Все дневники

Категория для всех эссе по умолчанию


22 августа 2014 г.

Шрила Прабхупада в лекции по Чайтанья-чаритамрите, Мадхья 20.100-108 объясняет причину того, почему люди не ищут учителя – они просто не осознают, что страдают. Их сознание не развилось до такой степени, чтобы осознать страдания, которым мы постоянно подвергаемся. Люди изумятся и скажут, что это неправда, потому что каждый человек иногда ощущает боль и страдает.

Но суть не в том, чтобы иногда осознавать, что мы страдаем. Суть в том, чтобы понять, что мы страдаем всегда. Пока мы находимся в этом теле, тройственные страдания являются фоном нашего существования. Животные неспособны понять это никак, а человек, подобный животным, хотя и может понять это, отказывается понимать и принимать этот факт. Он уговаривает себя и всякими способами внушает себе, что у него все хорошо. I am OK! Лишь когда страдания достигают определенного порога, разного у разных людей, он признается себе в том, что страдает. Поэтому никто не ищет решения своих проблем, как никто не идет к врачу, пока не поймет, что болеет.

(далее…)


16.01.2015

yad arthena vināmuṣya

puṁsa ātma-viparyayaḥ

pratīyata upadraṣṭuḥ

sva-śiraś chedanādikaḥ

«Душа, попавшая под влияние иллюзорной энергии Господа, утрачивает присущее ей знание и блаженство и начинает отождествлять себя с чем-то, чем на самом деле не является. У такого ее существования нет основы в реальности — эта ее жизнь напоминает сон, в котором человек видит, как ему отрубают голову».(Бхаг., 3.7.10).

Почему в шастрах материальную жизнь сравнивают со сном? Не слишком ли это несправедливо по отношению к нашей такой полнокровной, наполненной подчас яркими эмоциями, бурной и иногда красивой жизни? Разве можно ее сравнить с бледным, худосочным сном? Как можно отказать ей в реальности? Ну да, у некоторых людей жизнь бледная, унылая, подневольная, как перловка без масла, соли и сахара. Но ведь есть же и другие люди! Они-то живут полнокровной жизнью, о них мы смотрим в кино и читаем в книгах. (Справедливости ради, стоит сказать, что и в этом жизнь человеческая похожа на сон — на тысячи бесцветных и ничтожных снов выпадает едва ли один по-настоящему яркий и интересный). И все же внутри все сопротивляется такой нелестной аттестации нашей жизни. Впрочем, внутри все всегда сопротивляется, когда нам говорят правду.Но если немного вдуматься, мы обязательно поймем, что шастра, конечно же, права. Что есть сон, как не порождение нашего подсознания, читай, кармы? Когда, уставшие и одолеваемые тамо-гуной, мы впадаем в полубессознательное состояние, называемое неглубоким сном, в потемках нашего подсознания Параматма высвечивает что-то, таящееся там, и мы становимся участниками некоего абсурдного действа. Абсурдного потому, что весь этот мучительный бред обрывается так же внезапно и без какого-либо смысла, как и начался. Мы не знаем, что вытащат из нашего подсознания следующей ночью, в каком сне мы вдруг окажемся. Это только у Фазиля Искандера в «Сандро из Чегема» одна из героинь, то и дело впадавшая в дрему, умудрялась иногда попадать в колею нужного ей сна, чтобы досмотреть его. У всех остальных это не получается.

(далее…)


10 августа 2014 г.

 

В лекции 1966 года Шрила Прабхупада объясняет удивительные слова Кришна в Гите (6.21) сукхам атйантики йат тад буддхи грахйам атиндрийам — бесконечное счастье, за пределами чувств, воспринимается разумом, буддхи-грахйам. На самом деле отличие человека от других форм жизни в том, что у него есть развитый разум.Именно развитый разум, как это ни парадоксально, не позволяет человеку в полной мере наслаждаться чувственным счастьем. Неразвитый разум живых существ, принадлежащих к другим видам жизни, полностью соотвествует той мере счастья, которое доставляют им чувства. Все довольны — свиньи, кошки, червяки. Никто не хочет ничего большего. Не доволен только человек. Почему? Потому что разум человека больше, чем тот опыт наслаждений, который он может получить в этом теле. Нам как бы дан разум на вырост. Поэтому человек либо деградирует, либо эволюционирует. Ему нужно обязательно привести в соответствие меру получаемого счастья со своим разумом. Либо он отупляет себя и опускается до уровня животного, чтобы довольствоваться чувственным счастьем, либо возвышает себя и пытается обрести сверхчувственный опыт. Есть третья категория людей — это те, кто не хочет отуплять себя и довольствоваться низшими наслаждениями, но еще не потерял надежду обрести удовлетворение в чувственном счастье. Это люди в гуне страсти — они надеются стать счастливыми, улучшив качество и умножив количество своих чувственных наслаждений.

(далее…)


О дружбе

Вопрос: Я хотел спросить, с кем из преданных, старших вайшнавов у вас самые близкие, теплые, дружеские отношения? Как вы их поддерживаете, будучи на расстоянии, вечно в разъездах, занятым. И как быть другом по-настоящему, чтобы эти отношения сохранились на всю жизнь?

БВГМ: Наверное, самые близкие отношения у меня со Шрилой Ниранджаной Махараджем. Хотя, конечно же, он не друг мне, скорее он мой гуру. В наших отношениях есть несколько аспектов, один из них именно такой аспект, дружеский. Хотя я всегда внутри считаю его своим учителем, наставником, учусь у него постоянно. Смысл этих отношений заключается в том, что я всегда знаю, что у меня есть моё место в сердце Махараджа. Я могу всегда туда прийти и сесть там, в этом сердце. Это моя там однокомнатная квартира, мой законный угол там. Я всегда могу ему позвонить, всегда могу ему сказать что-то, пожаловаться на что-то, всегда могу встретить его понимание. То есть я всегда чувствую, что он готов. Отношения настоящие основаны на готовности взаимных жертв. Если нет этой готовности, даже если мы не пользуемся этой готовностью, мы знаем, что она есть. Естественно, что любой нормальный человек не будет злоупотреблять этим. Но мы знаем, что другой человек ради нас готов пойти на какие-то жертвы, на какие-то уступки. И я со своей стороны все время даю гуру махараджу понять, что я тоже готов на любые жертвы идти. Вот в частности сегодня я задержался, потому что он меня попросил. Вчерашний и сегодняшний день собирался изначально у вас быть.

(далее…)


Подношение в день Вьясапуджи Радханатха Махараджа 18.01.2014г.

molyachiysya_krishnait

 

Прежде всего, хотел бы извиниться перед теми, кто будет говорить после меня. Мне, к сожалению, сразу после нескольких слов, сказанных здесь, придется уйти. Меня ждут уже вайшнавы. Поэтому прошу прощения. Я с очень бы большим удовольствием остался бы и послушал всех, но к сожалению, у нас не позволяет время, тем более что у нас немножко задержалась программа..

Я думал сейчас о том, о чем говорить. Мы сегодня поклоняемся духовному учителю, как представителю Вьясадевы, как тому, кто дает нам духовное знание. Тому, кто учит нас на своем примере, что значит жить по духовным принципам, на основании духовных ценностей. Я хотел сказать о двух моментах, по которым я стараюсь учиться у гуру махараджа. Только, что я слушал лекцию его, где он рассказывал, в том числе о Шриле Харидасе Тхакуре. О том, как представший перед судом Кази, Харидас Тхакур был поставлен перед выбором. Ему сказали, что ты можешь отречься, раскаяться, хотя бы на словах пожалеть о том, что ты принял этот путь, чуждый нашей религии, духовной практики. И другая возможность: если ты не согласишься и будешь упорствовать в своих заблуждениях, то мы подвергнем тебя наказанию и скорее всего, убьем.

(далее…)


О Радханатхе Махарадже

1380190_554027238001665_1947220945_n

 

Радханатха Махарадж появился в моей жизни в 1997 году, и он очень тронул мое сердце своей искренностью, своей простотой. Я как-то сразу почувствовал себя очень легко и естественно, и просто с ним. В 1997 году мне удалось как-то близко пообщаться с ним. Потом в 1998 году, когда Харикеша Махарадж решил поменять, скажем так, свое отношение какое-то, Шрила Радханатха Махарадж очень сильно помог мне в тот период. Он приехал. Причем, когда он приехал в Россию, многие люди умоляли его не приезжать в Россию. Они слышали всякие ужасы о том, что там происходит, что там вообще небезопасно, что там могут убить. Мне Малати сама (его близкая духовная сестра) сказала, что я ему писала несколько писем и просила: «Пожалуйста, не езжайте в Россию, там небезопасно». Но он, тем не менее, приехал. И он очень сильно помог в тот сложный период. Потому что благодаря общению с ним, я очень многое понял.

(далее…)


О Мадхавананде прабху

vm42cmqpxn0

На самом деле, Мадхавананда прабху находится в моем сердце очень давно. И он является источником постоянного вдохновения для меня. Много-много лет назад я начал читать «Кришна Катхамрита Бинду» и журналы, которые он выпускает – «Кришна Катхамриту». Я не устаю поражаться глубине его понимания, обширности его знаний и много-многому чему другому. Я всегда смотрел на него как на своего учителя. Книги, которые он делает по лекциям Гаур Говинды Махараджа, являются одними из самых любимых моих книг. На самом деле одна из самых любимых моих книг – это «Берег разлуки», которую составил он. На мой взгляд, это нечто в высшей степени совершенное. Я очень рад, что он пришел сюда. И пожалуйста, не принимайте всерьез все его слова относительно… Если с кем-то надо фотографироваться рядом, то это с ним, а не со мной. Это я всем буду показывать фотографии: «Это я с Мадхаванандой прабху». И все будут говорить: «А-а-а!» Потому что Мадхавананду прабху знают повсюду в мире. Его журналы люди читают, ценят. И ценят его необычайный вкус к кришна-катхе.

(далее…)


Сердце Садху

Е.С.Бхакти Вигьяна  Махарадж о Радханатхе Махарадже и о гуру-таттве

Я только-что, всего несколько дней тому назад, провел какое-то время с Гуру Махараджем, имел возможность снова видеть его и снова ощущать энергию, которая от него исходит. Я хочу сказать, что вайшнав учит не только своими словами и даже не столько своими словами. Мы привыкли сейчас, в эпоху информации или в эпоху, когда знание приравнивается информации, думать, что именно слова какие-то с логическим содержанием, заключающимся в этих словах, должны научить нас чему-то. Это так, но на самом деле обучение происходит каждое мгновение нашего пребывания рядом с вайшнавом. Каждый его жест, каждая его улыбка – все буквально наполнено этой энергией, которая обучает нас. Он излучает знание. Иногда не нужно много говорить, иногда достаточно просто побыть рядом с человеком, чтобы понять что-то, что мы не можем понять даже прочитав и выучив наизусть тома книг.

(далее…)


Никогда не оставляйте общества преданных

535433_2858283992687_1973633485_n        521418_2858284912710_3455350_n           

 

Общение — главный импульс, который побуждает нас служить Шри Хари. Благодаря общению с непреданными человек обретает материальные богатства, а благодаря общению с преданными душа постепенно сосредоточивается на служении Шри Хари. Это самое надежное пристанище для человека. Никогда не оставляйте общества преданных..

— Это звучит почти как заклинание: «Никогда не оставляйте общества преданных. Это самое надежное пристанище для человека…» Почему же мне иногда хочется покинуть это самое надежное пристанище и искать пристанища там, где его нет?

— Это значит, что ты еще не умеешь правильно общаться с преданными и по-настоящему ценить их общество.
— Что же мне делать?
— Научиться терпеть, ибо «это одна из основных обязанностей тех, кто живет в Матхе».
— Ради чего, собственно, терпеть? Зачем вообще нужно жить вместе? Что объединяет нас?
— Стремление к общей цели — служению Шри Хари.
— Не лучше ли было жить у себя по домам, как это делают «нормальные» люди?

— Может быть, и лучше, но кто тогда напомнит нам о Кришне в наш последний миг, который может наступить в любое мгновение? Сможешь ли ты вспомнить о Кришне, если тебя в это время не будут окружать преданные? В конце концов, не забывай, что «нам недолго оставаться в этом мире»…

— Что же мешает нам нормально жить друг с другом?
— Желание критиковать других и нежелание исправиться самому.
— Стоит ли придавать такое значение временным отношениям с людьми, которые нас сейчас окружают? Все это промелькнет, как сон. Не важнее ли просто развивать преданность Кришне, а все остальное придет само собой?

— Может быть, но «терпение, смирение и уважительное отношение к другим помогают нам развить в себе преданность Шри Хари».

— Хорошо, пусть так. Я постараюсь стать терпеливым и смиренным, я буду уважительно относиться к другим и таким образом разовью в себе преданность Шри Хари. Но это я могу делать где угодно, не правда ли? Я могу читать книги и слушать записи лекций. Я еще молод и не собираюсь скоро умирать. Зачем все-таки мне нужно общаться с преданными?

— «Общение — это главный импульс, который побуждает нас служить Шри Хари. Благодаря общению с непреданными человек обретает материальные богатства, а благодаря общению с преданными душа постепенно сосредоточивается на служении Шри Хари. Это — самое надежное пристанище для человека.

Никогда не оставляйте общества преданных…»

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами (на основе последних наставлений Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати)


О смысле ритуала.

666

Как только мы забываем смысл чего-то, какого-то действия, которое мы делаем, это действие становится ритуалом. Даже если это самый лучший ритуал, ничего хорошего из этого не будет. Ничего хорошего.

(далее…)