Лекции


Что такое настоящий киртан?!

«С точки зрения Кришны настоящий киртан это не то, что мы хорошо играем на инструментах; это не то, что мы точно можем петь ноты раг; это не то, насколько вы популярны для обычных людей. Это не киртан.
С точки зрения Кришны, настоящий киртан – это состояние сердца, нашего смирения, нашей веры, нашего глубокого желания удовлетворить Господа через любовь и служение, с которыми мы воспеваем». (далее…)


ЧТО ТАКОЕ ИСККОН

Понять, что же такое ИСККОН, очень важно. Мне хотелось бы дать еще одно определение. Шрила Прабхупада называл ИСККОН культурным движением, которое занимается одухотворением всей планеты.
Культура включает в себя все: еду, сон, секс, оборону и другие цели, которые ставят перед собой люди. Когда мы рассматриваем ИСККОН, нужно принимать во внимание то, что мы делаем и то, о чем мы думаем. Шрила Прабхупада говорил о возрождении духовности. Что же это означает? Во-первых, у нас есть обязанность развиваться самим, осваивая духовную культуру и становясь ее носителями и хранителями. Все наши храмы, общины и семьи должны показать идеальный пример в этом отношении. А во-вторых, мы призваны повлиять на все человечество. Однако мы не способны оказать какое бы то ни было серьезное влияние на окружающий мир, если сами не воплотили в своей жизни те высшие ценности, о которых говорится в наших книгах. Только посредством собственного примера мы можем изменить образ жизни людей. Это огромная ответственность, возложенная на нас Шрилой Прабхупадой. Наш пример должен быть настолько сильным и ярким, чтобы вдохновить людей принимать нашу философию. Выполняя это служение, необходимо помнить, что каждый человек является преданным. Все живые существа обладают духовной природой, изначально чисты и связаны с Кришной нерушимыми узами любви. Но забыв об этом, они утратили память под воздействием майи. Далеко не каждый способен воспользоваться своей свободой так, чтобы сказать Кришне «да» в течение этой жизни. Но если, общаясь с нами, люди поймут, что духовный путь приносит благо, сказать «да» будет гораздо легче. И наш долг — помочь им сделать правильный выбор. Нужно быть готовыми к тому, что люди будут оценивать нас, очень внимательно наблюдать за тем, как мы живем. Ведь им хочется воочию убедиться, можем ли мы предложить нечто лучшее взамен того, что у них уже есть. Поэтому наша задача — показать одновременно привлекательность духовной жизни и ее практичность. Люди должны понять, как они смогут пользоваться полученными знаниями.

(далее…)


3 Школы в ИСККОН?!

«…Однажды я беседовал с одной очень искренней преданной по телефону о каких-то проблемах, и под конец она сказала, что не может понять одну вещь. У нас в ИСККОН есть две школы, и она не знает, к какой из двух ей пристать. В одной школе нужно менять свое эго, становиться смиренной, нужно раскаиваться и думать о своей зависти, а другая школа – приятная, легкая, и состоит из психологических тренингов. Я был в полном шоке, когда это услышал. Но мне хотелось рассказать сегодня о третьей школе. Сами эти ее слова натолкнули меня на мысль, что что-то мы делаем неправильно, фундаментально неправильно, если у людей складывается такое впечатление.

Вначале мне хочется рассказать в двух словах о двух этих школах. Одна школа – это психологические тренинги, и мы знаем, что сейчас они распространяются, как эпидемия в ИСККОН. У нас есть тренеры-психологи, и я всех их глубоко уважаю. Но нужно понимать одну очень важную вещь – тренинги могут помочь на очень краткий период, на непродолжительное время, и эти вещи не помогут нам поменять свою карму. Психологические тренинги помогают человеку понять какие-то маленькие кусочки того, что он неправильно делает, а по большей части, /и это негативная сторона психологических тренингов/ – они создают иллюзию, что что-то изменилось. Они учат человека психологическим трюкам, и человек думает, что у него теперь все хорошо и ему все понятно. Вплоть до того, что я приехал в один храм, и там мне рассказали, что лектор по Бхагаватам сказал на лекции, что сейчас они будут делать расстановки по Хелленгеру. Я был в шоке. Расстановки по Хелленгеру, при всем моем к нему уважению, не решат ваших проблем. Может быть, на поверхностном уровне это и поможет, но этот уровень не такой глубокий, как мы хотим, потому что все это не поменяет наших мыслей, которые привыкли ходить по своим кругам. Карма – это проторенные пути, круги, по которым снова и снова ходят наши мысли. Говардхан Гопал говорил мне, что ум не меняется на этих тренингах. Эта зараза распространена в современном мире. Люди хотят найти решение своим проблемам, они ходят на разные семинары и тренинги. Мне рассказали про один семинар по бизнесу. Там учили людей трюкам, все были в восторге, хлопали, вышли в большом воодушевлении. Был один преданный на этом семинаре. Все ушли, лектор складывал бумаги, преданный подошел, поблагодарил лектора за интересный семинар и спросил, как тот думает, какой процент людей, слушавших эту лекцию, смогут применить это в жизни. Лектор удивленно посмотрел на преданного и сказал: «Ни один из них!». Ни один! И он добавил – не для этого он давал лекцию, а для того, чтобы ему заплатили деньги. Это важная вещь! Семинары такого рода всего лишь возбуждают человека изнутри, дают приемы, которыми человек какое-то время пользуется, но потом все возвращается на свои места. Конечно же, психология имеет свое место, но психология не избавит нас от невежества, не поменяет наши желания. Все эти трюки направлены на то, чтобы обмануть других и обмануть себя, внутри при этом ничего не поменяется. Психология может помочь нам что-то понять о себе, наладить какие-то отношения, но это — не школа ИСККОН. Мне очень хочется подчеркнуть этот момент — наш метод другой. (далее…)


Поклоняйся Божеству, которому ты подходишь.

1526889_10202094602520113_7550000073099790353_n

Поклоняйся Божеству, которому ты подходишь.
Матаджи: Махарадж, вы говорили о Божествах. Я помню, как вы давали лекцию, и одним из ваших утверждений было: «Что вы подразумеваете под установленными божествами?» И у меня есть Божества, и Они не были установлены, а моё поклонение им не было регулярным. Ну, как-то оно было отрегулировано, я поднимала их утром с мантрой и предлагала воду и благовоние. Но также как (другая) матаджи, когда мне было пора есть, я что-нибудь готовила Божествам. И мои Божества покинули меня. Поэтому я бы хотела, чтобы вы объяснили, что значит «установлены», потому что у меня было такое понимание, что, так как Они не установлены, я не обязана отрегулировать это, заботиться о Божествах регулярным образом, и после этого получать то, что остается.

ЕС Бхакти Видья Пурна Свами: Позвольте мне задать вопрос, который может прояснить ситуацию. Существует ли такое понятие, как установленная жена?
Матаджи: Нет.
ЕС Бхакти Видья Пурна Свами: Вы просто общаетесь с женой только тогда, когда есть настроение, а когда нет, то нет.
Матаджи: Погодите минуточку, ну серьёзно, речь идет об ИСККОН, поэтому… (слышен смех)
ЕС Бхакти Видья Пурна Свами: Нет, нет. Вот то, что я сказал, это работает?
Матаджи: Нет. (далее…)


Что опаснее: оскорбление Кришны, Святого Имени или оскорбление ваишнавов?

Да, очень важно, что вы это знаете. Но теперь, пожалуйста, запишите к чему приводит оскорбление ваишнавов. Писания говорят, что когда человек оскорбляет Святое Имя или оскорбляет Кришну, то росток его бхакти слегка уменьшается, чуть-чуть увядает, но корень остается и он может снова, при благоприятных обстоятельствах вырасти. Если человек оскорбляет ваишнавов, засыхает корень бхакти. Если человек оскорбляет ваишнавов, самый корень преданности Кришны … бхакти не вырастит. Я видел это, я видел людей, которые уходили и потом опять приходили и они говорили: “Ну чье, я поискал чье-то там, не нашел ничего, ничего там хорошего нет, я теперь знаю все, мне все уже ничего не страшно, я вернулся, берите меня.” Но были люди, которые уходили и никогда не возвращались снова и у них до сих пор злоба, обида, боль, раздражение, гнев на Кришну. И никогда бхакти к ним не придет. Почему? Потому что они совершили серьезные ваишнава-апарадхи. (далее…)


Благотворное воздействие Святого Имени

Благотворное воздействие Святого Имени
«Да восторжествует слава святого имени Господа Кришны, которое очищает зеркало сердца от скверны и гасит пожар страданий материального существования. Святое имя подобно растущей луне, дарующей белый лотос удачи всем живущим. Святое Имя Господа является смыслом и целью всех познаний – как материальных, так и духовных. Воспевание святого имени Господа увеличивает океан трансцендентного блаженства. Оно дарует надежду всем страждущим и позволяет им в полной мере наслаждаться духовным нектаром».
Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
Шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
Анадамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
Сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам
В приведенном стихе упомянуты семь духовных благословений, которые дарует воспевание Святого Имени Господа:
1. Чето-дарпана-марджанам. Очищение сердца. Материальный ум подобен зеркалу, покрытому пылью многочисленных материальных впечатлений, которые накапливались в течение долгого времени. Подобные «накопления» препятствуют верному восприятию вечной природы души. «Пылинки», покрывающие зеркало ума, имеют весьма тонкую природу. Они состоят, главным образом, из желаний наслаждаться отдельно от Кришны, а также из дурных привычек, анартх. Воспевание святого имени очищает ум от этой скверны, позволяя возродиться изначальной духовной природе ума. Освобожденный ум способен познать истинную сущность души. Шрила Прабхупада часто сравнивал этот процесс с пробуждением от тяжелого сна.

2. Бхава-маха-дава-агни-нирвапанам. Воспевание святого имени гасит пожар материального существования, избавляя живое существо от страданий. Каждое утро, вознося молитвы духовному учителю, мы повторяем следующие слова: «Духовный учитель получает благословения из океана милости. Подобно тому, как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий пожар материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем». Пожар материального существования гасят божественные звуки святого имени, а святое имя мы получаем от духовного учителя. Шрила Прабхупада утверждал, что самое важное из наставлений духовного учителя – повторять ежедневно шестнадцать кругов маха-мантры. (далее…)


Наставничество

Из книги Бхактиведанты Садху Свами «Забота о преданных»:

Наставничество означает, что преданные не мыслят себе жизни без семьи. ЖИЗНЬ ВНЕ АШРАМА — ЭТО АНОНИМНАЯ ЖИЗНЬ, КОТОРАЯ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СУМАСШЕДШИМ. ЖИТЬ С КЕМ-ТО — ЭТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ В РЕАЛЬНОСТИ, А НЕ В ИЛЛЮЗИИ. Если вы живете один, не неся ответственности за других людей и за свои чувства по отношению к ним, то вы постепенно слабеете. Кали вас слопает в итоге, даже не сомневайтесь в этом. Более того, ДАЖЕ ЖИТЬ С ЖЕНОЙ И РЕБЕНКОМ ИЛИ ЖИТЬ В АШРАМЕ БРАХМАЧАРИ НЕДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ. НУЖНО, ЧТОБЫ ВАША СЕМЬЯ БЫЛА ЧАСТЬЮ БОЛЬШЕЙ СЕМЬИ. ДЛЯ БРАХМАЧАРИ ЭТО ОЗНАЧАЕТ ВЫХОДИТЬ «В НАРОД» С ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ МИССИЕЙ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ БРАХМАЧАРИ, А ДЛЯ ГРИХАСТХ ЭТО ОЗНАЧАЕТ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ГРИХАСТХАМИ В ОБЩИНЕ. Хотя выходить на проповедь они также могут и даже должны, но ГЛАВНАЯ ИХ ПРОПОВЕДЬ — СОЦИАЛЬНАЯ, СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ. (далее…)


Чтобы усилить их любовь Я посылаю им испытания, и, делая это, Я Сам страдаю…

Чтобы усилить их любовь Я посылаю им испытания, и, делая это, Я Сам страдаю…

«Робко поглядывая на Гопи, как маленький мальчик. которого застали таскающим масло из горшка, Гопал сказал: «Что Я могу поделать? Я не могу устоять перед привлекательностью любви, не могу!

Боль Моих преданных — это бремя их любви. Видя, как они страдают в одиночестве, Я испытываю боль в тысячу раз сильнее. Что Я могу поделать? Их искренние молитвы изумляют Меня, но их горячие слезы обжигают Мое сердце. И когда в отчаянии они лишаются чувств, Я падаю в обморок вслед за ними. Но все равно, ради их блага, Я продолжаю молча ждать. Я терплю все это для того, чтобы сделать зрелой их любовь.

Но самое трудное — это когда те, кого Я люблю, обвиняют Меня в безразличии. Мои возлюбленные называют Меня бессердечным, поскольку Я не прихожу по первому их зову. Меня называют гуру-друхой. Говорят, что Я неблагодарный, безразличный!.. Но Меня всегда переполняет любовь к Мои преданным. И где бы они ни проявляли свою любовь ко Мне, Я всегда там. Я подвластен только любви.

Тот, кто способен с честью выдержать все испытания своей любви, кто постоянно погружен в мысли обо Мне и призывает Мои имена с сердцем, полным раскаяния, навеки обретает Меня, чтобы никогда больше не потерять. Только для того, чтобы усилить любовь своих преданных, Я посылаю им испытания, и, делая это, Я Сам страдаю».

-Шрила Шиварама Свами, Кришна во Вриндаване, т.2, «Я не смогу вам отплатить»

(далее…)


Сат-санга

Мы должны находиться в общении с теми преданными, которые напоминают нам, что Бхакти – это нечто большее, чем приходить на Воскресную программу, невдумчиво повторять Харе Кришна и не стараться прогрессировать в сознании Кришны. (далее…)