Сердце Садху


Е.С.Бхакти Вигьяна  Махарадж о Радханатхе Махарадже и о гуру-таттве

Я только-что, всего несколько дней тому назад, провел какое-то время с Гуру Махараджем, имел возможность снова видеть его и снова ощущать энергию, которая от него исходит. Я хочу сказать, что вайшнав учит не только своими словами и даже не столько своими словами. Мы привыкли сейчас, в эпоху информации или в эпоху, когда знание приравнивается информации, думать, что именно слова какие-то с логическим содержанием, заключающимся в этих словах, должны научить нас чему-то. Это так, но на самом деле обучение происходит каждое мгновение нашего пребывания рядом с вайшнавом. Каждый его жест, каждая его улыбка – все буквально наполнено этой энергией, которая обучает нас. Он излучает знание. Иногда не нужно много говорить, иногда достаточно просто побыть рядом с человеком, чтобы понять что-то, что мы не можем понять даже прочитав и выучив наизусть тома книг.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится бхактйа санджатайа бхактйа – бхакти может быть порождена только с помощью бхакти и эту бхакти мы можем получить, почувствовать ее, в сердце другого вайшнава.

В Бомбее, когда мы были, это было на следующий день после того, как закончился суд на «Бхагавад-гитой», и к нам приехал один человек, он помогал же нам в этом деле, я не буду называть его имени, потому что, наверное, нет смысла, я не знаю, захотел бы он, чтобы его имя называли, один достаточно влиятельный человек из России, который оказал определенную помощь в этом, и мы его представили Махараджу. Я видел, каким образом он реагировал на Махараджа. Бхакти – это внутренняя энергия Самого Кришны. Главное качество Кришны – это привлекательность, красота. Соответственно, эта же привлекательность естественным образом становится проявленной в том человеке, у которого есть энергия бхакти.

Я как бы смотрел на Махараджа глазами этого человека, он не преданный, в первый раз увидел Махараджа и смотрел сначала слегка исподлобья на все, что происходит вокруг него, не очень понимал все это, но стоило ему увидеть Махараджа и перемолвиться в нескольких слов с Махараджем, как он расплылся и было такое ощущение, что он чисто даже физически, так как он в жидкое состояние перешел, он стал слегка растекаться от того места, где он сидел. По мере того, как общение происходило, он становился все более разжиженным, чувствовалось. В начале он был достаточно жесткий, как обычно бывает с людьми в этом мире, этот мир учит нас жесткости. И мне было очень интересно наблюдать за этой трансформацией, которая с ним происходила. Это влияние энергии бхакти, это то, каким образом человек учится, находясь рядом.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхйа, 22.54) говорится: лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа.  Часто сарва-сиддхи переводится как «все совершенства». На самом деле, слово сиддхи на санскрите также означает «успех». Когда человек даже в течение короткого времени находится с садху, эту самую лава-матру, то перед ним открывается прямая дорога к успеху, к тому, что он может реализовать скрытые возможности, о которых даже не подразумевает.

Обусловленность человека заключается в том, что мы все выставляем себе потолок и в общем бьемся об этот самый потолок, который сами выставили. Люди как бы с самого начала как бы уже поставили: «Ну, я … Кто я такой? Я такой, я такой, я не святой, чего с меня взять?» И это очень распространенная ложная логика, к которой мы придерживаемся. Духовный учитель приходит в нашу жизнь для того, чтобы сказать, что «ты, на самом деле, не такой. Не такой, как ты о себе думаешь, не такой, как о тебе думают другие». Потому что когда мы общаемся в обществе, очень часто мы становимся жертвой каких-то искаженных проекций нас в умах других людей, и люди начинают навязывать нам эти проекции и мы начинаем невольно подстраиваться под это, таким образом работает социум.

Но духовный учитель приходит для того, чтобы сказать нам одну простую истину: что на самом деле мы все по природе своей – чистые, святые души, и что все эти искусственные глупые вещи, нагромождения, которые мы накопили и которые считаем ценными, – это все ерунда, что нужно просто отбросить это и стать самим собой, то есть просто жить для того, чтобы любить. Эта вещь, до тех пор, пока мы не увидим перед собой такого человека и не услышим от него – не обязательно на вербальном уровне – это послание, послание о том, что быть душой, любящей Кришну, легко, просто и естественно, это то, что мы должны и можем делать, мы никогда это не поймем, до тех пор, пока не увидим перед собой такого человека. Что на самом деле, как иногда люди говорят и Шрила Прабхупада заметил это, что духовная жизнь сложна. На самом деле, это ложь, сложна материальная жизнь. Если есть что-то сложное в этом мире, то это материальная жизнь. Духовная жизнь – очень простая вещь. Потому что в материальной жизни я все время должен хитрить, ловчить, изворачиваться, пытаться притворяться, быть кем-то не самим собой, пытаться изображать из себя что-то, достигать чего-то. Духовная жизнь – очень простая вещь, но в этой простоте и есть ее основная сложность. Нам нужно увидеть человека, который реализовал эту простоту, своими собственными глазами, перед самим собой для того, чтобы поверить в то, что такое может быть.

Есть категория людей, которая не верит в то, что духовные учителя могут существовать в принципе, они называются атеистами. Есть категория людей, которая считает, что последним духовным учителем был Шрила Прабхупада, они называются ритвиками, это, так сказать, Гаудия-вайшнавская разновидность атеизма, что-то еще. Это точно так же, как люди говорят, что Бога нет, а есть люди, которые говорят: «Бог есть, но нет того, кто Его знает или того, кто Его понимает». Это атеизм, это вариант атеизма. Но мы все в душе, внутри, в глубине сердца своего знаем, что Бог есть, и так как есть Бог, то есть есть Бхагаван, то есть бхакти. Потому что Бог означает, что есть бхакти, а если есть бхакти, то значит должны быть бхакты. Потому что сказать, что есть Бог и что есть бхакти, но нет бхакт, это само по себе противоречивая вещь. Если есть бхакти, то должны быть люди, которые несут в себе бхакти, которые олицетворяют бхакти или представляют бхакти.

В конечном счете, наша духовная жизнь основана даже не на этой вере, а на этой уверенности в том, что есть Бог, что есть бхакти и есть бхакты. И что бхакти в разной степени проявляется в разных людях, и есть люди в нашей жизни, в которых эта бхакти проявляется максимально полным образом, и наша обязанность по отношению к ним – занять естественное положение слуги, ученика. Если бы таких людей не было, то мы бы никогда не смогли занять это естественное положение. Без этого мы никогда не сможем понять, что значит по-настоящему быть слугой или учеником.

Я очень благодарен Кришне – Кришне, Шриле Прабхупаде, ИССКОН, этой замечательной организации, которая вышла из чистого желания сердца Шрилы Прабхупады, из его сострадания, – за то, что он дает возможность нам столкнуться с разными проявлениями бхакти, за то, что он дает нам возможность увидеть, почувствовать эту бхакти, за то, что он помогает встретиться с человеком, который в нашей жизни и будет олицетворять эту бхакти самым полном и совершенным образом.

(«Сердце садху», л. 1, на Вьяса-пудже РМ)

Похожие записи