ЛЮБОВЬ К СЕБЕ ВСЕГДА ЛЖИВА


22 июля

ЛЮБОВЬ К СЕБЕ ВСЕГДА ЛЖИВА

Объясняя седьмой стих шестнадцатой главы «Бхагавад-гиты», Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что люди, слишком привязанные к собственному телу, не способны быть правдивыми. Любовь к себе всегда лжива, даже когда она цитирует священные писания.

 


* * *

История эта произошла в лесу Маймиша. В том лесу жил ученый брахман со своей женой. Жили они просто и счастливо. Единственное, что омрачало их счастье — это отсутсвие детей. В конце концов, после долгих мук, покаяний и молитв у брахмана родился сын, в котором и мать, и отец не чаяли души. Однако недолго длилась их радость: не прожив и трех лет, он умер. Горю его родителей не было конца. Они принесли его маленькое, нежное тельце в крематорий и стали громко оплакивать его кончину.
На их стенания прилетел старый Стервятник. Усевшись на ветке дерева, он стал поучать брахмана: «Глупые люди, зачем вы оплакиваете ваше дитя? Плачем не вернуть из мира мертвых. Весь мир состоит из счастья и горя. За разлукой следует встреча, а за встречей — разлука. Те, кто оплакивают ушедших, сами очень скоро станут добычей смерти. Когда отведенный нам срок жизни истечет, никакие слезы не помогут нам продлить его. Таков удел всех живых существ. Время неумолимо. Все то, что появилось на свет, умрет, а все то, что умирает, родится снова. Кто может вернуть жизнь мертвому, попавшему в руки повелителя смерти? Отправляйтесь домой и забудьте о своем ребенке».
Горе брахмана и его жены немного утихло, слова эти возвратили им жизнь. Выслушав совет мудрого Стервятника, они решили последовать ему и уже повернулись, чтобы уйти, но на выходе из крематория их поджидал Шакал, который стал упрекать их: «Вместо сердца у вас камень. Неужели у вас не осталось никакой любви к сыну? Солнце пока еще светит на небе. Отдайтесь своей скорби. Кто знает, может быть сын ваш услышит ваши мольбы и вернется к жизни? Даже птицы и звери оплакивают своих детей. Проливайте свои слезы и не спускайте глаз со своего любимого дитя, чтобы запечатлеть его образ в своем сердце. Что на свете дороже любви? Побудьте еще со своим дорогим сыном».
Эти речи снова заставили плакать брахмана. Ноги сами собой повернулись назад и снова он оказался подле тельца сына. Жена, не перестававшая плакать, подошла к телу и положила голову мальчика к себе на колени.
Стервятник по-прежнему сидел на том же дереве: «Зачем вы вернулись? Какой смысл слушать глупого, бессердечного шакала? Ради чего вы оплакиваете этот бурдюк, состояший из земли, воды, воздуха, огня и эфира? В нем нет души и он неподвижен, как бревно. Почему вы не оплакиваете себя и свое невежество? Предаетесь ли вы аскезе, которая очистит вас от грехов? Готовы ли вы к последнему испытанию? Кому нужны ваши слезы? Смерть рождается вместе с нами. Сыновья, богатство, золото — результат наших аскетическиъ подвигов и суровых покаяний. Достаточно ли у вас праведных заслуг, чтобы быть счастливыми в следующей жизни? Что толку оплакивать мертвецов? Всемогущее время повелевает всем. Все обречены на смерть: и самоуверенные юноши, и беспомощные младенцы и умудренные опытом старики».
Они было повернули назад, но не тут-то было: Шакал уже поджидал их: «Не возвращайтесь домой до захода солнце. Все труды наши бывают вознаграждены. напрасно ничего не проходит. Кто знает, может быть, сын ваш вернется к жизни? Оставайтесь здесь до захода солнца».
Стервятник: «Мне уже тысячу и один год, и до сих пор я не видел, чтобы кто-нибудь оживал в этом мире. Срок жизни отмерен. Оставьте тело своего ребенка. Душа распростилась с ним навсегда и, может быть, уже вошла в новое тело».
Опять брахман и его жена хотели повернуть назад, но тут снова вмешался Шакал: «Кришна вернул к жизни сыновей Деваки. Арджуне удалось вернуть брахману его сыновей. Баларама с Кришной оживили мертвого сына своего учителя. Сын Махараджи Шеветы тоже умер до срока, но отцу удалось вернуть мальчика к жизни. Кто знает, может быть, какой-нибудь мудрец или йог услышит ваши причитания и, сжалившись над вами, исполнит ваше желание? Оставайтесь здесь до захода. Только малодушные теряют надежду».
Так спорили между собой Шакал и Стервятник, соревнуясь в том, кто из них лучше знает шастры, пока незримый свидетель этого спора, вечно обитающий в крематориях Господь Шива не сжалился над невинным брахманом и не оживил мальчика. Брахман обрадовался, а Шакал со Стервятником справедливо возмутились: вся их проповедь пропала зря. Оба хотели полакомиться плотью младенца. Стервятник ждал, когда же его родители, наконец, уйдут, а Шакал боялся, что если родители уйдут до захода солнца, то ему ничего не достанется — все съест Стервятник.

* * *

Говорят, что никто не знает священных писаний лучше, чем Сатана. В следующий раз, когда ум ваш начнет лихорадочно цитировать шастры, прежде чем следовать его совету, подумайте сначала, что движет вами, и постарайтесь не забыть в этот миг, что любовь к себе всегда лжива, даже когда она цитирует священные писания.

Похожие записи