Лекции


Наставничество

Из книги Бхактиведанты Садху Свами «Забота о преданных»:

Наставничество означает, что преданные не мыслят себе жизни без семьи. ЖИЗНЬ ВНЕ АШРАМА — ЭТО АНОНИМНАЯ ЖИЗНЬ, КОТОРАЯ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СУМАСШЕДШИМ. ЖИТЬ С КЕМ-ТО — ЭТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ В РЕАЛЬНОСТИ, А НЕ В ИЛЛЮЗИИ. Если вы живете один, не неся ответственности за других людей и за свои чувства по отношению к ним, то вы постепенно слабеете. Кали вас слопает в итоге, даже не сомневайтесь в этом. Более того, ДАЖЕ ЖИТЬ С ЖЕНОЙ И РЕБЕНКОМ ИЛИ ЖИТЬ В АШРАМЕ БРАХМАЧАРИ НЕДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ. НУЖНО, ЧТОБЫ ВАША СЕМЬЯ БЫЛА ЧАСТЬЮ БОЛЬШЕЙ СЕМЬИ. ДЛЯ БРАХМАЧАРИ ЭТО ОЗНАЧАЕТ ВЫХОДИТЬ «В НАРОД» С ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ МИССИЕЙ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ БРАХМАЧАРИ, А ДЛЯ ГРИХАСТХ ЭТО ОЗНАЧАЕТ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ГРИХАСТХАМИ В ОБЩИНЕ. Хотя выходить на проповедь они также могут и даже должны, но ГЛАВНАЯ ИХ ПРОПОВЕДЬ — СОЦИАЛЬНАЯ, СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ. (далее…)


Чтобы усилить их любовь Я посылаю им испытания, и, делая это, Я Сам страдаю…

Чтобы усилить их любовь Я посылаю им испытания, и, делая это, Я Сам страдаю…

«Робко поглядывая на Гопи, как маленький мальчик. которого застали таскающим масло из горшка, Гопал сказал: «Что Я могу поделать? Я не могу устоять перед привлекательностью любви, не могу!

Боль Моих преданных — это бремя их любви. Видя, как они страдают в одиночестве, Я испытываю боль в тысячу раз сильнее. Что Я могу поделать? Их искренние молитвы изумляют Меня, но их горячие слезы обжигают Мое сердце. И когда в отчаянии они лишаются чувств, Я падаю в обморок вслед за ними. Но все равно, ради их блага, Я продолжаю молча ждать. Я терплю все это для того, чтобы сделать зрелой их любовь.

Но самое трудное — это когда те, кого Я люблю, обвиняют Меня в безразличии. Мои возлюбленные называют Меня бессердечным, поскольку Я не прихожу по первому их зову. Меня называют гуру-друхой. Говорят, что Я неблагодарный, безразличный!.. Но Меня всегда переполняет любовь к Мои преданным. И где бы они ни проявляли свою любовь ко Мне, Я всегда там. Я подвластен только любви.

Тот, кто способен с честью выдержать все испытания своей любви, кто постоянно погружен в мысли обо Мне и призывает Мои имена с сердцем, полным раскаяния, навеки обретает Меня, чтобы никогда больше не потерять. Только для того, чтобы усилить любовь своих преданных, Я посылаю им испытания, и, делая это, Я Сам страдаю».

-Шрила Шиварама Свами, Кришна во Вриндаване, т.2, «Я не смогу вам отплатить»

(далее…)


Сат-санга

Мы должны находиться в общении с теми преданными, которые напоминают нам, что Бхакти – это нечто большее, чем приходить на Воскресную программу, невдумчиво повторять Харе Кришна и не стараться прогрессировать в сознании Кришны. (далее…)


Самая сильная проповедь

Мы склонны думать, что величайшие преданные — это те, кто всегда освещен софитами или способен манипулировать множеством материальных вещей. Это необязательно так. В некоторых случаях Кришна дает человеку высокое положение потому, что если не дать, он вообще не сможет остаться преданным. Такие преданные, если у них не будет возможности манипулировать материальными вещами, просто бросят преданное служение. Их ум и чувства будут увлечены другими областями деятельности.

Более того, человек, занимающий более высокое положение, не всегда самый духовный. Это может быть так, а может и наоборот. Наилучший способ проповедовать — это подавать хороший пример. Настоящая проповедь имеет мало общего с произнесением слов. Мы, конечно, можем произносить много слов, которые тоже помогают общению, но самая сильная проповедь — это наш пример. Дела говорят громче всего, и нашим посланием должна стать сама наша жизнь.

Е.С.Бхакти Тиртха Свами


Можно ли молиться Господу Нрисимхе об устранении препятствий с нашего пути?

Вопрос: Можно ли молиться Господу Нрисимхе об устранении препятствий с нашего пути?

Радханатх Свами: Да, преданные молятся Нрисимхадеву об устранении препятствий на пути преданного служения. Но самые серьезные препятствия – не внешние. Окружающий мир не способен повлиять на нас так, как влияют анартхи в нашем сердце — сомнения, гнев, похоть, гордость, жадность, жажда престижа… Еще одно большое препятствие – наша лень. Сколько же анартх мы должны преодолеть в собственном уме, сколько ложных привязанностей! Нужно молиться Господу, чтобы Он помог нам преодолеть все это, и мы могли бы всем сердцем предложить свою жизнь служению Кришне.
Внешние обстоятельства, какие бы они ни были, только помогают нам – при условии, что мы находимся в правильном сознании. Например, когда Шрила Прабхупада жил в Калькутте, однажды японцы начали бомбить город. Под вой сирены все жители в страхе мчались в подземные укрытия. Прабхупада видел падающие бомбы и слышал взрывы, но это не было препятствием для него. Он подумал: «Сам Кришна пришел в форме этих бомб!» — и продолжил спокойно готовить пури для своих Божеств. Таким образом, если мы имеем правильное сознание, то любые внешние обстоятельства будут благоприятными для нас. (далее…)


Отличие Ретрита от Фестиваля

Шачинандана Махарадж объясняет очень хорошо, чем ретрит отличается от фестиваля. Многие люди могут подумать, что в сущности одно и тоже, просто на фестивале много рассказчиков, а на ретрите один, и потому больше свободного времени. Но на самом деле суть не в этом, цель и у того и у другого разная, причем диаметрально противоположная. Фестиваль нужен для того, чтобы человек получил вдохновение, для того, чтобы он зарядился, получил какую-то энергию, подпитался. И, в конечном счете, настроение человека на фестивале, как это ни странно – взять. Мы берем правильные вещи, хорошие вещи, пытаемся зарядиться духовной энергией, пытаемся подпитаться, пытаемся получить какую-то радость, счастье, испытать какие-то эмоции. Но, в конечном счете, человек остается в том же самом режиме берущего. Люди ходят, смотрят, что тут продают. Обычно фестиваль – это большой базар. Фестиваль без базара не бывает. Базар – это половина удовольствий от фестиваля. И одновременно с этим на других сценах происходит другая ярмарка – духовная ярмарка. Люди ходят и слушают: «Кто меня вдохновит больше?» И самое главное, что остается тоже самое настроение – взять, взять, взять, взять. Внимание не сосредотачивается на чем-то одном. Фестиваль, по определению, должен представлять человеку огромный выбор, и это также проявление работы нашего ума, настроенного на наслаждения. (далее…)


Садху Махарадж о искусственных отношениях «старший — младший».

 

Садху махарадж о искусственных отношениях «старший — младший».

Отношения между преданными — это отношения равных. Мы все слуги. Различия возникают из того, что кто-то из преданных более опытен — он становится для нас старшим, кто-то менее опытен чем мы — он становится младшим. Разделение на равных, старших и младших происходит естественным образом.

Проблема возникает, когда когда эти отношения устанавливаются искусственно. Например, кто-то считает себя старшим по отношению к другому и он дает другому наставления, но возникает ситуация, когда этот старший человек должен повести себя как младший или равный, но он не понимает, что такое возможно потому, что он отождествил себя с положением. И когда другой преданный пытается сказать ему какую-то правду, этот «старший» считает, что его оскорбляют. Если я старший по определению, то как мне могут вообще что-то сказать?

Мы должны понять, что являемся все слугами. Поэтому, если у кого-то есть какая-то проблема по отношению ко мне, а я старший, то если он не может мне этого смиренно, без претензий сказать; то это означает, что эти отношения материальны. Духовные отношения означают, что я принимаю вас старшим потому, что вы более опытный, зрелый и я естественно испытываю к вам уважение и почтение. И из-за того, что у меня есть к вам доверие, в случае появления каких-то недоразумений или сложностей, я об этом вам скажу, но если я не могу об этом вам сказать, значит эти отношения ложны. (далее…)


Задачи ученикам Радханатха Свами

Даршан Е.С Радхантаха Свами Махараджа
Москва, 30.07.1999 г.

Ученик значит, все свое сердце и душу вкладывать в наставления своих духовных учителей.

Кто-то из вас хочет, чтобы я как-то служил вам в каком-то качестве?
….Максимум, что я обещаю, что я буду приезжать на 5 дней в году. Что касается написания писем, то я не отличаюсь особым талантом в этом. Я часто прошу учеников не писать мне, потому что у меня просто не хватаем времени отвечать.

1) У вас должна быть очень строгая садхана.
2) Каждый день повторять очень внимательно 16 кругов джапы.
3) Очень тщательно изучать книги Шрилы Прабхупады. Может быть очень много различных книг, но мы должны вкладывать свое сердце и душу в то, чтобы ответить взаимностью на любовь Шрилы Прабхупады, которую он вложил в свои книги.
4) Должны быть очень благодарны и верны Шриле Прабхупаде, служа миссии, которую он начал.
5) Всегда проявлять уважение к другим.
6) Никогда не слушать или говорить сплетни.
7) Не слушать критики и самим не критиковать.
8) Стараться общаться с теми, кто ищет хорошие качества в других.
9) Стараться напоминать друг другу о Кришне. Это очень важный принцип.
10) Мы не должны стремиться занять никакое положение, кроме положения смиренного слуги слуги слуги. (далее…)


Смиренное обращение из переписки с участниками форума Украинских духовных наставников

Дорогие Преданные,
Примите пожалуйста мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

Я прошу прощение за то что возможно выгляжу как выскочка или как зануда. Но есть одна тонкая вещь которая вот уже как несколько лет вызывает у меня беспокойства.

На днях в Ивано Франковске один преданный задал мне вопрос: что для нашего движения может быть объединяющим фактором который скрепит в будущем наше движение и не создаст пропасти между разными поколениями преданных?

Основная мысль моего ответа была в том что таким фактором для всех будущих поколений конечно же будет Шрила Прабхупада и его учение. Но мы должны научить младшее поколение преданных сосредоточить свою духовную жизнь вокруг книг Шрилы Прабхупады, его лекций, его настроения проповеди, и научить преданных также должным образом выражать свое почтение Шриле Прабхупаде.

Я слышал от Шрилы Ниранджаны Свами а также от Шрилы Шиварамы Свами о том что в наше время часто обсуждается вопрос как передать Srila Prabhupada’s Legacy (наследие Шрилы Прабхупады) второму, третьему и будущим поколениям преданных.

В этом контексте хочу отметить одну тонкую вещь:

Практически все наши духовные учители, после предложения поклонов друг другу по телефону, или лично после «примите пожалуйста мои поклоны» всегда говорят друг другу или пишут All Glories to Srila Prabhupada! -Вся слава Шриле Прабхупаде!

Однако в своих постах, на этом форуме, а также на других подобных Вайшнавских интернет форумах, в своих приветствиях по телефону, Скайпу, в своих личных приветствиях друг с другом, преданные перестали говорить и писать «Слава Шриле Прабхупаде!» после «примите пожалуйста мои поклоны». Еще десять лет тому назад этой негативной тенденции не существовало. Но в наше время преданные пишут лишь «примите мои поклоны» или часто прибегают ко всяким небрежным аббревиатурам типа ВСШП, ППМСП и.т.д (далее…)