О Ритвиках


156181_386882374729154_658692268_n

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами о «борцах за чистоту ISKCON»:

Мой опыт общения с людьми, придерживающимися этих взглядов, показывает, что переубедить их невозможно. Они будут без конца приводить какие-то цитаты и перечислять все недостатки ИСККОН, реальные и мнимые. Писать опровержения на их статьи нет никакого смысла — у них очень много свободного времени, потому что ничего конструктивного они не делают, только занимаются казуистикой.

Я понимаю, что их пропаганда затрагивает невинных людей. Ради них, может быть, и стоило бы вступить в полемику. Но это — все равно что толочь воду в ступе. В аналогичных случаях Шрила Прабхупада никогда не принимал логику и условия игры, которую навязывал ему оппонент, поэтому я тоже не буду повторять все избитые аргументы, а попытаюсь посмотреть на этот спор с чуть-чуть другой точки зрения.

На мой взгляд, самым сильным аргументом против них, являются как раз тома написанных ими аргументов. Объясню, почему. Шрила Прабхупада часто приводил санскритскую поговорку: пхалена паричийате — «Судить нужно по плодам». «Ритвики» выдают себя за истинных последователей Шрилы Прабхупады, следующих ему во всем, до буквы. ИСККОН же, по их мнению, нарушает волю Шрилы Прабхупады. Но каковы плоды этого их «следования»? Только тонны безнадежно испорченной бумаги.

Все знают, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы его последователи
распространяли его книги. Можно спросить, сколько книг распространили ритвики в России в марафон Шрилы Прабхупады? Шрила Прабхупада хотел, чтобы преданные выходили на харинамы. Когда эти ярые «последователи» Шрилы Прабхупады выходили на харинаму в последний раз? Шрила Прабхупада хотел, чтобы его последователи сотрудничали друг с другом — это, по его словам, то, как мы можем проявить любовь к нему.

Есть у ритвиков хоть какое-то реальное движение или какие-то проекты, в рамках которых можно по-настоящему сотрудничать, не говоря уже о том, чтобы сотрудничать с ИСККОН? Даже внутри их лагеря есть только разрозненные преданные, каждый из которых тянет одеяло на себя. Шрила Прабхупада хотел, чтобы его последователи проповедовали науку сознания Кришны и строили храмы. Флагманом ритвиков является храм в Бангалоре, но этот храм был украден у ИСККОН. Он был построен тогда, когда ни один из преданных, живших в этом храме, не был ритвиком. При его постройке были задействованы ресурсы ИСККОН, а потом президент храма принял эту «философию» и просто украл с помощью подложных документов храм у ИСККОН. Этого хотел Шрила Прабхупада?

Может быть, они проводят большие фестивали? Учат людей систематически философии сознания Кришны? Разрабатывают курсы по бхакти-шастрам, бхакти-вайбхаве и бхакти-веданте? Пишут книги по философии сознания Кришны? Переводят священные писания Гаудия-вайшнавов? Устраивают Ратха-ятры? С риском для жизни проповедуют в Африке или в Ираке?

Нет, максимум, на что их хватает — это раздавать листовки во время мероприятий, проводимых ИСККОН. Тоже не припомню, чтобы Шрила Прабхупада когда-то стоял перед каким-либо храмом Гаудия-матха и всучал всем входящим листовки с объяснениями того, как его духовные братья отклонились и не выполняют волю Бхактисиддханты Сарасвати.

Спросите любого человека, который еще способен беспристрастно оценивать явления: кто все-таки в большей мере исполняет наставления Шрилы Прабхупады во всем их объеме, кто по-настоящему является его последователем и исполняет его волю: ИСККОН или уважаемые последователи «философии» ритвиков?

Насколько я помню, первые последователи этой философии появились на свете году в 86-87. Тогда они были сосредоточены на ферме Нью Талаван в Америке. С тех пор прошло двадцать с лишним лет. Логично было бы предположить, что, если их философия такая правильная и безупречная, то за это время они могли бы консолидироваться и создать что-то вроде теневого ИСККОН с теневым Джи-би-си. Ничего подобного. Так называемое Ай-эр-эм (ISKCON Reform Movement) не состоялся.

Главные представители ритвиков поссорились между собой и разошлись в разные стороны. Более того, не нужно быть прорицателем, чтобы предсказать простую вещь: последователи этой «философии» НИКОГДА не объединятся в какое-то серьезное движение, никогда и никому подчиняться не будут, не смогут создать никакого подобия Руководящего Совета (Джибиси), потому что каждого из них привела к принятию этой философии глубоко укоренившаяся анартха — желание независимости.

Позволю утверждать, что именно это желание независимости, а не письма и беседы Шрилы Прабхупады 1977 года, и является подлинным фундаментом всего этого направления в современном Гаудия-вайшнавизме. Именно это желание невозможно опровергнуть никакими аргументами.

И еще один важный аргумент. Когда Шрила Прабхупада говорил, что оскорбление вайшнавов должно становиться нашим жизненным кредо? Сколько раз в своих книгах Шрила Прабхупада предостерегает об опасностях вайшнава-апарадхи! В шастрах говорится, что даже не обрадоваться при виде вайшнава — уже апарадха, не говоря уже о том, чтобы смаковать какие-то его старые оплошности и прегрешения. Но если взять все публикации ритвиков в их совокупности, то это будет самой большой в истории человечества коллекцией вайшнава-апарадх, достойной войти в книгу рекордов Гиннеса. Их журнал из номера в номер с маниакальной навязчивостью обсасывает все, что хотя бы отдаленно напоминает скандалы, связанные с вайшнавами.

Опускался ли когда-нибудь ИСККОН до таких же аргументов по отношению к последователям этой «философии»? Падения вайшнавов, причем занимавших видное положение, были и во времена Шрилы Прабхупады. Выставлял ли Шрила Прабхупада эти истории на всеобщее обозрение? Нет. Его приговор в таких случая был однозначен: «Любой, кто публично обсуждает падение другого вайшнава, сам падет».

Беда в том, что вся эта «философия» порождена сознанием, зараженным ядом оскорблений вайшнавов. Как можно ей доверять? Какие плоды может принести ядовитое дерево? По-хорошему, на их публикациях, как на сигаретах, нужно бы ставить штамп: «Минздрав предупреждает: чтение этих публикаций таит в себе смертельную угрозу для вашего сознания Кришны».

Если же отложить в сторону психологический анализ этой «философии» и попытаться просто беспристрастно посмотреть на на ту выхолощенную версию Гаудия-вайшнавизма, которую они предлагают в качестве единственно верной, то тоже картина будет достаточно ясная.

Гуру нужен нам для того, чтобы ученик мог поменяться в самой глубине, а не на поверхности. Сознание Кришны требует радикальной перемены сознания. Фигурально выражаясь, гуру должен провести открытую операцию на нашем сердце. Концепции, составляющие наше ложное «я», выкорчевать труднее всего, потому что они ближе всего к душе. Но именно их должен поменять преданный, сменив эго наслаждающегося на эго слуги.

Любой человек, становящийся на духовный путь, до какой-то степени хочет поменяться, но ему приходится преодолевать очень сильное и далеко не всегда осознаваемое сопротивление груза, накопленного в его подсознании. Механизмы самообмана действуют очень тонко, потому что подсознание незаметно формирует наши мыслительные процессы таким образом, чтобы оправдывать свой статус кво. Помочь разрешить эту проблему может только гуру, которого я искренне пустил в свое сердце. Без присутствия в нашей жизни такого человека все наши попытки поменяться будут сродни попыткам Барона Мюнхаузена вытащить самого себя из болота за волосы.

Катха Упанишад символически описывает процесс постижения духовного знания через историю Начикетаса и Ямараджи. Ямараджа в этой истории олицетворяет собой гуру. Иначе говоря, шрути сравнивает гуру с богом смерти! Мы часто говорим о том, что гуру дает человеку второе рождение, но при этом мы забываем, что, прежде чем помочь нам родиться заново, он должен помочь нам умереть. Наше старое «я» с его комплексами и проблемами должно погибнуть от его руки. Все эти глубинные процессы просто не произойдут в нашем сердце, если у нас не будет живых, глубоких, доверительных отношений с духовным учителем. Наше старое «я» будет сопротивляться до последнего.

Заранее оговорюсь: сам я не считаю, что институт гуру функционирует в ИСККОН удовлетворительно. И у нас есть очень много формализма, гораздо больше, чем хотелось бы. Очень часто все сводится к формальному обряду получения нового имени. Но, по крайней мере, этот формализм в ИСККОН не возведен в ранг официальной философии, поэтому какая-то надежда остается. И можно видеть, как многие преданные по-настоящему меняются. Увы, боюсь, что у последователей «философии» ритвиков такой надежды нет.

Если же я ошибусь и вдруг увижу, как обычно угрюмые «ритвики» вдруг просветлеют, просияют и преисполнятся экстаза духовной любви, то буду только искренне этому рад. Однако даже это не заставит меня отказаться от отношений с Духовным Учителем, которые лично для меня являются единственной надеждой.

Ну, вот, собственно, и все, что я мог бы сказать. Кто знает, может быть, в очередной публикации ритвиков будет многостраничное опровержение этих аргументов с параграфами, подпунктами, лингвистическим анализом и прочей казуистикой. Только читать я его все равно не буду — не до того.

И последнее, в октябре этого года Шри Натхаджи Прабху, которому довелось долго общаться со Шрилой Прабхупадой, рассказал мне интересную историю. Шрила Прабхупада пришел к ним в дом с Джаяпатакой тогда еще брахмачари и попросил его отца, члена Парламента Индии, усыновить Джаяпатаку Махараджа, чтобы тот мог получить индийское гражданство. Молодой Шри Натхаджи (Нарендра Десай) возмутился этому предложению от незнакомого санньяси — ему совсем не хотелось иметь в качестве сводного брата какого-то непонятного американца. На его возмущение Шрила Прабхупада с гордостью за своего ученика ответил: «Ты ничего не понимаешь. Пройдет несколько лет, и этот юноша станет знаменитым гуру. Тысячи бенгальцев будут получать посвящение от него».

Разумеется, слова эти были сказаны до судьбоносного «henceforward» в письме, написанном Тамал Кришной Махараджем от имени Шрилы Прабхупады, и когда Шрила Прабхупада их говорил, он еще не знал, что скоро отменит систему гуру в ИСККОН и останется единственным гуру на все времена.

PS Справедливости ради следует упомянуть, что президент Бангалорского храма, будучи гениальным организатором, наладил раздачу пищи в рамках своей программы «Акшая-патра» в таких масштабах, в каких это никто другой до него не делал. Из всех известных мне последователей этой философии он единственный, кто делает что-то конструктивное. Он искренне хочет показать всему миру, как работает эта философия на практике. Если бы он еще имел мужество честно признаться в суде, что подменил документы, было бы совсем хорошо.

Еще раз: я буду только рад, если последователи этой философии перестанут оскорблять вайшнавов, наконец начнут распространять славу Шри Чайтаньи Махапрабху и святого имени, на деле доказав свою верность Шриле Прабхупаде, и таким образом опровергнут мои аргументы против них. Но это нисколько не помешает моей вере в то, что только милость духовного учителя может меня спасти.

Похожие записи