Радханатх Свами об уходе преданных


Воскресная программа воспоминания о восьми преданных, оставивших тело.

ЕС Радханатх Свами, ИСККОН Чоупатти. 

 

Жест взаимности и любви Радханатхи Свами к восьми ушедшим преданным.

13139_10151269413901433_587820722_n

Это очень непростое время для всех нас. По непостижимому желанию Господа у нас забрали восемь самоотверженных преданных, преданных с чистыми сердцами, возлюбленных преданных.  Когда я узнал об этом, шок был таким сильным что было сложно привести этому философскую причину. Некоторые события так глубоко затрагивают сердце, что мы просто вынуждены принять прибежище у Господа. Когда мы сталкиваемся с вещами, которые находятся за пределами нашего разума и за пределами нашей способности справится с этим, это самое время, когда мы можем беспомощно взывать к Кришне.  Я подумал, что я должен поехать в Мумбай. Я не планировал приезжать сюда до октября, у меня были серьезные обязательства, и многие высокопоставленные личности рассчитывали на  мое пребывание в Техасе.

В течение последних нескольких лет мое здоровье было не очень хорошим. На самом деле всего лишь восемь месяцев назад я серьезно заболел, по причине полного истощения и полного разлада моей иммунной системы настолько серьезно, что доктора запретили мне так часто путешествовать. «Вы должны совершать не более одного или двух длинных перелетов в год, если хотите жить». Так что разум мой говорил, что ради служения преданным, мне не следовало ехать. Полететь туда и вернуться обратно меньше чем через неделю – это могло очень разрушительно сказаться на моем здоровье. Но сердце говорило мне нечто совершенно иное. Мое сердце говорило: «У тебя нет выбора, ты должен ехать». Что значит любовь? Любовь значит жертвовать. Эти восемь преданных (Радханатх Свами внутренне оплакивает разлуку с преданными) они принесли жертву свои сердца полные любви.  Помогая мне в моем служении Шриле Прабхупаде, они принесли в жертву свои полные любви сердца. Они дали мне столько любви, что я должен был отплатить им. Так что я решил, что я поеду в Мумбай. Почему?  Потому что, как я уже сказал, я должен был поступить, отвечая так взаимностью тем, кто отдал нам свои сердце и душу. Через несколько минут после того как я принял это решение, я уже говорил с Виддхи по телефону. Она была очень трогательна в своей печали. Молодая девушка, которая только что потеряла свою мать, отца и брата за какие-то мгновенья.

В этот же момент я подумал о Прерне, и о Харише который только что потерял всю свою семью, свою любимую верную, целомудренную и любящую жену и единственную дочь, которой он очень гордился. Я подумал о родителях Мурли Мохана и Ганги, которые потеряли своих единственных детей. И хотя я не знал родителей Гаура Кришны Прабху, я мог себе представить, через что проходит сейчас его семья. Я слышал их голоса, я слышал голоса их сердец через голос маленькой плачущей Виддхи. Но мы слышим, что Кришна был там с ними, Кришна был там и для нее тоже. И я чувствовал, какой необыкновенной душой она была! Поэтому я намеревался приехать и как-то послужить им. Потому что с 1985 года, с тех пор, когда мы открыли храм Радха-Гопинатхи, вместе с небольшим количеством преданных, с нами были эти две семьи: Кунджабихари, Мадху Прия и Гокулрани. На самом деле они пришли одними из первых, и были в ряду с самыми старшими преданными. Я видел как, начиная с горстки преданных, стало приходить все больше людей. И мы молимся и стремимся к тому, чтобы невзирая на то, какими бы маленькими или большими наш ашрам и община ни стали, чтобы первым и самым главным приоритетом непременно было бы поддержание и углубление того духа семьи, который мы создали. Что такое семья? Семья значит, что мы здесь друг ради  друга.

Настоящая семья – это когда потребности другого становятся приоритетнее моих собственных. Это духовная семейная жизнь, бескорыстное служение. Так я размышлял об этих преданных, которые предложили мне и всем нам свою любовь и привязанность и о том, как я мог бы им послужить. Потому что в бхакти, все, в конечном счете, сводится к тому, как мы способны служить, потому что любовь и означает служить бескорыстно. Чтобы как то приободрить эти семьи, я могу послужить этим возлюбленным душам через более широкую семью нашей общины. Я приехал сюда с мыслями о том, что я буду утешать, но приехав сюда, я осознал, что когда мы отдаем, то мы получаем. Потому что, побывав  с членами семьи и с преданными из ашрама, и со всей общиной, я сам получил утешение. Я думаю, что во всем творении Брахмы не найдется более подходящего места, где мне следовало бы быть сейчас, ведь именно здесь столько людей по-настоящему знали ушедших Вайшнавов, глубоко ценили и любили их. Я просто хочу сегодня быть с вами и благодарю вас за эту возможность. Непостижимо — как понять план Кришны Вполне понятный вопрос, который задала Виддхи, и который, думаю, интересовал и многих других: «За что?» Они были такими хорошими преданными. Они не были грешниками. Они были благочестивыми. Что бы они ни делали, в центре деятельности каждого из них стоял Кришна. Обычно мы слышим, что хорошее случается с хорошими людьми, а плохое с плохими, потому что таковы законы кармы. Почему же такие хорошие люди лишились жизни? Сейчас я разбираю вопрос «Почему?» Ведь это кажется несправедливым.

Кто же захочет стать преданным, если такое случается с самыми искренними преданными? Чтобы понять этот вопрос: «За что? Почему?» – нужно слушать великих душ –  махаджано йена гатах са пантхах.. В первой песне «Шримад-Бхагаватам» этот предмет обсуждается очень прямо. С философской точки зрения он обсуждается в «Бхагавад-гите» и других священных писаниях. В «Шримад-Бхагаватам» есть удивительное объяснение, которое на самом деле меняет философию наших сердец. Мы обнаруживаем Бхишму, одного их двенадцати великих авторитетов Ведической мудрости, возлежащим на ложе из стрел. Все его тело было пронизано стрелами, начиная от его шеи до пальцев ног. Стрел было сотни, и они так плотно пронизывали его, что между двумя стрелами не было свободного места даже размером с палец. Но он не умирал, он ждал Кришну. Не думайте, что ему не было больно. Мы не можем вытерпеть боль даже от маленькой занозы, которая всего лишь на миллиметр вонзается в ногу.  Можете себе представить сотни стрел протыкающих тело спереди и сзади? Тем временем там появляется Махараджа Юдхиштхира. Самая благочестивая личность. Его называли Дхармараджей. Он –  царь Дхармы. О том, чтобы совершить что-нибудь безнравственное даже речи не шло, потому что за всю свою жизнь он даже не подумал ни разу о чем-то безнравственном. Он винил себя за все, что произошло на Курукшетре, потому что это принесло столько страданий и смертей. Вместо того чтобы давать ему наставления лично, Кришна привел его к Бхишме. А там Бхишма задавал вопрос: «За что? Почему все это произошло с Юдхиштхирой и братьями Пандавами и с Кунтидеви, такой чистой искренней преданной Кришны? Она же тетя Кришны!»  Пандавы были двоюродными братьями Кришны. Кришна касался стоп Юдхиштхиры, а Арджуна был лучшим другом Кришны. Почему их пытались сжечь, отравить ядом, они были сосланы в изгнание на 12 лет? Он пришел к выводу, что это непостижимо невозможно понять.

Почему так? Непостижимо. Потому что природа материального мира – падам, падам йад випадам на тешам – всех опасность подстерегает на каждом шагу (Бхаг., 10.14.58). Дукхалайам ашашватам, потому что все временно в этом мире, то фактически это место постоянных страданий (Б.-г., 8.15)а-брахма-бхуванал локахпунар авартино ‘рджунамам упетйа ту каунтейапунар джанма на видйате (Б.-г., 8.16)От самых высших планет материального мира до самых низших планет, от Брахмалоки, Тапалоки, Джаналоки, Махарлоки, Сваргалоки, что уж говорить о Бхурлоке, Бхуварлоке, до Паталалоке – все это места где нам придется умереть, и смерть это время когда у тебя отбирают все. Но все писания говорят нам, что смерть свойственно только телу, но атма вечна. Когда Кришна говорит нам: каунтейа пратиджанихи наме бхактах пранашьяти.Он говорит:  «Мой преданный никогда не погибнет, Я обещаю это, и Арджуна ты обещай это» (Б.-г., 9.31). Преданный – это не та машина, которую он лишь направляет. Преданный –  это та жизненная сила, которая является частью Кришны. На джайате мрийате ва кадачин, душа вечна, она никогда не рождалась и никогда не умрет. На ханьяте ханйамане шарире, смерть ничего не может сделать с душой, она не может затронуть ее. Душу невозможно разрезать на части никаким оружием; ее нельзя сжечь в огне, нельзя смочить в воде. Она — часть Кришны, а Кришна «бхакта-ватсала». Наши ачарьи учат нас, что доминирующее и самое важное из всех качеств Кришны, как в духовном, так и в материальном мире то, что Кришна любит своих преданных, а преданные любят Кришну.

Этот взаимообмен и есть высшая истина. Нехабхикрама-нашо сти пратйавайо на видйате. Какого бы духовного прогресса мы не достигли, что бы ни сделали для Кришны, Кришна никогда этого не забудет (Б.-г., 2.40).У одного из моих духовных братьев были серьезные проблемы в духовной жизни, настолько серьезные, что он даже не мог следовать моральным принципам. Но Шрила Прабхупада написал ему письмо, где писал: «За то, что ты когда-то искренне повторял имя Кришны, Кришна освободит тебя». И я видел, как это произошло самым непостижимым образом. У него обнаружили рак, и он полностью предался с полным смирением и преданностью и каждое мгновение испытывал благодарность. Почему? Возможно, нам не совсем понятно, почему Кришна забрал своих искренних и верных преданных именно таким способом. Но мы можем быть абсолютно уверенны в том, что Кришна был там, чтобы защитить их, чтобы возвысить их, чтобы обнять их и чтобы дать им Себя, потому что они отдали себя Ему.В «Бхагавад-гите» говорится, что те, кто находится на пути гьяна-канды, аштанга-канды и карма-канды достигают различных результатов, когда покидают тело, в зависимости от того конкретного времени дня и времени года, когда это происходит.  Но очень подробно описав все эти тонкости, Кришна говорит, что: «для Моего преданного это не имеет значения, для них Я всегда рядом». Для преданного не существует благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, для него все благоприятно. Поэтому, да, конечно же, мы с абсолютной уверенностью можем сказать, основываясь на высказываниях Гуру, Шастр и Садху,  что эти восемь преданных достигли совершенства. Они всегда стремились любить Кришну, бесконечно служить, они, возможно они хотели, а, может, и не хотели высшего счастья, но они все это получили, и это уж точно. Есть много примеров, некоторые заметил доктор Алва. Субхадра – сестра Кришны, она –энергия Господа, Йога Майа. И ее любимый сын Абхиманью, которого Пандавы любили больше самих себя, который был так дорог Кришне, он был зверски убит. Субхадра плакала, Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева были просто убиты горем. Почему? Потому что тело преданного очень священно, потому что посредством этого тела, мы можем общаться с этим преданным. Преданный – это не тело, преданный – это вечная душа, не умирающая. Тело обязательно когда-нибудь будет разрушено, это лишь вопрос времени. Но при помощи этого тела эта возлюбленная душа может выразить свою любовь к Кришне и к нам. И посредством этого тела, мы можем выразить свою любовь этой душе в ответ.Да, когда у материалистов умирают те, кого они любят – это несчастье, та загадочная пустота, в которой умершие пропали навеки. Но преданный понимает, что когда умирает дорогой сердцу человек, это значит, что его забрал Кришна. Непостижимо, деталей мы можем до конца не понимать, но если Кришна забрал их, то, конечно же, мы будем плакать, проливать слезы разлуки с ними. Но эти слезы – это не просто напрасные причитания, эти слезы – это подношения нашей любви. Боль нашего сердца – это подношение благодарности, любви и молитв Кришне, чтобы Он пролил на них милость.

Такого рода слезы на самом деле сближают нас с их душами и, возможно, делают нас даже намного ближе друг к другу, чем мы когда-либо были при их физическом присутствии, вот в чем красота духовной жизни. Мы можем продолжать обмениваться любовью и за пределами географических рамок этого мира. Шрила Прабхупада говорил: «Если ты воспеваешь Харе Кришна, и я воспеваю Харе Кришна, то мы всегда вместе, даже если я в Индии, а ты в Америке, или я на Голоке, а ты в материальном мире». После битвы на Курукшетре, после того как Пандавы только потеряли Абхиманью, после того как война окончилась, они уставшие легли спать. Тогда Ашваттхама безжалостно убил спящих сыновей Драупади. Это были сыновья Юдхиштхиры, Арджуны, Накулы, Сахадевы и Бхимы. Это было ужасно. За что? Эти сыновья были так дороги Вайшнавам, они были дороги Кришне. Таков уж этот мир. Независимо от того, кем мы являемся, мы должны смотреть на это все с духовной точки зрения. Их жизнь была совершенной, потому что они были так дороги Кришне. Деваки была матерью. После того как она девять долгих месяцев вынашивала детей в своем чреве, и после того как они появлялись на свет, она с любовью смотрела на их милые личики, а они улыбались. Затем приходил Камса и убивал детей, прямо у них на глазах. Но позднее, во время Своей Дварака-лилы Кришна вернул всех убитых сыновей Деваки, чтобы показать, что Он всегда с ними рядом. Она покормила их молоком из своей груди, и они тут же получили освобождение, так как молоко было кришна-прасадом. В Рамаяне история о Джатаю, одна из самых важных историй в этом писании, почему он не победил в битве с Раваной? Ему отрезали крылья, отрубили ноги. Он кашлял кровью, но Рама показал, что Он был там, рядом с каждым преданным. Мы можем не видеть физически, как Он находится здесь, но Он показал нам это в этой лиле. Он положил голову Джатаю к себе на колени, обнял его и сказал: «Джатаю, сегодня ты встретишь Меня на Вайкунтхе, так же как видишь Меня здесь, и твое служение Мне никогда не закончится. Я буду вечно благодарен тебе за твое служение Моим преданным».

И так, воспевая имена Господа Рамы, Джатаю вернулся назад к Богу. В лилах Господа Чайтаньи сын Шриваса умер от лихорадки во время киртана, и его родственники естественно оплакивали его, ведь они любили его. Но Господь Чайтанья, Он не просто явил Свою лилу в определенный момент времени и в определенном месте и обстоятельствах, это послание было универсальным.  Он вернул ребенка к жизни на минуту, и ребенок сказал: «Это тело обречено на смерть, оно могло умереть при многих других обстоятельствах, но благодаря тому, что я родился в семье преданных, и общался с преданными и так часто слышал киртан вокруг, я с радостью, отправлюсь в любое место, куда Ты меня направишь, мой Господь». После этих слов он снова лег и снова умер, но никто уже не чувствовал себя несчастным. Они были опечалены разлукой с ним, но в то же время они были в полном экстазе от того что знали, куда он отправился теперь. Такое же послание мы получили сегодня. Это печальное время для нас, потому что мы лишились их компании, но в то же время это время для радости, потому что они достигли любовного служения Кришне за пределами этого мира, в котором опасность подстерегает нас на каждом шагу. Все эти восемь человек были очень особенными преданными и это действительно большая потеря для нас. Я думаю, что мы все знаем, что каждый из них был одним из сотни и миллионов людей этого мира. Это очень редкий случай быть преданным, искренним предавшимся бескорыстным преданным. Это потеря не только для нас, не только для движения Шрилы Прабхупады, движения Господа Чайтаньи. Это не просто потеря для этого человечества, это потеря для всей вселенной. Шри Чайтанья Махапрабху говорил: «Все богатство во всем космическом проявлении, все достояние всех вселенных…» — (мы говорим сейчас не только о богатствах Индры и богатствах Брахмы, что говорить о богатствах людей живущих в Бомбее) – «Все богатства во всей вселенной не сравнятся по ценности и с крупицей ценности одного искреннего преданного». Насколько ужасна для мира потеря этих восьмерых преданных, которых мы лишились! Но как же радоваться за них мы должны! Пусть же наши слезы станут нашим подношением любви и благодарности их вечным душам, которых Кришна забрал Сам лично. Мы можем задаваться вопросом: «Планировал ли Кришна эту авиакатастрофу?», но мы никогда не получим ответ на это вопрос. Было ли это их кармой? Или же это просто ошибка? Почему они оказались на этом ужасном самолете? Часть моего сердца сожалеет, что они не сообщили мне о своем намерении, потому что практически все кто отправляется на Ятру, просят у меня разрешений и благословений.

Прямо или косвенно все сообщают мне об этом. Но я абсолютно ничего не знал об этом, и о том, что это один из самых опасных аэропортов на всей планете. Мы приняли правило в нашем храме, что мы больше не будем давать никаких благословений и разрешений тем, кто отправляется в опасные места. Так откуда же такая ошибка? Даже с точки зрения менеджмента, мы должны смотреть на это в таком свете, чтобы ни с кем такое больше не происходило, так как нам нужны преданные здесь. Даже несмотря на то, что Кришна на сто процентов был там, чтобы с любовью обнять их и возвысить в благодарность за их желание просто предложить свои сердца и души Верховной Личности Бога в Муктинатхе. Он — Муктинатх, Господь, который дает мукти, и мы должны быть осторожны, когда мы отправляемся туда, потому что мы, быть может, желаем какого-то определенного вида мукти. А Кришна может дать нам более высокий вид мукти. Они думали, что они едут в паломничество в Муктинатх. Едва ли они сознавали в какое паломничество они отправились – в последнее паломничество в любовные объятия Муктинатха? По традиции люди шли туда и уже не возвращались. Лишь недавно появилось такое новшество, что люди едут туда и возвращаются назад.Джада Бхарата поднимался к реке Гандхаки. Он ушел туда после того как состарился, и он собирался остаться там, петь свой бхаджан до тех пор, пока не умрет, такова была традиция. Я помню, когда жил в Гималаях, там была поговорка – «когда я собрался идти в Бадриннатх». Люди говорили, о Бадринатхе в контексте того, что тот, кто отправляется в Бадриннатх, никогда не возвращается назад. Такова была традиция. Но сейчас из военных соображений они построили столько дорог и все остальное. Многие Ачарьи уходили туда, и перед тем как отправиться туда они понимали, что «я страдаю, и пусть на то будет воля Бхагавана, суждено мне вернутся или нет». Да, они действительно поехали в паломничество, в удивительное паломничество, в паломничество, которое является результатом и совершенством всех паломничеств.

Похожие записи