур подробнейшим образом описывает какие признаки каждой ступени. Бхактивинода Тхакур в «Бхаджана-Рахасье» объясняет признаки каждой ступени, эмоциональное состояние, которое человек на каждой ступени работает. Это все для нас, для того, чтобы понимать, на какой ступени мы находимся. Абсолютно ничего в этом дурного нет. Мы должны измерять прочность своей шраддхи или веры. По какому признаку она измеряется? По тому, насколько я понимаю логически шастру, по тому насколько у меня есть уважение к носителям бхакти. И мы можем также видеть, как эти вещи разрушаются. Это тоже объективная вещь. Я совершил какие-то оскорбления, люди знают, многие люди знают, сказал какую-то глупость про другого человека, что-то дал волю своей зависти, еще чему-то – все, сразу же мантра плохо читается. Было такое? Сразу же связь нарушилась, Кришна не доволен, вкуса нет. Вкус ушел.

Мне рассказывают люди, одна матаджи говорила: «Я летала, я получила такой опыт, я была связана, я чувствовала эту связь. Мне хотелось больше и больше повторять. Мне не хотелось останавливаться. Я заканчивала 16 кругов, я не могла остановиться. Я повторяла 20, я повторяла 25, я не могла остановиться. Потом силой останавливала себя. Потом я сделала какую-то глупость, послушала какие-то оскорбления, почитала что-то, все как рукой сняло. Опятьнормальная (смех).

То есть, еще раз, это совершенно научный процесс и нужно пользоваться этим научным процессом. Суть не в том, чтобы претворяться кем-то, не нужно никем претворяться. На высоком уровне сознания Кришны человек он действительно начинает там плакать, у меня нет сознания Кришны, дайте мне сознание Кришны. Если мы пытаемся это делать, подражать этому всему, ну это жалкое зрелище. Не надо претворяться никем. Будьте тем, кто вы есть, все остальное Кришна сделает.

ОК. сейчас посмотрим, чем дело кончится.

В: я хожу на психологические тренинги. (Начало многообещающее) темы разные: Кто я? Взаимоотношения с родителями. Живи и богатей и т.д. но суть в одном, где есть проблемы – там и прорывает. Работа очень тяжелая, но результаты все-таки есть. Скашивается гордыня, ложное эго пищит от возмущения. Общаясь спреданными я вижу в них те проблемы, над которыми работала, и молчу, так как не хочу умничать. Но проблемы у других дергают меня, так как я хочу помочь преданным, но вижу, что преданные не готовы работать над собой. От этого болит голова. Имея определенные навыки я не могу ими поделиться. Чем больше стараюсь работать над собой, тем больше тяжести внутри. Что делать? На счет неотвеченных писем вопрос про жемчуг если можно.

О: Я помню на счет жемчуга. Спасибо большое, что напомнили мне про него. Я задал этот вопрос некоторым вайшнавам, которых… вопрос мне задавали в Ростове, когда была инициация Кешава Махараджа. Вопрос заключался в том, почему Кришна носит ожерелье из жемчуга, когда жемчуг – это продукт насилия. Жемчуг не возможно получить не убив моллюска, в котором он находится. Я не знаю ответ на этот вопрос, я задал этот вопрос нескольким вайшнавам, пока ответ не получил, но я помню про ваш вопрос.

Что касается первой части вопроса про психологические тренинги, то тут все очень просто, если вы работаете, если вам это помогает – очень хорошо. Что касается того, чтобы дать это все другим, то, пожалуйста, не привязывайтеськ своей роли благодетельницы других. Это место уже занято. Друг всех живых существ – Кришна.мы можем помочь Ему в этом, но при этом нужно очень хорошо понимать свою ограниченность. Я кому-то могу помочь, кому-то не могу помочь. Если я могу кому-то помочь, я должен кому-то помочь. Если я не могу кому-то помочь, ничего страшного в этом нет, это не моя проблема. Это на самом деле проявление ложного «я», ложного эго. Ложное эго может проявляться трояко. И Кришна говорит об этом в стихе:1-02-05

Бхоктарамягьявитапасам сарва локаммахешварамсухридам сарва бхутанамгьятва мам шактирихичьяте.

Он говорит: «Я – наслаждающийся. Я – повелитель, владыка всех планет, и Я – благодетель, благожелатель всех живых существ». Сухридам сарва бхутанам. Когда наше ложное эго в гуне невежества, то я считаю себя наслаждающимся. Не смотря на то, что Кришна все время мне доказывает, что это не так. Если у меня эго в гуне страсти, то я считаю себя повелителем, контролером, властителем, сарва локамахешварам. И если не сарва лока, то по крайней мере мама локамахешварам. Какая-нибудь моя там лока, на которой я махешвара. И если у меня эго в гуне благости, я начинаю себя считать благодетелем всех живых существ. И то и другое и третье – это ложное «я», и чем меньше в нашей жизни будет чего-то ложного, тем лучше. Все же очень просто – можем кому-то помочь – хорошо, не можем никому помочь, ну ладно, хорошо. Кому-то можем, кому-то не можем – замечательно. Какие проблемы? Не расстраивайтесь, не берите на себя больше, чем вы можете.

В: могу ли я просить у вас пранаму, если готовлю мясо в семье?

О: можете. Это не препятствие для того, чтобы получить пранаму. Если вы вынуждены готовить мясо в семье – это ситуация, которую можно вполне понять, ничего особо страшного в этом нет. Есть способы, благодаря которым постепенно от этого избавиться, это безусловно внутренние молитвы, еще что-то такое. Все это пройдет, так что это не проблема. Постарайтесь исполнить все остальные требования. Это существенная вещь, но тем не менее не препятствие, не принципиальное препятствие.

В: как ценить все, что имею? Как сохранять этот трепет в душе? Как избежать постоянной обусловленности, которая появляется через время?

О: это ум. Ум наш он покрывается. Это невежество, невежество покрывает наш ум, мы перестаем ценить то, что у нас есть. Понимание открывается. Но единственный способ – это общаться, общение с преданными очень могущественная вещь, которая может избавить наше сознание от этой рутины, если это общение правильное. Общайтесь с преданными, будьте искренними, гухйамахйатипричхати, как советует Рупа Госвами. Раскрывайте свое сердце, слушайте с раскрытым сердцем. Я не сказал сегодня об этом, я скажу сейчас. Я хотел об этом сказать во время лекции, но немножко забыл. Для того, чтобы человек мог по-настоящему молиться, должно быть два условия выполнено. Два непростых условия, которые собственно есть проявление смирения нашего. И это вравной степени относится к ответу на этот вопрос. Первое, что нужно научиться – это слушать. И под слушанием я понимаю не какой-то механический процесс слушания лекций во время готовки на кухне. Слушать – значит слушать Кришну. Кришна говорит с нами, Кришна находится в нашем сердце. Кришна говорит с нами через других людей, Кришна обращается к нам постоянно. Если у нас будет способность слушать – мы услышим Его. Слушать – значит вслушиваться. Слушание – это активный процесс. Когда я пытаюсь действительно понять, что мне хочет сказать Кришна, каким образом Он обращается ко мне, вслушиваться в Его слова, в то, что Он говорит мне. Это одна вещь – мы должны научиться слушать. Это состояние трепета, что такое состояние трепета, о котором вы пишете? Это в сущности жизнь. Когда сознание покрывается этой толстой оболочкой невежества, то мы теряем жизнь. Когда человек просыпается, сбрасывает с себя сон, отрясаетс себя невежество, он чувствует эту жизнь. Чтобы эта жизнь продолжалась, два условия должны быть в качестве регулярной практики, садхане. Первое – слушать, слушать внимательно, слушать то, что говорит Кришна.смотреть, всматриваться, вслушиваться, вслушиваться в тишину, вслушиваться. Я слушаю. Изменения в нашем сердце начинаются с этого, со слушания, смиренного слушания. И вторая – это очень горячее стремление делать то, что мы услышали. Кришна говорит нам черездругих преданных, через события нашей жизни, через какие-то несчастья, которые с нами случаются. Если мы будем слушать и потом делать то, что Он нам говорит, то тогда это состояние жизни будет оставаться. Но спасибо вам за этот вопрос. Это хороший вопрос. Хорошо, что вы заметили это в себе, что иногда мы живем, а иногда мы опять погружаемся в полусонное состояние.

В: уважаемый Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, вы говорили о целостности, которая появляется при единственной привязанности к Кришне. С другой стороны говорили об отношениях к другим, в котором нужно учиться понимать, и это процесс требующий постоянных усилий. Я это поняла, как налаживать отношения с близкими, к которым у нас привязанность. Если далеко не идеальные отношения с теми, к которым у нас привязанность, нужно ли время и силы тратить на выполнение своего долга или в основном развивать привязанность к Кришне?

О: мы должны развивать привязанность к Кришне и через привязанность к Кришне пытаться налаживать отношения с другими. Не отдельно от Кришны, не помимо Кришны, а через Кришну. Когда мы повторяем мантру – это наши отношения с Кришной. И это повторение мантры должно быть также какой-то внутренней работой, которая поможет нам потом правильно относиться к другим. Если у меня есть связь с Кришной и у меня есть этот фундамент, на этом фундаменте я потом смогу правильно относиться к другим. Если у меня этого фундамента нет, я пытаюсь наладить, заткнуть какие-то дырки, то это будет получаться как у артиста в цирке, который… Знаете, был какой-то дурацкий у клоуна был такой фокус, такая реприза, когда трость у него выпадала, он трость поднимал, шляпа у него падала, шляпу подбирал, еще что-то падало. Вот такая же и наша жизнь будет. Самое главное – это стараться сделать отношения с Кришной правильными и на основе этого, на фоне этого попытаться наладить все остальное.

В: расскажите, пожалуйста, о цикле лекций по Гуру-таттве, прочитанных в феврале этого НимайСундара прабху, как обязательные к прослушиванию для всех учеников и кандидатов в ученики. Будут ли они иметь продолжение или это была некая проба пера?

О: я не думаю, что это были обязательные лекции. Мы по прежнему работаем над этим курсом каким-то, там нет чего-то такого еще окончательного, обязательного. Этот процесс, он в разработке находится.

В: говорят, что должен быть энтузиазм, но энтузиазм подразумевает инициативу. Как совместить инициативу с послушанием, чтобы она не была наказуема?

О: а как по-вашему, дорогой друг, у Ханумана была инициатива? Хануман был послушным? Ну как же не очень, интересно? Надо у Рамачандры спросить. Послушание и инициатива не противоречат друг другу совсем. В «Рамаяне» говорится о трех категориях слуг. Слуги низшей категории, слушают то, что им говорят и не делают этого. Напоминает это кого-то? Слуги второй категории они слушают то,что им говорят и стараются максимально все сделать, как им сказали. Слуги высшей категории получают то, что им сказали и делают гораздо больше, чем им сказали. Но именно творчески развивают то, что им сказали в том же самом настроении. ХанумануРамачандра поручил найти Ситу, он нашел Ситу и заодно сжег Ланку, между прочим. И Рамачандра был очень доволен его послушанием. В связи с этим Он сказал эти слова. Так что инициатива может быть. Шрила Прабхупада он тоже говорил,, что мой Гуру Махарадж велел мне проповедовать на Западе, а я еще и в Индии стал проповедовать, хотя мне в Индии никто не велел проповедовать (смех). Но это было его творческое развитие. Это было послушание.

В: как оценивается душа? Душа действующая или нет?

О: у души есть одна функция – желать. И так как душа индивидуальна у нее есть три аспекта: бхоктритва, картритва и гьятритва. Бхоктритва – значит я наслаждаюсь, гьятритва – значит я знаю, я сознаю, я сознаю свое существование. И картритва – я действую. Эти три вещи – признак индивидуальности. Эти три вещи есть у Бога и эти три вещи есть у индивидуальной души. Индивидуальнаядуша сознает свое существование, индивидуальная душа действует, безусловно, пусть даже ее действие проявляется в желании – это тоже действие. Индивидуальная душа испытывает наслаждение, получает какой-то опыт. Проблем нет. Все понятно?

В: можно ли полюбить Господа умом? В чем тогда отличие любви от любви настоящей, любви сердцем?

О: нет, дело не в уме. Как ответить на этот вопрос. Умом не возможно полюбить, потому что все то, что совершается в уме имеет начало и имеет конец. Если мы полюбили Господа умом сегодня, то завтра мы что сделаем с Господом? Разлюбим Его тем же самым умом. Потому что такова природа ума. Какова функция ума основная? Санкальпа и викальпа. Принимать и отвергать. Сегодня полюбил, а завтра разлюбил. Какие проблемы? Если что-то у нас на уровне ума, то это не прочно, если какие-то эмоции на уровне ума – это непрочная вещь, нечто неизобильное, нечто не имеющее большой ценности. Ум может нам не мешать любить Господа, за что ему большое спасибо. Но любить не умом, именно в этом отличие такой любви от настоящей. В чем тогда отличие любви от любви настоящей, любви сердца? Еще раз, различие очень простое. Любовь сердца – это постоянная вещь. Если это любовь моего сознания, моей души, она не будет меняться чтобы не случилось, что бы не произошло. Арджуна был в шоке, когда Абхиманью был убит. Он был его любимым сыном. Это не помешало ему служить Кришне и сражаться на поле битвы. Это любовь. Любви ничто не может помешать, тогда как если что-то в уме, то все что угодно может ей помешать.

В: что делать с завистью к преданным? Чувствую удовлетворение и радость когда у преданных появляются проблемы, как материальные так и духовные. Думаешь при этом, что ты лучше, стараешься внешне себя контролировать, но зависть никуда не уходит. Как избавиться от нее?

О: зависть уходит последней. В длинном списке наших врагов это самая устойчивая вещь. Поэтому надо просто научиться различать ее. Это уже большое достижение, что вы видите ее. Ни в коем случае не давать ей хода,не давать ей возможности расцвести, потому что самое плохое будет, если мы дадим зависти волю. Зависть заставляет нас оскорблять других преданных, особенно когда при наспрославляют других, кому мы завидуем. Ух как нам хочется взорваться и закричать: «Это не правда! Не так! Вы не видите истины!» Надо просто видеть ее, просить Кришну, чтобы Он нас от нее избавил. И как это бывает, когда Кришна забирает, Кришна – Хари, правильно? Мы почему начинаем все со слова Харе? Мы говорим: «Кришна, Ты забери все это, пожалуйста, сил моих нет! Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / ХареРама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!» И Он в какой-то момент заберет, Он не торопится это делать, потому что Ему это не надо. Ему ваша зависть сто лет в обед не нужна. Но если вы сильно будете просить, Он ее заберет. Так что надейтесь, главное будьте искренни в том смысле, что не держитесь за нее. Потому что беда в том, что нам нравится наша зависть, и поэтому мы не торопимся от нее избавиться по-настоящему.

В: зачем соблюдать пост в день ухода или явления? Почему дань уважения выражается в отказе от пищи? Какой в этом глубокий смысл?

О: сказать правду? Реально почему люди постятся, потому что им некогда, он заняты. Почему люди постятся в день экадаши, потому что им надо много для Кришны сделать, столько приготовить, столько успеть, им не до еды. Что касается ачарьев, то это не такая обязательная вещь, хотел вас обрадовать. Что-то хорошее должен был духовный учитель сказать для своих учеников. Я сам это вчера услышал от Бану Махараджа. Бану Махарадж вчера, когда мы обсуждали, нужно поститься на день явления БхактивинодыТхакура или не нужно сказал, что Шрила Прабхупада сказал, что только на день явления Бхакти Сиддханты Сарасвати, и вообще принцип не в том, что нужно не есть, а принцип в том, что нужно в 12 часов пир устроить. И чтобы пир переварился как следует, то естественно завтракать не надо (смех). Так что чувствуете какая у нас религия с вами (смех). Глубинная суть именно в этом, в том, чтобы пир хорошо переварился. Она к сожалению забыта была с течением времени. Но когда речь идет о днях явления таких аватар как Господь Чайтанья или Господь Кришна, суть поста в этом, что мы слишком заняты служением, нам хочется побольше сделать в этот день. Как это же понятно, если представьте себе, что вы мать и у вас родился ваш сын, и вы празднуете день рождения любимого сына там, или дочери, или еще кого-то, вы будете заняты, вы будете готовить, печь, устраивать, и вам не до этого будет, правильно, логично?В этом смысл. И когда человек занят, он не помнит о голоде. Ему не сложно поститься.

В: Дорогой Гуру Махарадж, может ли ученик оценить адекватно изменения или неизменения в своем сердце.

О: Естественно не может, но до какой-то степени может. Нам сложно объективно посмотреть, хотя у нас есть эта способность оценивать, но для этого нам нужен наставник, он нам поможет. Но это не значит что не нужно пытаться. До какой-то степени можно оценить.

У нас еще несколько вопросов, и я хотел сказать еще очень важную вещь по поводу Госвами Букс. Я должен оставить время на это. Я тогда быстро пойду.

В: вы говорили, что хотели видеть наше общество другим. Каким вы его хотели видеть?

О: Ух! Это я потом скажу, по секрету. Я его хотел видеть очень динамичным, очень современным, очень… чтобы люди действительно были святыми по-настоящему, чтобы у нас не было никакой сектантской низости. Чтобы у нас был внутренняя свобода, чтобы мы могли проповедовать любым людям на любом уровне. Чтобы не стыдно было пригласить ни кого сюда. Сейчас у нас очень много каких-то вещей, которые к сожалению не позволяют это сделать.

В: как-то вы сказали, что милость и желание служить – это в сущности одно и тоже. Очень хочется милости, и вроде есть желание служить, но почему-то в сердце в глубине становится все грустнее и тоскливее. Кришна не приходит. Так будет всегда? С годами все сильнее чувствуется вакуум в сердце, святое имя не раскрывает себя.

О: старайтесь повторять святое имя больше, старайтесь как можно больше повторять святое имя. Святое имя обязательно раскроет себя. Беда в том, что мы слишком злоупотребляем минимумом. Шрила Прабхупада сказал минимум 16 кругов. К сожалению этот минимум становится для нас максимумом. Мы боимся перейти за рамки этого минимума. Это особенно в Курджинова у вас есть возможность для этого.

В: когда преданное служение становится решением всех трудностей?

О: когда оно становится преданным служением, тогда оно станет решением всех наших проблем. Если это служение по-настоящему, оно устраняет все трудности. Бхактивинода Тхакур говорит, что служение Тебе я воспринимаю, все трудности, с которыми я сталкиваюсь в служении Тебе, как нектар, как амриту, потому что они устраняют мои… убивают моих врагов, устраняют проблему во мне.

В: «Шримад-Бхагаватам» говорит, что тот, кто способен понять истину рождения и деяния Господа, достигает освобождения. Что значит понять эту истину?

О: об этом я буду говорить, я надеюсь, на четвертой лекции, посвященной молитвам царицы Кунти, я буду там рассказывать. Если вдруг я не договорю что-то, послушайте эти лекции, которые я дал в Магдалиновке. Я там рассказывал, что значит джанма карма чамедивьям ивам йоветитатватах, что значит понять по-настоящему природу явления и деяний Кришны. Это большая тема, я не буду сейчас ее затрагивать.

В: я как алкоголик, который ищет спиртное, так теперь ищу служения. И если я этого не делаю, мне очень больно, даже на физическом уровне. Пожалуйста, не читайте вслух (смех).

О: надо было в начале написать. Все у вас хорошо, не волнуйтесь, все хорошо. Мы должны быть к чему-то привязаны и самое лучшее если мы будем привязаны к этому.

В: как вы относитесь к тому, что духовным учителем я выбрала вас. А у моего наставника другой духовный учитель?

О: а это не проблема абсолютно. У наставника может быть другой духовный учитель. Главное, чтобы он так или иначе соотносил свои наставлениявам с моими наставлениями вам, чтобы не было противоречия.

В: знаю, что для вас важно сотрудничество между учениками. Очень хочется дружить с вашими учениками, но получается с трудом. Особенно больно ложному эго.

О: ложному эго всегда больно. Ложное эго – это одна сплошная открытая рана. Ложное эго – это самая чувствительная часть в нас. Ложное эго – это представьте себе если с нас сейчас содрать кожу. Любое прикосновение будет болезненным, точно так же любое прикосновение к нашему ложному эго болезненно, оно на тои ложное. Поэтому принцип заключается в том, чтобы сделать ложное эго маленьким, тогда в него попасть будет сложно, дотронуться будет сложно.

В: Особенно больно ложному эго, это отталкивает от преданных. Как справиться с этим, чтобы не смотря ни на что по-прежнему стараться дружить с вашими учениками.

О: я уже сказал, сделайте ваше ложное эго маленьким. И тогда в него будут метиться, но часто промахиваться. Все.

В: в моей жизни постоянно встречаются воинственно настроенные православные, которые с пеной у рта поносят сознание Кришны. Стоит ли что-то объяснять этим людям или не вступать в контакт? Теряю уважение к христианам, чего не хочу, как поступать?

О: нет, не нужно никому ничего доказывать. Воинственным людям не нужно ничего доказывать – это бесполезная вещь, нужно просто улыбнуться, сказать им: «Спасибо, Харе Кришна!» (смех).

В: когда мы воспеваем святое имя, важно ни то, что мы чувствуем воспевая, важно, что чувствует Кришна, когда мы воспеваем. Объясните, пожалуйста.

О: важно обращаться к Нему искренне. Кришна чувствует то, что чувствуем мы. Если наша молитва искренняя… Суть в том, Кришна очень тонко чувствует, что чувствуем мы, Он знает, что испытываем мы. И как мы с вами иногда чувствуем чужую фальшь. Если какой-то человек, так называемый друг или еще кто-то, пытается нас утешить, а при этом он не испытывает чего-то, то эти слова утешения могут еще больше ранить.

Мне рассказывали историю, которая меня поразила, как у одной женщины умер муж, она тяжело переживала это событие. Она была полностью уничтожена. Ее подруга позвонила, чтобы как-то сказать несколько слов утешения и соболезнования. Пока она говорила эти слова по телефону, та женщина на другом конце вдруг услышала, что она одновременно печатает что-то на компьютере. Можете представить себе, что чувствовалаэта женщина? Она почувствовала себя еще гораздо хуже, абсолютно, полностью. Точно так же Кришна, Кришна Он чувствует что чувствуем мы, когда к Нему обращаемся. И если наше обращение к Нему искреннее, Он чувствует Себя хорошо, и Он дает нам возможность почувствовать что-то.В этом смысл.

В: вы говорили о факторах преображения в человеке, упомянули что их три, возможно ошибаюсь, сказали толькоо священных писаниях. Возможно есть что-то еще.

О: Есть. Это безусловно общение человека. Все так или иначе связано с общением нашим. Я не говорил, что есть три фактора. Я говорил, что есть много факторов, одно – это безусловно изучение священных писаний и слушание, другое – это общение с преданными, и третье – это моя садхана, моя индивидуальная практика.

В: Мы должны использовать все, что у нас есть в служении Кришне. У нас есть мужская и женская природа. Как вашим ученицам лучшим образом использовать свою женскую природу в сознании Кришны? Что вас порадует?

О: женщины должны быть женщинами. У женщин есть уникальный дар. Женщины-матери, женщины естественным образом служат. У женщин мягкое сердце. Женщины готовы к самопожертвованию. Только женщина может воспитать ребенка. Поэтому будьте женщиной и воспитывайте детей, проповедуйте тоже. Вышла замечательная книжка Хари Канты матаджи. Она пишет об этом, о том как совмещать традиционную роль женщины и в то же самое время проповедовать. Она очень много книг изучила Прабхупады, изучала его какие-то наставления, что значит быть вайшнави. Там, хорошая книга, почитайте ее. Они есть тут. Но прежде всего конечно же женщина традиционная роль женщины – это очень важная природа женщины. Но при этом всегда мы знаем множество замечательных женщин учениц Шрилы Прабхупады, которые проповедовали и были очень счастливы. Ямуна деви недавно покинувшая нас, многие другие великие вайшнави прошлого.

В: Гуру Махарадж, можно ли читать книги, которые распространяют ученики Шри ШримадБхактиведантыНараяны Госвами Махараджа?

О: я вырос при советском союзе, я знаю, что любой запрет на любое чтение вызывает только интерес к этому.Мы все обменивалисьзапрещенными книгами, все их читали под одеялом, тайком друг от друга. И я не сторонник в принципе запретов каких-то. Человек должен быть свободным. Я должен был прекрасно понимать Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж великий вайшнав, вэтом нет никаких сомнений, также нет никаких сомнений в том, что касается каких-то акцентов, то эти акценты он расставляет по-другому. Он делает гораздо больший акцентили упор на расе и Шрила Прабхупада много раз предостерегал нас о том, что не нужно слишком спешить вступить в отношения с Кришной, чтонадо пройти определенный процесс духовного развития. И собственно его книги написаны на определенном уровне, и я бы сказал так, они написаны для людей определенного уровня. Я не сказал бы так, что их нужно читать всем. Мне самому нравится, мне очень нравитсяособенно одна книга ШрилыНараяны Махараджа – это его «Бхакти-Расаян», действительно очень нравится. Это его комментарий к заключительным стихам к «Брихат-Бхагаватамриты» Санатаны Госвами, где избранные стихи «Шримад-Бхагаватам» перечислены, он дает какие-то свои комментарии. На мой взгляд это одна из самых лучших книг, есть замечательная книга его «Враджа-Мандалапарикрама» тоже. Суть в том, что в книгах Шрилы Прабхупады, нам нужно сначала как следует хорошо понять книги Шрилы Прабхупады, если мы хорошо поймем книги Шрилы Прабхупады, мы с очень большой пользой сможем читать другие книги тоже. Если мы не поняли как следует книг Шрилы Прабхупады – у нас нет этого фундамента понимания закономерности процесса духовного развития или акцентов, которые Шрила Прабхупада ставит, то тогда, когда мы читаем книги с другими акцентами, у нас появляется беспорядок в уме. Я говорил, что это одна из проблем нашего духовного развития, когда у нас слишком много информации. Наша проблема не в том, что у нас нет информации, наша проблема в том, что у нас избыток этой информации. Достаточно подойти к любому вообще лотку, это не имеет отношения к «Госвами Букс» (смех), но к любому другому – голова кружится, не знаешь за что браться в первую очередь, за что хвататься, что читать. И в конце концов ничего не читаешь или читаешь что-то запрещенное (смех). Логический вывод из этого. Если не знаешь что читать, нужно читать то, что запрещают (смех). Дело не в этом. Нужно читать постепенно систематически. Шрила Прабхупада настаивал на этом. Изучать, идти постепенно, и когда у нас будет уже эта твердая надежная структура –мы сможем все остальное усвоить.

Я не знаю, что делать, про жемчуг. Еще одну встречу, в принципе можно. Хотите еще одну встречу? Не радуйтесь раньше времени, мы посмотрим, будет у нас получаться с этим или нет.

Хорошо, унас время истекло, мне нужно идти сейчас на киртан, уже семь часов. Я буквально несколько слов хотел сказать про это издательство «Госвами Букс» и прославить преданных, которые заняты в работе этого издательства. Тут много вопросов, я постараюсь на них как-то ответить. Мы начали как следует эту работу вы все знаете, что работа студии хорошо поставлена. Один Чайтанья прабху и много других преданных, ГокулаРанджана прабху тут сидит, он стоял у истоков работы студии, он поставил ее на какой-то уровень, вывел ее в начале. Они сейчас стараются на многих фронтах действовать одновременно, у них все хорошо получается. Мне очень нравится. Сейчас примерно такая же работа началась с книгами. И я хотел попросить ваших благословений, чтобы больше уделять этому времени. У меня есть очень отчетливое ощущение в том, что что-то я еще мог бы сделать, именно написав что-то, не просто сказав, но мне нужно для этого время какое-то уединение, сосредоточенность. И мне для этого нужно ваше благословение, пожалуйста, дайте. Вот и эти книги, они уже очень хорошего качества, действительно реально очень хорошего качества. Поставлена очень профессионально работа, большие планы, много уже в процессе работы книг. И, пожалуйста, поддержите это издательство, они много всего сделали и привезли сюда эти книги, чтобы порадовать вас. Возьмите себе, возьмите другим, я с удовольствием подпишу. Особенно мне хочется прорекламировать еще раз книгу Бхуриджана Прабху – это замечательный вайшнав, ученик Шрилы Прабхупады, который всю свою жизнь изучает книги Шрилы Прабхупады, делает это с огромным тщанием с огромной любовью. Вот, его книга по «Бхагавад-гите» особенная очень хорошая, не упускайте эту возможность. Есть этот столик, пожалуйста, поддержите преданных. Давайте прославим их за то, что они делают, за это служение.

Вы читали какие-то книги, которые они выпускают: «Кришна входит в Матхуру», понравилось? Вот, пожалуйста, поддержите их еще раз. Не простое служение, это служение очень дорого мне, потому что практически всю свою жизнь я имею дело с книгами. Я хотел также порадовать вас, я сейчас работаю над последним томом Антья-Лилы «Шри Чайтанья Чаритамриты». Первый том Антья-лилы выходит вот сейчас, через несколько недель уже будет, а последний том видимо выйдет в начале года следующего, и этот последний том будет означать, что мы перевели все книги Шрилы Прабхупады на русский язык. Я начал заниматься этим служением в 84 или 85 году, не прошло и 30 лет как все книги были переведены (смех). Поздравьте.

Ну все, спасибо большое!

Похожие записи