Интервью «Для чего нужна психология»


Интервью с Е.С. Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем

 

 

Как появилась психология в обществе?

— Психология это наука, возникшая относительно недавно. Она возникла в результате объективной потребности, которая также сформировалась в обществе, обществе Кали-юги. Потребности в психологии в ведические времена не было. Поэтому она не существовала как отдельная дисциплина. Люди были гораздо более здоровы психологически, потому что они находились в здоровом обществе. Их связывали здоровые продуктивные отношения. Сами принципы были здоровыми и, более того, у людей была связь с брахманами, с духовными учителями, которые помогали становиться внутренне зрелыми. В «Шатапатха-брахмане» есть утверждение, что одна из основных функций брахманов в обществе – лока-пакхва, помогать людям становиться зрелыми, то есть зрело относиться к своим обязанностям, понимать самого себя, понимать других, учиться быть чувствительными к нуждам и потребностям других людей. К сожалению, в современном обществе такого класса брахманов больше не существует и в общем-то, в наше время эту роль стали играть психологи, которые на основании экспериментальной науки заняли эту нишу. Как любая другая наука психология имеет свое место. Абсурдно отрицать на основе факта существования Бога что не нужна физика, математика, химия. И точно так же абсурдно отрицать что сам факт нашей веры в Бога может заменить нам помощь профессионального психолога если в этом есть необходимость.

Для чего нужна психология?

— Психология может помочь нам в решении многих проблем, потому что мы не учимся решать эти проблемы в другой, более естественной среде. Например, есть большая сфера семейной психологии, собственно говоря этой теме в основном и посвящен будущий Ретрит. Раньше потребности в семейной психологии не было, потому что дети видели очень хорошие отношения между своим отцом и матерью, и они учились просто наблюдая за тем, как их отец и мать в здоровой семейной атмосфере решают свои проблемы и воспитывают их. Сейчас, к сожалению, семейная структура практически разрушена и люди не понимают каким образом строить семейные отношения, к каким сложностям нужно готовиться, как преодолевать эти сложности.Люди все в большей и большей степени лишаются навыков элементарного общения друг с другом, элементарного понимания друг друга, и это все делает образование в этой сфере более необходимым, именно потому, что мы не получаем этого образования в естественной среде, наблюдая за людьми, такими как отец и мать, которые играют важную роль в нашей жизни и потому являются нашими учителями.

Психология, когда она претендует на решение всех проблем в жизни человека, и в том числе его духовных проблем, безусловно переступает за границы, отведенные ей, но психология может очень сильно помочь людям в сфере материальной жизни для того, чтобы прежде всего построить хорошие отношения, понимать себя. Совсем недавно я слушал лекцию Гуру Махараджа, где он, проповедующий в основном в Индии, говорит, что это поразительно, до какой степени даже люди в Индии, где все-таки социальная структура общества в меньшей степени пострадала от Кали-Юги, не понимают как решать свои семейные вопросы и до какой степени они нуждаются в помощи даже в простых, элементарных вещах.

Шрила Прабхупада любил повторять афоризм Чанакьи Пандита, который гласит, что мы должны поднять золото даже из грязного места, принять совет даже того человека, который не относится к брахманической семье или человека низкого сословия. Иначе говоря, если что-то полезно, мы должны пользоваться этим. У нас должно хватать достаточно разума, чтобы принимать помощь оттуда, откуда она идет, понимая, что в конечном счете любая помощь, которая приходит нам в жизни, это помощь самого Кришны. И отвергая эту помощь мы отвергаем протянутую к нам руку Кришны. Если у нас есть проблемы, мы должны пытаться их решать. Причем решать там, где эти проблемы существуют. Одновременно мы должны решать нашу самую главную проблему — равнодушие к Богу, и эту главную проблему мы решаем, повторяя Харе Кришна мантру, общаясь с преданными и слушая преданных.

Не нужно думать, что все остальные проблемы решаются на нашем уровне автоматически. Да, когда наша преданность станет абсолютно чистой то тогда все проблемы нашей жизни, включая физические проблемы будут решены одним этим способом. До этих пор нам нужно решать проблемы теми средствами, которыми они решаются.

Гуру Махарадж, почему Вы вдохновили учеников проводить ретрит посвященный семейным отношениям?

— Потому что я вижу огромное количество проблем у преданных. И многие их этих проблем сваливаются к сожалению на меня. Духовный учитель не должен решать семейные проблемы своих учеников, но к сожалению мне приходится это делать, потому что семейные проблемы учеников превращаются в их духовные проблемы. Когда они испытывают неблагополучие в семейной жизни, они лишаются энергии и способности заниматься духовной практикой. И тогда именно из-за того, что есть огромное количество проблем, которые так или иначе не решаются, и в тоже самое время могут быть решены какими-то доступными способами, они сваливаются на духовного учителя, которому приходится быть одновременно и отцом и матерью, и психологическим консультантом, и врачом, и терапевтом и в каких-то случаях сиделкой…Поэтому мне хочется, чтобы ученики получали помощь в тех вопросах, в которых они могут получить помощь от людей, квалифицированных в этих вопросах, и чтобы они не ожидали этой помощи от духовного учителя, который может оказать помощь там, где другие не смогут оказать помощь.

Интервью взято в предверии ретрита, посвященного семейным отношениям:

http://saranagati.ru/retrit/2014/1501-2014-06-05-05-20-42.html

Похожие записи