Задача учителя


 

Кришна в Бхагавад Гите показывает нам, что задача учителя заключается в том, чтобы при необходимости ругать ученика. Неблагодарная работа. Если мы обратимся к 1-ой главе Гиты, то мы сможем понять что стало причиной того, что Кришна стал ругать Арджуну.

 Арджуна ведь хороший человек – правда? Дурйодхана понятное дело — плохой, но Арджуна ведь — хороший.  За что его ругать? Правильно? Вся наша симпатия принадлежит Арджуне. Непонятно, что Кришна говорит ему. Но Арджуна точно – хороший человек. И почему хороший человек становиться главным героем Бхагавад Гиты? Потому что мы все с вами – хорошие люди, правильно? Но уж кто, кто, но мы уж ну точно хорошие. Правда? Дело в том, что душа прекрасна. И когда она связана с телом и умом, то естественным образом душа проецирует свои качества на тело и на ум. И нам начинает казаться, что мы хорошие. И это правда! Потому что, в конечном счете — мы все души. Проблема заключается в том, что качества души отражаются в материи. И когда они отражаются в материи, ничего хорошего из этого не выходит. Поэтому, как правило, нам просто кажется, что мы хорошие. Так как мы отождествили себя с телом и умом, и так как мы не делаем различий между телом и душой, то мы и действуем, в сущности, как тело и как ум, думая о том, как сделать хорошо нашему телу и нашему уму. Таким образом, отступаем от нашей изначальной — хорошей природы. И так, хороший человек  Арджуна попал в ловушку, в которую часто попадают хорошие люди. Он решил, что он сам лучше знает, как быть хорошим. Он увидел своих родственников и начал жалеть их. И полностью все свое сердце он отдал им. Он стал плакать и говорить — «ну как же так»? И его ум очень хитро начал уводить от изначальной причины, которая собственно и включила его ум.

Вначале Арджуна вступил в битву исполненный энтузиазма неофита. Когда мы вступаем на духовный путь, мы всегда преисполнены энтузиазма.  Вначале человек просто комок энтузиазма.  И Арджуна олицетворяет этого духовного война, который вступает на поле боя, поле священной войны.  И он преисполнен восторга, глаза горят. И он говорит Кришне — «Кришна покажи мне, кто пришел сюда, чтобы удовлетворить злокозненного сына Дхритараштры. Сейчас всех сражу». И Кришна говорит- «Посмотри о Арджуна, на собравшихся здесь Куру». И тут начинается наша с вами трагедия, трагедия духовной жизни.  Трагедия духовной жизни, через которую прошел любой искатель истины, заключается в том, что мы приходим к духовной жизни, понимая, что мы не можем быть счастливы в материальной жизни. Мы приходим  разочаровавшись во всем  и отчаявшись обрести счастье в материальной жизни, но  получая духовную альтернативу решения своих проблем, наша жизнь начинает наполняться смыслом. И мы преисполняемся энтузиазма.  Говорим Кришне — «Покажи с кем надо сражаться. Ты сам Бог, я знаю ты со мной». Правильно — так? Поначалу у всех есть это настроение. Но потом, Кришна говорит – «Посмотри, с кем тебе придется сражаться о Арджуна». А сам улыбается. Он всегда улыбается. Человек заглядывая в свое сердце, видит, с кем ему предстоит сражаться и руки у него опускаются, а ум лихорадочно начинает искать, чем себя оправдать. И вся 1-ая глава Бхагавад Гиты посвящена лихорадочному оправданию, которое Арджуна произносит  Кришне.  И в желании оправдать себя, мы просто не понимаем, как наш ум начинает работать.  В этот момент задача ума – увести нас от истинной проблемы. А истинная проблема в том, что мы привязаны.  И Арджуна увидел свое эго. А для того чтобы заниматься духовной жизнью мы должны отказаться от своего эго. Так вот Арджуна не может признаться Кришне, что его эго ему дороже всего. Своя рубашка ближе к телу. Тут мои друзья, родственники, все то, к чему мы так привыкли — это все я. Правильно?  И встав на духовный путь, я понимаю, что я уже измучен своим эго, но отказаться от него не могу. Я пришел на духовный путь, но понимая, что я должен отказаться от всего того, что я полностью отождествил с сами собой — страх переполняет мое сердце. А признаться в этом не могу. И начинаю оправдываться, цитируя священные писания. К сожалению, очень часто люди приходят на духовный путь, но через время забывают, зачем они сюда пришли. Именно это и произошло с Арджуной.  Он пришел сражаться, пришел для того, чтобы дойти до конца, чтобы достичь высшей цели, но тут он забывает, зачем он пришел на поле боя.  И порой, забыв о цели, ради которой мы встали на духовный путь, мы просто обрастаем новым эго, не меняя себя в глубине с ердца, а только внешне проявляем себя как преданные. Но это не духовная жизнь! Духовная жизнь – это поворот на 180 градусов, это полная смена наших ценностей. Но что мы видим. Придя в общество преданных, каждый из нас первое время горит желанием поступить именно так – изменить себя на 180градусов. Но спустя 2-3 года у нас уже «все хорошо». Мы устроились — уже старшие преданные — можем учить других. Новое эго нам нравиться — у нас ведь все хорошо, освобождение гарантированно, осталось только еще немного потерпеть и все. Так ведь? И это очень печальная ситуация. Порой, оправдывая свое нежелание меняться, мы прикрываемся священными писаниями и высказываниями старших преданных. Да если бы старших преданных- «Мне на кухне одна матаджи сказала, что надо сохранять баланс в между материей и духом». Так? И Кришна смотрит на все это и понимает, что мы очередная жертва собственного эго, которое поставило блок, нарисовало для нас картину нашего красивого ухода, того как мы уже «чистые преданные», которые уже расстались со своими привязанностями и все – Кришна и Вриндаван ки джай! Но не тут то было!

Вы заметили, что взрослые люди не учатся? Потому что, для того, чтобы научиться чему бы то ни было, необходимо стать смиренным. Знание течет сверху вниз, а не наоборот.  Для того чтобы чему-нибудь научиться, человек должен сказать – «я ничего не знаю». Часто люди приходят преисполненные гордыни – «я все знаю, я это изучал, и это проходил». Но первым качеством ученика является смирение. И учитель должен ученику это показать. И что происходит, когда ученик начинает хвастаться своими заслугами — учитель просто показывает, что ему это все безразлично.   Арджуна тоже, говорит Кришне — «Я предался тебе – учи меня, но поступать я буду так и так». И Кришна смотрит на него и говорит – «если ты такой хороший, такой умный, почему же ты так страдаешь?». Первое, что должен понять ученик, что сколько бы он не изучил, сколько бы он не прочитал, не заняв положение ниже учителя, все это просто пыль и мусор. Всему виной наше эго. Учитель должен мягко показать это ученику. Но сделать он должен это так, чтобы ученик не закрылся, чтобы возможность понять что-то всегда оставалась за учеником. Просто ругая ученика, учитель ничего не добьется. А этому мы можем научиться у Кришны, который не ругает Арджуну напрямую, а немного щекочит его эго. Арджуна уже считает себя праведником, который во благо других готов пойти на жертву и не сражаться ради царства, почести и т.д. А Кришна ему говорит – «как тебе Арджуна такому хорошему, в голову пришла такая глупость?» Кришна делает вид, что Он удивился.  Арджуна- значит незапятнанный, чистый и благородный. И Кришна спрашивает — «откуда у тебя о Арджуна такая глупость в голове?» И Арджуна думает- «точно, как это у меня такого хорошего — такая глупость в голове?».  Кришна напоминает ему, что он кшатрий на поле боя, что такие мысли просто глупость, не больше того. Все собрались на поле боя для того, чтобы вступить в бой, а Арджуна философствует. Нелепая ситуация- правда?

Но что хочется сказать, что обучая других, мы должны помнить, что нельзя просто ругать ученика, а необходимо ему подать все так, чтобы он сам понял, в чем ошибка.  Часто родители, постоянно ругая ребенка, просто программируют его на неудачу. Что категорически делать нельзя. Поэтому Кришна напоминает Арджуне кто он, дабы отрезвить его и показать ему, в чем тот не прав. Ошибка была уже сразу. Если я хороший, значит кто-то плохой. Всему виной двойственность и наше эго. Только когда мы понимаем, что наши привязанности являются частичками Бога, а не просто дядей, тетей, братом и т.д., мы сможем более ясно видеть ситуацию.

Поэтому, пожалуйста, боритесь со своим эго. Не давайте ему погрузить вас иллюзию обладания чем бы то ни было. Помните, ради чего мы встали на этот путь. Со временем, мы склонны «хорошо устраиваться» в обществе преданных и забывать, что работа еще на закончена, и эго наслаждающегося по-прежнему живет в нашем сердце.  Пожалуйста, будьте внимательнее к тому, что говорит ваш духовный учитель в своих лекциях, не давайте возможность вашему эго превращать вас в «старших преданных», которые уже сами все знают. Будьте искренними. Спасибо. Харе Кришна!

Похожие записи