Секрет успеха


 

         

            Сегодня Говардхана-пуджа. Эта удивительная лила Кришны содержит в себе урок бесконечной ценности. Кришна учит нас, что главный секрет успеха в жизни – это способность пренебречь несущественным и сосредоточиться на самом важном. В противном случае вся жизнь наша пройдет в суете. Жизнь смехотворно коротка, но даже эту короткую жизнь мы умудряемся потратить на пустяки. По какой-то причине сосредоточенность воспринимается умом как главная помеха для наслаждений. Недаром приятное времяпрепровождение называют «развлечением». Необузданный ум, по сути, только распыляет жизненную энергию, мешая нам достигнуть сколько-нибудь значительной цели. Как рассеянный свет, рассеянный ум лишен силы. Но Говардхана-лилой Кришна учит нас, как направить наше неистребимое желание служить на тот объект, служение которому принесет нам  вечное и наивысшее благо.

 

Разумеется, для суеты всегда можно найти множество благовидных предлогов. Ум объяснит нам, что мы должны печься о своем будущем, следовать традициям предков, уважать сильных мира сего и стараться ублажать их. С точки зрения Кришны, все эти предлоги смешны. Он знает, что для суеты нет никакой другой причины, кроме нашего необузданного ума, и потому не находит нужным опровергать всерьез наши доводы в пользу суеты. Послушать Его аргументы в споре с Махараджей Нандой, и становится ясно, что Он просто смеется над нами: «О да, Я понимаю. Вы суетитесь, потому что ваши предки тоже суетились. Это в высшей степени достойная причина для суеты. Индра кормит вас, говорите вы. Но если вы уж так заботитесь о своем пропитании, то зачем поклоняться непонятным богам? Давайте поклоняться тому, что нас действительно кормит – коровам, например. Индру никто не видел, а коровы всегда с нами. К тому же, у коров есть чему поучиться, например, смирению и терпению, а у Индры учиться нечему». Вдоволь посмеявшись, Он предлагает нам альтернативу: «Попробуйте перестать суетиться. Незачем поклоняться всем, кому угодно. Рискните. Сосредоточьтесь на Мне. В конце концов, только Я поддерживаю вашу жизнь. Ничего не бойтесь. Я позабочусь о вас».

 
Большая часть людей не слышит Его призывов или делает вид, что не слышит, и продолжает суетиться. Но находятся среди людей те, кто верит Кришне. С необычайным воодушевлением ново-обретенной веры они делают первый отчаянный шаг навстречу к Нему. И тут начинается самое интересное – сильные мира сего, оскорбленные их пренебрежением, обрушивают на них свой сиятельный гнев.  Дождь, град, пронзительный, пробирающий до костей ветер, молнии, гром, жалобное мычание коров, отчаянные крики людей, которые всего мгновение назад радовались и ликовали – такова награда за их безрассудную веру. Кришна смеется: «Я же говорил вам, что, если вы перестанете поклоняться Индре, недостатка в дождях не будет!» Слабые в ужасе убегают. А решительные радуются, потому что знают, что трудности – это милость Кришны. Трудности – как линза. Линза собирает слабый, рассеянный свет в пучок огромной силы. Подобно этому, трудности, посланные Кришной, помогают нам полностью сосредоточить свой ум на Нем. А когда наш ум полностью сосредоточен на Кришне, Он не может не прийти на помощь. Поэтому для бхакт трудности – это возможность оказаться наедине с Бхагаваном, а для Бхагавана – повод подарить им свой даршан. Семь дней, проведенных под холмом Говардханом, были самыми счастливыми днями в жизни всех обитателей Вриндавана. Подобно этому, одиннадцать лет, в течение которых Шрила Прабхупада проповедовал на Западе, были самыми трудными годами в его жизни, но и самыми счастливыми, потому что все это время Кришна был рядом с ним.

 Шрила Прабхупада хорошо знал этот духовный секрет – секрет предельной сосредоточенности сознания, и пришел на Землю, чтобы научить этому нас. С самого начала Кришна щедро посылал ему трудности, чтобы услышать в ответ его радостный и благодарный смех. Октябрь привел меня в Бомбей. Шрила Прабхупада говорил, что из всех городов Индии любит этот больше всего. Именно здесь Шрила Прабхупада выдержал, наверное, самую жестокую битву в своей жизни – битву за храм. Я бродил по храму, наблюдал за толпами людей, приходящих сюда, как домой, и как будто дышал воздухом его победы. В какой-то момент мне даже показалось, что я слышу, как счастливый и благодарный смех Шрилы Прабхупады, которым он встречал посылаемые ему трудности, победно разносится над этим храмом.

 

Пребывание здесь принесло облегчение. В начале октября до нас дошли слухи об очередном препятствии на нашем пути. В конце мая в Молжаниновском районе состоялось общественное обсуждение проекта храма Кришны в Москве. На этом мероприятии присутствовало человек двадцать местных жителей. Бабушки, живущие в нескольких километрах от выделенной под храм земли, говорили, что им не нужен храм Кришны, потому что они ходят в церковь. Трудно на это что-то возразить. То, что тысячам людей в Москве этот храм нужен, разумеется, не в счет. Два местных священника присоединились к их мнению – странно было бы, если бы они вдруг сказали, что им нужен под боком храм Кришны. Другим веским аргументом было то, что дома местных жителей разваливаются, а тут какие-то чужаки собираются строить у них под носом дворец. Тоже довод, поистине, неопровержимый – как можно что-то возразить на зависть? Какие-то люди из префектуры воспользовались этим поводом, чтобы снова поставить под сомнение проект нашего храма. Очередная порция тревог, невольные мысли о том, что всякому терпению приходит конец. И не было лучшего места, чем Бомбей, чтобы принести мне утешение. Если подумать, через какие муки прошел Шрила Прабхупада и горстка его неопытных учеников, чтобы храм на Джуху был построен, то все наши сложности покажутся приятным развлечением.

 
Бродя по храму, думая о Шриле Прабхупаде, стоя перед его любимыми Божествами, поднося Им лампадку, я молился о том, чтобы научиться, как он, радоваться препятствиям и видеть в них милость Кришны. Ибо все трудности, которые, как из рога изобилия, сыпятся на нашу голову – не что иное, как посланная нам возможность еще сильнее сосредоточиться на Кришне, чтобы в конце концов Он смог откликнуться на наши молитвы и прийти к нам.

 
Перед алтарем Радхи-Расабихари, мне вспомнилась история о Шриле Прабхупаде, которую я прочитал когда-то в книге воспоминаний. Эта история, как и множество других, похожих, раскрывает секрет его успеха – его способность полностью отрешиться от суеты и никогда, ни при каких обстоятельствах не забывать о главном.

 
В 1980 году в храм ИСККОН в Майяпуре пришел пожилой бенгалец. В руках он держал журнал «Бэк ту Годхед» со статьей о Шриле Прабхупаде. Он разыскал в храме нескольких учеников Шрилы Прабхупады и сказал им: «Я хочу рассказать вам маленькую историю о вашем гуру. Думаю, что вам будет интересно». Вот его рассказ.

 
«Уже много лет я служу пуджари в Адвайта-бхаване, доме Адвайты Ачарьи в Шантипуре. Я начал свое служение в 40-ых годах и с тех пор никогда не прерывал его. Не помню, когда точно, но где-то в самом начале моего служения я обратил внимание на одного грихастху-вайшнава, который регулярно приходил в храм. Он был одет в белые домотканые курту и дхоти и всегда приходил один. Обычно он садился в дальнем конце мандира и, не говоря никому ни слова, начинал тихо повторять Хари-наму на четках. Было видно, что святое имя идет у него из сердца. Иногда я видел, как из его глаз текут слезы.

 
Я заметил, что он обычно приходил в храм по выходным, раз или два в месяц. Просидев несколько часов, он обычно подходил к алтарю. Я давал ему несколько листиков туласи и какой-нибудь прасад, и он, сердечно поблагодарив, уходил, чтобы через две недели появиться снова. В нем не было никакой суеты. Наоборот, его окружала атмосфера покоя и сосредоточенности. Мне хотелось познакомиться с ним поближе, однако было видно, что он искал уединения, поэтому я никогда не докучал ему своими расспросами.

 
В середине 50-ых годов он неожиданно исчез. Я иногда вспоминал о нем, думая, уж не случилось ли с ним чего. Однако в августе 1965 в мандире появился какой-то санньяси. Он сел в дальнем углу храма. Присмотревшись внимательнее, я понял, что это мой старый знакомый, но уже в одеждах проповедника. Я понял, что за то время, когда его не было, он оставил семью и принял санньясу. Как обычно, он просидел много часов подряд, повторяя Харе Кришна. Я видел, как он перебирал четки. Глаза его были закрыты. Он повторял святое имя с глубочайшей сосредоточенностью. Из глаз его непрерывно текли слезы, но он их как будто не замечал. В конце концов, когда уже стемнело, он распростерся на полу в дандавате, и долго не поднимался. Потом, как обычно, он подошел ко мне и поблагодарил меня за служение. В этот раз я решился спросить его: «Кто вы? Много лет подряд вы приходите сюда, но я ни разу не спрашивал вас, кто вы». Он ответил: «Меня зовут Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами. Я недостойный ученик Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Прабхупады, моего божественного учителя. Я прихожу сюда столько лет, потому что мой Гурудев поручил мне миссию, которую невозможно исполнить. Он хотел, чтобы я переплыл через океан и распространил возвышенное учение Шри Чайтаньи Махапрабху в странах Запада. Там живут бесчисленные души, никогда не слышавшие о Радхе и Кришне, и их страдания невыносимы. Я не понимаю, как можно справиться с этой задачей, поэтому я снова и снова прихожу в этот храм, дом Адвайты Ачарьи, где он, Нитьянанда Прабху и Шри Чайтанья Махапрабху собирались вместе, обсуждая, как распространить Движение санкиртаны.  Наводнение любви к Богу, затопившее всю Индию, началось здесь. Я прихожу сюда и молю их пролить на меня свою милость, дать мне силы и разум, чтобы я смог исполнить желание своего Гурудева. До сих пор я не чувствую себя достойным этой миссии, хотя прошло уже много лет, и за все эти годы не было дня, чтобы я не думал о ней».

 Когда он говорил эти слова, я увидел, как слезы снова покатились у него из глаз. Он продолжил: «Завтра я еду в Калькутту, где мне предстоит сесть на корабль, идущий в Америку. Я не знаю, что случится там со мною, поэтому сегодня я, как никогда раньше, молил Махапрабху о помощи». Закончив свои слова, он смиренно попросил благословений. Провожая его взглядом, я почувствовал, что комок стоит у меня в горле, а на глаза навернулись слезы. Я думал о том, что ожидает его впереди, и сердце мое сжималось от страха и гордости за него.

 Прошло несколько лет, и я стал замечать первых вайшнавов с Запада, которые  наведываться в Адвайта-бхаван. Они были одеты в сари и дхоти, и читали Хари-наму на четках из туласи. Я удивлялся, но не очень задумывался о причине их появления. Ни с кем из них я никогда не разговаривал, пока один из них вручил мне этот журнал «Бэк ту Годхед», напечатанный в Америке. Я стал просматривать фотографии и наткнулся на изображение Ачарьи-основателя, который привез сознание Кришны на Запад. Это была фотография моего старого знакомого, Бхактиведанты Свами, который провел в моем храме много долгих часов. В этот момент меня осенило: он таки исполнил невозможную миссию, которую возложил на него Гурудев. Он добился невозможного. Я не мог оторвать взгляда от его фотографии, снова и снова вспоминая одинокую фигуру вайшнава, который сосредоточенное молился в храме. Я понял, что его смирение и терпение заставили Кришну совершить чудо.

 Поняв это, я решил прийти сюда, в его храм в Майяпуре. Я знаю, что он уже покинул этот мир, но я подумал, что вам будет интересно услышать эту историю о вашем и моем любимом Шриле Прабхупаде».

* * *

Я стоял перед алтарем в храме на Джуху, вспоминая эту историю «… о вашем и моем любимом Шриле Прабхупаде». На сердце вдруг стало очень спокойно, так как будто сам Шрила Прабхупада подошел ко мне и коснулся головы. Кришна дал нам удивительную возможность сражаться за Него, чтобы мы могли очистить свое сердце от всего ненужного. Он сам посылает нам все эти препятствия, и есть только одна вещь, способная преодолеть их. Это вера, которая внешне проявляется как неистощимое смирение и терпение. Вера сообщает нам способность пренебречь несущественным и сосредоточиться на самом важном. Иначе жизнь наша, и без того короткая, будет растрачена на пустую, бессмысленную суету. Заметив в нашем сердце слабую искорку веры, Кришна помогает нам разжечь ее, посылая бесконечные препятствия. Трудности – не что иное, как милость Кришны, Его отклик на нашу веру. И тот, кто понял это, знает секрет успеха.

 

 

Похожие записи