Интервью о посещении США


 

— Махарадж, в апреле-мае этого года Вы посетили США. Расскажите, пожалуйста, о цели Вашей поездки и поделитесь впечатлениями.

— В начале этого года я на две недели ездил в Америку. Основная цель моей поездки заключалась в том, чтобы рассказать американским преданным о нашем Московском проекте и найти какие-то возможные контакты, которые в будущем помогут нам в нашем деле.

Америка хорошая страна, хотя она, безусловно, очень сильно отличается от России. Я встречал там много преданных, которые некогда уехали туда из России. Некоторые из них до сих пор не приспособились и сражаются за существование, потому что Америка — это жесткая страна, страна, где сама атмосфера заставляет человека очень тяжело работать. Другие приспособились и чувствуют себя хорошо. Но так или иначе любой человек, эмигрировавший в Америку, прошел через очень тяжелый период, период внутреннего кризиса, когда ему приходилось ломать себя изнутри, менять какие-то ценности.
Но при этом, безусловно, в Америке есть свои хорошие стороны. Прежде всего это относится к религиозной свободе. Там считается очень дурным тоном смотреть свысока на людей, которые исповедуют другую веру, имеют другой цвет кожи или говорят на другом языке. Поэтому когда в Америке ходишь в вайшнавской одежде, этого практически не замечаешь. Ни для кого твоя одежда не является чем-то необычным. Тогда как в России и даже в Европе то и дело приходится ловить на себе удивленные, иногда осуждающие взгляды.

— Как американцы относятся к обществу сознания Кришны?

— В целом люди в Америке хорошо относятся к преданным, понимая, что это безобидные искренние люди. Мой попутчик Джанака Махаджан из Таллина рассказал мне такую историю. Он часто путешествует по Америке, иногда он ходит в вайшнавской одежде, а иногда надевает на себя обычную одежду. После событий 11 сентября в аэропортах, боясь террористов, очень строго всех проверяют. Однажды, путешествуя по Америке и находясь в каком-то аэропорту, он поймал на себе подозрительные взгляды служащих этого аэропорта. Джанака прабху был одет в вайшнавскую одежду, на нем была кепка. Они показывали на него пальцем, о чем-то говорили, смотрели на него с неодобрением и очень большим подозрением. В конце концов один из них не выдержал, подошел и спросил: «Сэр, не могли бы вы сказать, к какой вере вы принадлежите?» Джанака прабху сказал: «Я — Харе Кришна». Тогда этот человек торжествующе посмотрел на своего товарища и сказал: «Я же тебе говорил, что у него все в порядке». Это небольшое, но признание, которое идет из глубины народных масс. Если люди слышат Харе Кришна, то они считают, что это по крайней мере безобидные люди, которых никак нельзя заподозрить в терроризме.

— Махарадж, какие храмы и города Вы посетили? С кем из преданных встречались? Расскажите о Ваших встречах с русскими преданными.

— Сейчас по всей Америке наблюдается оживление в храмах, хотя ранее там возникали проблемы из-за каких-то ошибок, которые первые, неопытные еще преданные, совершили в самом начале. Некоторые храмы до сих пор не могут оправиться от этих проблем. Сегодня в храмах очень много индийцев, потому что индийская община в Америке одна из самых влиятельных. Есть замечательные храмы, и в общем-то видно, что движение живое. Уже появляется второе, даже третье поколение преданных, выросших непосредственно в ИСККОН. Я был на большом фестивале в Новом Вриндаване, где три поколения преданных: ученики Шрилы Прабхупады, ученики его учеников и еще совсем маленькие дети вместе пели на сцене песни, которые они сочинили сами. Этот праздник и концертную программу организовал один из самых динамичных преданных второго поколения, сын Бхарадраджа прабху. Бхарадрадж прабху один из лучших художников в ИСККОН, на мой взгляд самый лучший. Шрила Прабхупада очень любил его, любил за его удивительные киртаны, за его картины, за его преданность. Кстати говоря, сам он происходит из бывшего Советского Союза, он родился в Ташкенте. Его увезли родители, эмигрировавшие, когда он был еще ребенком. Сын Бхарадраджа прабху, Гауравани, молодой человек двадцати пяти-двадцати восьми лет, — замечательный музыкант, удивительный ведущий киртанов. Таких киртанов, какие ведет он, я давно не слышал. Он является признанным лидером среди молодежи второго поколения преданных в Америке. Так или иначе движение там развивается.
В Вашингтон я прилетел из Европы, до этого я побывал в Прибалтике и Германии. Последний раз я был в Вашингтоне в 1990 году. С тех пор произошло много хороших изменений в местном храме. Здание храма, приобретенное еще при Шриле Прабхупаде, находится в одном из самых фешенебельных районов пригорода Вашингтона. Вокруг него располагаются огромные дворцы-особняки сенаторов. Само здание не представляет собой ничего замечательного, но тем не менее там видны позитивные сдвиги. В этом храме действительно очень большая индийская община. Индийцы много помогают, и я уверен, что в будущем они построят большой культурный центр. Это их планы относительно земли, которая у них есть.
Там же, рядом с Вашингтоном, находится город Балтимор. Этот город знаменит тем, что Шрила Прабхупада, увидев изображение Божеств Гаура-Нитай, только что установленных там, сказал: «Я тотчас же еду туда». Он бросил все и поехал только для того, чтобы получить Их даршан. В Балтиморе я тоже проводил программу.
После этого я поехал в Новый Вриндаван, где был большой праздник, на который съехалось около четырехсот преданных. На меня очень сильное впечатление произвел Питер Бурваш. Питер Бурваш — некогда чемпион по теннису и один из современных гуру менеджмента. Он несколько раз встречался со Шрилой Прабхупадой. И с тех пор пронес очень глубокую любовь к нему. Он так и не получил инициацию от Шрилы Прабхупады, потому что в то время не был готов повторять шестнадцать кругов. Но его преданность Шриле Прабхупаде и его движению буквально поразили меня. Питер Бурваш со слезами на глазах рассказывал о том, что сделал для него Шрила Прабхупада и каким образом он перевернул его жизнь. Под конец двухчасовой программы весь зал рыдал, охваченный очень глубокими чувствами благодарности к самому Питеру Бурвашу и к Шриле Прабхупаде.
Там же в Новом Вриндаване я провел презентацию Московского проекта перед собравшимися преданными. Мне выпала очень нелегкая задача — я выступал практически сразу после Питера Бурваша. Я думал: «Чем же я смогу задеть их после такой замечательной речи и такого проявления эмоций?» Но тем не менее наш проект хорош сам по себе. Я рассказал немного об истории развития ИСККОН в России, рассказал о проекте и когда я закончил свою презентацию, которая длилась около полутора часов, преданные встали и стоя, овацией приветствовали мое выступление. Я был очень растроган.
После Нового Вриндавана я поехал в Алачуа, где провел еще несколько дней. Алачуа — это община преданных, в которой помимо других преданных живет около двухсот учеников Шрилы Прабхупады. Они живут в очень свободной и естественной атмосфере. Это своего рода деревня во Флориде. У каждого из них огромные участки земли. В Алачуа, насколько я знаю, не позволяют покупать меньше двух гектаров земли, чтобы не было скученности. Там живут Амбариша прабху, Киртирадж прабху, туда прилетел Девидева прабху — все это «ключевые» преданные, которые хотят помочь в строительстве московского храма. В Алачуа на воскресной программе я тоже провел презентацию, все преданные слушали меня с очень большим вниманием. Я чувствовал себя несколько неловко, потому что в аудитории находились в основном ученики Шрилы Прабхупады, по отношению к которым я занимаю подчиненное положение. Но тем не менее все приняли рассказ о московском храме и о московской ятре с очень большой благодарностью и дали свои благословения.
Мы создали небольшой комитет американских преданных, который будут возглавлять Девидева прабху и Киртирадж прабху. Они будут разворачивать кампанию по сбору пожертвований. Сам Девидева прабху пообещал в этом году пожертвовать для нашего проекта сто тысяч долларов. Другой преданный из Алачуа, Радхадживан прабху, пообещал девяносто тысяч долларов. Так что результаты поездки уже есть.
Пожалуй, несколько слов стоит сказать подробнее о Киртирадже прабху. Киртирадж прабху это один из учеников Шрилы Прабхупады, который очень много сделал для развития проповеднической миссии в России в самые первые годы. В частности он возглавлял кампанию за свободу советских «Харе Кришна». Эта кампания была развернута в начале восьмидесятых годов, когда в Советском Союзе преданных сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы. Киртирадж прабху ездил по всему свету, встречался с большими людьми, с президентами, был в Белом доме, встречался с Папой Римским, с видными правозащитниками, для того чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблемам нарушения прав человека в Советском Союзе. Благодаря его усилиям в то время были проведены демонстрации перед посольствами. В конце концов преданных, начиная примерно с восемьдесят седьмого — восемьдесят восьмого года, стали освобождать из тюрем, и все были реабилитированы. Именно благодаря ему и его усилиям в восемьдесят восьмом году в Москве была зарегистрирована первая организация сознания Кришны в Советском Союзе. Он же организовал паломничество первой группы российских преданных в Индию. Киртирадж прабху собрал немалые средства для того, чтобы российские преданные могли ни о чем не беспокоиться. Он спонсировал их пребывание в Маяпуре, в Пури, во Вриндаване, устраивал программы с их участием. В то время эти шестьдесят российских преданных были сенсацией для всего ИСККОН. Тогда же мы встречались с Радживом Ганди, который был в те годы премьер-министром Индии. Наверняка каждый из этой группы паломников до сих пор помнит все, что происходило в то время.
В Алачуа я побывал в школе матаджи Лакшмимони и поразился ее упорству и тому, насколько удивительных преданных она воспитывает. В этой школе учатся девочки-подростки двенадцати-пятнадцати лет. Матаджи Лакшмимони вкладывает в них столько любви, что они вырастают преданными только благодаря своему уважению и любви к ней. Они поразили меня своей искренностью, целомудрием, своей глубиной. Каждый день они приходят на программы, заботятся о Божествах, а потом целый день учатся. Эта школа одна из самых больших достопримечательностей Алачуа. Кроме того в Алачуа есть государственная школа, где происходит обучение по государственной программе, но практически все ученики — это дети преданных и практически все учителя — сами преданные.
В Алачуа я жил у Индрадьюмны прабху, преданного из Украины, ученика Гопал Кришны Махараджа. Он окружил меня большой любовью и заботой. Там же я встретил Вьясашуно прабху, который был в свое время пуджари в храме на Беговой, а теперь там, в Алачуа. В Гейнсвиле, небольшом университетском городке в получасе езды от Алачуа, я встречался с Харикешей прабху. Мы разговаривали примерно около часа. Я с очень большой радостью восстановил отношения с ним. Наверняка эти отношения уже не будут теми, какими они были раньше, но мне было очень приятно после долгой-долгой разлуки встретиться с ним снова.
После Алачуа я направился в Чикаго, где остановился у преданных эмигрантов из России Сатьяки прабху и матаджи Лаванги Манджари. Мы провели небольшую программу для русских преданных, на которую пришло около двадцати человек. В Чикаго, пожалуй, самым важным событием была моя встреча с одним индийцем, который в свое время был очень близок со Шрилой Прабхупадой и очень сильно помогал ему. Тогда он был еще молодым человеком, только что эмигрировавшим в Америку. Он очень хотел получить посвящение у Шрилы Прабхупады, но Шрила Прабхупада просил у него дать обещание каждый день повторять шестнадцать кругов мантры. Он сказал: «Свамиджи, я не могу читать шестнадцать кругов, но я обещаю Вам каждый день читать один круг и делать пятнадцать других дел для ИСККОН». Шрила Прабхупада рассмеялся на такое предложение и сказал: «Ну хорошо, тогда зачем тебе менять имя, у тебя и так имя Бхайлал. Бхайлал значит старший брат Лала, Кришны. У тебя и так имя Баларамы». Бхайлал Патель, который является юристом, с огромным энтузиазмом откликнулся на наш проект и продиктовал мне большую программу действий. Он подсказал, что нужно сделать в Америке для того, чтобы подключить различные группы индийской общины и других преданных к помощи в нашем проекте. Все что он сказал, составило программу, написанную мной с небольшими добавлениями, которую мы собираемся сейчас осуществлять при активной поддержке мистера Бхайлал Пателя. Он сам из Гуджарата, и он сказал мне, что все люди в Гуджарате поклоняются Кришне. «Это мой Бог. Я тоже поклоняюсь Кришне. Мой долг перед Кришной и перед Шрилой Прабхупадой — обязательно увидеть этот храм, который будет построен в Москве».
Вот такая примерно была поездка. Мне удалось собрать какое-то количество пожертвований на храм, но главное — завязать контакты, рассказать людям о Московском проекте, а также еще раз самому укрепиться в мнении, что храм этот нужен не только в Москве, но и практически всем людям в мире.

— Сейчас многие прихожане московского храма, и преданные из других городов, берут на себя обязанность ежемесячно жертвовать какую-то сумму на строительство нового храма. Некоторые жертвуют часть своей пенсии или стипендии. Насколько реальную помощь могут оказать в строительстве нового храма прихожане?

— Мне хотелось бы сказать несколько слов, касающихся небольших пожертвований. Сейчас мы просим прихожан, друзей Кришны, людей, которые так или иначе симпатизируют нашему обществу, делать небольшие посильные ежемесячные взносы в фонд строительства будущего храма. Конечно, человек может думать: «Что одна моя капелька сделает для того, чтобы в конце концов был воздвигнут этот храм, на строительство которого потребуются миллионы?» Но дело в том, что из капелек образуются реки и моря. Если все эти «капельки» сложить вместе, то получится очень значительная сумма. Мы рассчитываем в этом году именно из таких маленьких пожертвований: сто, двести, триста, пятьсот рублей в месяц, кто сколько может, собрать примерно двести тысяч долларов. Если ежемесячно каждый будет делать свой вклад, и мы подпишем несколько тысяч преданных, то получится большая сумма. Поэтому не нужно недооценивать небольшие пожертвования. Потому что храм этот нужен даже не столько для того чтобы какие-то люди смогли вложить свои большие деньги, сколько для того чтобы каждый мог поучаствовать и почувствовать свою причастность к этому храму. Ум человека устроен таким образом, что когда он вкладывает во что-то деньги, он начинает больше думать об этом. Это способ направить не только нашу материальную энергию в виде денег на сознание Кришны, но и возможность с помощью такого небольшого пожертвования занять нашу более тонкую духовную энергию в сознании Кришны. Любое строительство храма всегда складывается из копеек и всегда складывается из нашей любви. Господь Рамачандра сказал, что для Него не важно количество, для Него важна искренность. Кришна считает не то, сколько человек Ему дает, а то, сколько он оставляет для себя. Если человек искренне вкладывает хотя бы одну крупинку, Кришна это заметит. И может быть этот вклад Он оценит гораздо больше, чем вклад какого-нибудь миллионера, который даст сто или двести тысяч долларов. Поэтому моя просьба ко всем не пренебрегать этой возможностью. Это принесет благо сознанию Кришны в России, принесет благо миссии Шрилы Прабхупады, поможет нам построить храм и поможет каждому из нас очистить свое сердце.
— Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на ближайшее будущее.
— Сегодня я уезжаю в Петербург, после этого я еду на встречу Национального совета в Волгоград, где я, в том числе, буду рассказывать о планах строительства московского храма, о том что может этот храм сделать для России в целом. Я буду побуждать региональных лидеров подключать людей в разных городах к помощи в строительстве московского храма. Потом я на два дня уеду в Ростов-на-Дону, где меня уже давно ждут. После этого я поеду в Грузию и в Азербайджан. Вернувшись из Грузии я отправлюсь в долгое, почти месячное путешествие по Европе. Сначала я посещу Скандинавию, где меня ждут очень важные дела, после Скандинавии я буду в Радхадеше, в Бельгии, на семинаре. После этого я проеду через Германию с программами, посвященными новому храму возможно вместе с Шачинанданой Махараджем. Потом я опять вернусь в Скандинавию и к середине июля приеду в Москву всего на два дня. Сразу после этого я отправлюсь в путешествие по Уралу.

Материал подготовила Маргарита Рихтер
05.06.2004

Похожие записи