КОГДА СЛЕЗЫ СТАНОВЯТСЯ САДХАНОЙ


17 февраля

КОГДА СЛЕЗЫ СТАНОВЯТСЯ САДХАНОЙ
(по О.Б.Л.Капуру)

Иногда люди думают, что духовная практика должна принести им мир и покой, что садхана должна защитить их от тревог и беспокойств, устранив из их сердца все причиняющие боль желания. Но Рупа Госвами говорит, что садхана должна приводить к бхаве, а одним из признаков бхавы является самуткантха (сам-ут-кан.тх.а_ Б.р.с., 1.3.36) — ненасытная жадность и всепоглощающее страстное желание.

* * *

Около девяноста лет назад во Вриндаване, недалеко от храма Мадана-Мохана жил слепой бабаджи. Никто не знал его настоящего имени, поэтому люди просто называли его Бабаджи из Маданатеры. Рано утром, совершив омовение в Ямуне, он обычно приходил на даршан в храм Мадана-Мохана, а затем уходил в заросли Маданатеры и оставался там до вечера, перебирая в памяти игры Радхи и Кришны и проливая слезы.
Вечером он шел в храм Говиндаджи, разговаривал с Ним и тоже плакал. А на обратном пути он просил подаяние в трех-четырех домах, ел то, что подавали ему люди, и засыпал. Но что бы он ни делал, слезы постоянно лились у него из глаз. От того, что слезы никогда не переставали течь у него из глаз, он скоро ослеп. Однако слепота ничуть не огорчила его. Какой смысл иметь глаза, которыми нельзя увидеть Кришну?
Сорок лет этот бабаджи проплакал во Вриндаване, и жизнь его уже подходила к концу, так же, как и его терпение. Боль разлуки с Кришной становилась все нестерпимее. Иногда он терял сознание и по-многу часов лежал в обмороке на земле среди деревьев. Никто не заботился о нем. Никому не было до него никакого дела. И только крики павлинов выводили его из забытья.
Но когда боль разлуки становится нестерпимой для бхакты, она начинает жечь сердце Бхагавана. Радха и Кришна больше не могли прятаться от него. Однажды утром, гуляя по Вриндавану, Они пришли на Маданатеру, к дереву, под которым плакал бабаджи.
Обращаясь к Кришне, Радха сказала: «Дорогой, этот бабаджи все время плачет. Почему бы Тебе его не развеселить?»
Кришна подошел к бабаджи и сказал: «Эй баба, чего ты плачешь? Кто-то тебя побил? Или тебе чего-то не хватает?» Этот вопрос вывел из себя бедного бабаджи: «Убирайся отсюда!»- закричал он, разъярившись.
— Баба, не плачь. Хочешь, Я принесу тебе роти и немного молока? Только не плачь.
— Пастух, чего Тебе нужно от меня? Иди паси Своих коров. Зачем Ты пришел сюда? Неужели у Тебя нет другого дела? — сердито произнес бабаджи и отвернулся от Кришны.
Понурившись, Кришна вернулся к Радхе и сказал: «Баба не хочет слушать Меня, он только плачет и плачет».
Радха рассмеялась: «Ничего у Тебя не получилось. А теперь смотри, как Я развеселю его».
Она подбежала к бабаджи и сказала: «Бабаджи, ты чего плачешь? От тебя что, жена ушла?» Бабаджи от неожиданности стал смеяться: «Лали, у меня никогда не было жены».
— У тебя никогда не было жены? Так ты поэтому плачешь? Бедный! — сочувственно сказала Радха.
— Нет, лали, — снова погрустнев, сказал Бабаджи. — Я плачу не поэтому. Я плачу потому, что Те, кто мне дорог, забыли обо мне».
— Кто же они? — Лали, тебе этого не понять. Один из Них — бессердечный сын Нанды, Он вечно водит за нос тех, кто любит Его, и всегда прячется от них. А другая, лали, Ее зовут Радхой. Она тоже стала бессердечной. Видно, дружба с сыном Нанды сделала жестокой и Ее.
Эти слова больно ранили Радху: «Это Я бессердечная?» — хотела было возмутиться Она, но сдержалась.
— Бабаджи, Меня тоже зовут Радха. Скажи Мне, чего ты хочешь?
— Что ответить Тебе, лали? Я ничего не хочу, кроме того, чтобы увидеть Их.
— Эй баба, какой же ты смешной. Даже если бы Они Сами пришли к тебе, как бы ты Их увидел? Ведь ты же слепой!
— Ты Сама смешная. Неужели Ты не знаешь, что стоит Им коснуться моих глаз Своими руками, как зрение тотчас вернется ко мне?
— Посмотрим, — сказала Радха и дотронулась рукой до его левого глаза, а Кришна положил ладонь на правый. В тот же миг слепой бабаджи прозрел.
Перед ним стояли Радха и Кришна, которым поклонялся всю жизнь. Их нестерпимая, ослепительная красота была сродни желанию, долгие годы жившему в его сердце. Но это продолжалось всего лишь мгновение, потому что в следующее мгновение бабаджи потерял сознание. Всю ночь он пролежал в обмороке, а наутро люди, которые обходили Вриндаван, нашли его тело, не подававшее признаков жизни. Узнав его, они принесли его в храм Мадана-Мохана. Госвами, ухаживавший за Божествами
Мадана-Мохана, догадался о том, что с ним случилось. Он и несколько других обитателей храма устроили киртан над бабаджи. Звуки киртана постепенно привели его в чувство.
Госвами отвел пришедшего в себя Бабаджи в сторону, принес ему поесть, а затем спросил, что стало причиной его обморока. Прозревший бабаджи запинаясь и рыдая стал рассказывать, что с ним случилось. Его заветное желание наконец исполнилось, но слезы так и не перестали литься у него из глаз. Наоборот, после короткой встречи боль разлуки с Кришной и Радхой стала еще нестерпимее. Не в силах вынести ее, он вскоре оставил свое бренное тело для того, чтобы снова встретиться с Ними в запредельном Вриндаване в своем духовном теле.
Готовы ли мы проплакать сорок долгих лет? Но такова цена за даршан Кришны и Радхи. Их тела состоят не из плоти и крови, а из любви, и увидеть их можно только глазами любви. Но в нечистом сердце не находится места для любви. Оно слишком занято суетой и самолюбованием.
Мы постоянно смотримся в пыльное зеркало своего ума, любуясь собственным отражением в нем. И только когда вся пыль с него будет стерта, мы сможем разглядеть в нем божественный образ Радхи и Кришны. В какой-то момент слезы разлуки должны стать нашей садханой, чтобы смыть грязь последних грехов и оскорблений с нашего запылившегося сердца.

* * *

anamram asita-bhruvor upacitam aksina-paksmankuresv
  alolam anuraginor nayanayor ardram mrdau jalpite
atamram adharamrte madakalam amlana-vansi-svanesv
  asaste mama locanam vraja-sisor murtim jagan-mohinim

«Глаза мои жадно ищут повсюду любимое дитя Враджа, чьи темные брови изогнуты, как лук, а лучистые ресницы густы и пушисты, чьи глаза никогда не стоят на месте, проливая милость на тех, кто привязан к Нему, чьи речи нежны, как шепот ручья, чьи медно-красные губы источают нектар. Он играет на флейте, и бархатно-чистый звук этой чудной флейты завораживает весь мир». (Кришна-карнамрита, 1.54, Б.р.с., 1.3.37)

Глаза мои покоя не находят,
Ища повсюду мальчика с рожком.
По Враджу босиком тот мальчик ходит,
Пасет коров и хороводы водит,
И ждет меня, но я с Ним не знаком.
Любимец Враджа, как к Тебе дорогу
Найти мне, чтоб не заплутать в пути?
Под Богом я хожу, и только Богу
Под силу разогнать мою тревогу:
Явив Себя, спасенного спасти.

Похожие записи