22 августа 2014 г.


Шрила Прабхупада в лекции по Чайтанья-чаритамрите, Мадхья 20.100-108 объясняет причину того, почему люди не ищут учителя – они просто не осознают, что страдают. Их сознание не развилось до такой степени, чтобы осознать страдания, которым мы постоянно подвергаемся. Люди изумятся и скажут, что это неправда, потому что каждый человек иногда ощущает боль и страдает.

Но суть не в том, чтобы иногда осознавать, что мы страдаем. Суть в том, чтобы понять, что мы страдаем всегда. Пока мы находимся в этом теле, тройственные страдания являются фоном нашего существования. Животные неспособны понять это никак, а человек, подобный животным, хотя и может понять это, отказывается понимать и принимать этот факт. Он уговаривает себя и всякими способами внушает себе, что у него все хорошо. I am OK! Лишь когда страдания достигают определенного порога, разного у разных людей, он признается себе в том, что страдает. Поэтому никто не ищет решения своих проблем, как никто не идет к врачу, пока не поймет, что болеет.

Поразительный факт этого мира заключается в том, что больны абсолютно все, но мало кто признается себе в этом. Всем кажется, что они здоровы. Чтобы найти в себе смелость и признаться в том, что мы больны, нужно смирение. В чем причина того, что человек не признается себе в этом? Очень просто – все слишком привязаны к своим страданиям. В этом беда всех людей. Свинья никогда не поймет, что страдает, когда с удовольствием поглощает чужие испражнения, потому что слишком привязана к ним. Это проблема эго – свинья полностью отождествила себя со своим телом, и все, что относится к телу свиньи, стало, по определению, источником наслаждений для нее. Мы мало чем отличаемся от этих свиней в хлеву Цирцеи –майи. Совсем недавно я видел, как преданный, с которым я разговаривал, упорно отказывался признаваться в том, что страдает. Было физически больно видеть его страдания, но сам он был слишком привязан к мучительной роли жертвы, которую навязало ему его собственное больное эго, чтобы хотя бы признаться себе в том, что он страдает. Просто чуть-чуть отойти от своего эго и увидеть мучения, которые оно причиняет, для него было невозможно. «Пусть это страдания, но это мои страдания. На самом деле я вовсе не страдаю. Никакая я не жертва! Нет!», — с гримасой муки, плохо спрятанной за деланой улыбкой, снова и снова выдавливал он из себя. Когда спутники Одиссея были превращены волшебницей Цирцеей в свиней, его самого спас Гермес, олицетворяющий высший, интроспективный разум, или духовного учителя. Это можно понять. Непонятно, как потом Одиссей уговорил Цирцею вернуть его спутникам человеческий облик. Они сами явно этого не хотели – просто не могли хотеть. Получается, что она сделала это против их воли. На самом деле спасти нас из нашего свинского состояния может только сострадание другого человека, которое заставляет майю отступить от нас даже тогда, когда мы сами этого не хотим.

Похожие записи