У подножия Говардхана


Сегодня мы сидели у подножия Говардхана. Бхуриджан Прабху рассказывал о том, какими качествами нужно обладать, чтобы забраться на эту самую высокую в мире гору, гору любви. Я оказался там почти случайно (если допустить, что случайности бывают в этом мире), но когда он попросил своих слушателей написать что-то, я тоже стал водить ручкой по бумаге. Вот, что у меня вышло.
 

По дороге на Говардхан А. сказал: «Я не хочу ехать домой, потому что мне там пусто». Фраза эта поразила меня своей правдой. Я стал думать о пустоте, о пустоте людской жизни. На самом деле пустота — обычное состояние «нормального» человека. Чтобы хоть как-то заполнить эту пустоту, люди изобрели телевизоры, наркотики, дискотеки, клубы и рестораны. Посмотреть на людей — все куда-то бегут. Но на самом деле все бегут только от самих себя и от пустоты, разъевшей душу. Крысиные бега, как говорил Шрила Прабхупада.
Некоторые люди настолько измучились, бегая от пустоты, что пустота — самое противоестественное состояние души — начала казаться им благом и заветной целью. Нирвишеша шуньявади… Шрила Прабхупада спас нас от пустоты, которая заполнила нашу жизнь.

Но во Врадже нет пустоты. Находясь здесь, испытываешь потрясающее ощущение полноты жизни, которое невозможно испытать нигде в другом месте. В конце концов, причина пустоты нашей жизни — это субъективное отсутствие Бога. Но здесь Бог зримо, ощутимо, властно присутствует везде. Даже для тех, кто не верит в Него. Куда бы я ни пошел, меня возникает ощущение, будто Он только что был здесь, просто мы с Ним на несколько минут разминулись. Все здесь дышит Им и Его свежие следы видны повсюду.

Гопи постоянно думали о Кришне. Когда Он попросил их сосредоточить на Нем свои помыслы, занимаясь йогой, они только рассмеялись в ответ: «Нам не нужно заставлять себя думать о Тебе. Наша беда в том, что мы не можем перестать о Тебе думать. Не учи нас помнить о Себе. Лучше научи нас, как нам о Тебе забыть». Почему же нам так трудно бывает думать о Кришне (не здесь — здесь это легко)? Потому что как правило наши размышления о Боге лишены плотности, ощутимости, зримости. Они эфемерны, как эфемерна наша постоянно расшатываемая вера. И наоборот, майя, иллюзия, вокруг нас ощутима и плотна. Поэтому мысли наши, наполненные ею, все время возвращаются к ней и убегают от Него.

Выхода из этого положения всего два. Один — приехать сюда, где присутствие Бога может ощутить даже последний идиот. Другой — самый верный — оказаться рядом с тем, для кого Бог перестал быть умозрительной концепцией, а сделался плотной, осязаемой реальностью. Находится рядом с ними — все равно, что оказаться во Вриндаване.

Кришна, пожалуйста, возьми меня к себе. Говардхан, позволь мне навсегда поселиться около твоих склонов. Ниджа никата нивасам дехи Говардхана твам. Без Тебя мне пусто везде. Бедное мое сердце истомилось от сосущей пустоты. Скучает душа моя, мучится, ищет чего-то, тыкается повсюду, как слепой котенок. Но ничто не может заполнить поселившейся в ней пустоты, потому что пустое место оставшееся в сердце, из которого я изгнал Бога, столь бесконечно, как и сам Бог. Ничто конечное не в силах заполнить бесконечную пустоту. Только Кришна. Кто-то может возразить: разве Кришна бесконечен?
Разве можно обнять бесконечного? прижать к груди бесконечного? посадить на колени бесконечного? Можно. Кришна становится соразмерным нам, но при этом Он остается бесконечно прекрачным, бесконечно милостивым, бесконечно могущественным, бесконечно обаятельным и бесконечно остроумным. Поэтому только рядом с Ним можно ощутить полноту бытия, здесь и сейчас. Поэтому я сижу сейчас у склонов самой высокой в мире горы, а в сердце как заклинание все время звучит мантра: ниджа никата нивасам дехи говардхана твам, ниджа никата нивасам дехи говардхана твам… О Говардхан, позволь мне постоянно жить рядом с Тобой, потому что в любом другом месте мне пусто…

Похожие записи