Поговорим о прощении!


Почему человек не хочет расставаться со своей обидой? А хочет копить в себе этот яд, который потом, в какой-то момент он выплеснет на другого человека Вполне вероятно, что с таким менталитетом в следующей жизни можно родиться кем? Змеей, скорпионом, каракуртом, может быть. Разные варианты есть, можно выбирать любой из них. Можно родиться электрическим угрем. Злоба скопилась в виде электричества. Стоит кому-то рядом оказаться – бух!  Мы называли разные причины – что нам нравится быть жертвой,  что обида позволяет нам сохранять себя в центре. 

Обида – это один из способов сохранять себя в центре, почувствовать себя Богом. Обиженные Боги все тут собрались. И все это коренится в ложном эго. И одна из причин, почему мы не хотим расстаться со своей обидой, заключается в том, что эго хочет всегда быть правым. А когда я обижен, у меня есть чувство собственной правоты и неправоты другого человека. Это чувство становится острым, оно такое замечательное, оно приносит нам столько удовольствия: «Я прав! Я прав!» Это эго.

В Бхактиведанта Мэноре живет замечательная ученица Шрилы Прабхупады. Ей уже, наверное, лет семьдесят – восемьдесят, как минимум, 77 или 78. Ее зовут Куландана деви даси. Она до сих пор очень активная. Она готовит сладости для Кришны. И она очень мудрая женщина. И один преданный рассказывал, что он пришел к ней жаловаться на кого-то: «Я же прав! Я же прав!» Когда мы жалуемся кому-то, мы хотим услышать от другого человека подтверждение: «Да, да, ты прав, ты прав!» Матаджи Куландана посмотрела на него и сказала: «Кришне не нужна твоя правота!» Нам кажется, что это очень ценное – я же прав! Запомните, пожалуйста, эту фразу – «Кришне ваша правота не нужна!» Он без нее проживет. Кришне нужно наше чистое и смиренное сердце. Правота Ему не нужна, а эго наше хочет быть правым, и в этом проблема.

И есть один очень важный способ избавиться от обиды, простить и попытаться сосредоточиться на хороших качествах обидчика. Обида не живет в сердце, которое полно восхищения и благодарности. Это две полностью противоположных вещи. Чтобы обидеться на человека, нужно опустить его на свой уровень и потом на него обидеться. Мне хотелось в связи с этим рассказать вам историю, которую вы все, или многие из вас, знаете, но которая многое для нас раскроет в механизме прощения обиды. Это история из Первой песни Шримад Бхагаватам. Это история о Драупади и Ашвадхаме. В 7 главе Первой песни Шримад Бхагаватам вдруг ни  с того, ни с чего начинает рассказываться история, что Драупади узнала о том, что пятеро ее сыновей убиты ночью – несправедливо, нечестно, подло, когда они спали. Во время сна Ашвадхама устроил страшную, жуткую бойню, резню. Теперь на минуту представьте себя, я очень вас прошу, на месте Драупади. Ее пятерых сыновей в одну ночь убили, причем нечестно, подло. Те, у кого есть дети, могут очень хорошо это представить – ваших детей убили. Там говорится, что Драупади заплакала от горя, от беспомощности, от утраты, от всего остального, и Арджуна подошел к ней и стал утешать. Он стал говорить: «Я утру твои слезы после того, как я принесу тебе голову твоего обидчика – Ашвадхамы. И ты, совершив погребальную церемонию, после того, как тела твоих сыновей будут сожжены, совершишь очистительный обряд омовения, стоя на его голове» Кшатрийский такой разговор – муж утешает свою жену.

Имеет ли это какое-то отношение к нашей теме? Имеет. Непосредственное. Потому что история на этом не заканчивается. Он сказал, что я догоню его, своим луком Гандива отрублю ему эту голову и принесу тебе эту голову. Потом он поймал его, связал, как животное. У Ашвадхамы бегали глаза от ужаса, от страха. И в этот момент случилось что-то странное. Потому что в этот момент, после того, как он поймал его, связал его, он стал думать. И он решил отвести его живым в лагерь. Когда Кришна увидел это, Кришна захотел его испытать. И Кришна сделал вид, что Он рассердился. Кришна очень важные вещи сказал. На самом деле Кришна сказал то, что будет говорить нам наш ум.  Кришна стал приводить ему аргументы, почему его нужно убить тут же, на месте, не раздумывая. Кришна стал говорить: «Он убил невинных детей. Он нарушил дхарму, он нарушил религию. Только тот, кто нарушает религию, тот, кто полностью атеист, может убивать во сне своих врагов. Он нарушил принципы религии. Он жестокий. Только жестокий, жалкий человек живет за счет жизни других, убивая других. Он пытался сохранить себя, даже нарушив и убив. И потом» – говорит Кришна – «Я Сам слышал, как ты обещал Драупади, что ты убьешь». Он напоминает: «Я Сам слышал, как ты обещал, что принесешь голову». И дальше он приводит еще один важный аргумент: «Этот человек настолько ничтожный, злой, подлый, что даже его собственный хозяин Дурьодхана, когда он принес ему пять голов сыновей Драупади и бросил ему, у Дурьодханы искривилось от отвращения лицо. Он настолько падший, что даже Дурьодхана его не уважает» Стоит его убить? Чувствуете, какие серьезные аргументы. Убить, не задумываясь. Кришна говорит, что это просто сгоревшие остатки своей семьи, он уже никто, убей его прямо  сейчас.

Арджуна не убивает. Это величие Арджуны. Арджуна остается преданным. Кришна ему говорит, но он знает — Кришна не хочет этого. Он абсолютно, полностью уверен, что Кришна не хочет.  Дальше Арджуна говорит Кришне: «Кришна, Ты мой кучер, вези меня. Не надо мне говорить, что я должен делать. Вези меня обратно в лагерь». Они едут вместе, и Арджуна берет Ашвадхаму и подводит к Драупади – связанного, несчастного, с испуганными глазами, не знающего, что с ним сейчас будут делать. И Драупади видит его и молитвенно складывает руки перед ним, и Драупади начинает говорить. Кришна перечислял все дурные качества Ашвадхамы. Чувствуете? Есть дурные качества? Есть. Если мы сосредоточимся на дурных качествах, что мы будем делать? Убивать. Драупади неожиданно, ни с того, ни с сего, начинает перечислять все замечательные качества, которые она могла у него найти. Она начинает говорить: «Он же брахман». Она начинает вспоминать: «Он же сын Дроначарьи. А кто такой Дроначарья? Учитель, гуру. Ты ему всем обязан. Все то, что у тебя есть хорошее, ты от кого получил? От Дроны ты получил. И, если мы сейчас его убьем, что будет тогда с его матерью? Его мать, после того, как Дроначарья умер, не взошла на погребальный костер, потому что у нее оставался сын. А если ты сейчас убьешь ее сына, то ей придется, Крипи придется взойти на погребальный костер, потому что тогда у нее никого не будет». И Драупади – что она начинает чувствовать?  Она начинает чувствовать себя так, как может чувствовать себя Крипи. Она говорит: «Зачем ей причинять ту же самую боль, которую испытываю сейчас я? Мы должны поклоняться брахманам. Брахманы всегда учителя, и брахманы не могут сделать ничего дурного. Он же святой человек!» Чувствуете, как отличается речь Кришны от речи Драупади? И Юдхиштхира, когда слышит это, говорит: «Женщина права. Женщина говорит в соответствии с дхармой. Отпусти его». И мы знаем, как Арджуна вышел из этого сложного положения.

Но суть вот в чем — в простой вещи. Когда мы сосредотачиваемся на чем бы то ни было, то, на чем мы сосредотачиваемся, расширяется и укрепляется в нашем собственном сердце, в нашем собственном сознании. И, если мы сосредотачиваемся на дурных качествах, что происходит с нашим собственным сердцем и нашим собственным сознанием? Укрепляются дурные качества в нашем собственном сердце и нашем собственном сознании. Если мы сосредотачиваемся на хороших качествах, то что случается с нашим сердцем? Хорошие качества точно так же расширяются и, в конце концов, очищают наше сердце. Поэтому, когда какой либо ученик приходил к Бхактисиддханте Сарасвати жаловаться на своего духовного брата, на какого-то другого человека, у него был метод – если человек приходил один, то Бхактисиддханта Сарасвати спрашивал: «Есть у него что-то хорошее? Скажи, что у него есть хорошего ». И тот, нехотя, преодолевая себя,  начинал говорить о хороших качествах, и ответ Бхактисиддханты Сарасвати был всегда очень простой: «Сосредоточься на них!»

Что мы делаем, когда мы обижаемся на человека, мы всегда демонизируем его. Нам нужно окарикатурить его образ, сделать его полностью исчадием зла, исчадием ада. Но при этом все это расширяется и заполоняет наше собственное сердце. Наоборот, если мы сосредотачиваемся на хороших качествах, тогда эти качества становятся очень сильными в нашем сердце.  На чтобы мы не медитировали, все это становится реальностью в нашем сердце.

Найдите все самое хорошее в вашем обидчике и прославьте его.

 

Похожие записи