Даршаны


Вэб-даршан 13.04.2015

Харе Кришна, дорогие преданные, дорогие ученики, вайшнавы, я очень рад выйти на линию общения с вами, сегодня у нас смешанный даршан, я увидел вопросы с самых разных концов от Казахстана до Болгарии, и мы начинаем  с первого вопроса из Казахстана.

Вопрос: Меня волнует тема защиты детей, даже у нас наблюдается (…) а также безалаберные родители, отсюда наблюдаются ситуации, когда то стол на ребенка упадет, то большой нанесет малышу травму, штрафы безалаберным родителям хочется назначить, президент считает, что нужно мягче с ними, ведь они преданные, а я считаю, что они наносят урон имиджу, здоровью, оскорбления совершают по отношению к вайшнавам, гуру, с них надо строго спрашивать, чтобы система работы с такими преданными появилась, и будет ли централизованное обучение педагогов в СНГ, эта санга так важна, она не имеет статуса, дела обстоят плачевно, спасибо, что посещаете детскую сангу, оказываете внимание будущим лидерам, этого так не хватает в сознании Кришны.

Ответ: Спасибо за этот вопрос, мне сложно ответить что-то конкретное, одно я могу сказать точно — санга такая будет, мы пытаемся ее созвать в этом году, по крайней мере, в пределах России для начала, для людей, которые занимаются детским образованием. Тема эта очень актуальная, особенно в наше время, когда детское образование становится все более и более опасным. Недавно я прочитал последний номер журнала «Благодарение», и там рассказываются страшные факты о сексуализации детей под прикрытием сексуального просвещения. Практически в Европе, начиная с шести лет детей начинают развращать, для того, чтобы делать из них маньяков, людей, которые не смогут жить без сексуальных излишеств. Поэтому тема воспитания детей, защиты детей, обучения детей становится все более и более актуальной. Мы постараемся приложить максимум усилий к этому, для того, чтобы что-то возникло. Что касается наказаний безалаберных родителей, назначение им штрафов, я считаю, что это возможная мера, хотя сама по себе проповедь гораздо более эффективна, чем наказание, однако в каких-то случаях может быть и нужно наказывать. Беда в том, что у нас нет каких-то существенных рычагов для этого, для того, чтобы утверждать какие-то правила в обществе, но штрафовать можно, по крайней мере,  нужно проводить разъяснения  с людьми. К сожалению, это вопрос сознания. Если у людей не болит сердце за своих детей, то это указывает на какую-то фундаментальную ошибку. Изначально  родительский инстинкт очень силен, и если он по каким-либо причинам заглушен, это значит, что сознание человека находится в достаточно тяжелом состоянии, поэтому помимо наказания и более наказания нужно стараться проповедовать. Но, одними словами эту проблему не решишь. В любом случае, я благодарю Вас за беспокойство.

Второй вопрос относительно брахманической культуры, и это интересный вопрос, он тоже из Казахстана.

Вопрос: Нашу культуру называют брахманической, и это значит, что брахман является носителем духовных и культурных ценностей. Сейчас есть некая тенденция добиваться получения второй инициации, и она рассматривается как повышение по службе или дань моде. Мы знаем, что Вы стали внедрять стандарты и квалификацию для последней. Расскажите, пожалуйста, что делается для поддержания чистоты брахманической культуры в ИСККОН. Более детальные вопросы по этой теме ниже.

(далее…)


Вэбдаршан 14.04.2015г.

Дорогие вайшнавы, я очень рад встретиться с вами в имперсональном пространстве интернета. Я постараюсь быть максимально персональным, отвечая  наваши вопросы. Читал ваши вопросы, очень интересные, многие из них очень глубокие и непростые. Мы начинаем. Итак, первый вопрос.
Пожалуйста, скажите,  как научиться жить здесь и сейчас? Видимо, постулат «вайшнав ни минуты времени не теряет даром» в моем подсознании доведен до уровня фанатизма, потому что я никогда не могу расслабиться, и живу в постоянном напряжении из-за того, что боюсь как-то впустую потратить драгоценное время, что-то не успеть… Я понимаю, что в  мире Кришна все контролирует, но, тем не менее, расслабиться и жить здесь и сейчас не получается… Пожалуйста, помогите.

Непростой вопрос для меня, потому что я тоже очень часто пригружаю себя ну тем ну как бы реализованней будет мой ответ.  Когда удается войти в это состояние сердечное, когда ум спокойный, ясный и чистый и внутри чувствуешь присутствие Кришны, то человек может делать очень много, не тратить ни минуты зря, и при этом быть абсолютно расслабленным. В сущности это разница между двумя режимами, в которых работает наш ум. Один режим — это режим страсти, который все время гонит нас  куда-то, который вызывает это внутреннее напряжение. И в этом состоянии внутреннего напряжения мы загоняем сами себя, мы загоняем всех остальных, мы утомляемся, наша психика  истощается, сердце наше истощается, высыхает. И это страсть. И плоды ее очень печальные, потому что страсть всегда меняется невежеством,  порыв превращается в депрессию, в какое-то истощение внутренннее, в апатию, в уныние. И есть другое состояние, когда человек действительно ценит каждую секунду времени, но при этом он находится внутренне в очень спокойном  состоянии, тихом состоянии. Есть некое состояние внутренней тишины И его нужно  научиться ловить. Я знаю это очень хорошо. 

В какие-то дни, особенно когда утром окинешь весь день взглядом, понимаешь что ты делаешь в то и другое  время , понимаешь высшую цель  всего того, что ты делаешь, понимаешь какой-то внутренний смысл и внутреннюю пружину настраиваешь себя на правильное отношение к этому без гордыни я это делаю, я самый лучший, все будут восхищаться  тем, что я сделаю, То тогда весь день проходит в очень спокойном и в то же самое время в ритмичном режиме , когда удаетс яочень многое слклать и одновременно с этим не попасть в  мертвую петлю гуны страсти. И наоборот, если человек находится в этой мертвой петле, то соостветственно он может судить по плодам. Так что постарайтесь работать над этим. Над понимание этой  внутренней собранности, тишины, понимание того, что не я это делаю, Кришна делает что-то через меня, я  всего лишь  инструмент в Его руках . Постарайтесь с утра вести планы и видеть свою жизнь. И потом просто спокойно делать это здесь и сейчас, а не в каком-то таком режиме марафонского бега. Ну вот, пару советов. Они скорее не какие-то конкретные советы, скорее нужно научиться понимать это настроение внутри. Вот, и с этим  очень тесно связан следующий вопрос.

Как бороться с депрессиями на пути сознания Кришны?

(далее…)


Екатеринбург 05.02.2015 Даршан

 

 

БВГМ: Харе Кришна. Я очень рад видеть каждого из вас и всех вместе. Я скажу буквально несколько слов про важность санги вайшнавов. В шастрах говорится, что в век Кали шакти, или сила, находится в санге. В век Кали каждый отдельный человек очень слаб: мандах суманда-матайо манда-бхагйа хи упадрутах. «Шримад-Бхагаватам» начинается с этих слов, это десятый стих первой главы первой песни «Шримад-Бхагаватам». Здесь говорится, что в век Кали прайеналпайушах сабхйа, практически все очень мало живут. Мало живут – значит девяносто лет максимум. Это очень короткая жизнь. Что можно сделать за девяносто лет, практически ничего. Йоги, пытаясь высвободиться из оков материи, продлевают свою жизнь до двухсот, четырёхсот лет, иногда до тысячи лет. В Пуранах есть история про одного мудреца, который пытался изучить Веды. Он всю свою жизнь упорно изучал ведические писания. Когда жизнь его подошла к концу, он понял, что он не успел изучить всё, что нужно. Он стал молить повелителя небес Индру, чтобы тот продлил ему жизнь. Индра предстал перед ним. Йог сказал: «Дай мне ещё одну жизнь». Индра сказал: «Хорошо, я продлю тебе срок вдвое, можешь не собираться в мир иной». И тот опять изучал Веды. Опять прошло несколько сотен лет, и опять он почувствовал, что срок, который ему положено находиться в этом теле, истёк. И опять он понял, что он не успел, что ему не хватило времени. И в третий раз Индра дал ему жизнь. Когда он попросил в четвёртый раз, Индра сказал: «Глупец, Веды – как эта гора, а то, что ты знаешь, – как горстка камешков у меня в руке. Сколько бы я ни продлял тебе жизнь, ты не сможешь изучить все Веды».

Жизнь наша очень коротка, прайеналпайушах сабхйа, и манда суманда-матайо, люди в этот век очень тупые. Мы все с вами отупели от телевизора. Тот, кто не отупел от телевизора, отупел от компьютера. Тот, кто не отупел от компьютера, отупел от наркотиков. Тот, кто не отупел от наркотиков, отупел ещё от чего-нибудь. Так что ум наш не очень живой – это несомненный факт. Гуны страсти и невежества преобладают. Очень сложно человеку в этот век заниматься духовной практикой – это реальный факт. Практически невозможно. Духовная практика требует сосредоточенности, способности к концентрации, требует самодисциплины. А кто из нас дисциплинированный? На нас уже все давно махнули рукой. Никто не пытается приучить нас к дисциплине, включая нас самих. Мы первые махнули на себя рукой. Если человек регулярно рано встаёт, он уже думает: «О, я такой дисциплинированный». Поэтому в Пуранах, в дхарма шастрах говорится санге шактих калау-йуге – в век Кали шакти находится в санге, в скоплении людей. Мы можем видеть, что толпы выходят на улицу и делают какие-то вещи, если удаётся их объединить. И Господь Чайтанья, исходя из этого же, сказал, что единственная надежда – это санкиртана. Джива Госвами даёт очень интересное определение санкиртаны. Когда много людей собираются вместе и поют киртан – это санкиртана. Господь Чайтанья дал это наставление: «Собирайтесь по несколько человек, по пять-семь человек, пойте у себя дома святое имя». Это, собственно, принцип Бхакти-Врикши, когда люди собираются по несколько человек и поют святое имя.

(далее…)


Вебдаршан для координаторов 01.03.2014

БВГМ: Харе Кришна, дорогие вайшнавы. Я очень рад, что у нас есть возможность пообщаться с вами благодаря средствам современной техники. Я нахожусь сейчас в Шри Дхаме Майапур. Тут идёт большой фестиваль. Очень много замечательных вайшнавов. К сожалению, так уж получилось, что сегодня лекцию в храме даёт Гуру Махарадж, но я,  выбирая из этих двух событий, предпочёл общаться с вами. Хотя по-хорошему мне надо было бы присутствовать на лекции, но так как мы уже отменяли наше с вами общение, я решил сделать это. К сожалению, я не смог перенести это на более поздний срок.
Спасибо вам большое за ваши замечательные вопросы. Некоторые, сразу скажу, поставили меня в тупик. Мы начнём с них.

ВОПРОС: В адвайта-веданте присутствует практика осознанности. Скажите, пожалуйста, возможно ли такое погружение сознания в настоящий момент без практики ослабления низших гун материальной природы. Вы упоминали, что практика сознания Кришны не терпит механичности, поэтому интересует этот вопрос.

БВГМ: Разумеется, осознанность или присутствие здесь и сейчас полное возможно только тогда, когда раджас и тамас уходят. И самым эффективным способом является повторение святого имени. Поэтому в данный момент повторение святого имени — это наша практика. Со временем повторение святого имени станет целью, результатом практики и целью того, что мы делаем, прайоджаной. Тут больше нечего говорить, человек может присутствовать здесь и сейчас, а не в будущем или в прошлом, когда все эти влияния гун природы уйдут из ума. Поэтому нам так сложно повторять святое имя, так сложно сосредоточиться на нём. Но постепенно-постепенно эта способность будет развиваться, в этом нет никаких сомнений.

Второй вопрос, как я уже сказал, очень эзотеричный. Вопрос про Панча-таттва-бхава-рупу Шринивасы Ачарйи, Нароттамы Даса Тхакура, Шйамананды Пандита, Рамачандры Кавираджа и Расикананды.

Я в первый раз слышу о таком понятии. Шрила Прабхупада никогда об этом не говорил. Я не знаю откуда идёт эта концепция Панча-таттва-бхава-рупы, поэтому никак прокомментировать не могу. Единственное, что Господь Чайтанья принёс нам бхаву, Он принёс нам высшие эмоции, самое высшее проявление духовных эмоций. И собственно, Шриниваса Ачарйа, Нароттам Дас Тхакур являются живым олицетворением этих эмоций господа Чайтаньи. Они передавали эти эмоции или эту бхаву по своей парампаре. Шриниваса Ачарйа, его учеником был Рамачандра Кавирадж. Рамачандра Кавирадж был ближайшим спутником Нароттамы даса Тхакура. Шйамананда Пандит был их другом. Кришнадас Кавирадж Госвами в своих произведениях описал эту бхаву, описал медитацию на игры Господа Кришны. Понятно, что объединяет эти пять личностей, но я никогда не видел такую концепцию.

(далее…)


Вэбдаршан

 

БВГМ: Харе Кришна. Меня слышно? Дорогие вайшнавы, я очень рад приветствовать вас всех здесь. У нас с вами внеочередная встреча в связи с критической ситуацией, сложившейся на юго-востоке Украины. Я постараюсь сказать несколько слов по этому поводу. У меня достаточно много вопросов.
Первый вопрос, касающийся этой ситуации: как поступать преданному, живущему на территории, где развернулись военные действия? Принять свою карму и просто прожить её в этих условиях, предавшись Кришне? Сложившаяся ситуация, наоборот, даёт больше возможностей для проповеди. Можно проповедовать в разных формах среди воюющих сторон: распространять прасад, священные книги, святое имя. Или, когда идёт война между противоборствующими силами, преданные не принимают ничьей стороны? Необходимо оставить это неблагоприятное место? Постараться уехать и продолжать свою духовную практику в безопасном месте?

БВГМ: На самом деле, возможны все три варианта поведения, в зависимости от уровня веры человека, от его понимания этой ситуации. Преданный, прежде всего, должен думать о том, чтобы сохранить себя. Человеческое тело – в высшей степени важное. Нам повезло, так или иначе, понять смысл человеческого существования и реализовать этот смысл. Поэтому, если риск для жизни очень большой, и есть возможность уехать куда-то, то лучше уехать. Если, одновременно с этим, у нас есть очень сильное желание так или иначе помочь другим людям в этой ситуации, что тоже очень важно и может послужить очень большим толчком для нашего духовного прогресса, то нужно попытаться служить людям в этой ситуации. Благо что, действительно, возможностей очень много в такие критические времена.

Естественно, первый вариант тоже возможен, но я не думаю, что такая пассивная позиция самая лучшая. В каких-то ситуациях, когда мы не можем ничего сделать, мы должны просто принимать. Если мы можем что-то сделать, то мы должны что-то сделать, и действовать всё-таки активно.
Ещё преданные задаются вопросом относительно патриотизма: мы являемся частью социума, живём в нём, у нас есть определённые обязанности по отношению к нему. В чём проявляется патриотизм преданного?

(далее…)