… Плоды твоего труда никогда не зависят только от твоей деятельности


Кришна говорит в Гите: карманй эва ‘дхикарас те ма пхалешу кадачана. «У тебя есть право трудиться, но плоды твоего труда никогда не зависят только от твоей деятельности». Адхикара на санскрите означает «юрисдикция, власть». Кришна подчеркивает, что наша власть или свобода, сфера нашего влияния распространяется только на деятельность как таковую.

 

Мы можем действовать, хорошо или плохо, в соответствии с писаниями или вопреки им. Но наша свобода или власть никогда не распространяется на плоды нашего труда. Иначе говоря, как бы мы ни действовали, никто и никогда не сможет дать нам никаких гарантий. Право давать или не давать нам плоды нашего труда принадлежит не людям, но высшей силе, судьбе, Провидению, материальной природе – как ее ни назови. Беда в том, что современные люди сосредоточены не на деятельности как таковой (из-за хаотического состояния, в котором пребывает наше общество, большая часть людей делает не то, что любит и может делать), но на ее плодах, и не могут смириться с тем, что не имеют права претендовать на плоды.

Вся суть современной западной цивилизации (особенно начиная с Эпохи Просвещения), весь ее пафос сводится к тому, чтобы сделать предсказуемыми плоды нашего труда, чтобы отобрать право давать или не давать нам плоды у материальной природы. «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». Эти слова Мичурина можно поставить эпиграфом (или эпитафией?) ко всей печальной истории нашей богоборческой цивилизации. Одно материальное изобретение за другим должны обеспечить нам контроль над упрямой природой или судьбой, но чем отчаяннее мы бросаемся на борьбу с природой в попытке отобрать у нее принадлежащее ей право, тем смешнее мы выглядим и тем страшнее и непредсказуемей становятся последствия наших действий. Какой-то остроумный человек переделал крылатую фразу Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, после того, что мы с ней сделали».

Увы, то, что говорит Кришна – не некая относительная истина, которая была справедлива пять тысяч лет назад, и не имеет никакого отношения к нашему времени. Все, что Он говорит, – это вечный закон. Плоды нашего труда никогда не будут полностью зависеть только от нас. И бессмысленные попытки отменить этот вечный закон, увы, далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд.

 

 

Похожие записи