Предназначение культуры


Предназначение культуры — в любви ко всем живым существам

          К сожалению так уж повелось у нас в последнее время, что с людьми, посвященными в вопросы духовной жизни, мы преимущественно разговариваем о политике: конфессии, дележ имущества, поиски ереси в вероучениях своих братьев в Боге и т.д. и т.п. С Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем (в миру кандидатом химических наук Вадимом Тунеевым), одним из лидеров Международного общества сознания Кришны, заводить подобные разговоры даже как-то и неудобно.

 Потому что он, как и подобает санньяси (санньяса — четвертая, высшая ступень духовной жизни, предполагающая отречение от мира), всецело поглощен темами духовными. Собственно, о религии и ее связи с наукой и культурой я повел разговор с этим человеком, всецело посвятившим себя служению Богу.

          — Когда мирской человек встречается с духовным лицом, то он, как правило, чувствует некое смущение – уж очень религиозная жизнь отличается от привычного уклада жизни большинства современных людей. Отреченность и аскетизм истинных слуг Бога порой кажутся неестественными. Так чем же все таки является человеческая жизнь?

          — Мне рассказывали историю об одном христианском отшельнике, которого пригласили в духовную семинарию, чтобы напутствовать ее выпускников. Прежде чем дать духовные наставления будущим священникам, он задал им тот же вопрос: что такое жизнь? Ответы были самыми разными. Одни считали что жизнь, это наслаждение, другие видели в ней борьбу, игру, драму, трагедию, комедию…Кто-то сказал, что жизнь, это сплошное, страдание. Монах этот обвел всех сострадательным взглядом и сказал, что жизнь – это сплошное блаженство.

          Потому что человек, который сможет соприкоснуться с Богом, почувствует покой, тишину, радость, благодать, благоговение, ощутит внутреннний пульс жизни. И это блаженство существенно отличается от того счастья и наслаждения, к которым стремится большинство людей. Современным людям, которым исполненная благочестия жизнь кажется странной, неестественной, трудно принять даже саму идею аскетичности и отреченности потому, что у нас нет должной культуры. Поэтому наше отречение становится сухим, неестественным. В условиях же ведической культуры люди отрекались от всего, что мешало их духовному развитию, чувствуя блаженство, пребывая в гармони с миром. И цель Общества сознания Кришны заключается в том, чтобы вместе с философией, вместе с наукой о Боге принести миру эту Культуру.

          — Странно, что Вы, принадлежа к другой религиозной традици, цитируете христианского монаха…

          — Ничего странного в этом нет, хотя ваше удивление вообщем-то объяснимо. К сожалению, религии используют в политических целях, и вместо того, чтобы объединять людей, они разъединяют их по религиозному принципу. В прошлом году я был на Международном симпозиуме религиозных и духовных лидеров, организованном ООН. И хотя эффект от этой первой такого рода встречи был небольшой, радует уже то, что люди, принадлежащие к различным религиозным традициям, мирно беседовали друг с другом, искали пути преодоления общих для всех проблем: войны, голод, экология, аборты, кризис института семьи… Нам всем сегодня необходимо понять, что мы души, дети одного Отца, и что нам нечего делить в этом мире, что мы должны поддерживать друг друга, борясь с пороками и преступлениями. Если мы направим наши усилия на решение этих общих проблем, а не будем выяснять, чей Бог лучше, то человечеству станет легче жить в этом мире. Религия — это дело внутреннего выбора. И человека ни в коем случае нельзя лишать свободы этого выбора. Бог создал человека свободным, и в этом и его подлинное счастье, и его трагедия — злоупотребляя этой свободой, мы запутываемся в этом мире. И чтобы выйти из этого лабиринта своего .существования, мы должны разумно употребить свободу, данную нам. Человека нельзя заставить принять какую-то религию, она не должна определяться какими-то внешними, формальными факторам — принадлежность к стране, к национальности. В конце концов, все монистические религии учат, что Бог один, и что достичь Его можно с помощью любви, с помощью очищения сердца, молитвы. Настоящие религии больше объединяет, чем разъединяет.

          — Вернемся к вопросу о культуре, которая у нас свелась к посещение выставок, театров, филармонии. Вы же употребляете это понятие в более широком смысле.

          Человечество сейчас поражено релятивизмом, в соответствии с которым Абсолютной Истины не существует и все принципы, нормы морали и истины относительны. Тем не менеее Бог и является той Абсолютной Истиной, из которой все исходит и по которой мы должны сверять свою жизнь. И уровень, качество культуры определяются тем, насколько она приближает человека к Богу, к изначальной культуре духовного мира. Посещение театров и филармонии, в конце концов, должно привести к тому, что сознание человека очистится и утончится. Проявлением культуры является образ жизни человека. Ведь многие люди ходят в театры, на выставки, читают умные книги, которые учат добру, но при этом живут как животные, не следуют в своей жизни тому, чему учат эти книги и возвышенные произведения художников, композиторов. Идя на концерт, я хочу чтобы звуки музыки очистили меня, перевели в сферу возвышенных эмоций. И эти эмоции мы должны научиться воспроизводить в своей обыденной жизни. Если я плачу от баховских «Страстей по Иоанну», то эти слезы должны очистить мое сердце, а не оставаться там, в филармонии. И с этим очищенным, размягченным сердцем я должен выйти на улицу и как-то проявить эту чистоту чувств и помыслов по отношению к другим людям, по отношению к животным, ко всему, что есть в этом мире. В любви, сострадании к другим живым существам и заключается высшее предназначение культуры. Очистив человека, она должна привести его к Богу. В «Бхагавад Гите» говорится, что Бог вместе с этим мирозданием создал определенный порядок, законы и культуру. Культура, это соблюдение определенных законов в отношениях с людьми, основанных на уважении, на благодарности. Эти изначальные добродетели, признаются всеми религиями, и они лежат в основе любой культуры. К сожалению сейчас люди воспринимают культуру, как способ наслаждаться, забыв, в чем ее истинный смысл.

          Беседовал Вадим Дышкант

Похожие записи