Интервью на «ЭХО МОСКВЫ» 25.09.2015


Шрила Гуру Махараджа ответил на вопросы читателей сайта «Эхо Москвы». Фазу задавания вопросов мы не афишировали, чтобы дать возможность задать вопросы людям, поскольку ответить нужно было всего на 10 вопросов. Шрила Гурудева дал удивительно точные и красивые ответы, ссылка на этот материал была на первой странице сайта «Эхо Москвы».

Теперь ее можно распространять: http://echo.msk.ru/programs/bezkupur/1628928-echo/

Ответы главы Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами на ваши вопросы 

Я благодарю всех за присланные вопросы и прошу прощения у тех, на чьи вопросы из-за ограничений формата ответить не смог.

Вопрос 1

 Почему, как Вам кажется, в Христианстве, в Исламе и др. религиозных направлениях, в том числе и в Вашем, существуют ответвления? Вроде бы Бог один, священные писания — одни и те же и т.д. Спасибо. Илья. 

Ответ Бог, безусловно, один. Он проявляет Себя по-разному для разных людей, открывая им Истину с разной степенью полноты в зависимости от их чистоты, искренности и способности понять ее. Его слова и откровения составляют священные писания. Но разные люди даже в пределах одной и той же религии по-разному читают их, профильтровывая Откровение сквозь сито своего опыта и своего эго. Строго говоря, представлений о какой-то конкретной религии так же много, как ее последователей. Периодически в рамках любой религии появляются люди, которые распространяют свою интерпретацию данного учения на большие массы людей, по-своему расставляя акценты как в учении, так и в практике. Подчас их толкования сильно расходятся с общепризнанным толкованием учения. С точки зрения религиозного мейнстрима, такой человек всегда – «еретик» или, в лучшем случае, «основатель секты», но в исторической перспективе некоторым из них, в зависимости от масштаба их влияния, присваивают более почетные титулы, например, «религиозный реформатор», а то и «пророк» или «мессия» (в духовной сфере традиционное деление на «шпионов» и «разведчиков» тоже существует). 
Это практически неизбежное явление, как правило, имеющее куда большее отношение к человеческой психологии, чем к воле Бога. Однако надо отметить, что явление это не обязательно всегда носит негативный характер, потому что любая религия, будучи по самой своей природе очень консервативным институтом, к тому же имеющим непосредственный доступ не только к сердцам, но и к кошелькам своих последователей, за время своей истории всегда обрастает множеством суеверий и ложных традиций, которые в какой-то момент начинают заслонять от последователей ее суть. Пожалуй, единственным критерием, на основании которого можно судить о том, насколько интерпретация данного человека отвечает сути изначального учения, являются качества основателя данного течения, его искренность, цельность его характера, его смирение и сострадание.

 

Вопрос 2 

Алексей, бизнесмен, Москва:  Можно ли руководствоваться принципами добра в мире, который так и хочет навязать законы «клыков и когтей»? 

Ответ Можно и даже нужно, однако при этом все-таки не следует забывать, что мы живем в мире, где большая часть людей следует закону «клыков и когтей». Если мы не будем следовать законам добра, мы никогда не сможем сами быть счастливыми, у нас не будет внутренней опоры, мы не сможем по-настоящему уважать самих себя и никогда не сможем оставить после себя хорошую память – плоды нашего труда будут недолговечны. Законы добра универсальны, ибо берут начало в изначальной духовной реальности и распространяют свое влияние в том числе и на этот мир. «Законы джунглей» действуют только в этом мире, и сфера их приложения очень ограничена. Это как законы, по которым живут в тюрьме заключенные: если вы попали в тюрьму, их нужно знать и следовать им, но только до тех пор, пока они не приходят в противоречие с высшим законом добра. Говорят, что некий святой обратил на путь истины ядовитую кобру и велел ей больше никого не жалить. Навестив ее через год и увидев жалкое состояние своей подопечной, лишившейся своего единственного оружия», святой отругал ее: «Я запретил тебе кусаться, но шипеть и раздувать капюшон не запрещал».

 

Б.В.Госвами: Духовный путь нужно искать не «за семью морями», но и не «под фонарем»


Вопрос 3

 Владислав, менеджер, Москва: 

 Уважаемый Госвами! Я сам интересуюсь йогой и разными восточными медитационными техниками, хочу поехать в Индию. Но в последнее время все чаще слышу мнения, что все это не для русского человека, что не нужно искать что-то «за семью морями». Скажите, как, по Вашему мнению, человек должен искать свой духовный путь? 

Ответ Одна Истина отражается в разных духовных традициях мира, однако духовный выбор человека – это никогда не вопрос слепого принятия традиции (какая бы хорошая она ни была). Традиция очень важна и может помочь нам сделать свой выбор, однако сделать этот выбор мы должны сами, осмысленно и свободно. Духовный путь нужно искать не «за семью морями», но и не «под фонарем». Духовный путь нужно искать в своем сердце. Разумеется, чтобы сердцу можно было доверять, нужно стараться жить как можно более чистой жизнью, размышлять над словами писаний и общаться с как можно более чистыми людьми. 
У каждого человека есть свобода выбора, однако, если разобраться и принять во внимание влияние окружающей среды, воспитания и врожденных качеств, свобода эта очень сильно ограничена. Пожалуй, самым главным проявлением этой свободы является наше решение, с кем общаться. В конечном счете, чистота и искренность людей, с которыми мы общаемся, и определит правильность нашего выбора.

Вопрос 4 

Дмитрий, производство, Уфа:

 Здравствуйте. Посоветуйте, пожалуйста, каким образом можно ускорить свое движение к состоянию высшего сознания. В настоящее время практикую йогу и медитацию, но процесс трансформации последнее время как будто замедлился. Спасибо.

 
Ответ: Сознание – очень деликатная сфера. Оно не терпит механических советов на все случаи жизни. Чтобы давать какие-то конкретные советы, мне нужно гораздо лучше понимать, как именно вы живете и что делаете помимо того, что занимаетесь йогой и медитацией. Именно поэтому ведическая традиция подразумевает общение с духовным учителем, гуру. В целом могу только сказать, что на состояние нашего ума и, соответственно, на нашу способность заниматься духовной практикой огромное влияние оказывают наш образ жизни, сон, пища и, главное, общение. Близко соприкасаясь с объектами этого мира и людьми, живущими в нем, мы, порой, сами того не замечая, попадаем под их влияние. Поэтому изначально мастера йоги уделяли огромное внимание окружению, месту, где человек занимается медитацией, режиму дня и даже тому, кем приготовлена пища, которую мы едим. 
В любом случае, духовная практика – какая бы она ни была – не может принести очень быстрых результатов. Поэтому в «Йога-сутре» Патанджали пишет, что духовная практика, чтобы принести ожидаемые плоды, всегда должна совершаться 1) в течение длительного времени; 2) непрерывно, с постоянством; 3) в правильном состоянии сознания – с благоговением и верой.

Б.В.Госвами: Если мы не будем следовать законам добра, мы никогда не сможем сами быть счастливыми

Вопрос 5:

  Здравствуйте господин Вигьяна. Все люди в мире жаждут получить богатство и власть. Это, что называется, мировой тренд. Так почему человек, получивший власть и богатство, становится хуже, чем он был до того, как у него ничего не было? 

Ответ: Простой ответ на ваш вопрос: «Потому что далеко не все наши желания – дальше выберите, что больше всего соответствует вашим представлениям о реальности–

а) благотворны для нас;

б) основаны на высшем понимании истины и блага;

в) совпадают с желаниями Бога». 
Если анализировать глубже, наши желания в этом мире, по большей части, продиктованы нашей бессознательной природой, коренящейся в отождествлении себя с материальным телом и его потребностями и соответствующими представлениями о счастье. Желание власти и денег, безусловно, относится к этой категории. Когда такое желание исполняется, невежество, породившее его, как правило, становится только непрогляднее. Иначе говоря, исполнение наших желаний всегда приближает нас к нашему идеалу, созданному нами образу счастья, но идеал этот, увы, как правило, не имеет никакого отношения ни к Истине, ни к реальному счастью, ни к пониманию смысла жизни. Вот и приходится нам вслед за героем «Золотого теленка» повторять: «Исполнилась мечта идиота!» Но даже для этого человеку нужно обладать некоторой честностью – у большей части людей не хватает духа, чтобы признаться себе даже в этом

 

 Вопрос 6 

Игорь, менеджер, Барнаул:

 Почему человек до конца не может обрести счастье в нашем мире? 

Ответ: Может, если понимает, что такое настоящее счастье и где его надо искать. Проблема не в том, что человек не может обрести счастье, а в том, что, как правило, наши представления о счастье искажены. Все люди гоняются за птицей-Фениксом, но когда птица оказывается у них в руках, она превращается в горстку пепла. Деньги, власть, секс, карьера и даже счастливая семейная жизнь, по самой своей природе, не могут сделать нас полностью счастливыми, хотя могут дать временную иллюзию счастья. Сознание человека духовно, а ищем мы счастья в материи – грубой или тонкой. 
Мир устроен Творцом таким образом, что при самом удачном стечении обстоятельств человек может достичь в нем своих материальных целей, реализовать свои представления о счастье, убедиться в том, что все это не сделало его по-настоящему счастливым, разочароваться в своих представлениях и отправиться на поиски духовного счастья — безоговорочной любви к Богу, со-природной нашей душе. Поэтому в «Шримад-Бхагаватам», одном из наших писаний, сказано: «По-настоящему разумный человек не ищет то, что можно найти в этом мире, даже если обойти все планеты этой Вселенной, от самой высшей до самой низшей».

 

Б.В.Госвами: Мы живем в мире, где большая часть людей следует закону «клыков и когтей»

Вопрос 7:

 Некоторые с возрастом приходят к вере, к Богу. А знаете ли Вы случаи, когда наоборот — с возрастом от веры, от Бога уходили? Может ли Вас разочаровать Ваша вера, и чем? Спасибо. 

Ответ: О да, и достаточно часто. Люди отходят от Бога, разочаровываются в своей практике, как правило, по двум причинам. Первая причина: потому что они пришли к вере с ложными мотивами, в надежде на чудо, на то, что их материальное благосостояние улучшится, болезни излечатся, родные и близкие станут здоровы и проч. Когда этого по тем или иным причинам не происходит, у них наступает разочарование, и вера в Бога заменяется обидой на Него вплоть до полного отрицания Его существования. Вторая причина: если занимаясь какой-то духовной практикой, человек одновременно совершает поступки, противоречащие самой природе веры в Бога – из гордыни причиняет боль другим людям, наносит оскорбления прежде всего людям чистым, духовным, святым, – его восприятие реальности искажается, духовная практика перестает приносить какой бы то ни было вкус, а материальные желания, наоборот, становятся очень сильными. В этом случае тоже люди иногда отворачиваются от Бога и делают вид, что Его нет. 
Что касается меня, то меня моя вера разочаровать не может, если что-то и может разочаровать – так это моя способность следовать этой вере.

Вопрос 8: 

 Сколько раз в день вы едите, едите ли вы животную пищу, употребляете ли алкоголь хотя бы изредка? 
Ответ: Едим мы, так же как и большинство людей, три раза в день, хотя некоторые пропускают ужин. У нас есть два постных дня в месяц, и если строго следовать всем предписаниям, то вайшнавы (последователи нашего общества) должны полностью воздерживаться от пищи, однако, как правило, люди просто ограничиваются легкой пищей в эти дни, хотя некоторые следуют этим постам очень строго. 
Мы полностью исключаем животную пищу из нашего рациона, не едим даже рыбу и яйца и не употребляем алкоголь и другие наркотики ни в каком виде. Самое главное – это наш осознанный выбор, а не слепое следование каким-то предписаниям. И мы при этом вполне счастливы и желания «расслабиться» не возникает.

 

Б.В.Госвами: Представлений о какой-то конкретной религии так же много, как ее последователей

Вопрос 9

 Валентина, пенсионер, Украина, Харьков:

 Подскажите, пожалуйста, зачем человек приходит в этот мир, в чем смысл нашей жизни? 

Ответ Человек приходит в мир для того, чтобы реализовать здесь свое желание почувствовать себя «богом», то есть властвовать и наслаждаться здесь независимо от Бога. Человека присылают в мир, чтобы он мог разочароваться в этом своем желании и научиться здесь служить и любить. Мир – это большая школа, где, к сожалению, цели учащихся и создателя этой школы часто расходятся. В результате ученики часто остаются на второй, третий, четвертый и так далее год в одном классе. 
Смысл человеческой жизни в том, чтобы победить свою бессознательную животную природу и развить сознание, которое позволит ему стать ближе к Богу. Как все в этом мире стремится к своему источнику – вода течет к океану, а огонь поднимается к солнцу – так и душа, искорка изначального Духа, стремится (отдает она себе в этом отчет или нет) к Богу. Реализация этого стремления и составляет смысл человеческой жизни.

Вопрос 10 

Михаил, инвестор, Москва:

 «Деньги дают свободу». Согласны ли Вы с этим утверждением? 

Ответ: С одинаковым успехом можно утверждать и прямо противоположное: «Деньги порабощают». За примерами далеко ходить не надо. Все зависит от того, как человек пользуется деньгами. Деньги могут расширить сферу его свободы, если пользуется ими по назначению, и деньги же могут связать человека по рукам и ногам, сделав его своим рабом, если он пользуется ими не по назначению. Настоящую свободу человеку дает разум, а не деньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие записи