ГНЕВ


17 мая

ГНЕВ

В комментарии к десятому стиху четвертой главы «Гиты» Шрила Прабхупада объясняет причину возникновения атеизма и буддийской философии пустоты. Это раздражение и неверие, приходящие к человеку, которого спутали и сбили с толку всевозможные теории, без конца спорящие между собой религии и секты:

 


«Многие люди вообще не верят в существование духовной реальности. Сбитые с толку обилием противоречивых философских теорий и воззрений, они от досады и гнева
приходят к глупому выводу о том, что высшей причины бытия просто не существует что все в конечном счете есть пустота». Об этой психологической реакции говорит также Сократ в платоновском диалоге «Федон». Он приводит любопытную аналогию:
— Какой опасности? — спросил я — Чтобы нам не сделаться ненавистниками всякого слова, как иные становятся человеконенавистниками, ибо нет большей беды, чем ненависть к слову.(!) Рождается она таким же точно образом, как и
человеконенавистничество. А им мы проникаемся, если сперва горячо и без всякого разбора доверяем кому-нибудь и считаем его человеком совершенно честным, здравым и надежным, но в скором времени обнаруживаем, что он неверный, ненадежный и еще того хуже. Кто испытает это неоднократно, в особенности по вине тех, кого считал своими близкими друзьями, тот в конце концов от частых обид ненавидит уже всех подряд и ни в одном не видит ничего здравого и честного.
… Точно так же, если какое-нибудь расссуждение или концепция изменит человеку и окажется ложной, он в конце концов разочаровывается во всех теориях и концепциях и начинает считать, что все они ложные.
Если проанализировать аналогию Сократа, можно прийти к любопытному выводу: атеизм — это всего лишь неизбежное следствие слишком сильного акцента на необходимости слепой веры, в чем, что греха таить, повинны многие религии. Спаси нас, Господи, от слепой веры, чтобы нам снова не превратиться в атеистов!

Похожие записи