ЕЩЕ РАЗ О СМИРЕНИИ


13 апреля

ЕЩЕ РАЗ О СМИРЕНИИ

Мне пришло письмо. Шрила Прабхупада во сне дал посвящение автору письма и благословил стать следующим звеном в цепи парампары. Письмо призывало одуматься и пока не поздно признать свои ошибки.

Признаю… моя главная ошибка заключается в том, что я снова и снова корчу из себя учителя. Учителей много, мало учеников. Стать
учителем может каждый. Мало учеников. Мы пришли в школу Махапрабху, где Сам Кришна, чтобы научиться науке любви, стал послушным учеником Шримати Радхарани. Главный учитель в этой школе за всю свою жизнь не принял ни одного ученика. Мы пришли в эту школу, чтобы разучиться быть учителем и научиться быть учеником.
Снова и снова я забываю о том, что перед Шри Кришной мне нужен Заступник и Покровитель, живой учитель, чьи стопы я буду омывать в своем сердце три раза в день, учитель, в отношениях с которым я смогу развить то главное, без чего немыслима духовная жизнь — смирение и терпение. Когда у Шрилы Прабхупады спросили, почему в «Шикшаштаке» Шри Чайтанья Махапрабху ничего не говорит о духовном учителе, он удивленно поднял брови и сказал: «Как не говорит? А тринад апи суничена…»
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит в «Учении Шри Чайтаньи»:
«Тот, кто горит желанием получить Святое имя Господа, обязан стать смиренне травинки. Человек не обратится с мольбой о помощи к другому до тех пор, пока не осознает собственную ничтожность. Моля других о помощи, мы ощущаем собственную беспомощность. Шри Гаурасундар велел нам призывать имя Господа, это значит, что Он велел нам призвать Господа на помощь. И Он же сказал нам, что, призывая имя Господа, мы должны стать смиреннее травинки. Если мы призываем Господа, чтобы превратить Его в собственного слугу, или надеемся на то, что Он сделает какую-то работу за нас, мы не сможем ощущать себя смиреннее травинки. Внеше смирение проявляется не в приниженности, не в навязчивом стремлении выглядеть смиренне травинки.
Показное смирение — это притворство и лицемерие. Властный зов, на который обычно откликаются подчиненные, не достигает слуха Господа. Он Верховный Повелитель, не зависящий ни от кого, совершенный и самосущий Владыка, и потому Он не находится ни в чьем подчинении. Поэтому стремящийся к Нему должен утвердиться в непритворном смирении. До тех пор, пока мы этого не сделаем, наши молитвы не достигнут слуха Господа.
Есть и другое условие. Прежде всего нужно стать смиреннее травинки. Но нужно также обрести и терпеливость. Нетерпеливый человек не сможет призвать Господа так, чтобы Он его услышал. Нетерпеливость появляется у того, кто алчет чего-то для себя. Алчность противоположна смирению. У нас должна быть непоколебимая вера в Бога. Нужно верить в Его щедрость и неиссякаемость. Тот, кто призывает Его, ни в чем не нуждается. И если мы свято верим в это, наше терпение будет по заслугам вознаграждено. С другой стороны, если мы жаждем чего-то, если наше нетерпение делает нас непоследовательными в своей вере, если мы тайком лелеем планы обрести что-то в результате собственных усилий, мы выходим из состояния, в котором наши молитвы могут быть услышаны Богом. Молитва к Богу также невозможна, если человек поглощен только попытками избавиться от иллюзии самообмана.
Часто мы полагаем, что молимся Богу и прославляем Его только из врожденного великодушия, что вполне могли бы обойтись без этого и заниматься любой другой деятельностью. Это тоже выдает в нас недостаток терпения. Чтобы избавиться от такой склонности, нам нужен Покровитель и Заступник. Заступник нужен нам для того, чтобы оградить нас от перспективы лишиться непритворного смирения, заставляющего нас ощущать себя ниже травы. Тхакур Нароттам говорил: «Кришна никогда не отворачивается от того, кто служит, обретя защиту и покровительство. Все остальные проживают свою жизнь напрасно».
Я восхищаюсь отчаянной смелости последователей учения ритвиков. Храбрость всех тех, кто считает, что им не нужен живой учитель, приводит меня в изумление и восторг. Но перед глазами у меня стоит нищий санньяси, который ходит по битком забитым вагонам поездов третьего класса и предлагает пассажирам за гроши напечатанный им самим журнал о Боге. Он уже немолод, у него нет никаких средств к существованию, и единственным его богатством являются слова его учителя: «Как только у тебя появятся деньги, печатай книги». Выполняя этот наказ, он предлагает равнодушным людям плохо напечатанные журналы, а за спиной у него богини Терпения и Смирения. Где бы я был сейчас, если бы не этот санньяси?
Про себя я знаю, что демон Кеши по-прежнему торжествующим ржанием оглашает просторы моего сердца. Иногда это ржание эхом отдается в моем благодарном уме, а иногда вырываeтся из моего рта в виде поучений и проповедей. Это самый последний демон из тех, кого Кришна убивает во Врадже. Пока Кришна не убил его, и я точно знаю, что рано или поздно этот демон растопчет меня, если у меня не будет Заступника и Покровителя, который каждым своим дыханием будет учить меня терпению и смирению.

Похожие записи