УРОК ПО НЕКТАРУ ПРЕДАННОСТИ


 

28 мая

УРОК ПО НЕКТАРУ ПРЕДАННОСТИ
ПРИНЦИПЫ ВАЙДХИ-САДХАНА-БХАКТИ

Различие между «Бхакти-расамрита-синдху» и «Хари-бхакти-виласой».

С шестой главы «Нектара преданности» начинается систематическое описание садхана-бхакти. Оно составляет основную часть Второй волны Восточной части «Бхакти-расамрита-синдху» (начиная с семьдесят второго стиха).

 

 


Шрила Прабхупада начинает эту главу с объяснения того, чем «Хари-бхакти-виласа»отличается от «Бхакти-расамрита-синдху». В Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами перечисляет основные принципы, не вдаваясь в детали, тогда как Шрила Санатана Госвами описывает мельчайшие подробности ритуала. Цель Рупы Госвами — передать внутреннее настроение и закрепить основные принципы практики бхакти-йоги. Цель Санатаны Госвами — описать технику.

Проиллюстрируем это несколькими цитатами из главы «Хари-бхакти-виласы», описывающей технику повторение матры на четках. Тридцать четвертый принцип «Бхакти-расамрита-синдху» гласит: джапах. Рупа Госвами ограничивается тем, что приводит цитату из Падма-пураны: «Тот, кто читает мантру кршнайа намах на четках, может достичь любых целей в жизни. Повторение мантры на четках может привести в рай или даровать освобождение» (Брс, 1.2.150). Санатана Госвами объясняет:

HARI BHAKI VILASA 17/73 VARAHA PURANA

«Четки, состоящие из 108 бусинок — самые лучшие. Те, что состоят из 50 бусинок — среднего качества. Четки из 20 бусинок — низшего качества».

(HARI BHAKTI VILASA 17/112 NARADA PANCATATRA)

«Четки из туласи исполняют любые желания во всех сферах жизни».

(HARI BHAKTI VILASA 17/114,115 SIVAGAMA)

«Поместив четки на среднюю фалангу безымянного пальца, нужно начать тихо повторять святое имя. Ни в коем случае нельзя повторять мантру на указательном пальце. Бусинки должны перебираться на себя. Дорогая жена, нельзя перескакивать через голову главной бусинки. Тот, кто делает это, не получает никакой пользы от повторения джапы».

(HARI BHAKTI VILASA 17/116 SIVA AGAMA)

«Джапу нужно повторять, пользуясь большим пальцем. Если большой палец не задействован, повторение джап не принесет никакого блага».

(HARI BHAKTI VILASA 17/124 GAUTAMIYA)

«Четок нельзя касаться левой рукой или ронять их».

(HARI BHAKTI VILASA 17/132 VYASA SMRATI)

«Джапа не приносит никакого результата, если человек, повторяющий ее, находится в оскверненном состоянии, если его руки грязные, если он обнажен или если его голова накрыта. Джапа также не приносит блага, если человек разговаривает, повторяя ее».

VADANNA GACCHANNA SVAPANNA ANYAT KIMAPI SANSMARAN
NA KSUT JRAMBHANA HIKKADI VIKALIKRTA MANASAH
MANTRA SIDDHIM AVPNOTI TASMAD YATNA PARO BHAVET

(HARI BHAKTI VILASA 17/133 NARADA PANCARATRA)

«Если человек, повторяющий джапу, разговаривает, ходит, спит или думает о чем-то постороннем, если он испытывает голод, потягивается или икает или если он находится в возбужденном состоянии, то он никогда не смоежт достичь совершенства в повторении святого имени. Поэтому нужно прилагать все силы к тому, чтобы не заниматься всем этим во время повторения джапы».

(HARI BHAKTI VILASA 17/135 VYASA SMRITI)

«Тот, кто читает джапу, держа четки кончиками пальцев, тот, кто перескакивает через главную бусинку или читате джапу, не считая прочитанных кругов, читает джапу напрасно — его усилия не принесут никаких плодов».

(HARI BHAKTI VILASA 17/139, 140 MANTRARANA)

«Джапу запрещается читать, сидя на полу без подстилки, лежа, на ходу, стоя, по пути куда-то, в нечистых местах, таких как крематории (местах, где обитает Господь Шива,) или в темных местах. Джапу не следует читать с обувью на ногах, в машине, в полудреме, с вытянутыми ногами и на нечистом сидении».

ТРИ АСПЕКТА РИТУАЛА

Есть люди, склонные к ритуалам, а есть те, кого любой ритуал отпугивает. Первые будут в восторге от мельчайших деталей, описанных в Хбв, и постараются дотошно следовать им в своей практике. Вторых все эти детали могут только отпугнуть и привести в уныние. И те, и другие неправы. Рупа Госвами говрит об этом в «Упадешамрите»: нийамааграха.

Любой ритуал имеет три аспекта: техника выполнения, цель и настроение, в котором его нужно выполнять. Стоит нам упустить из виду любой из них, и наши действия потеряют всякий смысл. Если мы сосредотачиваемся на деталях техники, забывая о цели, то наша деятельность превращается в самоцель (нийама-ааграха) и становится бессмысленной. Это беда традиционных религий, в которых правильность соблюдения ритуала очень часто заслоняет его смысл. Если мы, сосредоточившись на цели и пытаясь поскорей достичь ее, пренебрегаем тщательным исполнением садханы, то деятельность наша тоже ни к чему не приведет (нийама-аграха). Самым трудноуловимым аспектом ритуала, который ставит все на свои места, является настроение, или дух ритуала. Этот аспект очень тесно связан с внутренней мотивацией. Мало следовать всем правилам, мало даже помнить о том, ради чего мы это делаем. Очень важно иметь правильное отношение к тому, что мы делаем.

Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите» (11.55):

mat-karma-krn mat-paramo
mad-bhaktah sanga-varjitah
nirvairah sarva-bhutesu
yah sa mam eti pandava

Мат-карма — это деятельность, посвященная Кришне, в частности, садхана-бхакти (Шрила Прабхупада говорит об этом в комментарии к предыдущему стиху: «Есть великое множество правил и ограничений, и если человек вообще хочет понять Кришну, он обязан следовать правилам, содержащимся в авторитетных писаниях».) Мат-парамах — памятуя о высшей цели, лежащей за пределами этого мира, о Голоке-Вриндаване. Мад-бхактах — став Моим бхактой — то есть занимаясь преданным служением, что подразумевает прежде всего правильную мотивацию и правильное настроение. Два других аспекта, санга-варджитах и нирваирах сарва бхутешу, тоже описывают правильное настроение (см. комментарий Шрилы Прабхупады к стиху 11.55).

Чтобы наша садхана не превращалась в механический ритуал, нужно всегда помнить о высшей цели и одновременно с этим следить за тем, чтобы наше отношение к тому, что мы делаем, оставалось правильным. Механическое исполнение садханы в лучшем случае приведет к механическому накоплению сукрити, но не приблизит к цели садханы — бхаве.

Машинальность исполнения, которая приходит, когда мы забываем о цели и утрачиваем свежесть восприятия, — главная опасность, подстерегающая человека на пути вайдхи-садханы. Поэтому Рупа Госвами, прежде чем приступить к описанию садханы, оговаривается, что не будет вдаваться в технические детали — для него важнее связать каждую из анг садхана-бхакти с целью, к которой она должна привести, и вселить в садхаков необходимый энтузиазм. В конечном счете все эти анги садхана-бхакти должны пробудить в человеке дремлюцие в нем чувства к Верховной Личности Бога, и эта цель никогда не должна уходить из виду.

Бхактивинод Тхакур пишет в Шри Чайтанья-шикшамрите: «Есть много вайдхи-бхакт, которые не пытаются обрести духовные эмоции, но при этом жалуются на то, что у них этих эмоций нет. Есть также много последователей варнашрама-дхармы, которые привязаны только к исполнению правил варнашрамы и не придают значения чувствам и любви к Богу. Все это является препятствием на их духовном пути». (Шри Ч-ш, 3.1)

СКЛОННОСТЬ К САДХАНЕ

Энтузиазм к бхакти-садхане не является чем-то внешним в отличие от искусственно вызванного материального энтузиазма, которому рано или поздно приходит конец, поскольку склонность к бхакти-садхане изначально заложена в человеке и отвечает его глубинной природе, тогда как ритуализм карма-садханы и желание освобождения в рамках гьяна-садханы противоестественны и надуманны. Утрата энтузиазма — признак того, что мы что-то делаем неправильно.

Подтверждением тому — слова Господа Капилы из 3 Песни Шримад-Бхагаватам (25.32):

devanam guna-linganam
anusravika karmanam
sattva evaika-manaso
vrttih svabhaviki tu ya
animitta bhagavati
bhaktih siddher gariyasi

Смысл этого стиха в том, что чувства человека, будучи олицетворением полубогов (деванам гуна-линганам), по природе склонны следовать принципам священных писаний, то есть вайдхи-садхане (анушравика-карманам), а ум, будучи олицетворением Верховного Господа, имеет естественную (свабхавики) склонность (вритти) бескорыстно служить Господу. Поэтому путь бхакти лучше и естественнее, чем путь гьяны или кармы.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САДХАНЫ

Оставшуюся часть шестой главы «Нектара преданности» занимает перечисление шестидесяти четырех анг садхана-бхакти. Мы же дадим классификацию этим элементам садханы, опираясь на слова Бхактивиноды Тхакура в Шри Чайтанья-шикшамрите и Джайва-дхарме.

Ключевым словом в определении всех форм бхакти является кршна-анушиланам. Это сварупа-лакшана чистого преданного служения. Одно из значений слова анушиланам, как уже говорилось, — это «сознательные усилия». Главным объектом приложения усилий бхакты становится Бхагаван. Все остальное отходит на второй план.

В Шри Чайтанья-шикшамрите (3.2) Бхактивинода Тхакур классифицирует 64 главных анги садхана-бхакти в соответствии с тем, какие услилия мы прилагаем. Он делит все анги на пять категорий: 1) усилия, связанные с телом; 2) усилия, связанные с умом; 3) усилия, связанные с душой; 4) услилия, связанные с природой (материей); 5) усилия, связанные с обществом. Каждая из этих категорий делится на несколько подкатегорий.
Так, например, усилия, связанные с телом, то есть с внешними органами чувств, классифицируются на усилия, в которых задействованы 1) слух; 2) речь; 3) обоняние; 4) зрение; 5) осязание; 6) вкус; 7) все члены тела в совокупности.
Анги садханы, задействующие ум в служении Кришне, это: 1) памятование; 2) медитация; 3) предание себя на волю Кришны; 4) дасьям (осознание себя слугой Бога); 5) вопрошание. Каждая из этих подкатегорий, в свою очередь, делится еще на несколько субкатегорий. Таким образом все многообразие человеческой деятельности укладывается в широкую картину преданного служения и позволяет садхаке каждое свое действие связать с Кришной.
Такая классификация дает возможность очень ясно понять, чем садхана-бхакти отличается от так называемой религии. Конвенционные религии этого мира — довесок к обычной жизни человека, в лучшем случае часть его жизни, одна из многих сфер его деятельности. Садхана-бхакти стирает границу между религией и жизнью. Вся наша жизнь, каждое дыхание человека превращается в духовный акт. приближающий нас к Богу.

Останавливаясь подробно на каждом аспекте садханы, мы будем иногда прибегать к этой классификации.

Более традиционная форма классификации всех 64 анг бхакти приводится в 19 главе Джайва-дхармы. В этой главе Бхактивинода Тхакур берет за основу классификации слова Прахлады Махараджи из Седьмой Песни Шримад-Бхагаватам (5.23):

sravanam kirtanam visnoh
smaranam pada-sevanam
arcanam vandanam dasyam
sakhyam atma-nivedanam

В этом стихе перечислены девять главных форм бхакти (нава-видха-бхакти): слушание, повторение (прославление), памятование, вознесение молитв, служение лотосным стопам Господа, поклонение арча-виграхе Господа, дружба с Господом и полное предание себя на волю Господа.
Бхактивинода Тхакур объясняет, что три первых формы бхакти: шраванам, киртанам и смаранам — главные. Все прочие виды бхакти так или иначе включены в первые три. А из этих трех самым важным и могущественным является киртанам, потому что шраванам и смаранам включены в него.

Пада-севанам — это осознание своей непригодности, своей неспособности служить Шри Кришне, воплощению вечности, знания и блаженства. Эта анга включает в себя созерцание Божества, прикосновение к Божеству, обход вокруг Божества, паломничество по святым местам, таким как Ганга, Матхура, Джаганнатха Пури, Дварака и проч., а также служение вайшнавам и Шри Туласи. Арчана включает в себя посвящение у духовного учителя в Кришна-мантру и регламентированное множеством правил служение Божеству, которое помогает человеку перестать отождествлять себя с материей. В арчану также входит соблюдение Джанмаштами, поста на Карттику, соблюдение поста на Экадаши, омовение в месяц Магха и проч. Ванданам, вознесение молитв, входит в пада-севанам и киртанам. Принесение поклонов также включается в ванданам. Дасьям — это принесение в жертву своего ложного эго, которое заставляет нас считать себя господами, а не слугами. Эта анга бхакти также подразумевает принесение поклонов, вознесение молитв, исполнение приказов и другие формы служения. Сакхьям — дружба с Господом — становится доступной только на высшей ступение преданного служения, а атма-ниведанам подразумевает полное посвящение себя деятельности, так или иначе связанной со служением Господу. Таким образом эти девять анг включают в себя все 64 анги, перечисленные Шрилой Рупой Госвами.

Первые двадцать анг — предварительные правила, открываюцие человеку врата в царство бхакти. Затем идет перечисление анг, связанных с поклонением Божеству, и завершается этот список пятью самыми могущественными формами преданного служения: соприкосновения с любым из них достаточно для того, чтобы возвысить человека до уровня бхава-бхакти.

Похожие записи