ШАРАНАГАТИ


28 января

ШАРАНАГАТИ

Дайинья — покаяние

1 песня

1. Я пришел в этот мир, мир тревог и печали,
позабыв о Тебе, мой Господь.
Но сегодня позволь мне
свою грустную песню принести,
положив к Твоим стопам.

2. Еще до рожденья, в темнице томясь материнского чрева,
я увидел Тебя пред собою, но лишь на мгновенье.
Ты явился на миг, чтоб оставить навек,
обманув эту падшую душу.

3. В этот миг я поклялся твой образ хранить
в своем сердце, служа Тебе верой и правдой.
Но как только увидел я солнечный свет,
то забыл о Тебе и своем обещаньи.

4. Избалованный сын на коленях отца,
в играх я проводил свое время.
Окруженный теплом своих близких,
я забыл о Тебе и о муках рожденья на свет.
О безумец! тогда мне казалось,
что не так уж и плох этот мир.

5. Мчались годы. Прошло мое детство в забавах невинных.
Возмужал я, мой разум окреп,
но все время теперь поглотили учеба и чтенье.

6. Грузом знаний нажитых гордясь,
я объездил пол-света, заработал большие богатства.
Отдавая все силы семье,
я ни разу не вспомнил Тебя, о Хари!

7. Теперь, состарившись, Бхактивинода плачет:
«Я так и не нашел минуты для Тебя.
Все было зря. Жизнь прожита напрасно.
Кто скажет мне, что ждет меня в грядущем?

КОММЕНТАРИЙ

Забвение Кришны — главная причина нашего рабства и страданий в самсаре.

krsna bhuli’ sei jiva anadi-bahirmukha
ataeva maya tare deya samsara-duhkha

«Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен привязано к внешнему миру. Поэтому материальная иллюзорная энергия получает над ним власть и причиняет ему всевозможные страдания». (Ч.-ч., Мадхья, 20.117)
Очень важно понять, что забвение Кришны — это проявление свободной воли живого существа, а не состояние, на которое его обрекает Кришна. Хотя причиной нашей памяти, знания и забвения является Сам Кришна в образе Параматмы (сарвасйа чахам хрди саннивишто маттах смртир джананам апоханам ча), Он повергает в беспамятство одних и дает возможность помнить о Себе другим, откликаясь на желание дживы (йе йатха мам прападйате тамс татхаива бхаджамй ахам).
Бхактивинода начинает свое покаяние с горестного признания: бхулийа томаре — «Я забыл о Тебе». Часто люди не в состоянии каяться, потому что искренне уверены, что им не в чем каяться. Особенно это относится к так называемым «благочестивым» и «хорошим» людям этого мира. Но они упускают из вида то, что первый и самый тяжкий грех живого существа — это забвение Бога. Остальные грехи разной степени тяжести производны от него и потому включаются в него. Вся материальная жизнь, замешанная на грехе, — это попытка уподобиться Богу и обрести Его всемогущество, в основе которой лежит забвение Бога. Поэтому материальная жизнь, по сути, состоит из череды предлогов и «уважительных причин» для того, чтобы не помнить о Нем. Стоя на пороге Шаранагати, нужно прежде всего оглянуться на прожитую жизнь и поймать себя на ставшем нашей второй натурой желании забыть о Боге.
Эка-бара прабху! декха дийа море ванчиле э дина дасе — «Появившись передо мной всего один раз Ты (и сразу исчезнув), ты обманул Твоего падшего слугу». Бхактивинода Тхакур пеняет Кришне на то, что Он как бы хранит беспристрастие, не пытаясь вмешаться в нашу жизнь и оставаясь скрытым от наших глаз, покрытых завесой иллюзорной энергии. Этот упрек — на самом деле мольба, обращенная к Богу: «Наконец-то я понял, как долго я сам обманывал себя, притворяясь, что Тебя нет. Но почему Ты подыгрывал Мне, о мой Господь? Почему Ты помогал мне обмануть самого себя?» Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в комментарии к похожему стиху из «Чайтанья-бхагаваты» (Мадхья, 1.212) пишет:

ye karaye bandi, prabhu! chadaya se-i se
  sahaja-mrtere, prabhu! maya kara’ kise

«Господи, освободить нас может только тот, кто поместил в рабство. Почему же Ты обманываешь нас, и без того омертвевших?»
«Находясь в утробе матери, живое существо на седьмом месяце жалобно взывает к Господу: «Иллюзорная энергия Всевышнего связала меня по рукам и ногам тремя веревками: благостью, страстью и невежеством,- бросив в тюрьму материального мира. Но та же внешняя энергия Господа, которая морочит меня, отвернувшегося от Кришны и забывшего о Нем, энергия, в огне которой я горю, корчась от тройственных страданий, энергия, которая сводит меня с ума, заставляя постоянно искать материальных удовольствий, та же самая энергия, выступая в роли внутренней духовной энергии и видя мою склонность служить Господу, которая появилась у меня по милости гуру и Кришны, может освободить меня из заключения в темнице материального мира. О мой Господь, в тот самый миг, когда я забыл Тебя и отвернулся от Тебя, решив, что Ты не являешься моим вечным господином и причиной всех причин, в тот самый миг, когда я сосредоточился на иллюзорных вещах, никак не связанных с Тобой, разум мой осквернился и я уподобился мертвецу, хотя и продолжал дышать. Иначе говоря, решив, что я должен наслаждаться, я стал слугою неодушевленных вещей и с тех пор мало чем отличаюсь от мертвой материи. Зачем еще и Тебе обманывать меня, насылая на меня чары иллюзорной энергии, которая морочит души, отвернувшиеся от Тебя?»
Джанама хоило поди майа-джале на хоило джнана лава: «Но стоило мне снова появиться на свет, как я попал в сети майи и от моего знания не осталось ни крупицы». В Одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам (22,37-42) Кришна объясняет, каким образом иллюзорная энергия вынуждает живое существо забыть прошлую жизнь и утратить обретенное знание.
Главной причиной утраты памяти является осквернение сознания, происходящее в результате сосредоточенности ума на материальных объектах наслаждения. Это тот самый процесс, который описан в приведенной выше цитате («в тот самый миг, когда я сосредоточился на иллюзорных вещах, никак не связанных с Тобой, разум мой осквернился и я уподобился мертвецу, хотя и продолжал дышать»).
Мгновенное просветление (джнана лава), испытываемое живым существом в утробе матери, — это всего лишь результат вынужденного отсутствия чувственного опыта. Шри Кришна говорит, что ум, связанный последствиями нашей прошлой деятельности, запрограммирован на постоянные размышления об объектах чувств. Материальные объекты, заселившие ум, становятся его главным содержанием, поэтому, когда в момент смерти ум насильствено отрывается от объектов своей медитации и получает новый набор органов чувств, посредством которых он взаимодействует с материальным миром, кажется, что смерть уничтожила не только материальное тело, но и ум вместе с накопленной им информацией. Однако на самом деле это не так. Один и тот же ум всегда сопровождает душу и вся память о прошлых воплощениях хранится в подсознании живого существа. В момент смерти просто происходит полная замена материального содержания ума, таким образом, запрограмированность обусловленного живого существа на чувственные наслаждения затрудняет ему доступ к памяти о прошлых жизнях. В этом можно убедиться даже сейчас: чем острее наши переживания в данный момент, тем труднее нам ощущать непрерывность своего существования во времени. Так вечное бытие души подменяется ее дискретным существованием в пределах одной жизни данного тела. Иначе говоря, память о прошлом чувственном опыте заслоняется тем, что мы испытываем в настоящий момент, в новом теле. Новые налаждения, новые страхи, новые желания и новые страдания полностью вытесняют из нашего ума память о прошлом. В этом смысле смерть — это всего лишь полное забвение нашего предыдущего материального самоотождествления.
Смерть наступает в тот момент, когда иссякает карма, отпущенная данному материальному телу, и поскольку карма, воплощенная в данном теле, исчерпана, прежнее тело утрачивает способность влиять на наш ум. Душа получает новое тело, чтобы испытывать новую карму, расплачиваясь за свои благочестивые и неблагочестивые поступки в прошлом, поэтому все обусловленное сознание души (ее ум) целиком сосредотачивается на новом теле. Благочестивые души, готовящиеся снова родиться человеком, на седьмом месяце своего заточения в утробе матери, иногда вспоминают о своей прошлой жизни. Тогда они начинают молиться Богу и раскаиваться во всем содеянном, но стоит им появиться на свет, как поток новых ощущений полностью захлестывает их, и они забывают и о прошлых жизнях и о своих горячих молитвах, подобно тому, как человек, видящий яркий сон, забывает о снах, которые видел до этого.
Пронзительная боль, которой сопровождается появление младенца на свет, отодвигает прошлый опыт в глубины подсознания, а бесконечные ласки родственников, которые носятся с младенцем, как с писанной торбой, еще больше сосредоточивают его сознание на самом себе и на своем новом теле (джанака-джанани-снехете бхулийа). Так проявляются два аспекта иллюзорной энергии Господа (майа-джала — сети майи): аваранатмика-майя покрывает сознание живого существа, а пракшепатмика-шакти проецирует его на материальную оболочку, заставляя отождествить себя с ней.
Дальше материальная жизнь с ее заботами и тревогами катится сама, предоставляя нам бесконечные возможности не помнить о Боге. Весь прогресс современной цивилизации — это, по сути дела, прогресс забвения Бога, и чем дальше, тем изощренней становятся методы майи (наркотики, телевизор, Интернет), тем агрессивнее она атакует наш ум, заботясь о том, чтобы в нем не осталось никакого места для Бога. Так мы идем по этой бесконечной дороге, которая уводит нас все дальше и дальше от Кришны.
И если мы хотим повернуть вспять, то наш обратный путь должен начаться с горестного признания: бхулийа томаре — Я забыл о Тебе, мой Господь.

Похожие записи