Актуальные вопросы


Гуру Махарадж, скажите, пожалуйста, какими бы Вы хотели видеть своих учеников как общество и как каждую личность?

            Мне бы очень хотелось, чтобы ученики были серьезными, чтобы они учились, чтобы были счастливыми и и дружными. Самое существенное проявление материальной природы, независимой, бунтовщической природы живого существа — это материальное эго, которое не позволяет людям делать что-то вместе, сотрудничать, дружить. И смысл духовной жизни состоит в том, чтобы научиться откладывать в сторону свое эго и служить всем вместе, поставив Кришну в центр. Это самый удивительный результат духовной практики —  когда эго не  мешает, Кришна находится в центре, и все остальные воспринимаются как слуги Кришны.

Об этом вся Махабхарата — не о войне, а о том, как сотрудничать друг с другом. Пятеро братьев Пандавов стали дороги Кришне только потому, что они дружили. И даже, не смотря на то, что у них на пятерых была одна жена, они не переругались друг с другом. И если пятеро братьев Пандавов были дороги Кришне, то Драупади была еще дороже. Потому что она их не перессорила. На санскрите одно из названий женщины или жены – дара, та, кто разделяет, разлучает. И обычно жена разлучает. А братья Пандавы были настолько близки друг к другу, что даже Драупади их не разлучила. И Драупади вела себя так, чтобы они не разлучались. Это самые удивительные примеры преданных. Кришна любил их за это и говорил, что пять братьев Пандавов – это пять потоков праны в Моем теле.  В Шримад Бхагаватам Кришна прославляет Прачетов – десять братьев, один ум.

Наша цель, как общества, достичь такого состояния, когда Кришна находится в центре, у нас нет эго, и мы дружим, сотрудничаем, любим друг друга, помогаем всем преданным. Шрила Прабхупада именно так  определил любовь. Он сказал: «Любовь – это если Вы сможете сотрудничать друг с другом». И добавил, что именно в сотрудничестве проявится  любовь к нему.

Мне очень часто приходится слышать формулу сотрудничества, на которую согласны все  – «Почему они не сотрудничают со мной?»  Но сотрудничество – это не когда со мной должны все сотрудничать, сотрудничество – это когда я стараюсь сотрудничать и помогать другим. Мне непременно хотелось бы, чтобы каждый мой ученик был счастливым,  чтобы каждый служил, чтобы каждый развивался духовно, чтобы каждый не останавливал свои поиски. Чтобы не было гордости и других  препятствий на нашем пути к Кришне. Все это ловушки майи. Поэтому служите.

В свое время я дал вам наставление, не знаю, соблюдаете Вы его или нет. Я попросил Вас никогда не становиться старшими преданными. Это моя искренняя просьба к каждому из вас – всегда оставайтесь смиренными слугами Кришны и вайшнавов. И тогда все будет хорошо.

 

Как читать ежедневно Шримад Бхагаватам, чтобы не надоедало?

Если мы читаем Шримад Бхагаватам как некую абстракцию, не думаем над ним, делаем это как некий механический ритуал, ничего хорошего не будет. Но если мы будем задавать вопрос: «А что это значит для меня?», если мы будем отождествлять себя с тем, что происходит на страницах Шримад Бхагаватам, то тогда мы никогда не устанем.

Махараджа Парикшит не говорил: «А не почитать ли мне что-нибудь еще? Не расскажешь ли ты мне какую-нибудь фантастическую историю?» Если мы поймем простую вещь, что нам всем умирать, и что спасти нас может только то, что мы запомнили и поняли из Шримад Бхагаватам, если мы это поймем, то Шримад Бхагаватам не надоест.

Шримад Бхагаватам написан для людей, которые находятся на пороге смерти, которые умирают, то есть для нас с вами. Шримад Бхагаватам – это лекарство от смерти. И другого лекарства нет – не изобрели. «Мастер и Маргарита» хорошая книга, но от смерти не спасет. А Шримад Бхагаватам может спасти. Если я каждый день читаю Шримад Бхагаватам, абхадра, грязь будут уходить из сердца. Читать Шримад Бхагаватам надо именно так – вот он я, я умираю, и мне надо быть готовым к этому. Я должен знать, на чем надо быть сосредоточенным, как сосредоточиться, о чем думать. И Шримад Бхагаатам учит этому, все это есть в Шримад Бхагаватам. И чтобы получить вкус, надо слушать, как объясняют Шримад Бхагаватам те, у кого вкус есть, надо сначала услышать тех, кто уже научился думать так, как рекомендует Шримад Бхагаватам.

 

Правильно ли, что сначала необходимо хорошо изучить Бхагавад Гиту, а потом читать Шримад Бхагаватам?

Это факт. Человек должен сначала хорошо понять Бхагавад Гиту. Бхагавад Гита – это букварь духовной науки — пока я не изучу букварь, я не пойму ничего дальше. Поэтому сначала надо изучить Бхагавад Гиту, хорошо знать ее, видеть мир через призму Бхагавад Гиты. Это уже хорошо, но не нужно довольствоваться только Бхагавад Гитой. Нельзя довольствоваться только букварем. Разумеется, это удивительный букварь. Этот букварь можно читать всю жизнь и открывать в нем все новое, новое и новое. Но Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада написал для нас, не для кого-то другого. Путешествуя, я иногда останавливаюсь в домах преданных и по привычке заглядываю на книжные полки. И мне печально видеть новенькие, не раскрытые тома Шримад Бхагаватам, которые уныло стоят на полках. Хорошо еще, если стоят. В некоторых домах вообще ничего не стоит. Или не все стоит. Надо сначала поставить Шримад Бхагаватам и изучать Бхагавад Гиту, но при этом знать, что Шримад Бхагаватам написан Шрилой Прабхупадой для нас.

 

 Слушать Шримад Бхагаватам  и читать Шримад Бхагаватам – чему следует отдавать предпочтение?

Слушать — значит читать, а читать — значит слушать. Когда мы читаем Шримад Бхагаватам, мы слушаем то, что говорит нам Шрила Прабхупада. Чтение – это то же слушание. Шрила Прабхупада говорил, что он написал эти книги для нас, а не для того, чтобы мы их на улице продавали. Он для нас ночей не спал, для нас писал своей кровью. И мы можем его услышать со страниц Шримад Бхагаватам. Нужно слушать, как Шримад Бхагаватам объясняют другие люди, но нельзя пренебрегать тем, как объясняет Шрила Прабхупада. Надо читать. И то и другое важно.

Записала Юлия Сизоненко, г. Днепропетровск

 

Похожие записи