КАЛЕЙДОСКОП МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА


15 мая

КАЛЕЙДОСКОП МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА

Этот мир можно сравнить с детским калейдоскопом. Многообразные, постоянно меняющиеся проявления майи на первый взгляд кажутся такими привлекательными, что от них невозможно оторвать глаз, подобно узорам появляющимся в окошечке калейдоскопа.

 


Каждый узор кажется уникальным и неповторимо прекрасным. Ребенок готов часами любоваться этими узорами и их загадочной и прекрасной симметрией. Интересно, почему симметрия так завораживает? Видимо потому, что она подразумевает некий закон, порядок, которого инстинктивно ищет наше сознание. Другая особенность калейдоскопа, которая делает его таким притягательным, — это динамичность: узоры меняются один за другим, и стоит глазу устать от одного, как он может отдохнуть на другом, потом на третьем, четвертом, и т.д. Беда только в том, что ни один узор невозможно вернуть назад, даже если захочешь. Но в конце концов человек привыкает и к этому.
Но разум, данный человеку, не может довольствоваться только созерцанием. Одного чувствования мало, ибо человеческий разум запрограммирован на поиск причины. В конце концов, поиск причины — это поиск Бога, конечной причины всех причин. Увы, далеко не все доходят в своих поисках до конца. Но не дойти до конца — значит обречь себя на разочарование. Плененный красотой калейдоскопа, рано или поздно ребенок решает посмотреть, что же там внутри. Я до сих пор помню, как горько я плакал над распотрошенным калейдоскопом, не в силах поверить, что от волшебной красоты остались всего несколько жалких осколков цветного стекла. Я плакал, потому что это открытие зародило в моей душе сомнение: а вдруг вся красота этого мира — такой же оптический обман?
Нет ничего труднее, чем отказываться от иллюзий.
Философия санкхьи безжалостно потрошит калейдоскоп материального мира. Господь Капила препарирует бесконечно привлекательный и постоянно меняющийся мир майи, раскладывая его на несколько элементарных начал. (Интересно, почему он рассказывает об этом именно женщине? Не потому ли, что женщинам труднее разоравать нерациональную привязанность к иллюзорным вещам?) От завораживающей красоты материального мира остается лишь несколько осколков цветного стекла, которые с помощью изощренной системы симметричных зеркал складываются в гармоничную картину. Философия санкхьи атеиста-Капилы останавливается на этом. Есть пракрити и пуруша, пристально созерцающий ее. Вместе с разложением этого мира на элементы плененный дух (пуруша) освобождается из плена и воспаряет, или, как говорится в «Санкхья-карике»: «Знаток двадцати пяти начал, где бы он ни находился, по какому бы пути ни следовал, будь он со спутанными волосами, бритый или с шикхой — непременно освободится, в том нет сомнения».
Но, даже воспаряя, пленный дух рыдает над тем, что его лишили красоты и тайны, как некогда плакал я, лишенный тайны калейдоскопа, и как потом опять плакал над первой разрезанной крысой, лишенный тайны жизни. (Похоже, что мой разрыв с наукой начался не тогда, а гораздо раньше: с детских слез, пролитых над калейдоскопом, — что-то в глубине моего сердца всегда говорило мне: тайну красоты и жизни невозможно до конца постичь с помощью простого потрошения). Но Господь Капила в «Шримад-Бхагаватам» утешает нас: в конце концов за иллюзорной красотой стоит подлинная красота — Бог, вечный и неистощимый источник всей красоты. За нашей ложной привязанностью к преходящей красоте стоит подлинная потребность души всегда быть связанной с источником красоты. Да, привязанность к ложной красоте порабощает, но привязанность к истинной — освобождает. Освобождение, по атеисту-Капиле, — это освобожение в ваккуме, где царит абсолютный холод. Освобождение, по Девахути-путре Капиле, — это освобождение во Вриндаване, где всегда светит солнце Кришны. Поэтому Шрила Прабхупада пишет, что чистый преданный всегда хочет находиться в атмосфере вриндаванской красоты Кришны (Шримад-Бхагаватам, 6.12.22).
Спасибо, Шрила Прабхупада. Я всегда верил в то, что «мир спасет красота», но никогда не знал, где мир сможет ее найти. Теперь знаю.

Похожие записи